| |||||
МЕНЮ
| Сущность правосознанияцелесообразном и нецелесообразном существовании тех или иных правовых норм. Однако такое взаимодействие время не снимает существующего качественного различия между правом и правосознанием. Во-первых, содержание правосознания и права характеризуется как совпадением одновременно их частичным несовпадением. Последнее выражается в том, что в правосознании могут содержаться взгляды, которые не отражены в праве, его нормах, а потому не могут быть реализованы в соответствующих правовых отношениях и поведении людей. Вторая особенность правосознания заключается в том. что оно может быть реализовано, лишь посредством применения соответствующих правовых норм. Это значит, что только через посредство права правосознание может воздействовать на экономические и другие отношения, оказывать не только идеологическое влияние, но и опираться на принудительную силу государства. Например, воздействовать на искусство методами государственной цензуры, на религию — путем регламентации деятельности религиозных организаций и т. п. Специфичность связи каждой из форм общественного сознания с правом отнюдь не означает отсутствия общих для них путей и способов взаимодействия, позволяющих говорить о соотношении общественного сознания в единстве различных форм с правом, законностью. Эта проблема имеет большое практическое значение. Следует учитывать, что в обыденной жизни в «чистом» виде не существует ни одной формы общественного сознания. Короче говоря, право и законность взаимодействуют не с какой-то одной формой сознания, а со всеми формами в их взаимопереплетении и взаимопроникновении. Поэтому без анализа состояния общественного сознания в целом, без анализа системы ценностно-нормативной ориентации общества нельзя понять особенностей права, тенденций его развития. Единство и взаимосвязь различных форм общественного сознания ни в коей мере не означают отсутствия специфики каждой из этих форм. Каждая из форм общественного сознания имеет свои особенности, и выявление этих особенностей необходимо для того, чтобы определить механизм соотношения права с той или иной формой. В научной литературе существует множество мнений о понятии правосознания, но большинство правоведов сходятся на том, что оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях. Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем: 1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений. 2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства. Правосознание - особый элемент правовой действительности. Главная черта, присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно , так сказать, "чистая", хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания[4]. Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др.[5] и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов. [pic] Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная.(см. схему 1.) Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр. Схема 1 наглядно показывает как правосознание осуществляет воздействие на личность и общественные отношения, необходимо только отметить, что результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта права в виде правомерного или противоправного поведения.[6] Таким образом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют политические, правовые, нравственные взгляды, взятые не в отдельности, а в виде сплава, т. е. образований, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти образования выступают как состояние общественного сознания. А. Уледов правильно, на мой взгляд, отмечает, что в процессе формирования состояний общественного сознания проявляются закономерности связи между различными формами сознания[7]. СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ. Правосознание — сложное структурное образование. Его структурная характеристика может быть дана в раскрытии составляющих элементов — правовой идеологии и социально-правовой психики; его можно исследовать как правосознание общественное, групповое, индивидуальное; можно показать структуру правосознания через осуществляемые им функции. В данной работе я раскрываю структуру правосознания в единстве правовой идеологии и правовой психологии. В основе взаимодействия и взаимосвязи идеологических и социально- психологических элементов правового сознания лежит отражение этими структурными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений общественного развития. Тесная связь правовой идеологии и общественной. психологии отчетливо проявляется в функциях правового сознания: гносеологической, прогностической, правового моделирования и регулирующей. В осуществлении всех этих функций неизменно присутствие обоих структурных элементов правового сознания –идеологического и социально-психологического, рационального и эмоционального. Но характер соотношения данных элементов определяется и особенностями конкретной функции правового сознания, и сферой общественных отношений, на познание, моделирование и регулирование которых она направлена, и особенностями структуры сознания социальных групп или личностей, которые находятся в сфере действия функций правового сознания. Правовая идеология выступает всегда как систематизированное, проникнутое единством. осознание в юридических категориях (законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития; с точки зрения интересов рабочего класса и трудящегося крестьянства (в современных условиях—всего общества). Это осознание построено на подлинно научной основе, однако процесс познания и формирования правовых идей и принципов идеологии невозможен без социально- психологических компонентов. Социально-правовая психология приводит в движение правовую идеологию, придает действенность правовым идеям. Правовая идеология выражается и функционирует через психологические механизмы. Следует отметить, что соотношение идеологических и психологических элементов различно, в различных формах общественного сознания. В политическом, правовом, философском сознании преобладают идеологические элементы; в этических, эстетических, религиозных формах сознания — социально-психологические. Но независимо от удельного веса каждого из этих элементов они неизменно присущи любой форме социалистического общественного сознания, в неразрывном единстве отражают общественное бытие во всем его многообразии. Эту мысль правильно подчеркивает Р. Самсонов, отмечая, что соотношение идеологических и психологических элементов в различных формах общественного сознания не одинаково. Политика, право, общественные науки, философия—наиболее рациональные явления, значительно ближе примыкающие к идеологии, чем к социальной психике, хотя последняя играет немаловажную роль в становлении и развитии этих форм сознания[8]. Несколько иную позицию занимает А. В. Дроздов, который считает, что общественная психология не является «сквозным» элементом, входящим во все формы общественного сознания. По его мнению, не бывает и не может быть философских чувств и настроений[9]. С этим положением едва ли можно согласиться. Конечно, было бы упрощением выделять в социальной психологии специальную группу философских взглядов и настроений. Но несомненно то, что социальная психология всегда включена в выработку, формирование философских концепций и систем, которые затем оказывают обратное воздействие на развитие определенных общественных настроений, норм поведения. Известно, например, огромное влияние философии Конфуция, идеи которого в течение многих столетий оказывали значительное воздействие на настроения всех слоев китайского общества. Можно напомнить и о большом влиянии на умы и настроения индийской идеалистической философии – брахманизма. В любую эпоху формирование философских учений и теорий неразрывно связано с определенным состоянием общественной психики тех или иных слоев, социальных групп, общественных классов, с определенным воздействием на общественные чувства и настроения. Поэтому едва ли правильно говорить, что есть формы сознания без социально-психологического содержания. Такое содержание наличествует в любой форме сознания, иначе формы сознания, как таковой, быть не может; речь могла бы идти в таком случае лишь о философской идеологии (если стать на позицию А. В. Дроздова). Вполне понятно, что политическое сознание, правовое, философское сознание более «рационалистичны», но их формирование и движение невозможны без социально-психологических элементов. «Только сфера психики,— пишет Б. Поршнев,—непосредственно связана с действием идей. Идеи только тогда становятся силой, заставляют людей действовать, когда они преломляются в их психике, в их чувствах, настроениях, воле, в их симпатиях и антипатиях, влечении и отвращении»[10]. Эту же мысль подчеркивает Б. Д. Парыгин, отмечающий, что рациональность теоретических систем науки, философии, права и политических учений вовсе не исключает активного и нередко значительного влияния на них общественной психологии[11]. В этой связи следует остановиться на встречающемся неправильном, на мой взгляд, утверждении о том, что общественная психология является низшей ступенью развития общественного сознания[12]. Социальная психология—это не низшая ступень развития общественного сознания, а иной способ отражения общественного бытия, отличный от идеологии. Этот способ связан с непосредственным, в значительной степени эмоциональным восприятием общественных отношений, в то время как идеология — результат научного осмысливания, концептуальной обработки общественных отношений. В целом же идеология и общественная психология создают единый эмоционально- интеллектуальный сплав, который всесторонне отражает общественное бытие. Их взаимное влияние велико, поскольку познавательный процесс отражения действительности осуществляется в единстве эмоциональных и рациональных факторов. Идеология активно воздействует на формирование общественной психологии, различные идеологии отражают в себе свойства психики[13]. Как бы ни был высок уровень общественного сознания, оно всегда будет выступать в единстве своих структурных элементов: идеологии и общественной психологии, которые наиболее глубоко и всесторонне отражают, различные стороны общественного бытия. Наряду с теоретическим, системным осознанием действительности всегда будут существовать эмпирическое познание, выражающее отношение к различным сторонам действительности, определенные общественные настроения, психологические состояния, характерные для каждого данного исторического этапа развития. Эти сферы присущи и правосознанию, отражающему общественные отношения в единстве правовой идеологии и общественной психологии. Правовое осознание общественных отношений осуществляется не только в идеологической форме, но и в форме общественных настроений, чувств, привычек, традиций и т. д. Обе стороны правосознания неизменно учитываются и в правотворческой, и в правореализующей деятельности государства. Неуклонное развитие правовой идеологии, обогащение ее новыми научными идеями, выводами, концепциями ни в какой мере не снимают вопроса о социально-психологической стороне правового сознания. И это связано не только со специфичностью отражения общественного бытия в категориях правовой психологии, но и с тем, что в правовой психологии заложен механизм, приводящий в движение всю систему правового сознания, в частности весь психологический комплекс, связанный с волевыми действиями. Выше уже отмечалось, что без элементов механизма правовой психологии невозможны ни формирование идеологии, ни ее действенная роль в жизни общества. В социально-психологической литературе нет единства во взглядах на структуру социальной психологии. Между тем решение этого вопроса имеет большое значение, так как позволяет понять те факторы, которые лежат в основе поведения, деятельности больших и малых социальных групп. Для выяснения структуры социальной психологии нужно прежде всего выявить составляющие ее элементы. Отсюда и начинаются разноречивые положения. Возможно, эти разноречия определяются неточностью понятий и терминов, которыми оперируют представители науки социальной психологии. Так, А. И. Горячева включает в структуру социальной психологии следующие элементы: психический склад социальной группы (привычки, обычаи, традиции, предрассудки); эмоциональную сторону (потребности, интересы, социальные чувства, настроения, аффекты); социально-психические явления непосредственного взаимодействия группы[14]. Но едва ли правильно относить исключительно к эмоциональной стороне социальной психологии категории потребности и интереса. Эти элементы социальной психологии относятся прежде всего к ее рациональной, познавательной стороне и включены в социально-психологический механизм перевода экономических факторов в определенные выводы, положения, мысли и чувства. С другой стороны, в структуре, предлагаемой А. И. Горячевой, не нашли отражения специфические элементы, способствующие возникновению социально-психический чувств, настроений, привычек. Б.Д.Парыгин обращает особое внимание на эти элементы: способы влияния, способы взаимовлияния, способы отражения влияний и взаимовлияний в процессе общения[15]. В.Н.Мясищев отмечает, что психическое взаимодействие и взаимовлияние людей, динамика их развития и результаты составляют основную проблему социальной психологии[16]. Р.Самсонов в механизм влияния в социальной психологии включает подражание, заражение, внушение[17]. Б.Поршнев все социально- психологические явления делит на две категории: психический склад и психический сдвиг (т. е. настроение, создающее временную общность людей, объединенных общим стремлением, недовольством, увлечением и т. д.)[18]. М. Я. Ковальзон и Д. М. Угринович специфическими категориями общественной психологии считают подражание, внушение, согласие, симпатии, антипатии и т. д.[19]. Даже краткий обзор позиций относительно элементов общественной психологии показывает, что в данном вопросе пока еще отсутствует ясность. Это объясняется тем, что социальная психология — наука сравнительно молодая, она делает пока первые шаги, и нужно значительное время, чтобы в ходе дискуссий и обсуждений была внесена ясность в ряд спорных проблем этой науки. Мне представлялось бы правильным разделить структурные элементы социальной психологии на четыре группы. В первую группу следует, по нашему мнению, включить тот социально-психологический механизм, который является связующим звеном между экономическими факторами и деятельностью социальных групп и личности. Без психологических механизмов невозможно создание и движение идей, практическая деятельность людей. В этот механизм включены: определяемый объективными потребностями общественный интерес, воля, цель, мотивы деятельности. Вторую группу составляют относительно устойчивые элементы социальной психологии, характеризующие психический склад социальной группу,– привычки, традиции, предрассудки, убеждения. Третья группа – динамичные, подвижные элементы: чувства, настроения, аффекты. Четвёртая группа – способы,(механизмы) формирования социальной психологии: влияния, взаимовлияния, подражания, внушения, заражения и т.д. Внутренняя связь этих элементов и даёт в какой то мере относительно цельное представление о структуре социально-правовой психологии. Познание как одна из важнейших функций правовой идеологии также является социально-психологическим процессом. Известно, что все многообразие психической жизни по традиционной классификации располагают по трем группам: познание, чувство и воля[20]. Эта классификация общей психологии применима и к явлениям социальной психики. Идеологический процесс познания психологичен по своему протеканию и функционированию. Он неотделим от эмоциональных и волевых аспектов правового сознания. Отмечая неразрывное единство правовой идеологии и социальной психологии, нельзя не остановиться на вопросе об относительной самостоятельности каждого из структурных элементов правового сознания по отношению к отражаемому ими общественному бытию, с одной стороны, и по отношению их друг к другу—с другой. Правовая идеология и общественная правовая психология всегда отражают определенный конкретно-исторический характер общественных отношений. Это отражение носит гносеологический характер, поскольку отражение общественных отношений как правовой идеологией, так и социальной психологией нельзя выводить за рамки гносеологического процесса[21]. Но данный процесс отражения различен у каждого из структурных элементов правового сознания. Это различие определяется неодинаковой сферой охвата отражаемых общественных отношений, различным характером отражения, быстротой реакции на изменения в |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|