реферат бесплатно, курсовые работы
 

Женская занятость и безработица в 2000 г.

Тем не менее в занятости женщин развивается ряд негативных тенденций, многие из которых имеют долговременный характер. К ним можно отнести:

рост длительной (более одного года) безработицы, где доля женщин быстро увеличивается. Доля неработающих более года в общей численности безработных женщин выросла за 1993-1997 г.г. в Чешской Республике с 18 до 31 %, в Словакии - с 39 до 55 %, в Польше - с 32 до 43 %, в Венгрии - с 35 до 43 %, в Болгарии - с 52 до 62 %. В Словении доля длительной безработицы среди безработных женщин осталась неизменной (50 %). Эти данные свидетельствуют о том, что женщины, попадая в число безработных, имеют все меньше шансов получить новое рабочее место;

увеличение степени трудовой нагрузки на женщин. В условиях финансовых трудностей сохраняется необходимость иметь два дохода в семье, поэтому стремление женщин к оплачиваемой занятости в течение полного рабочего дня также остается и даже усиливается. В то же время сокращение сети детских учреждений, рост цен на бытовые услуги увеличивает женщинам в семьях с низкими доходами объем домашних обязанностей;

сохранение профессиональной сегрегации. В международных исследованиях ее масштабы определяются с помощью специального показателя, измеряющего соотношение численности мужчин и женщин, которым для достижения гендерного равновесия пришлось бы сменить профессию;

более явные случаи дискриминации женщин при принятии на работу. По данным МОТ, такие примеры существуют в Венгрии, Польше, Чешской и Словецкой Республиках;

реформы систем социальной защиты населения, начавшиеся во второй половине 90-х годов во всех рассматриваемых странах, поскольку они затрагивают отрасли, где женщины составляют от 80 % до трех четвертей занятых в них работников. Повышение эффективности социальных систем неизбежно будет сопровождаться рационализацией занятости и высвобождением рабочей силы.

Одновременно в результате рыночных преобразований расширились возможности оплачиваемой занятости для женщин в ряде отраслей экономики - гостиничное и ресторанное хозяйство, туризм, розничная торговля и социональное обслуживание. Стали разнообразнее формы занятости, появились или расширились такие альтернативные возможности, как самозанятость и создание малых предприятий, в том числе в неформальном секторе.

В 1997 г. женщины в пяти странах рассматриваемого региона состояли в целом около четверти общего числа предпринимателей, в том числе в Румынии, Болгарии и Словакии - 26 %; Чехии - 22 %; Респулике Югославия - 23 %. Эти показатели не ниже, чем в развитых государствах с рыночной экономикой.

Развитие мелкого предпринимательства позволило странам ЦВЕ решить или смягчить многие проблемы переходного периода, в том числе и проблему занятости женщин. Естественно, мелкое предпринимательство развивалось в каждой из стран региона неодинаково. Так, в Польше и Венгрии мелкое предпринимательство имело давние традиции. В начале 90-х г.г. в этих странах 50-70 % населения имели доходы от неформальной занятости. В то же время в Болгарии и Румынии существенную стабилизирующую роль играло личное подсобное хозйство. Доля самозанятых женщин особенно велика в странах, где большое значение придается мелким семейным формам. Например, в Румынии это 45 % всех занятых женщин, в Польше - 27 %, Словении - 16 % и Болгарии - 11 %. Эта доля значительно ниже в Чешской и Словацкой Республиках - 8 и 4 % соответственно.

Статистические данные по странам региона за годы реформ не показывают углубления разрыва в оплате труда женщин и мужчин. Напротив, эти различия за редкими исключениями даже сокращались.

Вполне очевидно, что в основе сближения уровней заработной платы мужчин и женщин лежит высокий образовательный и квалифицированный уровень последних. Во всех странах ЦВЕ происходит активное высвобождение неквалифицированной рабочей силы (эта тенденция особенно усилилась в последние годы в условиях возобновившегося экономического роста) и спрос на нее резко сокращается.

Не случайно, что в большей степени различия в оплате труда сократились в тех странах, где высокий образовательный уровень оказался востребованным в условиях рынка (Венгрии, Польше, Чешской Республике). Это хотя пока и незначительный, но перспективный результат рыночных реформ для женщин, тем более что они продолжают составлять половину, если не большинство, среди учащихся: по данным за 1995-1998 г.г., почти 60 % студентов в Болгарии, 48 % в Чехии и Румынии, 53 % в Венгрии, 57 % в Польше (1993 г.) и т.д.

Анализируя воздействие рыночных преобразований на положение женщин в экономической сфере, мы видим, что:

во-первых, тяжелые социальные последствия экономического спада испытало все население в равной мере - и мужчины, и женщины. Конечно, положение женщин в переходный период имеет свою специфику, которая в основном обучловлена интенсификацией в условиях экономического кризиса существовавших и ранее гендерных проблем;

во-вторых, вопреки первоначальным ожиданиям сохранилась высокая степень ориентации женщин на оплачиваемую занятость и высокая степень их участия в ней;

в-третьих, в положении женщин на рынке труда возникли новые негативные тенденции, которые обусловлены развитием уже рыночных отношений и которые, как показывает мировой опыт, могут иметь долговременный характер (вытеснение женщин с рабочих мест, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, особенно в сфере интеллектуального труда; сосредоточение женщин в отраслях с нестабильной и законодательно не защищенной занятостью, в том числе в неформальной экономике; дискриминация на рабочем месте).

Ответом женщин на возникновение этих негативных тенденций во всех странах стало быстрое развитие независимого женского движения, которое с самого начала ставило перед собой широкие политические и экономические задачи, противостояло политике, ведущей к дискриминации женщин. Это движение активизировало деятельность правительств по улучшению положения женщин. Достаточно быстро женщины увеличили свое представительство и в выборных органах власти.

Опыт стран с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе, наиболее продвинувшихся на пути рыночных преобразований, показывает, что в основе всех перспективных сдвигов в положении женщин лежат (в порядке значимости): экономический рост, женское движение, государственная политика по улучшению положения женщин, образование и развитие мелкого бизнеса.

5. ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ

Они зависят от целого ряда обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Среди объективных прежде всего имеют значение:

складывающаяся демографическая ситуация;

темпы и стратегия экономического роста;

место и характер политики занятости и доходов (заработной платы) населения как части макроэкономического регулирования;

направленность принимаемых социальных решений по проблемам пенсий, бедности, материнства и детства, социальных услуг.

Согласно прогнозам Госкомстата, демографическая ситуация по полу после 2000 г. будет развиваться неравномерно. Если в период до 2005 г. проектируется общий прирост трудовых ресурсов, то к 2007 г. он уже будет исчерпан, а к 2010 г. возникнет их значительное снижение. Тем не менее в предстоящем десятилетии ожидается общее увеличение населения в трудоактивном возрасте.

Женщины при рапределении прироста трудоспособных по полу будут доминировать только до 2002 г., а к 2005 г. обстановка резко изменится. Основной прирост на рынке труда составят вступающие в трудоспособный возраст мужчины, а с 2007 г. - только мужчины. Приток новых женских рабочих рук прекратится, что в конечном счете и определит общую тенденцию на стабилизацию трудовых ресурсов в экономике. В результате за 2001-2010 г.г. в целом женские трудовые ресурсы сократятся, тогда как мужские возрастут.

В противоположность демографической ситуации сегодня наблюдается оживление производства (рост ВВП на 5,5 % в 1999 г. и на 7,7 % в 2000 г.), явно способствующие росту женской занятости. Так, в мае 2000 г. общее число занятых в народном хозяйстве по сравнению с февралем 1999 г. увеличилось на 3,7 млн. человек, в том числе женщин - более чем на 1,4 млн. человек. Особенно показателен для трудовой активности женщин рост объема продукции в легкой промышленности (на 23 %), опережающий общий темп роста по промышленности (8 %).

И поэтому есть основание полагать, что макроэкономический рост производства при прочих равных условиях будет сопровождаться увеличением дополнительного спроса на женскую рабочую силу.

Однако, судя по развитию событий в 90-х г.г., задача реструктуризации промышленного производства, намечаемая Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу, должна привести к ликвидации значительной части ныне убыточных отраслей и предприятий, среди которых "женские" (легкая, текстильная, приборостроение, электронная и т.п.) имеют меньше шансов на выживание, чем "мужские" (добыча нефти, газа, угля, руды, металлургия). Серьезных изменений 2000-2001 г.г. в эту ситуацию не вносят, так как очень значительна глубина падения зоны женских рабочих мест в промышленности в последнее десятилетие.

Даже если разрыв будет сокращаться такими высокими темпами, как в 2000-2001 г.г., то все равно к 2010 г. объем производства легкой промышленности составит не более половины от прежнего, дореформенного уровня, тогда как топливная превысит его. Таким образом, макроэкономическая промышленная политика по-прежнему не нацелена на расширение зоны женских рабочих мест.

О значительных разрывах в ситуации в трудоустройстве по полу свидетельствуют также направления инвестиций в 90-х г.г., по сути уже определившихся возможности будущего вопроизводства труда.

В социалистическом обществе вложения в основной капитал трудо-женских предприятий также были относительно невелики, но сегодня кризис почти свел эти вложения на нет. И когда по-прежнему 2/3 оскудевших капиталовложений направляется в производственную сферу и только 1/3 - в непроизводственную, где могло быть больше рабочих мест для женщин, это также неблагоприятно сказывается на женской занятости. Тем самым мужчины имеют лучшие перспективы для трудоустройства, тогда как женщины, значительная часть которых вытеснена из производства, никогда не сумеют туда вернуться.

Для роли женщин в российской экономике и для судеб последний вывод неутешителен: чем выше доля национального производства сырьевого характера по сравнению с обрабатывающим, тем меньше свободы занятий. А мононапрвленность, как известно, рассматривается отрицательно с позиций прогресса и богатства страны. Ведь в этом варианте под угрозой оказываются многие достижения ХХ века, дорого доставшиеся нашему народу, в частности высокий уровень образования женщин. Преимущественно в плане высшего профессионального образования женщин. Преимущество в плане высшего профессионального образования пока сохраняется для тех женщин, кто занят в народном хозяйстве. Судя по микропереписи населения (1994 г.), для всего населения в возрасте 15-72 лет оно становится сомнительным: мужчин с высшим образованием на 1000 жителей оказывается на 8 человек больше, чем женщин (138 против 130).

К тому же ужесточаются кризис, конкуренция на рынке труда по полу, женщинам стало сложнее обеспечить главное условие своего равноправия - собственный доход. Все меньше остается возможности "сделать" карьеру, начинают доминировать домашнее и личное подсобное хозяйство, что свидетельствует об экономической отсталости общества и женского сектора экономики.

Шансы женщин на рынке труда ухудшаются не только в связи с промышленной политикой. Снижение спроса на их труд в социально-культурной сфере: образовании, здравоохранении - не способствует росту женской занятости. Так, число школьных учителей (а женщины составляют подавляющую часть персонала) неизбежно сократится уже до 2010 г. из-за уменьшения численности детей школьного возраста в стране.

Уменьшению спроса на труд учителя может препятствовать более ранний возраст поступления ребенка в школу или продление общего срока учебы до 12 лет, снижение существующей повышенной трудовой нагрузки и совместительства учителей в случае повышения их заработной платы и т.п. Но нельзя не учитывать и прямо противоположные обстоятельства: интенсивное созревание молодежи, потребность в трудоустройстве с 13-14 лет, проблемы реструктуризации армии и т.д.

Под угрозой находится и другой "бастион" женской занятости - здравоохранение, где коммерциализация услуг, намеченная в Программе Грефа, переход с больничных форм обслуживания на политические и т.п. способствуют уменьшению прежде всего женской занятости. Препятствовать этому может повышение качества платных медицинских услуг, что, в свою очередь, потребует наличия дополнительного персонала, особенно сестер и санитарок. А спрос коммерческой медицины на врачей, как показывает практика, ориентирован больше на мужчин, ибо заработки здесь становятся неизмеримо выше.

В отличие от образования и здравоохранения, в таких сферах, как культура, искусство, досуговая деятельность, туризм, будет формироваться постоянный спрос на женский труд. Он дополнительно возникнет также и на базе намечаемого развития социальной работы с населением: переход от категориального способа предоставления помощи к адресным пособиям. Можно ожидать удвоения-устроения числа занятых в учреждениях социальной защиты и социального обеспечения.

Вне конкуренции останется, вероятно, преимущественная занятость женщин в детских дошкольных учреждениях, в сфере розничной торговли, в бытовом обслуживании, чуть меньше - в коммунальном хозяйстве и связи в результате технического перевооружения и выхода этих отраслей на более высокий уровень оплаты, привлекательный для мужчин. По той же причине - более высокие оклады госслужащих: роль женщин, скорее всего, снизится в госаппарате. Их основное трудовое пространство, как и ранее, - менее оплачиваемые социально-культурные организации, финансируемые из бюджета.

Может измениться (в сторону уменьшения) занятость женщин на низкооплачиваемых работах младшего обслуживающего персонала во всех отраслях, если сохранится опережающий рост пенсий по сравнению с соответствующими заработками и пр.

Эти прогнозы могут не состояться из-за ряда мероприятий в области социальной политики: а) повышение пенсионного возраста женщин; б) решительное усиление на деле политики поощрения малого бизнеса: микрокредитование, налоговые льготы, заявительный порядок регистрации, упрощение отчетности; в) введение регулирования ставок оплаты труда в социальной сфере в соотношении с зарплатой в коммерческой.

В гендерно значимом прогнозе необходимо учесть и обстоятельства, связанные со сложившейся и усиливающейся дискриминацией женщин при найме на работу в условиях ожидаемого увеличения предложения рабочих рук со стороны сильного пола. Понятно, кого предпочтет российский предприниматель, имея выбор работника по полу. Это усиление конкуренции будет отрицательно сказываться на расширении участия женщин в оплачиваемой занятости.

Несколько изменить эту традицию можно было бы путем разумного ограничения законодательных прав женщин-матерей активным периодом репродукции. Наряду с этим государство могло бы ограничить излишнее давление свободных рабочих рук молодых матерей с маленькими детьми на рынок труда, если бы предусмотрело пособие на детей и по уходу за ребенком не ниже прожиточного минимума.

Суммируя перечисленные демографические, экономические, социальные и психологические обстоятельства, мы прогнозируем вероятность дальнейшего уменьшения доли женщин в составе занятого населения РФ.

А что же с женской безработицей? Судя по намечаемым правительственной программой действиям, сменить место работы или профессию в связи со структурными реформами придется 10-15 млн.человек.Среди них примерно 4-7 млн. человек - женщины. Это делает необыкновенно актуальной активизацию политики занятости в широком смысле слова. Но прежнего ведомственного варианта здесь недостаточно. Политика занятости должна стать не просто материальной поддержкой безработных, а решающей частью всей макроэкономической стратегии, соединяя социальные и экономические аспекты продолжения реформ. А это требует развития и активизации организационных структур, обеспечивающих регулирующее воздействие на занятость, ее гендерные, возрастные, территориальные, отраслевые и иные аспекты.

6. МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ РАБОЧИХ МЕСТ И ДОХОДОВ ЖЕНЩИН

Эти меры можно осуществлять в двух направлениях:

общее содействие занятости на фоне оживления производства;

содействие, эксклюзивно направленное на женскую занятость.

Каждое из этих направлений включает систему мер, как макроэкономических, так и собственно социальных. Нас интересует прежде всего активная программа поддержки женских рабочих мест с реальным ресурсным обеспечением, в том числе:

а) промышленная политика, ориентированная не только на развитие добывающих отраслей с их в основном мужским трудом, но и обрабатывающей промышленности, включая женские отрасли: легкую, пищевую, тонкое и точное машиностроение, химию;

б) всесторонняя поддержка малого бизнеса, надомной занятости, ремесленного производства и т.п., в котором особенно заинтересованы женщины и где их роль заметнее, чем в других секторах препринимательства. К этой поддержке относятся такие меры, как облегчение налоговой нагрузки, упрощение и удешевление открытия собственного дела, доступ к кредитам, включая развивающееся во всем мире микрокредитование, попытка на местном уровне снизить арендную плату, обучение менеджменту и другие известные стимулирующие действия;

в) государственные вложения в создание рабочих мест для женщин в социальном обслуживании и адресной социальной помощи населению, содействие развитию некоммерческого сектора, в том числе на базе государственного заказа на производство социальных услуг, как правило, выполняемых женщинами, внедрение новых профессий женской ориентации - социальный психолог, социальный юрист и т.п., широкое обучение женской молодежи профессии социального работника на всех стадиях образования: от первичного профессионального (няня, медсестра) до высшего (руководитель и специалист социального центра);

г) уточнение номенклатуры общественных работ, которые в настоящее время больше ориентированы на мужчин (дорожные, строительные и т.п.), с учетом женских возможностей трудиться -уход за больными и престарелыми, надзор за детьми, участие в социологических, статистических и иных исследованиях;

д) повышение конкурентоспособности женской рабочей силы (адаптация трудового законодательства в части прав по защите материнства, введение гендерных квот при массовом увольнении и обучение заводским мужским профессиям, система продвижения по службе);

е) возрождение общенациональной системы повышения квалификации и профобучения в целом, и в частности женщин, в первую очередь первичного профессионального образования, обучение массовым "заводским" профессиям;

ж) организация обучения новым "домашним" профессиям (например, массажистка, помощница по хозяйству, по уходу за животными, руководитель минидетсадов, прогулочных групп),а также дообучение - компьютер, юридические знания, иностранные языки;

з) введение квалификационного экзамена после отпуска по уходу за ребенком с организацией обучения за счет работодателя, восстановление порядка повышения квалификации на работе для женщин с маленькими детьми с сохранением заработной платы.

Еще одно направление политики в гендерном измерении - меры в области поддержки доходов, получаемых женщинами. В их числе есть как прямо влияющие на их положение, так и косвенно его улучшающие:

- практическая реализация предусмотренная законодательством цели - ликвидация разрыва между минимальной заработной платой и величиной прожиточного минимума в РФ, предполагающая систематическое, не реже раза в год и ускоренное против роста стоимости жизни повышение официально устанавливаемого минимума оплаты в народном хозяйстве;

- новый принцип формирования минимальной гарантии по заработной плате с учетом не только расходов на воспроизводство самого работника, но и на содержание его иждивенца-ребенка. Такой путь в известной степени снижает риск серьезно ухудшить материальное положение в связи с рождением ребенка для работников с смейными обязанностями и, кроме того, не так поощряет стремление к статусу одинокой матери, как действующее преимущество для нее в пособиях на детей и в налообложении;

- необходимым закон о введении в состав показателей, сопровождающих принятие и исполнение государственного бюджета, нормативного соотношения между ставками и окладами в бюджетной и коммерческой сферах для постоянного повышения заработной платы в образовании, здравоохранении и культуре, являющихся зоной профессиональной женской занятости;

- разработка в пределах президентской программы "Дети России" раздела, связанного с повседневной доступностью детских учреждений для всех семей, что позволило бы профессионально трудиться и зарабатывать женщинам с маленькими детьми; рассмотрение возможности повышения размера пособия по уходу за маленьким ребенком до 1,5 лет до уровня прожиточного минимума;

- отмена подоходного налога в семьях с душевым доходом, не достигающим прожиточного минимума, расширение налоговых льгот на детей, использование наряду с персонифицированной системой уплаты налога посемейного принципа его исчисления;

- внедрение специально ориентированных на социально слабые категории женщин-матерей (одинокие, многодетные, с детьми-инвалидами и т.п.) мер по профобучению, экономических механизмов поощрения работодателя к квотированию рабочих мест для их приема (налоговые и страховые скидки, выплата субсидий по заработной плате в первое время работы на предприятии и т.п.); включение в состав социально слабых категорий трудовым законодательством, вдов и разведенных женщин с детьми - единственных кормильцев семьи;

- государственное содействие корпоративной социальной политике, направляющей часть доходов предпринимателя на улучшение положения работников предприятий с семейными обязанностями;

- постановка перед профсоюзами задачи по гендерному регулированию договорных трудовых механизмов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Фурсова В. Социальное партнерство в сфере труда: Женская занятость и безработица. - Москва. 2001 г., с.3-36.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.