| |||||
МЕНЮ
| Проблемы определения таможенной стоимостилицу таможенного поста произвести условную (временную) таможенную оценку товаров и запросить дополнительные сведения в пределах установленного срока (но не более 60 дней). Данное право таможенного органа закреплено Таможенным кодексом РФ: "...для проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, должностное лицо таможенного органа вправе запросить дополнительные сведения и установить сроки для их представления". В качестве согласия, принятым решением таможни, декларант предоставляет письменное заявление по конкретным ГТД с просьбой предоставить товар в свое пользование, и указывает гарантию уплаты доначисленных платежей под конкретные условия обеспечения (т.е. залог имущества, гарантию банка или депозит таможни). Данное заявление, подписанное распорядителями кредитов предприятия, является официальным юридическим документом, поскольку в заявлении указываются согласованные сроки представления документов, от которых зависит принятие окончательного решения по оценке товаров. В случае если клиент не предоставляет документы в определенные сроки, таможня оставляет за собой право считать таможенную оценку окончательной и не возвращать доначисленные в связи с этим платежи. Как показала практика работы Томской таможни и по мнению декларантов, наибольшее количество корректировок с условным выпуском товара впоследствии становятся окончательными без предоставления декларантом дополнительных документов в течение определяемого срока. Данную ситуацию можно объяснить следующими причинами: а) нежелание участника ВЭД затрачивать дополнительное время для повторной работы с таможенным учреждением; б) предположение, что декларируемая таможенная стоимость даже с учетом условно- таможенной оценки удовлетворяет клиента, т.к. часто в действительности реальная стоимость товара несколько выше. Однако данные факты можно подтвердить только в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД по данным бухгалтерского учета. Поэтому подобные участники ВЭД ставятся на особый учет для последующей проверки силами таможенной инспекции; в) элементарная халатность лиц, уполномоченных организацией - декларантом, при исполнении своих обязательств перед таможенными органами. В случае условного выпуска товаров по заявлению клиента в соответствующих графах ДТС, КТС И ГТД таможенным органом делается отметка о сроке корректировки и форме обеспечения уплаты таможенных платежей. После представления всех дополнительных документов, но до истечения установленного срока, осуществляется пересчет таможенной стоимости и, соответственно, таможенных платежей с заполнением нового бланка КТС. Установленный порядок ориентирован на предотвращение необоснованного увеличения общих сроков таможенного оформления товаров и задержку их выпуска, чем может быть нанесен значительный ущерб коммерческой деятельности. При этом вся процедура таможенной оценки должна укладываться в сроки в соответствии со ст. 194 ТК РФ не позднее 10 дней с момента принятия ГТД к таможенному оформлению. На практике основными причинами корректировки являются не включение в расчет таможенной стоимости транспортных расходов в соответствии с условиями поставки, коммерческих услуг, предусмотренных по контракту, а также технические ошибки. Во всех случаях оплата доначисленных сумм таможенных платежей и сборов производилась путем внесения денежных средств на депозит таможни в ходе таможенного оформления. Другие формы обсечения уплаты таможенных платежей не пользуются популярностью среди участников ВЭД, что объясняется: во-первых, недостаточным знанием нормативной базы таможенного дела и полной неосведомленностью о существовании подобных форм, особенно "под залог имущества"; во-вторых, незначительностью доначисленных сумм таможенных платежей и сборов в ходе корректировок, которые оплачивались клиентами тотчас в ходе таможенного оформления; в-третьих, до сегодняшнего дня в перечень уполномоченных банков, имеющих право выдавать гарантии по согласованию с ГТК РФ, входили, в основном, столичные банки, что затрудняет использование этой формы, к примеру, участниками ВЭД г. Томска. Как показывает, анализ документов, представленных к таможенному оформлению в Томской таможне, чаще всего случаи проведения корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей встречаются: • при выявлении и исправлении в форме ДТС-1, ДТС-2 арифметических ошибок, повлиявших на цену сделки; • при выявлении несоответствия величины и структуры таможенной стоимости предъявленным в подтверждение документам и уточнении цены; • при необходимости осуществление временной условной оценки; • при окончательном определении таможенной стоимости в случае предоставления декларантом дополнительной информации. • при проведении таможенной оценки таможенным органом. Следует отметить, что нормативными документами ГТК строго определено проведение корректировки только в процессе таможенного оформления. В частности, указанием ГТК РФ' № 01-12/835 запрещено таможенным органам принимать к рассмотрению документы по вопросу корректировки таможенной стоимости в связи с отклонением по количеству и качеству после выпуска товаров в свободное обращение и предписано руководствоваться только пунктами, оговоренными в приложении N 3 и приказе N 1, т.е. только в ходе таможенного оформления. Однако п.3.1 в "типе корректировки" указано на возможность проведения корректировки после выпуска товаров в свободное обращение, что возможно в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, по результатам которой возможна корректировка таможенной стоимости с начислением платежей. В других случаях разрешение подобной ситуации возможно только по решению ГТК РФ, куда предоставляется весь пакет документов для принятия окончательного решения. Отделом таможенной стоимости и валютного контроля Томской таможни, особое внимание уделяется определению условно-таможенной оценки ввозимых физическими лицами транспортных средств. При наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, отдел самостоятельно определяет стоимость ввозимых транспортных средств на основании имеющейся в отделе ценовой информации и каталогов "Super Schwacke" с учетом времени изготовления транспортного средства, страны его происхождения, пройденного километража и других технических характеристик. В отделе, на таможенных постах ведется сбор ценовой информации по переоцененным транспортным средствам. Получаемая ценовая информация по новым и подержанным автомашинам необходима и полезна в работе, постоянно используется при переоценке автомашин. Однако названный каталог и ряд других каталогов иностранных фирм- поставщиков транспортных средств, которые рекомендованы ГТК России как базовые для определения таможенной стоимости автомобилей , определяет продажную цену автомобилей с учетом стоимости предпродажной и сервисной подготовки, вследствие чего в отдельных случаях в 2-4 раза завышается таможенная стоимость товара по сравнению с реальной таможенной стоимостью. В целях применения методов определения ТС необходимо уточнить, что в нормативных документах понимается под определением "стоимость". Ранее, в соответствии с Приказом ГТК N 283 понятие "фактурной" и "таможенной" стоимости были идентичны, что создавало проблемы для целей валютного контроля. С введением в действие с 01.08.94 Приказа ГТК России N 162 в таможенном отношении стали применяться два принципиально разных термина: • таможенная стоимость; • фактурная стоимость - цена товара фактически уплаченная или подлежащая оплате. Следовательно, фактурную стоимость можно расценивать, как цену сделки. Основой для таможенной стоимости является цена, документально подтвержденная счетом-фактурой (или счетом-проформой для условно стоимостных целей). При этом счет-фактура должен быть уплачен или предъявлен к оплате. Тем не менее, анализ применения метода 1 убеждает, что для полной достоверности применения данного метода необходимо иметь однозначно оплаченный счет и выписку из лицевого счета (подтверждение оплаты). В противном случае неоплаченные счета в дальнейшем могут вызывать сомнения в полноте оплаченной суммы. Поэтому, при определенных обстоятельствах, здесь для определения таможенной оценки товара наиболее применим метод 6 на базе гибкого использования метода 1. При определении ТС в цену сделки включаются все расходы, связанные с доставкой товара до границы РФ, если они не были ранее в нее включены (п.1 ст. 19 Закона) в зависимости от условий поставки. На цену могут оказывать существенное влияние: • скидки; • несоответствие по количеству и качеству; • косвенные платежи, о которых наиболее подробно расписано в титульном листе ДТС. При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, о чем указывалось выше. Для унификации понимания прав и обязанностей сторон контракта и были разработаны базисные условия поставки, которые определяют распределение обязанностей между продавцом и покупателем по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели и порчи товара с продавца на покупателя. Базисными эти условия называются потому, что они устанавливают базис (основу) цены в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке товара или нет. В отношении стран СНГ допускается представление, вместо счета-фактуры, подробной товарной сертификации и платежного поручения. Однако, оба документа должны содержать все необходимые реквизиты для таможенного оформления (наименование товара, цена за единицу, общая стоимость, дата платежа, банковские реквизиты и др.). Но в любом случае, при оценке товара в таможенных целях, в таможенной стоимости должны быть учтены установленные Законом дополнительные начисления к цене: • комиссионные и посреднические услуги; • расходы на упаковку и тару; • стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам; • лицензионные и иные платежи; • расходы по доставке товара до места ввоза или места назначения в соответствии с предъявленными документами. По практике работы ОКТСиВК Томской таможни, преобладающими дополнительными начислениями являются только транспортные расходы и страхование. Возможны исключения из цены сделки расходы по доставке товара при транспортировке его по таможенной территории РФ. Главное требование -документальное подтверждение, а в отношении транспортных расходов - вычитание возможно только при условии официальных расчетов, произведенных специализированными транспортными организациями. Основными вычитаниями из ТС являются: • расходы по монтажу, сборке и наладке оборудования или оказанию технической помощи после ввоза; • расходы по доставке товара после ввоза до места назначения; • расходы по уплате таможенных платежей и сборов при определенных условиях поставок. В случаях, когда невозможно определить стоимость сделки по методу 1, таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" по методам 2-6, последовательно их применяя. При этом заполняется бланк по форме ДТС-2. Нормативными документами ГТК России подробно описаны процедуры реализации других методов определения таможенной стоимости товаров. Условиями использования метода 2 (по цене сделки с идентичными товарами) являются: • товары проданы для ввоза в РФ, • товары ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров, • товары ввезены на тех же коммерческих условиях, • товары ввезены примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Наиболее влияют на цену сделки с идентичными товарами, при прочих равных условиях, сохранение коммерческих условий и количественных элементов. Поэтому корректировка цены сделки для придания ей идентичности производится с учетом этих двух характеристик. В качестве объективных доказательств целесообразности и точности корректировок для таможенных органов могут служить действующие прейскуранты производителя, относящиеся к различным условиям и различным количествам. При этом должны производиться все дополнительные доначисления, связанные с условиями поставки. При использовании метода 3 (по цене сделки с однородными товарами) в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается условная единица по товарам, однородным импортируемым. Применение метода 3 основано на тех же принципах, что и применение метода 2, но различие между ними в физических характеристиках. Поэтому однородные товары имеют только сходные характеристики (а не одинаковые во всех отношениях) и состоят из схожих элементов, что помогает их использовать в качестве однородных. Практически сложность применения второго и третьего методов при их однотипности применения заключается в следующем: • ограниченность по времени в применении оцениваемых товаров в качестве идентичных или однородных; • жесткие параметры определения идентичности или однородности товаров. Согласно п.2 ст. 18 Закона при невозможности использования методов 2-3 при определении таможенной стоимости можно перейти к применению методов 4 или 5. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности в системе иерархичности применения методов. Суть метода 4 (на основе вычитания стоимости) заключается в том, что за основу определения таможенной стоимости берется продажная цена, по которой идентичные или однородные товары продаются на внутреннем рынке в неизменном состоянии. В основе продажной цены лежит цена единицы товара: • по которой идентичные и однородные оцениваемые товары продаются наибольшей партией на территории РФ; • ввезенного не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемого товара; • при которой продавец и покупатель не взаимозависимы относительно друг друга. Для возможного применения внутренней цены из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, т.е. затраты, произведенные после импорта данных товаров, а именно: • комиссионные вознаграждения, погрузка, разгрузка, страхование, транспортировка на территории РФ после выпуска товаров в свободное обращение; • взимаемые импортные таможенные пошлины, сборы и налоги подлежащие уплате в РФ в связи с ввозом и продажей товаров. Особенностью применения приемлемых продажных цен является то, что при ее расчете необходимо выйти на первую перепродажу импортных товаров. Сложность применения данного метода на практике заключается в том, что: • аналогично с методами 2-3 имеется ограниченность по времени использования оцениваемых товаров; • имеется сложность в определении первичного звена перепродажи при наличии целой цепи посредников в реализации сделки; • имеется проблематичность в поиске полной продажной цены на внутреннем рынке особенно в неизменном состоянии и вычитании из нее компонентов, которые специфичны для каждого региона в зависимости от их удаленности. Применение метода 5 (на основе сложения стоимости) регламентировано ст.23 Закона и основывается на цене товара, рассчитанной сложением компонентов, характеризующих все издержки и затраты на производство оцениваемых товаров с учетом предполагаемой прибыльности получаемой иностранным партнером в результате экспорта товаров в Российскую Федерацию. Данная информация базируется на бухгалтерских отчетах производителя- экспортера, соответствующего общепринятым принципам учета и применяемым в стране производителе. В отличии от ранее рассмотренных методов определения таможенной стоимости, данный метод нормативными документами слабо комментируется в части практики применения, в этом просматривается проблематичность его использования. Иностранными. партнерами вся предоставляемая в адрес российских участников ВЭД информация расценивается как коммерческая тайна, не говоря уже о получении конкретных бухгалтерских отчетов, особенно касаемых вопросов прибыльности. Для полноправного применения данного метода, даже допустив, что клиент предоставит интересующую таможенный орган информацию необходимо знать: 1. Правила международной торговли. 2. Общепринятые мировые принципы ведения бухгалтерского учета. 3. Специфику таможенного законодательства, используемые меры тарифного регулирования в разрезе конкретной страны. Метод 6 (Резервный метод) (ст.24 Закона) применяется в том случае, если таможенный орган аргументировано считает невозможным использование методов 1 -5. Таможенная стоимость определяется с учетом мировой практики, но на базе гибкого применения методов 1-5. Данный метод не устанавливает какую-либо исходную базу оценки. В качестве таковой для определения таможенной стоимости могут использоваться: а) цена сделки с оцениваемыми товарами (на базе метода 1, например, отсутствие некоторых доказательств, подтверждающих таможенную стоимость). Практически широко используется применение метода 6 на базе метода 1 при условном выпуске товаров с проведением корректировки таможенной стоимости и. определении условной (временной) таможенной стоимости. б) таможенная стоимость идентичных, однородных товаров (товары одного класса и вида - это товары, относящиеся к одной отрасли промышленности и имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке) или товаров того же класса и вида, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям (метод 6 на базе методов 2,3). В данном варианте допускается гибкость в отношении: • срока ввоза товаров; • ввоз другим производителем; • производство в другой стране. в) цена оцениваемых идентичных или однородных товаров или товаров того же класса и вида, по которым они продаются на рынке РФ и скорректированная с учетом необходимых вычетов (метод 6 на базе метода 4). Гибкая трактовка требований допускается в отношении: • сроков продажи товаров на внутреннем рынке: • страны, в которой производились, так и другой страны; • наличие взаимозависимости с учетом поправок. г) результаты товарно-стоимостной экспертизы; д) ценовые данные из нейтральных источников информации. К ним можно отнести каталоги, издания, содержащие торговое описание товаров и их цены, прейскуранты, прайс-листы, биржевые котировки. Но при обращении к данным источникам необходима строгая -адресность получаемой ценовой информации. Необходимо отметить, что в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6 не могут быть использованы: • цена товара на внутреннем рынке; • цена товара российского происхождения; • цена товара, поставляемая из страны вывоза в третьи страны; •. произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена. Таким |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|