реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпоргалки по ТГП

Шпоргалки по ТГП

Билет № 1

1) Политические режимы: понятия и виды

Политический режим – совокупность используемых стоящими у власти группами

или слоями, методом и способом осуществления государственной власти.

Политический режим - это методы осуществления политической власти,

итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в

результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,

функционирования всех политических институтов и характеризуется

демократизмом или антидемократизмом.

В зависимости от того, как формируются органы государственной власти, все

режимы подразделяются на: демократические (если выборы) и

антидемократические.

- деспотический – власть осуществляется одним лицом – деспотом. Древняя

деспотия отличалась крайним произволом управления и полным бесправием

подчиненных. (страны средиземноморья, Ближний Восток).

- тиранический – где власть возглавлял тиран, власть захватывалась и была

основана на геноциде (против коренного населения).

- тоталитарный - обычно под тоталитаризмом понимают политический режим,

основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей

одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему

власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. В зависимости от

господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на:

1) коммунизм - предполагает абсолютную власть государства, полное

устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии

личности

2) фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению

порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на

восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной

идентичности на культурной или этнической почве.

3) Национал-социализм - его целью являлось мировое господство арийской

расы и социальное предпочтение - германская нация

- авторитаритарный - по своим характерным чертам он занимает как бы

промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С

тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами

характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых

государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни,

сохранение элементов гражданского общества.

- демократический - характеризуется высокой степенью политической свободы

человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать

влияние на государственное управление обществом.

2) Понятие законности, ее принципы.

Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и всей

юридической практики.

Жизнь закона, его выполнение, его воздействие на граждан, на многообразие

общественных отношений свидетельствуют о его эффективности или

неэффективности. В любом обществе всегда есть показатель (критерий) оценки

правового состояния и правовой грамотности граждан и общества в целом.

Такой уровень правового состояния общества и состояния граждан называется

законностью.

Содержание законности включает в себя несколько составляющих:

1) Законность – неукоснительное притворение в жизнь законов и

базирующихся на них нормативно-правовых актов.

2) Законность – метод гос. руководства обществом (гос-во осущ-ет свои

функции исключительно правовыми средствами)

3) Законность – принцип деятельности гос-ва. Это означает, что все органы

гос. Власти сами связаны правовыми нормами и действуют в их рамках.

4) Законность – режим общ.политической жизни – режим при котором

деятельность субъектов основано на законе, а идеи свободы, ответственности,

гуманизма и справедливости господствует над личными групповыми классами

интересами.

Законность – это во первых такой политико-правовой режим, во вторых это

такие условия жизни, в третьих – такая правовая атмосфера, которые

ограждают личность от произвола власти, массу людей от анархии, общество в

целом от хаоса, беспорядка и насилия.

Требования к законности.

1) Воплощение идеи гос-ва, права, жизни общества и гос-ва.

2) Конституционная законность.

3) Равенство перед законом – означает равную обязанность всх соблюдать в

равных условиях правовые предписания обладать равными правами и эти права

должны быть защищены одинаков.

4) Неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права.

5) Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. – создание

условий для осуществления прав и свобод граждан.

6) Надлежащее, правильное и эффективное применение права.

7) Последовательная борьба с правонарушениями – пресечение любых

отступлений от предписаний законов.

8) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Законность – общ.политический режим, состоящий в господстве права и

закона в общ.жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм

всеми участниками правоотношений, последовательной борьбе с

правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, обеспечении

порядка и организованности в общ-ве.

Принципы законности:

1) Единство законности – понимание и применение законов на всей

территорий должно быть одинаково (единообразие).

2) Всеобщность законности – в обществе не должно быть какой-либо

организации политической партии, гос.органа, должностного лица и отдельных

граждан, выведенных их под влияния законности.

3) Целостность законности – в любой ситуации целесообразно следовать

предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые

отступления, чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались

– недопустимы.

Иногда законность и законодательство считают тождественными понятиями, а

на самом деле это не так. Законодательство является основой законности.

Законодательство может быть только тогда базой законности или основой,

только когда оно является правовым, когда в нем отражены правовые идеи

добра, справедливости, гуманизма, нравственности и закреплены права

человека.

Билет № 2

1) Форма государственного устройства: понятия и виды.

Под формой гос.устройства следует понимать административно-

территориальную организацию гос.власти, характер взаимоотношений между гос-

ом, составляющими его частями, между отдельными его частями, между

центральными и местными органами.

2 основные разновидности ф.г.у.: 1) Унитарное, 2) Федеративное.

1) Унитарное государство - это целостное централизованное государство,

административно-территориальные единицы которого (области, провинции,

округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают

суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы

государства, единое гражданство, единая конституция, что создает

организационноправовые предпосылки для высокой степени влияния центральной

государственной власти на всей территории страны. Органы административно-

территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в

двойном подчинении - центра и местных представительных органов. (Япония.

Франция, Швеция, Норвегия)

2) Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство,

части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются

государствами или государственными образованиями, обладающими

суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства

называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое

гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные,

исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов -

федерации в целом и ее субъектов - вызывает необходимость разграничить их

компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях,

многообразны, однако наиболее распространенными являются два: 1)

Конституция устанавливает сферу, подпадающую под исключительную компетенцию

федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. (США, Канада,

Бразилия, Мексика). 2) Конституция устанавливает сферу действия совместной

компетенции федерации и ее субъектов. (ФРГ, Индия).

Другие виды ФГУ: Конфедерация - это союз суверенных государств,

образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и

др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств -

членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они

объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Межгосударственные образования - (СНГ, Союз Европы).

2) Состав правонарушения, как основание юридической ответственности.

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент

человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества

личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам

действительности, к окружающим людям. Поступок всегда связан с определенной

ответственностью человека за свои действия.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение:

правомерное и неправомерное.

Общественная опасность, вред определенного вида человеческих действий для

существующей системы общественных отношений, для данного общественного

строя называется социальной сущностью правонарушения.

Юридическим выражением опасности, вредности деяния для общества является

его противоправность. Как признак определенных видов поведения,

противоправность представляет собой осознанное нарушение требований права.

Все правонарушения по российскому праву подразделяются на преступления

(только уголовные) и проступки.

Противоположностью противоправности является правомерность. Действия

граждан (должностных лиц, государственных, общественных и частных

организаций) правомерны тогда, когда соответствуют дозволениям и

обязываниям (субъективным правам и обязанностям), установленным в нормах

права. Правомерное поведение - такое поведение людей, которое соответствует

предписаниям правовых норм. Это общественно необходимое и общественно

полезное явление, которое является предпосылкой нормального существования

общества и содействует развитию и благополучию граждан. Правомерное

поведение и противоправное поведение - антиподы. Первое не выходит за рамки

норм права, второе является поведением, нарушающим нормы, закрепленные

законодательно.

Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его

объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для

возложения юридической ответственности. Он включает в себя субъекта

правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону

правонарушения.

Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное (дееспособное)

физическое лицо или организация. В уголовном праве таковым является только

физическое лицо. Субъект правонарушения закреплен в гипотезе юридической

нормы. Так, халатность может совершить только должностное лицо.

Объектом правонарушения - то, на что оно направлено, т. е. те ценности и

блага, которым правонарушением нанесен ущерб,- собственность, жизнь,

здоровье граждан, общественный порядок и т. д. Объект (как и субъект) четко

закреплен в правовой норме.

Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное

деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь

между ними. Как и иные элементы состава, объективная сторона достаточно

четко закреплена в законе. Например, телесное повреждение может быть

тяжким, менее тяжким, легким. Каждое из них образует самостоятельный состав

преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Элементами объективной

стороны правонарушения являются:

а) деяние (действие или бездействие);

б) противоправность, т.е. противоречие его предписаниям правовых норм;

в) вред, причиненный деянием, т.е. неблагоприятные и потому нежелательные

последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья,

имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и

др.);

г) причинная связь между деянием и наступившим вредом, т.е. такая связь

между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно

на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя,

устанавливающего, предшествовало ли по времени то или иное поведение

наступившему результату или нет;

д) место, время, способ, обстановка совершения деяния.

Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Вина - это

психическое отношение лица к совершенному им общественно-опасному деянию,

предусмотренному нормативно-правовыми актами, и его общественно опасным

последствиям. Элементами вины являются сознание и воля, которые образуют ее

содержание. Значит, вина характеризуется двумя компонентами:

интеллектуальным и волевым. Различные сочетания интеллектуального и

волевого элементов, предусмотренные законом, образуют две формы вины -

умысел и неосторожность. Делится вина на формы, а в пределах одной и той же

формы - на виды.

Уголовное законодательство рассматривает деление умысла на прямой и

косвенный. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо

сознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело

возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и

желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным

умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий

(бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных

последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо

относилось к ним безразлично.

Неосторожность - индивид предвидел наступление общественно опасных

последствий, но надеялся на их предотвращение, либо не предвидел, но мог и

должен был предвидеть. Деяния, совершенные по неосторожности, делятся в

уголовном праве на совершенные по легкомыслию и по небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело

возможность наступления общественно опасных последствий своих действий

(бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно

рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается

совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления

общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при

необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло

предвидеть эти последствия.

В субъективную сторону правонарушения входят также мотив и цель

совершенного деяния. Мотив - осознанные побудительные причины поступка,

цель - результат, которого хочет достичь человек, совершающий

правонарушение. Эти элементы сознания и представляют субъективную сторону

правонарушения, дающую возможность охватить все психологические

характеристики деяния.

Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса

(случая). Казус – это факт, который возникает не в связи с волей и желанием

лица. Казус – это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым

формальным признакам случай сходен с правонарушением.

Состав правонарушения является общим признаком для всех правонарушений,

его наличие порождает юрид.ответственность.

Билет № 3

1) Республиканская форма правления, ее разновидности.

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма

правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется

выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой

государства является президент, избираемый разными способами, но из среды

граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-

разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

- существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по

поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях,

предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других

государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная

ответственность личности и государства;

- имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в.

до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во

главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и

сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу

жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс,

национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика

отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента

(всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием

ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует

президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно

перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот,

парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от

власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие”

против правительства, он может наложить вето на законы принятые

парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы

правления, когда президент является главой государства, но не совмещает

этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения

полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше,

образует систему органов - государственных и общественных - при президенте,

которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства,

гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во

главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и

т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою

деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа

верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую

ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью

этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого

избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только

парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в

парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.