реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формы государства

Формы государства

Институт международного права и экономики

имени А.С. Грибоедова

Юридический факультет

Заочное отделение

I курс

Тема 5

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Курсовая работа студента

группы 13

Дорошина

Андрея Евгеньевича

Научный руководитель:

Доктор юридических наук,

профессор В.В. Оксамытный

г. Петрозаводск (филиал)

1999 г.

Тема 5: Формы государства

План:

|1. |Введение |Стр. 3 |

| | | |

|2. |Понятие формы государства и ее виды. |Стр. 3 |

| |Соотношение типа и формы государства. | |

| | | |

|3. |Форма правления. Монархия и республика. |Стр. 6 |

| |Особенности формы правления в Российской | |

| |Федерации. | |

| | | |

|4. |Форма государственного устройства. Унитарное и|Стр. 12 |

| |сложное государство. Федерация, конфедерация, | |

| |содружество и сообщество государств. | |

| | | |

|5. |Государственно-политический режим и его виды. |Стр. 18 |

| |Демократический и антидемократический режимы. | |

| | | |

|6. |Заключение |Стр. 22 |

| | | |

|7. |Список литературы |Стр. 24 |

1. Введение

Государство это определенный способ организации общества, а также

организация публичной политической власти, распространяющаяся на все

общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в

необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая

обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет

специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления

деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в

пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения),

которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство

в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется

изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы

означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных

частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого,

общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют

различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания

формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные

теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью

отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых

занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой

середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности,

характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются

новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем

форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих

признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства.

В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления

признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы

правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и

есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Таким образом, целью написания данной курсовой работы является

изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы

государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем

многообразии ее составляющих.

2. Понятие формы государства и ее виды. Соотношение

типа и формы государства.

Форма государства – это реальное выражение его сущности, а также его

функций. Это фактически и есть государство, так как именно в форме

проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в

умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом,

проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит».

Вместе с этим необходимо отметить, что государство обретает форму, строго

отвечающую его сущности.

Форма государства – это организация государственной власти, методы ее

осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности

развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения. Форма

государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда

установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических,

социальных, политических, идеологических) она всегда развивалась и

изменялась. Постоянно менялось и представление людей о ней.

За всю историю развития государства и права были высказаны десятки

различных суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые

различные подходы к решению данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме

философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые

мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие

формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.

Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ

Платон (427-347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления

«идеального государства» как государства «лучших и благородных» является

«законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась и

рассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» –

олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и

смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное

государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны.

Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении

изменять свои формы.

Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и

превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую

тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип

государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно

превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на

имущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец,

демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего

свободой сверх меры, может вырождаться в свою противоположность – тиранию.

Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельно

господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегда

захватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа».

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и

правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других

странах. При чем не только на ранних стадиях развития человеческой

цивилизации, но и в последующие столетия. Значительное внимание

исследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время.

Также как среди их предшественников, между современными авторами нет

единого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точки

зрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержания

форм государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и

правоведения 60-70 годов было представление о форме государства, как об

институте, складывающемся из формы правления и формы государственного

устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной

литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит

из формы правления, формы государственного устройства и государственного

режима. Данное мнение является преобладающим.

В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу

как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных

странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки,

которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. Серьезное

влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его

исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные

особенности проживания, природные условия проживания. Специфику форм

государства определяет также характер взаимоотношений государства и его

органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими

организациями.

Ученые во все времена пытались систематизировать существующие

государства, распределить их по типу. Тип государства - это совокупность

признаков отличающих одно государство от другого. Существуют различные

подходы к типологии государства, рассмотрим основные из них:

Классический (формационный) подход. Его придерживается марксистко-

ленинская теория. Суть данного подхода заключается в том, что согласно

классовому материалистическому учению, определенному типу общества

соответствует определенная общественно-экономическая формация, как

совокупность сил и отношений. Это и определяет тип общества и государства:

первобытнообщинное (нет государства), рабовладельческое, феодальное,

капиталистическое, социалистическое. Слабым звеном в этой теории является

обязательность последовательного прохождения всех этапов, а также

чрезмерная идеализация социалистического общества. Во всем остальном

достаточно приличная теория.

Исторический подход прост и делит все сообщества и государства по

столетиям: Древние (до V в. н.э.), средневековые (с VI по XVIII в.), новые

(коней XVIII в. – конец XIX в.) и новейшие (XX в.) государства. Слабость

данной теории в том, что не учитываются обычаи и традиции государств и

народов.

Цивилизационный подход при типологии государства соотносит государства

и социально-экономический строй с учетом духовно-нравственных и культурных

факторов общественного развития. Основатель данной теории английский ученый

Артур Дж. Тойнби: «Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное

состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических,

культурных, географических и иных признаков, при чем религия и формы ее

организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество

первоначально возникло – остаются неизменными». А. Дж. Тойнби насчитывал 30

типов цивилизаций. Сегодня большинство ученых выделяют 8 типов: Западная

(Европейская), Православная, Исламская, Индийская (буддистская), Китайская

(конфуцианская), Японская, Латиноамериканская и Африканская.

Идеологический подход берет за основу идеологию публичной власти в том

или ином государстве и называет следующие типы: коммунистические (Китай,

Куба, Вьетнам), социалистические (Швеция), консервативные (ФРГ,

Великобритания при Тетчер), либеральные (США в президентство Клинтона) и

националистические (Индия, Эстония, Латвия) государства.

Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство,

которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы.

Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и

органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе

его развития. Внешняя форма государства изменчива, текуча, соответствует

изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках типов

государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным

условиям господства исторически определенных классов, уровня культуры и

цивилизации, а также существующего политического режима.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной

стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться

различные формы организации и деятельности государственной власти, а с

другой стороны – государства различного типа могут обличаться в одинаковую

форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического

периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и

государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой

государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно

зависит от его содержания и определяется им.

3. Форма правления. Монархия и республика. Особенности

формы правления в Российской Федерации.

Рассмотрим первую составную часть структуры формы государства – форму

правления. Теория государства, фиксирую в его истории реально возникающие

формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее

распространенная из них – это деление форм правления по числу правящих лиц.

Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если

всем – демократия или республика. Существование такой классификации

отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом

и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии, после

убийства Лже-Смердиса. Критика этой классификации восходит к Платону и

Аристотелю.

Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в

государстве трех добродетелей: мужества, мудрости и умеренности. Второй – в

зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления,

объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни

были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными – те,

в которых у правителей преобладает личный интерес.

Существовали и другие классификации, но зафиксированное Геродотом

деление дошло до наших дней, правда, среднее звено геродотовской триады –

аристократия –было утрачено в ходе развития государственности. Фишеровский

словарь назвал такую классификацию классической.

Понятие формы правления в теории государства и права позволяет

уяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; как

строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны; в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Приведем два варианта определения этой формы государства:

1. Форма правления – это организация государственной власти и ее

устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень

демократии и культуры населения в ней.

2. Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт,

организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и

правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент,

Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Как видно из приведенных определений, основным в понятии формы

правления является организация верховной власти государства и порядок ее

образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы

государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в

монархическом государстве).

В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных

объединяться посредством централизованной государственной власти,

естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма

правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на

землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид

деспотии. Для обществ основанных на обменных отношениях между свободными,

политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская

форма правления. Для современных государств характерны 2 формы правления:

республика и монархия.

Форма правления обуславливается также конкретной расстановкой

социально-политических сил и результатом борьбы между ними (проявляется в

разных странах в революционные периоды); историческими особенностями

отдельных стран (существование в современной Великобритании парламентской

монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и

политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях отдельного государства

(трудности на пути становления демократии в России объясняются спецификой

ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических

процессов, в том числе военных (смена форм власти в ряде государств после

Второй Мировой Войны).

А теперь настало время рассмотреть эти две формы правления: монархию и

республику.

При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме

правления главой государства является единоличный правитель – монарх;

власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке

престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или

избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая

монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх,

избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических

штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была

правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая

же древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века это

соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как

пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств

Европы, Япония, страны Содружества).

Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с

господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и

равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления

является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по

собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах

монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности

не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в

Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии,

Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь

– в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы правления является

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.