реферат бесплатно, курсовые работы
 

Традиционные правовые системы: Китай

Традиционные правовые системы: Китай

МГУЭСиИ

Курсовая работа

по теории государства и права

на тему:

Традиционные правовые системы: Китай.

Выполнил:

Москва 2001г.

Содержание:

1. Введение. Антагонизм конфуцианства и легизма в правовой истории

Древнего Китая. Общая характеристика китайской правовой системы……… ………………

……………………… стр. 3

2. Источники права в Китае ………………………………… стр. 6

3. Уголовное право. Танский кодекс ………………………… стр. 9

4. Семейное право. Брак ……………………………………… стр. 13

5. Правовой статус отдельных групп населения…………стр. 15

6. Регулирование имущественных отношений……………стр. 17

7. Судебный процесс ………… ………………………………стр. 19

8. Заключение…………………… ……………………………..стр. 19

Введение. Антагонизм конфуцианства и легизма

в правовой истории Древнего Китая. Общая

характеристика китайской правовой системы.

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния

сразу двух противоборствующих философских учений, как правовая система

древнего и средневекового Китая, в которой этико-политические догматы

конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими

факторами поступательного развития права, его основ, принципов и

институтов, а также механизмов правоприменения и традиционного

правопонимания китайцев. Общей чертой этих двух философско-правовых школ

было их стремление организовать жизнь китайского общества на

рациональных, справедливых началах, понимаемых, однако, каждой школой по-

разному.

Учение Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.), непререкаемый авторитет

которого пережил в китайском обществе века, имеет своим основным

постулатом идею гармонии как главного условия всеобщего космогонического

порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Средством

поддержания данного порядка по конфуцианству является не закон, а

соблюдение традиций, моральных норм, закрепляющих некий образ идеального

поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что должно побуждать

человека к уступкам, компромиссам. В целом в общественных отношениях на

первом плане должна находиться идея согласия и поиска консенсуса. Следует

избегать осуждений, решений большинства. Предложенный выход должен быть

свободно принят участниками, считающими его справедливым. На переднем

плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и

принуждение.

Требование строгого соблюдения "ли" ("моральные устои и обусловленное

ими поведение" 1) определяло особое, принципиально отличное от легизма,

отношение конфуцианства к законодательной форме как к некому эталону,

образцу "правильного" поведения, не требующему во всех случаях ни

строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты. Ритуально-этические

нормы и требования составили основу того официально поддержанного способа

регулирования отношений властвующих и подвластных, а также рядовых

граждан между собой, выполнив тем самым функцию законов с одновременной

политической и моральной санкцией за их неисполнение.

Вследствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к идее

строгого, абстрактного права.

__________

1 В. М. Рыбаков, предложивший это истолкование, уточняет, что здесь

следует иметь в виду не формальные правила церемоний, а глобальную

гармонизирующую правильность, уподобленную древнекитайскими мыслителями

неизменной правильности круговорота процессов во всей природе.

Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого –

стремиться к согласию и ставить общественные интересы выше собственных.

Любое конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным

чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы.

Люди в силу их прирожденной способности самостоятельно принимать

решения или выбирать вариант поведения могут поддерживать порядок и

гармонию лишь путем их подчинения естественному порядку. Это требование

под силу исполнить как простым людям, так и правителям, только

ответственность правителей выше и они должны быть примером.

Китай в течение веков жил, не зная организованных юридических

профессий. Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с

ними, то тайно. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не

обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след.

Однако с течением времени этот традиционный подход был оспорен. На IV

– III вв. до н.э. (т.н. период "борющихся царств" – окончании правления

Чжоуской династии) приходится оформление школы китайского легизма.

Согласно позиции легистов (т.е. законников, от лат. "lex" – закон),

власть должна основываться не столько на добродетели правящих, сколько на

подчинении дисциплине закона и использовании его командной силы.

Впервые концепция управления страной на основе закона, строго

исполняемого всеми: от правителя и чиновника до представителя низших

сословий была выдвинута и обоснована Гуань Чжэнем, мыслителем, еще в

период, когда легисты еще не создали законченной теории (VII – V вв. до

н.э.). Гуань Чжэнь и считается основоположником легизма, оказавшим

огромное влияние на Шан Яна, не только развившего эту теорию, но и

попытавшегося в роли государственного деятеля претворить ее в жизнь.

Шан Ян создал законченное легистское учение об управлении народом и

государством в период стремления китайского общества к преодолению

раздробленности и к укреплению центральной власти правителя путем

подавления сепаратизма родовой аристократии (IV в. – первая половина III

в. до н.э.). Он отстаивал абсолютную власть правителя, который с помощью

строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю

жизнь подданных. Признавая бесполезность и невозможность существования

людей вне рамок строгого наказания, Шан Ян исходил из обязательности

превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее

управление". Другой видный теоретик легизма в Китае – Хань Фэйцзы – в

своем трактате прямо сравнивал людей с "собаками и тиграми,

приобретающими человеческий облик лишь под угрозой наказания" 2.

"Закон не должен потворствовать знатным, отвес не должен

подделываться под кривизну. Там, где действует закон, умный не может его

обойти, храбрый не смеет ему противиться; наказания за проступки не

минуют и сановников,

__________

2 "Древнекитайская философия". М., 1973. Т. 2, стр.225

награды за добрые дела не обходят и простолюдинов. Вот почему ничто не

сравнится с законом, когда надо исправить проступки знати и показать

преступления простолюдинов, усмирить мятеж и осудить заблуждение,

избавиться от излишеств и устранить нелепость, установит единые правила

для всего народа" 3 (Хань Фэйцзы). Характерно, что китайские легисты в

своей полемике с конфуцианцами исходили из постулата о злой, порочной

человеческой природе, которую не в состоянии исправить образование и

культура. И чиновники должны восприниматься потенциально бесчестными,

поэтому каждого из них следует заставить контролировать других. Как

только законы вводятся в действие, все должны им подчиняться. По мнению

Хань Фэйцзы, в государстве мудрого правителя только законы служат

учебником жизни. Не существует других книг, сопоставимых с этими целями и

достойных их. Вероятно, эта позиция послужила поводом к повелению первого

императора династии Цинь – Ши-Хуанди – в 213 г. до н.э. сжечь многие

книги, в особенности конфуцианские тексты, а также предать казни, по

различным источникам, от 300 до 400 ученых-конфуцианцев.

Это произошло в краткий, но значительный этап в противоборстве двух

идеологий, давший новый импульс становлению традиционных черт и

институтов древнекитайского права. В этот период, когда легизм в его

крайней форме становится официальной идеологией вышеупомянутой империи

Цинь (221 – 207 гг. до н.э), легисты приходят к власти, претворяя в жизнь

свои правовые воззрения.

Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства

китайского населения. Они слишком отклонились от укоренившихся

представлений и поэтому имели лишь временный успех. Легистам не удалось

утвердить в Китае понятие постоянно действующих правовых норм и

суверенного закона.

С утверждением династии Хань (206 г. до н.э. – 221 г. н.э.)

конфуцианство вновь возобладало и затем выработало компромиссный вариант

сосуществования с идеями легистов. Происходит слияние легизма и

конфуцианства в новое учение – ортодоксальное ханьское конфуцианство.

Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства

людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в

зависимости от семейного положения, половой принадлежности, возраста.

Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация

поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли",

официально признанного ритуала. Ритуал, опираясь на обычаи и традиции, по-

прежнему остается самым главным регулятором. 4

__________

3 "Проза Древнего Китая". М., 1987. Стр. 237

4 Столь упорное почитание традиции привело, например, к тому, что в Китае

на протяжении трех тысяч лет можно было встретить в стихах одну и ту же

мелодику, один и тот же стихотворный размер.

Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, наказаний,

предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого

предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала

стереотип поведения, право с помощью санкций запрещало от него

уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне

поддерживаться силой, строгой карой закона ("фа"). Это нашло выражение в

формулах ортодоксального конфуцианства: «там, где недостает "ли", следует

применять "фа"; то, что наказуемо по "фа", не может быть дозволено по

"ли", а дозволенное по "ли" не может быть наказуемо по "фа"». Слияние

конфуцианства и легизма привело к тому, что нормы "ли" приобрели большую

обязательность и формализм. Это нашло выражение в праве, в частности, в

прямом перенесении на него целых пассажей из канонизированных в это время

конфуцианских произведений ("Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы"), в которых еще в

начале второй половины I тысячелетия до н.э. (возможно, еще при жизни или

вскоре после смерти самого Конфуция) были систематизированы и закреплены

нормы конфуцианской морали.

Вместе с тем в традиционном праве сохранились и многие легистские

положения, роль которых усиливалась правоприменительным механизмом

созданного на легистских идейных основах государственного аппарата. Так,

например, легистские требования круговой поруки, коллективной

ответственности, поощрение доносов приобрели силу закона, но при

определении меры наказания суды часто руководствовались высказываниями

Конфуция. Можно с уверенностью говорить о том, что идеологический

стереотип об исключительной эффективности взаимодополняющих друг друга

"ли" и "фа" стал важнейшей особенностью традиционного массового сознания,

важнейшим элементом древнейшей, пережившей века и тысячелетия китайской

цивилизации.

Источники права в Китае.

Основными и практически единственными источниками права в Древнем и

средневековом Китае были обычай и закон. Значение обычая как источника

права достаточно четко и подробно описано в предыдущей главе.

Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс,

разработанный, по преданию, в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч

статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим

способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации

различных видов преступлений, которые в то время различались 500

разновидностями. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов –

дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а

передает его, доверяя древним и любя их".

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI – V вв.

до н.э. Одним из первых был закон о поземельном налоге, принятый в VI в.

в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного

землевладения. Усиление законодательной деятельности в период "борющихся

царств" было связано с необходимостью использования закона в целях

стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы

отдельных княжеств между собой.

Результативность управления с опорой на законы не всегда достигала

желанных целей. В документах периода династии Хань отмечалось, что в

начале династии имелись необходимые законы, но при этом "через сеть

закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли".

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов стал

бронзовый треножник с текстом "обозрения законов", относящийся к 536 г.

до н.э., основой которого стало понятие "у син", пяти видов наказания за

преступление: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног,

кастрация и смертная казнь, ставшая самым распространенным наказанием. На

рубеже V – IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга

законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений,

принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами

предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о

заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

Этот сборник положил начало последующей практике разработки законов.

В Ханьском Китае в III – II вв. до н.э. проводилась огромная работа по

описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов.

Упомянутая "Книга древних царства Вэй" была в это время дополнена еще

рядом глав, в частности, нормами права о военном деле, о государственном

коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему

древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу

вышестоящего лица, вплоть до правителя, отводилось существенное место в

регулировании жизнедеятельности китайского общества. Не вытеснили писаные

законы и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм

обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в

частности, земельных.

Начиная с династии Хань, сборники законов неизменно строились на

закреплении стабильного ядра традиционных уголовно-правовых норм "люй",

которые дополнялись новыми – "лин". Постепенно между "люй" и "лин"

произошло разделение по сферам правового регулирования: "люй" включали

уголовные законы, а "лин" – административные постановления и пр.

Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов

законов, у истоков которых обычно находился основатель династии, а его

преемники расширяли, дополняли их своими законодательными

постановлениями, совершенствуя и корректируя их в соответствии с веяниями

времени. Широкое практическое применение получило заимствование из

предыдущего династийного законодательства. Самыми разработанными

кодификациями начального периода средневековья стали законы династии Суй

(581 – 618 гг. н.э.), династии Тан (618 – 907 гг.) и династии Сун (907 –

1279 гг.).

В связи с резким увеличением текущего законодательства работа по

классификации законов и постановлений продолжалась и в последующее время.

В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и

классификации законов, которое, в частности, подготовило "Свод законов из

900 статей". В конце XIV в. увидел свет "Свод законов династии Мин",

воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов. Характерно,

что эта практика не была изменена и после установления в Китае

маньчжурской династии Цин (1644 – 1911 гг.). Уже в 1644 г., после захвата

маньчжурами Пекина, началась работа по изучению Минского кодекса, одной

из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в

соответствии с новыми политическими и социальными реалиями. В результате

в 1647 г. был создан кодекс, подавляющее большинство положений которого

было заимствовано из старого кодекса династии Мин (1369 – 1644 гг.),

причем часть в виде основных положений ("люй"), которые не разрешалось

изменять. Составленные на основе старых кодексов маньчжурские кодексы

XVII в. почти без изменений действовали в Китае вплоть до начала XX в.,

определяя содержание принципов и норм традиционного китайского права.

В завершении темы источников права в Китае необходимо сказать

несколько слов об остальных источниках права. Значение юридического

прецедента крайне мало. На протяжении всей многовековой истории Китая

юридический прецедент практически не использовался в суде в качестве

аргумента в пользу судебного решения. Можно с уверенностью сказать, что

института юридического прецедента в качестве источника права в Древнем и

средневековом Китае не существовало.

Конституция, так же как и юридическая доктрина стала реальной в

качестве источника права лишь во второй половине XX в., после прихода 1

октября 1949 г. к власти коммунистической партии, возглавляемой Мао

Цзэдуном. В 1954 году была создана конституция, построенная по модели

советской конституции 1936 г. Она содержала широкую декларацию прав и

гарантировала независимость судей. Следующие конституции – 1975, 1978

годов закрепляли коммунистический режим в стране. Конституция 1982 года

отражала основные идеи реформ, принятых Дэн Сяопином – модернизации

промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и

технологии.

Договор, преимущественно в устной форме, имел юридическую силу в

сфере регулирования имущественных правоотношений достаточно с давних

времен. Особенно широкое распространение он получил в сфере купли-продажи

земли, но также были распространены и другие договора: ссуды, займа.

Уголовное право. Танский кодекс.

Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право,

нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали и

сферу семейных и гражданских отношений и пр. Одним из первых крупных

сводов уголовных законов средневекового Китая стал Танский уголовный

кодекс ("Тан люй шу и") с комментариями и разъяснениями. Его положения с

наибольшей полнотой отразили представления ортодоксальных конфуцианцев о

праве.

Комментарии и разъяснения имеют не только большую практическую

ценность, но и облегчают ориентирование в обилии законодательных

установлений за счет достаточно подробного комментирования

классифицируемых особым образом разновидностей преступлений и наказаний.

В этом состоит еще одна особенность китайского средневекового

законодательного искусства.

Составление Танского кодекса было закончено в 653 г., однако

обнародование состоялось только в 737 г. Кодекс династии Сун

"Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов" (составлен в

959 г., опубликован в 963 г.) во многом повторял Танский кодекс.

Танский кодекс имеет следующую структуру: 502 статьи были собраны в

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.