реферат бесплатно, курсовые работы
 

Происхождение государства и права

кланы с противоположными экономическими интересами. Как объективный

результат этих процессов возникает государство, которое специальными

средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов,

обеспечивая интересы экономически господствующего класса.

В.И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что

государство есть орган примирения классов. Он писал “По Марксу государство

есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим”.

Суть классовой теории состоит в том, что государство возникло в результате

раскола общества на классы. Шершеневич Г.Ф. считает, что огромная заслуга

экономического фактора, благодаря которому “в конечном счете” можно увязать

“даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его

существования”. “Во всяком строе, - продолжает Шершеневич, - экономический

материализм есть одно из крупных гипотез в учении об обществе, способную

лучше всего объяснить массу общественных явлений”.

Государство – явление чрезвычайно многогранное. Причины его

возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими,

психологическими, экономическими, социальными и другими. Их общее научное

осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории,

хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались и довольно успешно

(Платон, Бердеев, Кант, Гегель и др.).

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения

общества и государства надо искать во всей совокупности закономерностей,

порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная

задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к

предмету исследования, а суметь интегрировать их объективно выводы в общую

теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем

разнообразии его проявления в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и

психологическая, и классовая теория происхождения государства, поскольку

ими исследуются биологические и психологические особенности человека как

члена общества и гражданина государства, а общество и государство как

система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и

сознанием.

|Естественно-правовая (договорная) |

| |

|Государство возникло в результате общественного договора. |

|(Руссо) |

| |

|Материалистическая (классовая) |

|Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых |

|противоречий. |

|(Маркс, Энгельс, Ленин) |

| |

|Органическая |

|Общество и государство представляет собой общественный организм, |

|состоящий из людей, подобно тому как живой человеческий организм |

|состоит из клеток. |

|(Аристотель, Спенсер) |

| |

|Психологическая |

|Государство возникло в результате психологических потребностей людей |

|жить в рамках организованного общества, коллективного взаимодействия. |

|(Петражицкий) |

| |

|Теория насилия |

|Государство возникает в результате насилия внутреннего (экономического |

|и политического) и внешнего (завоевания одним народом другого) |

|(Дюринг, Гумплович, Каутский) |

Одновременно с возникновением государства шел процесс формирования

права. Право как особая система юридических норм и связанных с ним правовых

отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что

и государство. Право складывается первоначально из трансформируемых обычаев

прошлой эпохи, из судебных решений, которым придавалось значение общей

нормы, исходящих из органов власти. При первобытном обществе не было

необходимости в праве. Взаимоотношения (как уже говорилось выше) как внутри

рода, так и между родами и племенами регулировались обычаями, в которых

фиксировался опыт поведения, накопленный предыдущими поколениями, и которые

выражали совпадающие интересы членов рода. Соблюдение установленных обычаев

отвечало потребностям всего коллектива, было жизненно необходимым для

нормального течения жизни рода, и потому их обеспечение не требовало

специального аппарата принуждения. Всякое отступление о общепринятых

обычаев противоречило интересам рода и влекло за собой коллективное

осуждение нарушителя. Мерами воздействия по отношению к нарушителю служили

увещевание, внушение, а для непокорных и более суровые меры – изгнание из

рода и как крайнее средство лишение жизни. Родовой коллектив в целом

обеспечивал соблюдение общепринятых обычаев в которых сочетались как

общественные, так и личные интересы всех членов рода. Например, члена рода

были обязаны поддержать и защищать друг друга при всякой опасности и от

всякого нападения. Убийство членов рода чужаком на весь род, обязательством

кровной мести. Нарушение этих обычаев – побег с поля боя, отказ от кровной

мести за убийство сородича и других – ставило под угрозу благополучие всех

членов рода. Нарушение обычаев могло иметь место лишь в крайне редких

случаях и немедленно вызывало отрицательную реакцию со стороны всего

коллектива. Энгельс писал по этому поводу: “Без солдат, жандармов и

полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без

тюрем – все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри

разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или

отдельными родами между собой. Все вопросы решают сами заинтересованные

лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал”. Но

положение меняется с возникновением общества на классы с противоположными

интересами. Возникла либо особая социальная группа, составляющая чиновничий

государственный аппарат, который стал фактическим (средством) собственником

средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную

собственность. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия

распределения общественного продукта, передачи общего достояния в руки

узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения

таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками

сохранявшийся порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений

пришла в противоречие их изменившимся содержанием. В результате, обычаи

теряют характер правил, выражающих общие интересы; вместе с этим исчезает и

основание добровольного соблюдения их членами общества. Богатеющая родовая

верхушка, сосредоточившая власть в своих, стремится навязать обществу новые

обычаи, отражающие ее узкоклассовые интересы, заменить ими старые обычаи,

(отражающие) которые стесняют осуществление эксплуатации и развитие частной

собственности или приспособить их к своим целям, изменив содержание. Так,

если раньше более удачливые охотники и скотоводы должны были делиться с

другими членами рода добытые ими продукты, то по мере развития

частнособственнических отношений эти раздачи продуктов со стороны богатых

общинников стали сопровождаться требованием вернуть полученное с добавкой

или отработать за это в их хозяйстве.

Появление рабов вызывает необходимость в нормах, закрепляющих бесправие

рабов, сгнавших их положение говорящих орудий труда. Возникающий класс

собственников был кровно заинтересован в нормах, которые закрепляли бы его

право собственности на землю, скот, рабов. Эти новые обычаи, новые правила

уже не могли восприниматься всеми членами рада, а тем более рабами, как

выражение общих интересов. Для соблюдения таких обычаев и правил необходима

специальная организация, специальный аппарат людей, который следили бы за

соблюдением вновь устанавливаемых правил поведения, наказывали бы

нарушителей этих правил и путем систематического применения принуждения

обеспечивали бы их всеобщее исполнение. Такой организацией и явилось

государство, обладавшее вооруженной силой, судом, тюрьмами и другими

атрибутами публичной власти, принуждавшими всех членов общества к

повиновению. Правила, которые выражали волю и интересы господствующего

класса, соблюдение которых обеспечивалось государственным аппаратом

принуждения являлись правовыми нормами, правом. Возникновения права было

связано и с такой причиной, как экономическое развитие общества, ускоренное

ростом производительных сил, совершенствованием орудий труда, расширением

обмена и торговли. Отличая тесную связь процесса, возникновения права с

потребностями социальной и экономической жизни общества Энгельс писал: “На

известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность

охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства,

распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный

человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило,

означало вначале выраженное в обычае, становится затем законом. “Также,

большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие

прежде всего интересы имущих и привелигированных классов. Они содействовали

разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях

нормы. Которые соответствовали новым порядкам, становясь тем самым

общеобязательными. Так складывалось обычное право – первая форма выражения

права в нараждающемся эксплуататорском обществе. (Судебные функции

первоначально осуществлялись жрецами, либо верховным правителем и

назначаемыми ими должностными лицами). Постепенно возникает прецедентное

право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму

(судебный прецендент). Позднее правовоые нормы устанавливаются и актами

короля, князя, их чиновников. С развитием общественной жизни, с развитием

государства законы и иные акты государства содежращие правовые номры,

становятся преобладающей формой права. Преимущественное место в системе

создоваемых правовых норм сразу заняли нормы, прямо и непосредственно

отражавшие коренные и экономические, политические интересы возникающего

класса рабовладельцев. К ним относились прежде всего нормы, регулирующие и

закрепляющие частную собственность отдельных лиц на землю, имущество,

рабов. Ярче всего это нашло свое выражение в римском праве, где право

частной собственности выступило как ничем не ограниченное право

собственника распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению

вплоть до ее уничтожения. В Риме рано развивается институт наследвоания как

совокупность норм, регулирующих переход собственности после смерти

собственника к его наследникам в зависимости от его волеизъявления. Римское

право более позденго периода содержит большое разнообразие институтов

обязательного права. Например, договор купли продажи, займа и ссуды, наем

вещей, наем свободного человека. Возникающее право с самого начала

закрепляет бесправное положение рабов. Убийство раба ни в Риме, ни в других

рабовладельческих государствах не считалось преступлением. Характерной

особенностью складывающегося нового вида социальных норм – правовых норм

является их классовый характер.

Предоставляемые гражданами права соизмеряются с их имущественными

положением: право обеспечивает интересы имущего класса, защищает их от

неимущих. Дальнейшее становление государственности требовало все более

прочного закрепления правовых норм. С развитием письменности появляются и

первые законы. Таким образом из вышеизложенного видно, что древнейшие

памятники права уже весьма недвусмысленно закрепляли имущественное

неравенство привилегии богатых, бесправное положение рабов, ограниченные

права там также обычно прямо соизмерялись с имущественным положением и

принадлежностью к высшей касте. А права, собственность и личность знати

пользовались несравненно большей защитой. Возникшее право там, опиралось на

принудительную силу публичной власти, иначе ему не удалось бы вытеснить

родовые обычаи. Однако роль права нельзя сводить только к закреплению

классового (кастового сословия) господства, хотя на первых ступенях

цивилизации эта его функция достаточно ясно выражена. Помимо этого нормы

права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны

порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения

собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной

власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь любого общества. Право

позволяло разрешать споры между сельскими общинами и отдельными лицами,

принадлежавших к разным племенам и родам. Тем самым преодолевались

междоусобицы, имевшие зачастую губительные последствия. Так например, в

древнейших обществах Востока и Месоамерики общий порядок устанавливается в

результате победы сильнейшего племени, вождь которого узурпировал власть

над другими племенами и устанавливал правила, существенно отличавшиеся от

родоплеменных обычаев. Так происходило становление правового порядка в

Египте в результате покорения верхним царством Среднего и Нижнего (IV тыс.

до н.э.). В Древней Греции объединение племен Аттики также осуществлялось в

процессе острой внутренней борьбы, но завершилось установлением не

деспотической власти, демократических порядков, общих для коренных племен

Аттики. Наконец, государственное объединение племен в единые народы

способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Издревле

вырабатывались дипломатические церемониалы, нормы, касающиеся заключения

межгосударственных правил и сборов и т.п. Постепенно возникают зачатки

международного права.

Заключение

Подводя заключение своей работе “Происхождение государства и права”,

можно сказать, что государство и право существовали не всегда, а появились

на определенном этапе развития общества. Государственно-организованному

обществу предшествовал первобытнообщинный строй, при котором орудия

производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Чтобы

обеспечить свое существование люди должны были объединять средства

производства и свой труд. В результате этого в основе жизни общества лежало

общественная собственность на средства производства, а распределение

продуктов труда осуществлялись на началах равенства. Жизнь этого общества

на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного

самоуправления, которое соответствовало уровню его экономического,

социального, интеллектуального, культурного и духовного развития и зрелости

самого человека.

Далее, в процессе долгого, неуклонного развития производительных сил,

постепенно создаются предпосылки его разложения. Первостепенную роль в

развитии экономики и в переходе к качественно новому способу производства

сыграло общественное разделение труда. Причинами, которые вызвали

учреждение государства, являлось разложение первобытного строя,

совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и

появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном

регулировании.

Ведь право, как особая система юридических норм и связанных с ним

правовых отношений возникло в истории общества в силу тех же причин, что и

государство. Вообще, из выше изложенного понятно, что право, как явление

общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих

взаимоотношениях, сформулировалось раньше, чем государство. С его

возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом,

охраняемым государством, его принудительной силой.

Право не теряет при этом своих объективных признаков, как регулятора

общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его

неразрывной связью с государством.

Происхождение права, основные пути его формирования

|Правила поведения (социальные нормы) действовавшие в родовой общине, |

|племени. |

| | |

|Норма обычаев, регулировавшие труд,|Многие из обычаев являлись |

|охоту, рыбную ловлю, боевые |одновременно и нормами морали, |

|действия, быт, семейные отношения |религии, регулировали отправление |

| |обрядов |

| |

|Особенности норм поведения родовой общины |

| | |

|Выражали интересы всех членов рода.|Их исполнение обеспечивалось |

|У членов рода не было разграничения|привычкой, естественное |

|прав и обязанностей |потребностью соблюдать |

| |укоренившиеся правила, а также при |

| |необходимости общественным мнением |

| |общины |

| |

|Пути возникновения права в процессе перехода первобытнообщинного строя |

|к государственной организации общества |

| | | |

|Санкционирование |Юридический прецедент |Издание государством |

|государством норм |судебное или |новых нормативных актов|

|первобытных обычаев и |административное |содержащих нормы права |

|превращение их в нормы |решение по конкретным | |

|права (обычаи) которые |делам, которому | |

|уже стали охраняться от|государство придает | |

|нарушений государством |юридически обязательную| |

| |силу для аналогичных | |

| |дел | |

Список используемой литературы:

1. Теория государства и права. Венгерова. 1995 г.

2. Общая теория государства и права. Алексеев. 1995 г.

3. Теория государства и права. Манов. 1995 г.

4. Лекции. Алжеев И.А. 1995 г.

5. Теория государства и права. Марченко. 1987 г.

6. Теория государства и права. Храпанюк. 1995 г.

7. Полное собрание сочинений т. 39 “О государстве”.

8. К. Маркс., Ф. Энгельс. т. 21.

9. Теория государства и права. Васильев. 1977 г.

10. Марксистко-ленинская общая теория государства и права. 1971 г.

11. Духовная жизнь первобытного общества. 1966 г.

12. Физиология табу (Вопросы философии) Жозуэ де Кастро.

13. Указатель работ. А.Ф. Анисимов.

14. История первобытного общества. Алексеев.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.