реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государство, право, мораль

Государство, право, мораль

Введение

В данной курсовой работе я постарался рассмотреть особенности

взаимоотношений государства, права и морали. На протяжении многих веков

этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей

актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами

общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их

взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание

человечества.

Государство и право как социальные институты существовали не

всегда . Если «естественное общество» возникает вместе с появлением

древнего человека ( homo habelis- “человек умелый” ) около 2 млн. лет

назад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа

( homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад , то

впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.

Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права

, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали.

Возникновение государства и права было следствием действия закона

возрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели

реализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие

потребностей и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так,

на смену примитивным формам организации и регуляции жизни человека,

какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили более

совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки

зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью

которых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека можно

выделить два этапа в развитии человеческого общества: 1) общество без

государства (догосударственное общество и 2) общество с государством (

государственно организованное общество) . Необходимо также отметить что,

каждое исторически конкретное общество требует строго определенной

меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем

реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали,

норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм

традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы --

это правила поведения общественного характера, регулирующие

взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их

взаимодействия. Существует точка зрения, что нравственные законы

заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в

зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой

оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы

нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и

социальным характером нравственных требований, поскольку в них

органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что

любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она

адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой

группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир

человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из

виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном

счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека,

прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его

индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие

индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые

направляют поведение человека в русло социальной нравственности.

Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности

своего поступка в значительной мере определяет и его социальную

значимость.

Элементами морального регулирования являются:

- идеал, выражающий представление общества, классов, социальной

группы о нравственном совершенстве;

- система норм, соблюдение которых является необходимым условием

функционирования общества, достижения им своих моральных

ценностей;

- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию

моральных норм, в том числе общественное мнение.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы

прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям

может только то государственное устройство, в котором и право и мораль

находятся в теснейшем взаимодействии.

I . Определение государства , права и морали

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и

что такое право и мораль. Интересовал, прежде всего, потому, что

государство ,право и мораль как и в древнем и в современном мире, так или

иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,

страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -

"общество и власть".

Общество - это общность людей на определенной территории,

характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью

организации жизни.

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой

систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,

охватывающий все население на той или иной территории.

Выделяются две разновидности общества:

1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не

утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными

отношениями, институтами.

2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися

отношениями, и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

a) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных

факторов (демократические общества);

b) общества, в которых необходимые единство и организованность

достигаются в основном в результате использования действующей внешней

силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и

тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других

лиц (подвластных).

Определяющей чертой власти является возможность одних людей,

организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле

и действиями.

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам;

2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила –

в партиях, в общественных объединениях и т.д.

Особо выделяется политическая власть, которая является «аппаратной»,

т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного

государственного принуждения.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся

системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,

характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе –

постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,

основанная на частной собственности, участие личности в управлении

обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии

государство превращается из простого, из «просто» организации политической

власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного

образования в политическое общество, организованное, где власть

функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в

соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому

государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода

личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может

быть отличен и ряд других:

«уход» государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной

жизни, от выполнения функций собственника;

развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих

политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий

правовой режим;

все большее преобладание республиканской формы правления;

эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все

большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда

противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной

жизни. В передовых демократических странах

в области политико-государственной жизни все большее значение приобретают

такие тенденции:

1. государство все больше становится «государством человека», в котором

человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,

гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

2. все общество, а не только государство , выступает в качестве

правового;

3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии –

парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;

4. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в

частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

5. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него

всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это

политико-территориальная суверенная организация публичной власти,

располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-

обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления

обязательными для населения всей страны, государство – продукт

истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере

развития истории позитивный потенциал государства все более и более

раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и

укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное,

естественное и оптимальное направление, по которому должна идти

политическая жизнь современного общества.

Развитие государства, его совершенствование и укрепление,

осуществляется , так, чтобы во всем комплексе его институтов все более

реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности

– это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно

представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.

Юридические права – это права четко определенные, записанные в законе,

устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.

Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или

возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие

значения этого слова: 1) в смысле обычных прав – свободы или возможности

поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2) в смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанной

на принципах добра и справедливости.

3) в смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения,

основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри

общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

4) в юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемой

субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Но и в юридическом смысл «право» имеет два значения:

1. субъективное юридическое право – свобода и возможность субъекта,

конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение.

2. объективное право – здесь термин «право» близок к терминам «закон»,

«законодательство», и имеется в виду не свобода и возможности

поведения, а нечто «объективное» в обществе – юридические нормы,

выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское

право), либо как часть (гражданское право).

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в

юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие

права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при

товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,

закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из

естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе

экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении

предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.

Как позитивное право оно:

создается людьми, общественными образованиями, законодателями, судами,

самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества,

целенаправленной волевой деятельности.

существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной

реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права:

обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самой

жизнью форма позитивного права.

Право судей – судебное решение, посвященное определенному лицу,

конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных

же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.

прецедентное право.

Право законодателя (право закона) – формирование позитивного права

путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по

мере развития демократии – представительных.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной

организации, организованности общества, при которой регулируется

демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное

предназначение права – гарантировать в нормативном порядке свободу в

обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для

развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и

своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано

быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена

важнейшая сторона правового регулирования.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления

существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного

поведения тех или иных субъектов.

охранительная – установление мер юридической защиты и юридической

ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Таким образом, право, как и государство призвано служить людям,

обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность – нормы права распространяют свое

действие на территорию всей страны, на все население.

2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках –

юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от

усмотрения отдельных лиц.

3.Действие через дозволение через субъективные права – признак, который

раскрывает особенности права как «права» выделяет его из других норм,

действующих в обществе.

Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, что

общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют

поддержку самой мощной социальной силы - государственной власти. Из всего

вышеперечисленного можно сделать вывод, что Право - это система

общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством

источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного

(а также запрещенного и предписанного) поведения.

Мораль также динамическая регулятивная система как и право. Ее

исторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб( и

более крупно –«кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до начал

неэквивалентных - « ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до начал

терпимости ( толерантности , как определяют эти начала ) , прощения,

покаяния, воздаяния за зло добром т.д.

Существует несколько научных определении понятия морали:

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов,

оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих

их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и

поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой

общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной

группы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра,

зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются

моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и

действий людей. Другое определение морали даёт известный российский

правовед С.А. Комаров: Мораль (нравственность) - это взгляды, представления

и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной

жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости,

добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом,

чести, совести, долга, достоинства и т.д.

II. Соотношение государства и морали

Вопрос о соотношении государства и морали очень сложен, потому что во

многих случаях это совершенно противоположные вещи. С самого возникновения

самого понятия «государство», как властью, так и учеными занимающихся

проблемой теории государства и права, старательно подчеркивалось, что

основа любого государственного устройства – это моральные нормы

общества. И ярким примером таких утверждений может служить

теократическая теория возникновения государства. Она рассматривает

государство как Божий промысел, как Божий дар человечеству. И что законы

государства должны основываться на Божьих законах. А что такое Божьи

законы ? Если рассматривать это понятие с христианской точки зрения, то они

, а в частности Христовы заповеди, и есть нормы морали – своеобразный

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.