| |||||
МЕНЮ
| Шпаргалка по общей теории права| | |Предпринимательская | | | |деятельность: | | | |предприниматель перед | | | |другими лицами несет | | | |ответственность, так | | | |как это деятельность, | | | |связанная с риском. | |64 и 65. Правовое |32. Понятие норм права |33. Структура нормы | |государство. |Норма права – содержащееся|права (2х и 3х | |Главная идея: правовое |в нормативно-правовом акте|элементная). | |государство - государство |общеобязательное, |Позитивное право | |справедливости. Признаки |структурно-организованное,|состоит из норм права | |ПГ: Верховенство права, |государственно-властное |- первоэлементов | |закона, Разделение |веление субъектов |права) Норма права - | |властей, Взаимная |правотворчества, |конкретное правило | |ответственность гос-ва и |регулирующее общественные |поведения общего | |личности, реальная защита |отношения. |характера. 3 элемента| |прав и свобод граждан., |Т.е. норма права - это |- гипотеза (условие | |создание |элемент («частичка») |действия нормы), | |антимонополистических |права, составляющий право |диспозиция (правило | |механизмов, препятствующих|в целом, обладающий теми |поведения) и санкция | |сосредоточению власти в |же признаками, что и право|(наказание за | |чьих бы то ни было руках; |в целом. |неправильное | |установление в законе и |С другой стороны, норма |поведение). | |осуществление на деле |права – самостоятельное |Специализированные | |суверенности |правовое явление, имеющее |нормы - декларации, | |государственной власти; |свои признаки, не присущие|дефиниции, коллизии, | |формирование |праву в целом. |технические. В | |законодательных органов |Признаки нормы права: |некоторых нормах | |обществом на основе норм |регулирует общественные |санкция и диспозиция | |избирательного права; |отношения, создается |совпадают (2х | |соответствие внутреннего |(принимается) субъектами |элементная норма). | |законодательства |правотворчества (т.е. |С.С.Алексеев выделяет | |общепризнанным нормам и |теми, кто наделен |четыре элемента (Г & | |принципам международного |правотворческими |Д) or (Г & не Д & C). | |права; правовая |полномочиями), в НП |Другие авторы все | |защищенность всех |выражена воля государства,|нормы делят на нормы | |субъектов общества от |исполнение НП |позитивного | |произвольных решений |общеобязательно, |регулирования (Г & Д) | |кого-либо. |исполнение НП |и правоохранительные | |Теория правового |обеспечивается гос. |(не Г & С). Словесная | |государства сформировалась|принуждением, НП |формулировка НА не | |на основе |«формально определена», |всегда содержит все | |естественно-правовых |т.е. содержится в |элементы нормы, | |воззрений (универсальный |нормативно-правовом акте |некоторые могут | |характер естественного |или иной форме права, НП |подразумеваться. Один | |права: все норма |структурно организована |НА может содержать | |апеллируют к человеку; |(т.е. представляет собой |несколько норм, одна | |договор - изначальная |микросистему, состоящую из|норма может | |основа деятельности |взаимосвязанных гипотезы, |определятся в разных | |государства: некоторые |диспозиции и санкции). |НА | |естественные права | |«ЕСЛИ» - гипотеза – | |неприкосновенны; | |описание конкретных | |подчиненность | |жизненных | |«положительного» права | |обстоятельств, при | |естественному; постоянство| |наличии или отсутствии| |норм естественного права).| |которых начинает | | | |действовать правило, | | | |изложенное в | | | |диспозиции (т.е. | | | |«привязка» правила | | | |поведения к конкретной| | | |жизненной ситуации, | | | |без чего в норме права| | | |не будет предметного | | | |смысла), | | | |«ТО» - диспозиция – | | | |описание собственно | | | |правила поведения | | | |участников правовых | | | |отношений, | | | |«ИНАЧЕ» - санкция – | | | |описание | | | |неблагоприятных | | | |последствий, | | | |возникающих в | | | |результате | | | |неисполнения | | | |диспозиции (без | | | |санкции норма права | | | |утрачивает | | | |государственно-властны| | | |й характер). | | | |Без гипотезы («ЕСЛИ») | | | |норма бесполезна, без | | | |диспозиции («ТО») | | | |норма бессмысленна (по| | | |сути не является | | | |нормой), без санкции | | | |(«ИНАЧЕ») норма | | | |бессильна. | | | |Такую структуру имеют | | | |логические нормы – | | | |выявляемые логическим | | | |путем общие правила, в| | | |которых воплощены | | | |связи между нормой | | | |предписания, | | | |обладающие полным | | | |набором свойств, | | | |раскрывающих их | | | |государственно-властну| | | |ю структуру. | | | |Норма предписания – | | | |элементарное логически| | | |завершенное | | | |государственно-властно| | | |е нормативное веление,| | | |непосредственно | | | |выраженное в тексте | | | |нормативно-правового | | | |акта. | |53. Пробелы права. |34. Виды норм права. |45. Объект | |Аналогия закона и права. |Норма права зависимости от|правоотношения – то, | |Пробелом права называют |выполняемой функции в |по поводу чего | |отсутствие в законе норм, |механизме правового |возникает | |регулирующих конкретные |регулирования |правоотношение, на что| |общ. отношения. |подразделяется на: |направлены | |Виды причин возникновения |1. отправные нормы, 2. |субъективные права и | |пробелов в праве: |нормы правил поведения. |юр. обязанности его | |причины субъективного |Отправные нормы |участников. Варианты | |характера (связаны с волей|(предписания) определяют |подходов к | |законодателя, его |основы правового |рассмотрению объектов | |компетентностью); причины |регулирования, задачи, |правоотношения: | |объективного характера |пределы, методы, |монолистический (один | |(связаны с изменчивостью |закрепляют правовые |объект правоотношений | |общественных отношений). |категории. |– поведение человека),| |Средства устранения: |Их виды: |плюралистический | |Аналогия права – |1 «нормы – начала» |(существуют различные | |применение к |(конституционные |объекты | |неурегулированному |положения): закрепляют |правоотношений: | |отношению общих принципов |основы экономического, |предметы материального| |права: гуманизма, |политического и |мира (вещи), продукты | |справедливости. |государственного |духовного творчества, | |Аналогия закона – прим. |устройства общества, 2. |личные неимущественные| |сходной по обстоятельствам|«нормы-принципы»: выражают|блага (здоровье и | |юр. нормы. Запрещены в |и закрепляют принципы |т.п.), поведение | |угол. и административном |права, 3. |участников | |праве. |«определительно-установочн|правоотношений | | |ые нормы»: определяют цели|(действия, | | |и задачи отраслей права, |бездействия), | | |правовых институтов, формы|результат поведения | | |и средства правового |участников | | |воздействия, 4. |правоотношений. | | |«нормы-дефиниции» | | | |(нормы-определения): | | | |содержат определения | | | |понятий правовых категорий| | | |(иногда выполняют роль | | | |гипотезы), 5. | | | |«коллизионные нормы»: | | | |устанавливают порядок | | | |разрешения противоречий | | | |между юридическими | | | |нормами. | | | |Нормы правил поведения | | | |непосредственно регулируют| | | |общественные отношения. | | | |Их виды: | | | |по юридическим функциям | | | |права: регулятивные, | | | |охранительные; | | | |по отраслям права: | | | |конституционные, | | | |гражданско-правовые, | | | |уголовные, семейные, и др.| | | | | | | |по способу воздействия | | | |(методу правового | | | |регулирования): | | | |императивные (следование | | | |императивным нормам должно| | | |быть строгим и точным), | | | |диспозитивные | | | |(предоставляют субъектам | | | |правоотношений возможность| | | |регулировать эти | | | |правоотношения через | | | |взаимные соглашения в | | | |пределах, разрешенных | | | |законодательством: | | | |например, нормы Семейного | | | |кодекса), поощрительные | | | |(стимулируют выбор | | | |определенного варианта | | | |поведения предоставлением | | | |льгот или поощрений), | | | |рекомендательные (содержат| | | |описание правил поведения,| | | |целесообразных с точки | | | |зрения государства), | | | |по юридической силе: нормы| | | |законов, нормы подзаконных| | | |нормативных актов, | | | |по кругу лиц: общего | | | |действия (распространяются| | | |на всех субъектов), | | | |специального действия | | | |(распространяются на | | | |отдельные категории | | | |субъектов). | | |49. Акт применения норм |39. Соотношение правовой |68. Гражд. общ-во и | |права (правоприменительный|сис-мы (ПС), сис-мы права |правовое гос-во. | |акт) – индивидуальное |и зак-ва. |Термин гражданское | |государственно-властное |ПС – это |об-во появился в Др. | |решение, вынесенное в |конкретно-историческая |Греции. Обозначалась | |результате решения |совокупность права |совокупность людей, | |конкретного юр.дела. |(законодательства), юр. |сообщество граждан. | |Его признаки: принимается |практики и господствующей |Гегель заимствовал и | |компетентным органом, |правовой идеологии |развил этот термин. | |должностным лицом, |отдельного гос-ва. Выделяю|Семья – тезис, гражд. | |уполномоченной |след виды прав. систем: |общество – антитезис, | |общественной организацией,|Романо-германская; |гос-во – синтез. | |носит обязательный |Англо-саксонская, |Изначально семья, | |характер, |англо-американская или |затем появляется | |индивидуализирует норму |сист-ма общего права; |общество (оно имеет | |права применительно к |Религиозные и традиционные|собственность и т.д.),| |конкретным лицам и |правовые системы; |гос-во – следующий | |конкретной ситуации, как |Социалистическая. |этап развития, | |правило имеет |Критерии, по которым |наивысшая форма. | |документальную форму, |делятся ПС: |Концепцию Гегеля Маркс| |выступает юридическим |Источники права; Правовая |использовал по-своему:| |фактом. |идеология; Методы и |общество > гос-во > | |Виды правоприменительных |способы реализации права. |гражданское общ-во. От| |актов: по субъекту |ПС включает в себя и СП и |Маркса признаками | |правоприменения: |СЗ. СП и СЗ отличаются по |гражд. общ-ва | |акты законодательной |первичным элементым: СЗ – |становятся | |власти, акты |нормативно-правовой акт, а|саморегуляция и | |исполнительной власти, |СП – норма права. По |самоуправление. | |акты правосудия, акты |времени возникновения СП |Общество существует | |контрольно-надзорных |вторична и базируется на |внутри гос-ва. | |органов, |СЗ. Их нельзя назвать ни |Высокоразвитое общ-во | |по отраслевой |взаимопоглащающими, ни |называют гражданским. | |принадлежности: акты |взаимосовпадающими. |В этом обществе есть | |уголовного права, акты | |демократические и | |гражданского права, и | |правовые институты. | |т.д., | |Такое общ-во считают | |по форме внешнего | |необходимым для | |выражения: документально | |построения правового | |оформленные акты, | |гос-ва. | |конклюдентные: действия, | | | |символы, | | | |по наименованию: указ, | | | |постановление, решение, и | | | |т.д. | | | |60. Правовая культура |61. Соотношение права и |12. Форма | |включает в себя |закона. |государственного | |правосознание, кот-е в |Неоднозначные понятия. |устройства - это | |свою очередь состоит из |Самое большое различие в |национальное и | |правовой психологии и |позитивистских и |административно-террит| |идеологии. Психология и |естественно-правовых |ориальное строение | |идеология бывают высокого |концепциях. В |государства, которое | |и низкого уровня. Бывает |позитивистских конципциях |раскрывает характер, | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|