реферат бесплатно, курсовые работы
 

Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

|высокодоходных и 10 % самых | | | |

|низкодоходных групп населения |8 раз |12,9 раза |0,62 |

|Уровень преступности (количество | | | |

|преступлений на 100 тыс. населения) |5 тысяч |6 тысяч |0,83 |

|Уровень безработицы (по методологии |7 % |9,2 % |0,76 |

|МОТ) | | | |

|Уровень инфляции за год (за 9 мес. |20 % |16 % |1,25 |

|1996 г.) | | | |

|Объем внутреннего долга, % к ВВП |30 % |33 % |0,9 |

|Текущая потребность в обслуживании и | | | |

|погашении внутреннего долга, % к | | | |

|налоговым поступлениям бюджета |25 % |более 100 %|0,25 |

|Объем внешнего долга, % к ВВП |25 % |31 % |0,8 |

|Доля внешних заимствований в покрытии| | | |

|бюджетного дефицита (проект |30 % |45 % |0,66 |

|бюджета-97) | | | |

|Дефицит бюджета, % к ВВП (янв.-сент. |5 % |4,2 % |1,2 |

|1996) | | | |

|Объем иностранной валюты в денежной |10 % |50 % |0,2 |

|массе | | | |

|Объем наличной иностранной валюты к | | | |

|объему наличных рублей |25 % |100 % |0,25 |

|Денежная масса (М2), % к ВВП |50 % |12 % |0,24 |

|Для импорта во внутреннем | | | |

|потреблении, всего |30 % |53 % |0,56 |

|в том числе продовольствия |25 % |30 % |0,83 |

|Дифференциация субъектов Федерации по| | | |

|прожиточному минимуму |1,5 раза |5 раз |0,3 |

Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации

экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз

экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное,

непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики.

По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных

угроз:

1. Спад производства и потеря рынков.

2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность.

3. Рост государственного долга.

4. Угрозы в социальной сфере(безработица, диспропорция в доходах и

т.д.).

5. Опасность утраты продовольственной независимости страны.

6. Криминализация экономики.

В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в

целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы

учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы

безопасности будут сведены к минимуму.

Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут

сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа

рыночной ситуации, заложить основы подъема производства, а для этого нужна

продуманная, честная и жесткая политика государственного регулирования

экономики.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -

командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются

экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появляется необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала предприятий, но необходимых для продолжения

воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные

кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,

обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют государственного

регулирования. В современных условиях невмешательство государства в

социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о

необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,

формах и интенсивности. Объективная возможность государственного

регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического

развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая

эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем,

трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование

экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики

является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи:

это, например, стимулирование экономического роста, регулирование

занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной

структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы

государственного регулирования экономики определяются характером и остротой

экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный

период.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики

целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты

(средства), а также этапы его развития.

Субъектами экономического регулирования являются носители, выразители

и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся

друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам

деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и

региональным интересам. У каждой из этих групп есть свои интересы,

обусловленные их социально-экономическим положением, а также

принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители

этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой

информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в

государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную

политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным

аппаратом, регулирующим хозяйство.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах

рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы,

союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров

и т. п.. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы

предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции

социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие

на государственную экономическую политику. Рекомендации, советы,

консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей

хозяйственных интересов на органы государственного экономического

регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с

государственной экономической политикой.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных,

культурных, экологических, специфических региональных интересов являются

политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных

интересов.

Проводить в жизнь программу государственной экономической политики

будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители

хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных

экономических интересов в государственной экономической политике.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного

регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные

по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна

тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов

государственного экономического регулирования, все более независимыми

становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного

регулирования экономики является слияние субъектов государственной и

частной экономической политики и возникновение в результате этого новых

регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему

парламентской или президентской республики. Например, создается орган из

представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти

для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и

трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию

отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых

союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления

государственных региональных программ. Основная часть таких органов

формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности

решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К

таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве,

министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их

управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог,

почт и телеграфа и др.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного

регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-

технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним

водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от

отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных

органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных

фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их

рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной

экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и

различных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических

интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном

случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) -

советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит

корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,

профессиональных, общественных (например, экологических) групп.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и

выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую

политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации,

сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампания

гражданского неповиновения и т. д.

Обратная связь между государственным регулированием экономики и

носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется

в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом

платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются

в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в

уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные

выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами

массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия

избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или

партиям - это главная линия обратной связи между государственной

экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Но, это была идеальная картина зависимости государственного

регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой

зависимости и обратной связи. В реальной жизни, как уже отмечалось в первой

главе данной работы, наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба

между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования,

широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах

государственной экономической политики. Однако механизм государственного

регулирования экономики должен функционировать все-таки не по отклонениям,

а по правилам.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,

регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни

страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не

разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время

как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального

функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

5. экономический цикл;

6. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

7. условия накопления капитала;

8. занятость;

9. денежное обращение;

10. платежный баланс;

11. цены

12. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,

имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

13. условия конкуренции;

14. социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение;

15. подготовка и переподготовка кадров;

16. окружающая среда;

17. внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный

характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл,

накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные

комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции,

отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между

государственными регулирующими органами.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя

внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание

экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл;

улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и ,

во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может

быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например,

невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных

условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры,

совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного

обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может

оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от

реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой

ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от

установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы

приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить,

содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели

внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в

узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели

подчиняются ей.

Средства государственного регулирования подразделяются на

административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на

силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и

принуждения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные экономические средства - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как

эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план

государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий

соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических

интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции

политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи:

специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется

главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической

политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего

социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны

смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному

характеру. Действенность государственного регулирования экономики с помощью

бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров

расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от

эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль

налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль:

с одной стороны, это главный источник финансирования государственных

расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это

инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.