| |||||
МЕНЮ
| Основные правовые системы современностисоответствующие акты о #M12291 841501807ценных бумагах#S, купле-продаже, #M12291 841500926коносаментах#S, об условной продаже и др., одобренные во многих штатах. Однако центральное место в данной сфере законодательства занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы. Его первый проект был выработан в 1952 г., затем несколько раз пересматривался по требованию отдельных штатов (ныне действует официальный текст 1978 г.). Он был принят, с весьма небольшими поправками, всеми американскими штатами, кроме Луизианы, где, однако, с 1974 г. также действуют многие его разделы. Все это придает ЕТК исключительный вес в качестве общеамериканского источника права. ЕТК регулирует весьма широкий круг вопросов, связанных не только с внутренней и внешней торговлей, но и с рядом других #M12291 841500112правоотношений#S. Вместе с тем не- малое число проблем осталось вне пределов регулирования ЕТК. Этот #M12291 841502272документ#S является результатом тщательного анализа существующей деловой практики и рассчитан на максимальное развитие торговли в системе #M12291 841501212свободного предпринимательства#S в сочетании с #M12291 841501568гарантиями#S от злоупотреблений для участников сделок, и прежде всего потребителей. ЕТК состоит из девяти основных разделов, расположенных в такой последовательности: 1) общие положения, 2) продажа, 3) торговые бумаги, 4) #M12291 841501290банковские депозиты#S и инкассовые операции, 5) #M12291 841500305аккредитивы#S, 6) комплексное #M12291 841502547отчуждение#S, 7) складские свидетельства, коносаменты и другие #M12291 841500567товарораспорядительные документы#S, 8) #M12291 841500739инвестиционные ценные бумаги#S и 9) обеспечение сделок. В самостоятельную отрасль #M12291 841500243правового регулирования#S, осуществляемого главным образом федеральными законами, превратилось так называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных монополий в ущерб системе капиталистической #M12291 841500923конкуренции#S. Первым федеральным актом в этой области стал Закон Шермана 1890 г., который со ссылкой на нормы #M12291 841502694общего права#S объявил незаконными объединения, преследующие цель монополизировать душтатную и внешнюю торговлю СШA. Закон Шермана, остающийся #M12291 841502512основой антитрестовского законодательства#S в США, был дополнен в 1914 г. столь же важными для этой области Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми запрещены попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими актами объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за собой "существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию монополий". В частности, таковым признается #M12291 841500839картельное#S соглашение о разделе рынка или о фиксированных ценах. Однако американские монополии выработали множество приемов, чтобы обойти положения названных и других актов антитрестовского законодательства. Например, ими широко используется традиционный институт доверительной собственности, предусматривающий передачу имущества, #M12291 841500322акций#S и т.п. в #M12291 841501126распоряжение#S доверительного собственника, для сосредоточения в банках управления имуществом хозяев крупнейших состояний. В результате антитрестовское законодательство имеет своим #M12291 841500365следствием#S отнюдь не ликвидацию монополий, а создание весьма гибкой системы государственно-монополистического регулирования экономики. Трудовое законодательство. Трудовое законодательство в США начало активно развиваться с 1870-х гг. в ходе острых социальных конфликтов между крупными предпринимателями и теми #M12291 841501966профсоюзами#S, которые решительно защищали интересы рабочих. К настоящему времени сложилась система #M12291 841502660нормативных актов#S, регулирующих трудовые отношения, в которой решающая роль принадлежит федеральным законам, хотя и в ведении штатов остается весьма широкий круг вопросов. В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф.Рузвельта, были приняты законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение #M12291 841500875коллективных договоров#S с предпринимателями и на #M12291 841500581забастовки#S, а также Закон о справедливых условиях труда (1938 г.) и др. После второй мировой войны, в период наступления монополий на права трудящихся, были изданы законы о трудовых отношениях ТафтаХартли (1947 г.) и ЛэндрамаГриффина (1959 г.). Совокупностью названных и иных федеральных актов ныне в основном регулируются #M12291 841501658трудовые права#S американских граждан и правовой статус профсоюзов. В некоторых случаях законы штатов, в частности изданные вскоре после принятия Закона Тафта Хартли, содержат больше ограничений на права профсоюзов, чем федеральное законодательство. В то же время федеральные законы, принятые в 1960-х гг., во многом отражали интересы трудящихся и гарантировали равную оплату за равный труд, провозглашали запрет #M12291 841502131дискриминации#S в области труда по соображениям расовой принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, пола и др. Действующие законы запрещают участие профсоюзов в политической борьбе и проведении выборных кампаний, систему "закрытых цехов", т.е. приема на работу только членов профсоюзов, и содержат ряд других ограничений профсоюзной деятельности. Органы министерства труда вправе контролировать финансовую и организационную практику профсоюзов. Важная роль в процессе заключения коллективных договоров принадлежит Национальному управлению по вопросам трудовых отношений и соответствующим специализированным административным органам штатов. Право трудящихся на забастовки ограничено запретом стачек солидарности, возможностью судебного запрета забастовок #M12291 841501638государственных служащих#S и #M12291 841501097работников#S государственных #M12291 841500138предприятий#S, #M12291 841502718обязанностью#S профсоюза за 60 дней до начала забастовки предупредить об этом предпринимателя и федеральную службу по #M12291 841500031посредничеству#S и примирению, а также правом президента в судебном порядке отсрочить или приостановить на 80 дней начатую забастовку, если она подвергает опасности "национальное благосостояние и безопасность". Проведение "незаконных" забастовок, нарушающих эти требования, влечет за собой роспуск профсоюзов, наложение на них крупных штрафов, #M12291 841501671уголовную ответственность#S для руководителей. В то же время органы федерального министерства труда и соответствующих учреждений в штатах наделены правом наблюдать за соблюдением предпринимателями законодательства о минимальных ставках #M12291 841500636заработной платы#S и максимальной продолжительности рабочего времени, правил техники безопасности на предприятиях и т.п. Социальная сфера. В период "нового курса" были заложены и основы действующей системы #M12291 841500413социального обеспечения#S (федеральный Закон о #M12291 841500413социальном обеспечении#S 1935 г. и другие акты). Она включает в себя прежде всего меры #M12291 841500415социального страхования#S, связанные с трудовыми отношениями и финансируемые за #M12291 841500516счет#S взносов работников и предпринимателей: выплату #M12291 841502602пенсий по старости#S, #M12291 841500733инвалидности#S, по случаю потери кормильца, пособий по безработице и в связи с несчастными случаями на производстве. В систему #M12291 841500413социального обеспечения#S входят также меры социального вспомоществования, оказываемого малоимущим семьям, матерям-одиночкам с недостаточным доходом, лицам, нуждающимся в длительном лечении, индейцам и др. Осуществление таких мер приняло значительные размеры в 1960-х гг., при президенте Джонсоне, когда под лозунгом общества "всеобщего благоденствия" были провозглашены финансируемые из федерального бюджета многомиллиардные программы оказания содействия нуждающимся группам населения, в том числе путем раздачи бесплатных талонов на приобретение продовольственных товаров, путем программы бесплатной или льготной медицинской помощи и др. В последующем ассигнования по этим программам подверглись большим сокращениям, но остаются весьма значительными. Борьба против расовой дискриминации, за равноправие негров, испано- язычных американцев и других меньшинств в трудовых отношениях, в области образования, найма жилища и в иных сферах жизни, с новой силой развернувшаяся после второй мировой войны, нашла отражение в ряде принципиальных решений Верховного суда США (по делам Брауна 1954 г., Браудера 1956 г., Тернера 1962 г. и др.), а также в федеральных законах о #M12291 841501998гражданских правах#S 1964 и 1968 гг., о справедливом найме жилища 1968 г. и др. и в значительно меньшей степени в законодательстве отдельных штатов. В июле 1990 г. был принят Закон об инвалидах, направленный на существенное расширение прав физически или умственно неполноценных американских граждан. В частности, закон запрещает дискриминацию их при найме на работу или продвижении по службе. Во второй половине XX в. получили значительное развитие новые #M12291 841502542отрасли права#S, связанные с охраной окружающей среды и защитой интересов потребителей. Под активным воздействием общественности и при #M12291 841500405сопротивлении#S крупных корпораций Конгресс США принял законы о национальной политике по вопросам окружающей среды 1969 г. и об улучшении качества окружающей среды 1970 г., а на их основе ряд более частных актов, в тексты которых постоянно вносятся уточнения и дополнения: о контроле над загрязнением вод, о чистоте воздуха, о контроле над вредными шумами, о ликвидации твердых отходов и др. В 1982 г. был издан очень важный Закон о политике в области ликвидации отходов ядерного производства. Специально созданное Агентство по охране окружающей среды вправе издавать подзаконные акты, которыми регулируются критерии и стандарты по качеству воды, атмосферного воздуха, на промышленные отходы, сточные воды и т.п., а также вести уголовное преследование против корпораций и иных нарушителей установленных правил. В целях борьбы с "#M12291 841502680обманом потребителей#S" (ложная #M12291 841501154реклама#S товаров, #M12291 841500032поставка#S фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов, требование оплаты неоказанных услуг и т.п.) ныне приняты сотни правовых актов на уровне законодательства федерации и штатов. Издание этих актов явилось реакцией законодателей на развернувшееся в 1960-х гг. движение потребителей, возглавляемое известным общественным деятелем Ральфом Нейдером, против обмана и злоупотреблений в сфере торговли и услуг. Национальная #M12291 841500302администрация#S по вопросам продовольствия и лекарств издает перечни стандартных требований, предъявляемых к качеству соответствующих продуктов. Действующее законодательство позволяет потребителям и их #M12291 841501255ассоциациям#S, как и государственным органам, выбирать между требованием возбуждения уголовного преследования и предъявлением #M12291 841501999гражданского иска#S к торговым фирмам и поставщикам услуг, занимающимся обманом потребителей. Уголовное право. Уголовное право американских штатов сформировалось и долгое время развивалось на основе системы английского #M12291 841502694общего права#S, в свою очередь сложившейся из большого числа накопившихся за много столетий #M12291 841500492судебных прецедентов#S, т.е. решений судов высших инстанций по определенным правовым вопросам. Собственно американское #M12291 841502694общее право#S в дальнейшем развивалось все более самостоятельно в решениях судов штатов и федерации, однако и до настоящего времени сохраняется достаточно заметная его связь с английской #M12291 841500355системой общего права#S, и особенно с правовой доктриной. С первых же десятилетий существования Соединенных Штатов все более важную роль в качестве источников #M12291 841501679уголовного права#S наряду с нормами #M12291 841502694общего права#S стали играть #M12291 841500504статуты#S законодательные акты, принимавшиеся Конгрессом США и законодательными собраниями отдельных штатов. В последней четверти XIX начале XX вв. в рамках общей консолидации законодательства штатов в большинстве из них были приняты свои уголовные кодексы, или, вернее, разделы #M12291 841501227свода законов#S штата, регулирующие #M12291 841502528ответственность за уголовные#S преступления. В последующем они, как правило, подвергались многочисленным изменениям и дополнениям, нередко носившим случайный характер, либо, напротив, достаточно серьезной модернизации, предложенной специалистами. Федеральное #M12291 841501678уголовное законодательство#S впервые было кодифицировано в разделе о преступлениях изданного в 1873-1877 гг. #M12291 841501227Свода законов#S США, затем в существенно измененном виде вновь систематизировано в 1909 г. и, наконец, реформировано в 1948 г. в качестве части 1 раздела 18 #M12291 841501227Свода законов#S США, представляющей собой действующий федеральный уголовный кодекс. По существу, это изложенное в алфавитном порядке и плохо упорядоченное собрание отдельных действующих федеральных уголовных законов. Предпринимавшиеся с конца 1960-х гг. попытки осуществить кардинальную реформу федерального #M12291 841501678уголовного законодательства#S, выразившиеся в составлении нескольких проектов нового уголовного кодекса, пока что оказались безрезультатными. Некоторые из этих проектов становились предметом обсуждения в одной или обеих палатах Конгресса, но были отвергнуты либо из-за их "чрезмерной либеральности", либо в большинстве своем, напротив, из-за откровенно консервативного или даже реакционного их характера, как, например, проект "С-1" 1973 г. и ряд его последующих модификаций, представленных сторонниками "жесткого курса" в области #M12291 841501672уголовной политики#S. Важным этапом на пути реформы федерального #M12291 841501678уголовного законодательства#S, хотя и не в столь широком объеме, как принятие нового уголовного кодекса, стало издание в октябре 1984 г., в период администрации Рейгана, Комплексного закона о контроле над преступностью. В нем в духе сторонников жесткой уголовной репрессии регулируются вопросы назначения и исполнения #M12291 841502453наказаний#S, меры борьбы с опасными преступниками и рецидивистами и другие аспекты деятельности федеральной #M12291 841500476судебной системы#S. В силу исторически сложившегося на базе Конституции США распределения компетенции федерации и штатов в сфере #M12291 841501678уголовного законодательства#S федеральный УК, а также иные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в других разделах #M12291 841501227Свода законов#S США, имеют весьма ограниченную область регулирования. Ими устанавливается ответственность и за преступления федеральных служащих, а также в случаях, когда совершение преступления сопряжено с пересечением границы между штатами (например, при торговле #M12291 841502469наркотиками#S, сбыте похищенных автомобилей). Поэтому подавляющее большинство лиц, привлекаемых в США к #M12291 841501671уголовной ответственности#S, обвиняется в нарушении не федерального законодательства, а норм УК и других законов отдельных штатов. Федеральные уголовные законы не имеют каких-либо привилегий за пределами сферы их непосредственного действия, и их нормы не предопределяют решения правовых проблем, входящих в компетенцию штатов. В свою очередь, уголовные кодексы 50 американских штатов, принимавшиеся и изменявшиеся в разные исторические периоды и под влиянием противоречивых направлений в карательной политике и доктрине #M12291 841501679уголовного права#S, нередко представлявшие собой плохо систематизированные собрания нормативных положений, со временем все более стали обнаруживать значительные и ничем не оправданные различия в определении круга наказуемых деяний, признаков отдельных преступлений, в наказаниях и т.п. Эти обстоятельства и устарелый характер многих положений большинства кодексов нередко становились серьезным препятствием в борьбе с #M12291 841500188преступностью, особенно организованной#S. Поэтому в середине XX в. началось движение за реформу #M12291 841501678уголовного законодательства#S штатов, в которой решающую роль сыграл подготовленный Институтом американского права Примерный уголовный кодекс (1962 г.). Этот документ не имеет официального характера. Он был предназначен лишь послужить "единым ориентиром" для назревшего обновления и сближения уголовных кодексов штатов. Примерный УК в основном выполнил свою задачу, поскольку вобрал в себя опыт развития американского #M12291 841501679уголовного права#S и истолковал его в довольно либеральном духе, а с учетом высокого уровня его юридической техники на него неизбежно ориентировались составители всех проектов УК, предлагавшихся законодательным собраниям штатов начиная с 60-х гг. В результате к середине 80-х гг. в более чем 40 штатах были приняты новые УК, что привело и к обновлению, и к сближению #M12291 841501678уголовного законодательства#S штатов. Между вновь принятыми УК сохраняются немалые различия, однако все они отныне представляют собой систематизированные собрания уголовных законов, и в принципе они дают единообразную трактовку важнейших институтов #M12291 841501679уголовного права#S. Наряду с уголовными законами федерации и штатов нормы #M12291 841502694общего права#S продолжают и в настоящее время оставаться одним из источников американского #M12291 841501679уголовного права#S. Ныне законодательство большинства штатов запрещает судам наказывать за такие преступления, которые не включены в #M12291 841501227свод законов#S соответствующего штата. Однако нормы #M12291 841502694общего права#S по- прежнему играют весьма существенную роль в истолковании и практическом применении уголовных законов, например для определения признаков конкретных преступлений, лишь названных, но не раскрытых в тексте закона. Особая роль принадлежит Верховному суду США, решения которого могут существенно расширить или сузить сферу уголовной репрессии, в частности путем новой трактовки важнейших институтов #M12291 841501679уголовного права#S и процесса. Действующее, в том числе и реформированное за последние годы, законодательство американских штатов придерживается традиционного деления преступных деяний на две основные категории #M12291 841501742фелонии#S и #M12291 841502387мисдиминоры#S. К фелониям относятся более тяжкие деяния, которые наказываются #M12291 841501088лишением свободы#S на срок свыше одного года, а к мисдиминорам менее тяжкие преступления. Различия между ними играют весьма существенную роль при квалификации преступлений, в сфере #M12291 841501683уголовного процесса#S, в условиях отбывания наказания и в правовых последствиях #M12291 841502519осуждения#S. Так, совершение фелонии либо одна только цель ее совершения нередко служит отягчающим обстоятельством, прямо предусмотренным законом (например, при #M12291 841501667убийстве#S и проникновении в чужое помещение). Возможности #M12291 841501245ареста#S полицейским человека, #M12291 841502627подозреваемого#S в мисдиминоре, а не в фелонии, значительно |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|