реферат бесплатно, курсовые работы
 

Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах

Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных документах

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине "История борьбы с контрабандой"

Выполнил: слушатель Лисицына Наталья Сергеевна

4 курс очного отделения юридического факультета группа ЮФ-41

Дата получения кафедрой

" " 2003 г.

Проверил:

Кисловский Юрий Григорьевич

Оценка:

Подпись:

" " 2003г.

Москва 2004

1.Определение контрабанды и ответственность за неё в новых законодательных

документах.

С принятием УК РФ 1996 г. был криминализирован ряд общественно опасных

деяний, причиняющих существенный вред в сфере таможенного дела. Расширение

перечня таможенных преступлений в свою очередь в определенной мере

усложнило задачу правоохранительных органов по правильной квалификации

указанных преступных деяний и разграничении их между собой.

Наиболее серьезные трудности в практической деятельности

правоохранительных органов возникают при разграничении контрабанды и

уклонения от уплаты таможенных платежей, свидетельством чему является

разноречивость следственно-судебной практики, а также научная полемика,

развернувшаяся в последнее время на страницах юридической периодической

печати. Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты

таможенных платежей, как верно отмечает Красиков Ю., во многом возникают в

связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за

совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их

толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного

законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их

содержания и смысла.

Анализируя нормы, содержащиеся в ст.ст. 188 и 194 УК РФ, отдельные авторы

утверждают, что «законодатель фактически искусственно разделил одну норму

на две», так как «состав преступления, указанный в ст. 188, полностью

поглощает состав ст. 194». Безусловно, рассматриваемые преступления имеют

сходные между собой признаки, но, думается, что в целом с подобными

утверждениями вряд ли можно согласиться, и прежде всего потому, что в

указанных статьях УК РФ содержатся нормы, формулирующие признаки

преступлений, существенно различающихся по непосредственному объекту.

Непосредственный объект преступления является одним из основных критериев

разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей (как,

впрочем, и разграничения контрабанды с другими таможенными преступлениями).

Норма, закрепленная в ст. 188 УК РФ, направлена на защиту общественных

отношений, регламентирующих установленный порядок перемещения товаров и

иных предметов через таможенную границу РФ. Уклонение от уплаты таможенных

платежей посягает на общественные отношения, определяющие установленный

порядок уплаты таможенных платежей в доход государства и формирование

доходной части бюджета государства. Очевидная содержательная разница

общественных отношений, охраняемых ст. 188 и ст. 194 УК РФ, свидетельствует

о самостоятельности контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей.

Думается, что разграничивать контрабанду и уклонение от уплаты таможенных

платежей следует также по предмету посягательства. Так, предметом

контрабанды являются любые товары или иные предметы как указанные, так и не

указанные в ст. 188 УК РФ; предметом уклонения от уплаты таможенных

платежей, выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 110 Таможенного

кодекса РФ (далее - ТК РФ), а точнее те денежные средства, которые

государство недополучит в результате невыполнения гражданином обязанности

по уплате таможенных платежей при перемещении товаров с таможенной

территории одного государства на таможенную территорию другого.

Законодатель по-разному определил крупный размер для рассматриваемых

преступлений. При совершении контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК

РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных

товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

С объективной стороны контрабанда состоит в незаконных действиях по

перемещению через таможенную границу РФ товаров или иных предметов в

крупном размере (ч. 1 ст. 188 УК РФ), либо товаров, ограниченных или

изъятых из свободного гражданского оборота (ч. 2 ст. 188 УК РФ). При этом

способы контрабанды исчерпывающе изложены в законе: перемещение помимо или

с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов

или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным

декларированием.

С точки зрения особенностей законодательной конструкции объективной

стороны можно констатировать, что контрабанда является преступлением с

формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно

опасного деяния - фактического незаконного перемещения товаров или иных

предметов через таможенную границу РФ.

Каждое из действий, составляющих контрабанду являются самостоятельными и

совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля.

Контрабанду следует отграничивать от невозвращения на территорию

Российской Федерации предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

(ст. 190 УК РФ) по таким элементам состава как объект, объективная сторона

и субъект.

Непосредственным объектом невозвращения на территорию Российской

Федерации предметов художественного, исторического и археологического

достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран выступают

общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности,

связанной с владением и распоряжением предметами художественного,

археологического и исторического достояния народов Российской Федерации и

зарубежных стран и установленный порядок возвращения культурных ценностей

на территорию РФ.

Различий по предмету между указанными преступлениями проводить не

следует, так как по смыслу термин «культурные ценности» включает в себя

предметы художественного, исторического и археологического достояния,

которые отнесены к предметам преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.

Указанные понятия имеют одинаковое содержание и юридическое значение. Как

верно отмечено Грязновым А.В., «это различие терминологическое, а не

сущностное и относится к проблемам законодательной техники, изъяны которой

в данном случае очевидны: одни и те же предметы названы в законе по-

разному».

Необходимо иметь ввиду, что ответственность по ст. 190 УК РФ может

наступить только в случае неуважительности причин невозвращения. Под

уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует

понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки собственной

воле, возвратить в установленный срок из-за границы в Россию временно

вывезенные с ее территории культурные ценности (например, стихийные

бедствия, военные действия, болезнь и т.п.).

В отличие от контрабанды, субъектом совершения которой может быть

физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (общий субъект),

субъект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, характеризуется

дополнительными признаками. Особенностью субъекта данного состава является

то, что таковым может быть только то лицо, на которое возложена

ответственность за возвращение предметов культурного достояния в Россию в

установленный срок. Это может быть собственник культурных ценностей, лицо,

уполномоченное собственником в установленном законом порядке на

осуществление действий по временному вывозу культурных ценностей,

должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченные ею на

временный вывоз предметов. При отсутствии такой обязанности лицо не может

нести ответственность по ст. 190 УК РФ.

Отдельные авторы считают, что если лицо имело умысел на оставление

культурных ценностей за рубежом уже в момент их вывоза, а обязательство об

обратном ввозе этих предметов на территорию РФ представило в таможенные

органы без намерения его исполнить, то такие действия надлежит

квалифицировать как контрабанду, совершенную с обманным использованием

документов. Приведенное мнение нам видится ошибочным, так как указанные

предметы вывозятся из РФ на законных основаниях и признавать представляемые

документы (если на самом деле они оформлены надлежащим образом)

поддельными, недействительными и т.п. нет оснований, равно как одного лишь

умысла явно недостаточно для признания подобных действий контрабандными.

Проанализировав действующие нормативно-правовые акты, можно прийти к

выводу, что полное и законодательное определение “контрабанда” мы найдем

только в УК РФ 1996г. В Таможенном Кодексе 1993года, также дается понятие

“контрабанда”, но он утратил силу.

Таким образом, с учетом выше сказанного сделаем общую характеристику

контрабанды. Контрабанда (итал. contrabando, от contra - против и bando -

правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей

через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов

преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно,

будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в

таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция,

существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного

искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее

размеров до контролируемых пределов.

Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных

видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля;

коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов;

несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической

ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные

люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном

бизнесе.

Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы

достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный

ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие,

культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные

рынки, связанные с контрабандой этих товаров. Особую проблему представляет

контрабанда для постсоциалистических стран, осуществляющих переход к

рыночной экономике. В некоторых из них контрабандные операции достигли

размеров, которые создают угрозу экономической безопасности этих стран.

Так, по заявлению председателя Государственного таможенного комитета, до

80% товарооборота Республики Казахстан составляет контрабанда. В результате

контрабанды алкогольной продукции бюджет республики недополучает ежегодно

свыше 200 млн. долларов. Аналогичные данные по табачной продукции

показывают, что свыше 50 млн. долларов ежегодно проходят мимо казны.

Из всех бывших республик бывшего СССР, в Грузии собирается меньше всего

средств от налогов и сборов. Если в среднем в бывших союзных республиках

доля таможенных сборов составляет 18%, то в Грузии этот показатель

составляет лишь 10%. Контрабанда в Грузии достигла фантастических размеров:

80% импорта - контрабанда. Лишь 15% импорта нефтепродуктов поступают в

Грузию официальным путем, все остальное - контрабанда.

"Контрабанда процветает, государство испытывает недостаток средств, и все

это происходит при непосредственном участии официальных грузинских лиц,

защищающих контрабандистов", - отмечает Фэди Эсли, руководитель

представительства американской торговой палаты в Грузии.

Наряду с "традиционной" контрабандой (перевозка грузов на мулах по горных

тропинкам) существует и "официальная" контрабанда. Грузинский источник,

близкий к министерству внутренних дел, подтверждает: "Недавно была

задержана колонна из 11 грузовых автомобилей, на борту которых было 27 тонн

контрабандной алкогольной продукции". Эта колонна совершенно официально

сопровождалась сотрудниками грузинского Министерства безопасности. Груз был

опечатан, но последующих действий не было. В недавно опубликованном докладе

американской торговой платы сообщается о следующих фактах: фиктивные

транзиты, заниженная цена товара или импортные операции, осуществляемые

благотворительными организациями, освобожденными от уплаты налогов.

Значительных масштабов достигла контрабанда в России.

Наряду с запрещенными товарами предметом контрабанды является широкий круг

нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота. Рассмотрим проблему

контрабанды данной категории товаров на примере табачных изделий,

контрабанда которых осуществляется в массовом количестве транснациональными

преступными организациями.

Контрабанда табачных изделий.

По оценкам специалистов контрабанда сигарет за период с 1995по 2000 годы

возросла во всем мире на 73%. Волна контрабанды сигаретами в начале 1990-х

была вызвана распадом Восточного блока, наряду с увеличением

покупательского спроса на международные марки сигарет на развивающихся

рынках Азии.

Величину проблемы контрабанды можно определить, посмотрев на разницу между

всемирным экспортом и импортом; большинство "пропавших" сигарет продано

контрабандными путями. Количество производимых в мире сигарет известно

достаточно точно, и так как сигареты не хранят очень долго, всемирное

производство практически совпадает с всемирным потреблением, то есть не

существует больших запасов сигарет. Всемирный импорт должен быть близок по

величине экспорту. В 1996 году было экспортировано 1 107 миллиардов сигарет

и только 707 миллиардов импортировано, разница составляет 400 миллиардов.

После вычитания 45 000 миллиардов сигарет, проданных беспошлинно на

легальном основании, остаются 355 миллиардов пропавших сигарет.

Единственным логичным объяснением такой пропажи является контрабанда.

Последствия контрабанды

Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо

организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для

общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют

миллиарды долларов дохода.

Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия

органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например,

реклама на всю страницу в газетах "New York Times" и "Washington Post" от

первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями

США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к

возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст

неограниченный доступ детей к сигаретам.

Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных

табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности.

Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики

правительств, которые хотят сократить потребление посредством

налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налога на табачные

изделия в мае 2000 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо

учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как

задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака

посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные

изделия смогут избежать этого налогообложения.

Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной; таким образом,

сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия

по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые

известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для

потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже

молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо

изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта

приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному

увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.

Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила

здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним,

требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.

И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение

возможностей для организованной преступности, которая также занимается

деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может

повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах

означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы

распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда

охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и

распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех

частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты,

которые до этого "исчезли" при международных перевозках.

Для ограничения контрабанды целесообразно принять следующие меры:

Увеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой

сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть

штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью

быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.

Требования наличия акцизной марки на табачных изделиях. Цель заключается в

создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы

контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие

марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой

упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно

подделать.

Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее

беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого

контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено,

в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть

четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли,

потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны

быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой - нет.

Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта,

импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака.

Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в

табачной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.