реферат бесплатно, курсовые работы
 

Правовые системы мира

Правовые системы мира

ТЕМА: ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ МИРА.

ПЛАН

Введение (цели, задачи, актуальность).

Глава I Юридическая природа, сущность правовой системы.

I.1 Понятие правовой системы.

I.2 Классификация правовых систем.

Глава II Европейское право.

II.1 Романо-германская правовая семья.

II.2 Англо-американская правовая семья или система "общего права".

Глава III Общая характеристика иных систем современности.

III.1 Мусульманская правовая система.

III.2 Индуское право, право Дальнего Востока и Африки.

III.3 Социалистическая правовая семья.

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность выбранной темы обусловлено единством общностью

исторических судеб многих государств.

В современном мире каждый имеет свое право. Свое право имеют также и

негосударственные общности: каноническое право, индусское право, и т.д.

Существует также и международное право, призванное регулировать во

всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешне торговые

отношения.

Право разных стран сформулировано на разных языках, использует

различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами,

правилами, верованиями.

Правовая система - понятие более широкое и объемное, чем просто

понятие «право». В современном мире существует множество правовых систем.

Таким образом, при раскрытии темы курсовой работы мы ставим перед

собой следующую цель: исследование сущности и особенностей правовых систем

различных государств мира. С указанной целью связаны следующие задачи:

изучение юридической литературы по проблемам правовой карты мира; анализ

особенностей Англо-саксонской и континентальной правовой семьи;

характеристика источников мусульманского права. Индуистского права, права

Дальнего Востока и Африки; описание отличительных черт социалистической

правовой системы; формулировка выводов.

ГЛАВА I ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

I.1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

Система как философское понятие - это некое целостное явление,

состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между

собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные

составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных

закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое

отражает и закрепляет в нормативонй форме закономерности олбщественной

жизни.

Правовая система —это совокупность взаимосвязанных, согласованных и

взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а

также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной

страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного

государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно

связанные между собой. Это:

. собственно право как система обязательных норм, выраженных в

законе, иных, признаваемых государством источниках

. правовая идеология

. активная сторона правосознания

. судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для

характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае

говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании,

Германии, и т.д.

I.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если

исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных

элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы

могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки,

систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не

так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых

систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об

относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их

конкретно-исторического и логического развития.

Заслуживает поддержки подход западных компративистов, отрицающих типологию

правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При

классификации они используют различные факторы, начиная с этических,

расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и

стилем права. Отсюда множество классификаций. Одна из самых популярных —

классификация правовых семей, данная Рене Давидом[1]. Она основана на

сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию,

экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в

качестве основной составляющей источники права.

Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей:

романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает

остальной юридический мир, который получил название «религиозные и

традиционные системы».

Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем[2].

В основу этой классификации положен критерий «правового стиля».

«Стиль права» по мнению авторов, складывается из пяти факторов:

происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического

мышления, специфические правовые институты, природа источников права и

способы их толкования, идеологические факторы. На основе этого различаются

следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-

американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По

существу, получен тот же результат, что и у

Р. Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская

типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической

формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право,

социалистическое право). А.Х. Саидов полает, что только единство глобальной

марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых

систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте

мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей:

романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью

«общего права», и дальневосточную правовую семью[3]. Они рассматриваются

наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической

правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали

относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые

системы соцстран Европы, правовые системы соцстран Азии, и правовая система

республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек зрения на

классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

ГЛАВА II ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

II.1 РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

Романо-германская правовая семья или система континентального права

(Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную юридическую

историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских

университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе

кодефикации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку,

приспособленную к условиям современного мира.

Р. Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем

историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной

государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского

«общего права»), а была исключительно продуктом культуры, независимым от

политики[4]. Это в какой-то мере верно по отношению к первой, доктринальной

стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское право (а точнее право,

основанное на римском) воспринималось законодателем, этого сказать нельзя.

Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общим,

закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято

вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах

феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена,

перехода от внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на первый

план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила

поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости.

Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить,

какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период феодализма

правовые системы европейских стран - их правовая доктрина, юридическая

техника приобрели определенное сходство.

Начиная с XIX века основным источником (формой) права, где

господствует эта семья является закон. Буржуазные революции коренным

образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые

институты, превратили закон в основной источник права.

«Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его

аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные

факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от

расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая

роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически

признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти

практически не значительны».

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за

нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в

соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении

большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных

законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных

органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией

проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в

законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты

норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские

(либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные,

уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы

регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные

законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные

тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более

возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных

циркуляров, декретов министров и других.

В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье

доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она влияет как на

законодателя, так и на правоприменителя (например, используется в

толковании законов).

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского

права. Он может действовать не только в «дополнение к закону», но и «кроме

закона». Возможны ситуации, когда обычай занимает положение «против закона»

(например в Италии, в навигационном праве, где морской обычай превалирует

над нормой гражданского кодекса). В целом, однако, сегодня за редким

исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права

позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно сделать вывод

о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных

источников. В первую очередь это касается «кассационного прецедента».

Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности и «простое»

судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах,

благополучно пройдя «кассационный этап», может восприниматься другими

судами при решении подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно

говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем

исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что

суды не превращаются в законодателя.

Мы рассмотрели общие признаки правовых систем стран,

принадлежащих к романо-германской правовой семье. Но наряду с общими

признаками, эти системы имеют и свои существенные отличия. Рассмотрим в

сопостовительном плане системы двух стран, принадлежащих к этой семье:

Франции и ФРГ (Германии).

Французская правовая система с одной стороны и германская с другой

послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской

правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую, куда входят

Франция, Бельгия, Люксенбург, Голландия, Италия, Португалия, Испания; и

германскую, включающую кроме Германии Австрию, Швейцарию и некоторые другие

страны. Внутри романо-германского права группа «римского» (романского)

права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от

группы германского права, на которое оказала значительное влияние

германская правовая наука.

Франция имеет длительную правовую историю, и в основе ее современной

системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи.

Общепризнанно, что несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти

устарели, а в современный этап своего правового развития страна вступила с

огромной массой правовых актов, лежащих за пределами традиционной

кодефикации. Основным направлением упорядочинения этой массы актов стала

разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как

законодательные так и подзаконные акты. Начиная с 50-х годов, принято

несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе

являются актами систематизации, консолидации действующего права.

Французские юристы отмечают два момента, отличающие эти кодексы от

наполеоновских кодефикации. Во-первых, они затрагивают весьма узкие области

(кодекс сберкасс, лесной кодекс и т.д.). Во-вторых, эти кодексы не

преследуют цель «переосмыслить» совокупность норм той или иной отрасли

права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых

законодательных актов и регламентов.

Эта новая кодефикация ослабила принцип верховенства законов-кодексов в

его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла

Конституция 1958 года, перевернувшая «классическое» распределение

компетенции между законодательной и исполнительной властями. Конституция

перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента и тем самым

ограничила сферу его законодательной деятельности. И, наоборот,

компетенция исполнительной власти существенно расширилась, и,

соответственно, возросли удельный вес и значение ее актов в системе

источников права.

Весьма своеобразное место в системе источников французского права

занимает обычай. Он может действовать как secimdum lege так и praeter lege.

В первом случае обычай в качестве источника права применяется наиболее

часто в вопросах собственности и договора, где необходимо использовать

нормы права при решении конкретных дел определенного географического

региона или профессиональной среды.

Во втором случае он применяется, чтобы дополнить писаное право, если

оно недостаточно или неясно выражено. Это применение наиболее часто

встречается в трудовом и торговом праве.

Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника

права признаются и общие принципы права. Их роль особенно важна тогда,

когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы, что

наиболее наглядно прослеживается в области административного права.

Административные суды и Государственный совет в силу некодефицированности

административного законодательства наиболее часто отсылаются на общие

принципы права.

Во французской юридической литературе источники права делятся на две

основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В

первую группу (основных) источников права - входит государственный

нормативный акт. Ко вторичным (дополнительным) источникам относят судебные

решения.

Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а

современная законодательная практика еще более широко открывает ей дорогу

для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм. Из простого

толкователя закона и унификатора собственных решений - а именно такую роль

отводит судебной практике теория разделения властей - она превратилась

сегодня в источник французского права, хотя и дополнительный, по мнению

французских авторов, "источник в рамках закона".

Решения Кассационного суда. Государственного совета, Конституционного

совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому

прецеденту. Судья хотя и не обязан жестко следовать существующей практике и

сохраняет в определенной степени свободу решать иначе, все же находится под

сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

Германия (на примере ФРГ)

В ФРГ, как и во Франции, костяком, основой, действующего права

являются кодексы. Как и во Франции, они не молоды, неоднократно изменялись,

в частности после 2-й мировой войны, когда из них были исключены новеллы,

внесенные во времена нацизма. Однако, значительная часть изменений в праве

ФРГ внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов,

регламентирующих различные сферы жизни общества. Большинство из этих

законов принято после образования ФРГ в 1949г., но есть и такие, которые

подобно кодексам восходят к более давним временам. Как и в других

капиталистических странах, в ФРГ наблюдается постоянная тенденция к

увеличению удельного веса среди источников права подзаконных актов, прежде

всего правительственных. Однако, в отличие от Франции, Основной закон ФРГ

1949г. не признает за исполнительной властью право на автономную

регламентацию и запрещает практику декретов-законов. Правительственные и

иные подзаконные акты в ФРГ могут быть изданы только в рамках исполнения

законов, хотя на практике встречались и исключения из этого правила.

ФРГ не знает консолидированных кодексов «нового типа» подобных тем,

которые так распространены во Франции.

Роль обычая в частном праве Германии примерно такова же как и во

Франции. Он имеет значение только в узкой среде, не охваченной

кодефикацией. Что касается публичного права, то здесь его роль меньше чем

во Франции, что связано во-первых, с более широкой конституционно-правовой

регламентацией в сфере действия государственного права, а во-вторых с тем,

что государственные структуры Германии имеют не столь значительную историю

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.