реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

деятельности государство может отклоняться от своих функций; - функции

государства объективно заданы целями и задачами государства; функции

государства подвержены эволюции: а) исчезать одни функции и появляться

другие; б) меняться содержание одной и той же функции; - функции

государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах и

свойственными государству методами; Непосредственно функции государства

определяются его целями и задачами.. Можно сделать вывод, что функции

государства и их содержание обусловлены- а) потребностью обеспечения самых

необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор); б)

сущностью государства, его природой; в) целями и задачами государства.

Функции дел на виды: общесоциальные и классовые (обусловленные классовыми

противоречиями); внутренние и внешние ; постоянные и временные. Основные и

не основные. К внутренним функциям: - функцию обеспечения народовластия; -

экономическую функцию; - социальную функцию; - функцию налогообложения и

финансового контроля; - экологическую функцию; - функцию охраны прав и

свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. К внешним функциям:

- функцию интеграции в мировую экономику; - обороны страны; - поддержки

мирового правопорядка; - сотрудничества с другими государствами в решении

глобальных проблем современности.

11. ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета,

определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных

условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию

предпринимательской деятельности и т. п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию

социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т. д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и

законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и

образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу,

создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования

учреждениями и достижениями культуры.

12. ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию

международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и

созданию необходимых условий для экологического выживания мирового

сообщества

13. ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Функции государства - это основные направления его деятельности,

определенная работа, круг его деятельности, осуществляемый по установленной

в законе или договоре обязанностей. В осуществлении функций государства

участвуют все его органы.

Функции государства:

n внутренние

n внешние

14. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма государства показывает особенности устранения и функционирования

государств. Она включает в себя три института: форма правления, форма

государственного устройства и государственный режим. Под формой государства

понимают организацию государственной власти и её устройство. Форма

государства проливает свет на то, как организованна власть в государстве,

какими органами представлена, порядок образования органов. От того, как

организованна власть, зависит эффективность государственного руководства.

Форма государства выступает в разных аспектах:

n порядок образования и организация высших органов государственной

власти

n это способ территориального устройства

n это приёмы и методы осуществления государственной власти

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Форма государственного правления - это элемент формы государства,

характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок

образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам

правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки

монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых

отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным

носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные

монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская

Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями

суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие

власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии,

Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность

власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того,

кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно,

республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В

президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль,

в парламентских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция,

Финляндия) - совместно президент и парламент. Монархии: восточная деспотия

- первое, раннее государство, где приоритет- насилию, верх. власть – царь

или король – неограниченная судебная, исполнит., верховная власть;

ограниченная монархия – сословно-представительная монархия, ее власть

ограничена каким-либо институтом (на Руси - боярская дума); раннефеодальная

монархия – феод. раздробленность, власть - у местных феодалов, принцип –

вассал моего вассала – не мой вассал; конституционная монархия – власть

монарха ограничена законами, принцип – царствовать, но не властвовать.

Республики: такая публичная власть, которая осуществляется коллегиально и

возникающая путем собрания. Президентская, парламентская. республика

(различия – по основному объему полномочий) – в президентской республике

президент имеет право распустить законодательный орган. Президент формирует

основные ключевые посты в правительстве. Президент имеет право издавать

всеобщие законы, нормативные акты. Президент – главком. В парламентской

республике основной объем полномочий – у парламента. Парламент нельзя

распустить и он формирует правительство. Президент управляет лишь

экономической стороной жизни страны.

16. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ФГУ определяется внутренним строением органов государственной власти и

управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих органов и

объемами их полномочий. Унитарное – основная масса населения – одна нация,

строгая соподчинённость уровней власти друг другу. Единая система права,

федеральных законов и иных нормативных актов. Федеративное – сложное

многонациональное государство, состоящее из союза когда-то суверенных

государств, ныне находящихся в федерации и обладающих некоторыми

суверенными правами (но не суверенитетом). Здесь сложная судебная,

финансовая система, т.к. субъекты федерации на своей территории избирают

главу субъекта, законодательные, и исполнительные органы (напр., свои

суды). Конфедерация – сложное устройство, временный союз суверенных

государств, созданный для решения каких-либо временных локальных задач

(военные, экономические., таможенные союзы).

17. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА)

Политический режим - это система методов, способов и средств

осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в

сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а

он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно

одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим»

можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более

широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только

методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства,

но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений,

организаций и т.п. Политический режим — это динамическая, функциональная

характеристика политической системы. Категории «политический режим» и

«политическая система« тесно связаны между собой. Если первая показывает

весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в

осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть

осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо

недемократично). Понятие политического режима является ключевым для

формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из

политического режима судят о подлинной картине принципов организации

политического устройства общества. Политический режим характеризует

определенный политический климат, существующий в той или иной стране в

конкретный период ее исторического развития. (Демократический,

тоталитарный, авторитарный – средний).

18. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Механизм государства - это система государственных органов, призванных

осуществлять задачи и функции государства. В юридической науке понятия

«механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как

синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под

государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно

осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными

полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также

«материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы,

милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые

государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты

механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную

совокупность государственных органов; б) целостность его обеспечивается

едиными целями и задачами; в) основным элементом механизма государства

выступают государственные органы; г) он является той организационной и

материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет

свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью

сложности, многообразием составляющих его частей, блоков подсистем.

Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы,

которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении

своих непосредственных властных функций; 2) государственные учреждения и

предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их

администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере

экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; 3)

государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу,

необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

19. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА), ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Орган государства - это структурно обособленная часть государственного

аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные

задачи и функции государства. Исходя из этого определения: 1-ый признак –

органы государства это определенные элементы, составные части

государственного аппарата. 2-ой признак – это относительно самостоятельные

обособленные части государственного аппарата, то есть каждый орган

государства представляет собой определенную государственную организацию и

занимает определенное место в структуре государственного аппарата. 3-ий

признак – органы государства это такие элементы государственного аппарата,

которые обладают определенными властными полномочиями – компетенцией (право

того или иного органа государства решать определенные государственные и

общественные вопросы). Органы государства наделяются компетенцией самим

государством и компетенция государственных органов закрепляется в

определенных нормативно-правовых актах. 4-ый признак – органы государства

это такие части государственного аппарата, с помощью которых осуществляются

задачи и функции государства. Вместе с тем не следует отождествлять функции

государства и функции органов государства, так как каждый орган государства

осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций.

Классификация государственных органов. 1-ая - с учетом порядка

образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и

производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы

создаются непосредственно народом (Государственная дума). Вторичные

(производные) - это органы которые формируются первичными органами или

какими-либо производными органами. 2-ая классификация - с учетом сферы

действия органы государства подразделяются на высшие и местные. Высшие

действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации.

Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих

административно-территориальных единиц. Как правило, территория всех

государств подразделяется на определенные части, которые именуются

административно-территориальными единицами. Существуют самые различные

административно-территориальные единицы, имеющие самые различные названия.

В РФ административно-территориальными единицами являются города, районы,

поселки, села. В федеративных государствах данная классификация имеет

несколько иной вид. В федеративных государствах органы государства по сфере

действия подразделяются на высшие органы федерации (федеральные органы),

высшие органы субъекта федерации и 3-я разновидность, местные. 3-ья

классификация - с учетом принципа разделения властей органы государства

(органы государственной власти) подразделяются на законодательные,

исполнительные и судебные. К законодательным органам относятся высшие

представительные органы государственной власти. Эти законодательные органы

принимают и издают законы. Исполнительные органы, это правительство,

министерства, отделы – занимаются непосредственно управленческой

деятельностью – исполнение законов. Судебные органы осуществляют

правосудие. Данная классификация является относительной, поскольку, не

охватывает как правило всей системы государственных органов. В частности в

РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и

прокуратура.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Государственный аппарат – это совокупная связь органов государства,

основанная на их субординации и распределении властных полномочий.

Стало быть, государственный аппарат – это воплощение, выражение

государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы

правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками. В

специальном, более узком значении под государственным аппаратом понимают

лишь систему государственных органов, наделенных властными полномочиями.

При этом «специальными властными полномочиями, необходимыми для

осуществления возлагаемой на них работы, наделены все звенья

государственного аппарата. В целом ими охватываются все стороны

государственной деятельности».

По иному дает определение государственному аппарату и его соотношение с

механизмом государства М.И. Байтин: «Понятие «механизм государства» тесно

связано с категорией «государственный аппарат», - пишет он… В широком

смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех

государственных органов совпадает с определением механизма государства,

идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают

аппарат государственного управления. Именно в этом значении как

совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов

используется термин «государственный аппарат» в науке административного

права».

Правовая форма деятельности государственного аппарата носит властный

характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных

соответствующим адресатам. Она складывается из следующих трех форм

деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной

Правотворческая – особая форма деятельности государственных органов,

направленная на разработку и издание нормативно-правовых актов.

Правоприменительная деятельность – сложный процесс, выступающий как

способ и средство организации реализации права; как стадия правового

регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового

регулирования. Применение права – всегда действие, акт поведения

управомоченного лица.

Правообеспечительная (правоохранительная) функция состоит в том, что

применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм

права. Например, вынесение приговора по уголовному делу обусловливает

исполнение норм уголовного права, предусматривающих данное наказание.

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Политическая система общества представляет собой сложное, многогранное

явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и

обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом

общем виде назначение политической системы можно определить как управление

делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать

реальное практическое участие населения в разработке, принятии и

осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы.

Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии

для характеристики политической системы или преследуют разные

исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки

политической системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой

за государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов,

социальных слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических

интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами

политической системы правовыми,

политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как

совокупность государственных и негосударственных политических институтов,

выражающих политические интересы различных социальных групп и

обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование,

являются правовые, политические нормы и политические традиции.

22. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Государственные политические партии- общественные объединения, целью

которых является участие в политической жизни общества, в организации и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.