| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностейИсследование проводилось в три этапа. На первом этапе была разработана опросная анкета, с целью выявления различий личностных особенностей пожилых людей и людей пожилого возраста. Целью второго этапа являлась организация непосредственного исследования. На третьем этапе - анализ результатов исследования и рекомендации. Для изучения влияния возраста пожилых людей на изменение их личностных особенностей нами была разработана опросная анкета. Анкета состоит из пяти блоков: нуждаемость людей в посторонней помощи и поддержке, эмоциональное состояние, положение в обществе, физическое состояние, интересы. 2.2 Анализ результатов и выводыВ результате исследования мы пришли к следующим выводам.Таблица №2."Пользуетесь ли Вы услугами социальных служб"
Данная таблица показывает, что 80% пожилых людей нуждаются в посторонней помощи и всего лишь 7% людей зрелого возраста нуждаются в услугах социальных служб. Таблица№3. "Как Вы оцениваете свое эмоциональное состояние?"
Данная таблица не выявила каких-либо значительных отличий. Люди пожилого возраста и пожилые люди достаточно хорошо оценивают свое эмоциональное состояние.40% людей зрелого возраста оценивают свое эмоциональное состояние хорошо, удовлетворительно оценивают свое состояние 47%, плохо свое эмоциональное состояние всего лишь 13%. Пожилой возраст - 27% - хорошо, 27% - плохо, 40% - удовлетворительно и есть ответ очень плохо - 7%. Таблица№4. "Нуждаетесь ли Вы в психологической помощи?"
Данная таблица выявила некоторое отличие: люди пожилого возраста считают, что они чаще нуждаются в психологической поддержке (33%), чем люди зрелого возраста (13%).66% людей зрелого возраста говорят, что они не нуждаются в психологической поддержке и только 47% пожилых людей считают, что они не нуждаются в психологической поддержке. В некоторых случаях нуждаются в поддержке 20% людей зрелого возраста и 20% пожилых людей. Таблица№5. "В какой мере Вас устраивает Ваше положение в обществе?"
Данная таблица выявила существенное различие: людей пожилого возраста скорее не устраивает их социальное положение (60%) и не устраивает (27%), а люди зрелого возраста, в основном, довольны своим социальным положением (73%). Таблица№6. "Как Вы оцениваете состояние своего физического здоровья?"
Из таблицы видно, что люди пожилого возраста оценивают свое физическое состояние удовлетворительно (60%), люди зрелого возраста оценивают свое состояние хорошо (80%). Таблица№7. "Чем Вы занимаетесь в свободное время"
Из данной таблицы видно, что интересы людей зрелого возраста и пожилых людей значительно различаются: люди зрелого возраста больше общаются с друзьями (47%) и смотрят телевизор (40%), а пожилые люди занимаются рукоделием (27%), воспитывают внуков (27%) и занимаются огородом (20%). Таким образом, мы можем сделать общий вывод, что: 1. Люди пожилого возраста чаще нуждаются в посторонней помощи. 2. Люди пожилого возраста чаще нуждаются в психологической поддержке. 3. Людей пожилого возраста чаще не устраивает их социальное положение. 4. Интересы людей пожилого возраста и людей зрелого возраста значительно отличаются. Наша гипотеза подтвердилась: различие в личностных особенностях пожилых людей и людей пожилого возраста существует: Эмоциональная жизнь пожилых людей менее интенсивна, чем у людей зрелого возраста; Пожилые люди ограничивают свои социальные контакты; Пожилые люди более ясно понимают окружающий мир. Исходя из полученных выводов, мы предлагаем следующие рекомендации: Приобщать людей пожилого возраста к общественной жизни города. Работникам социальной сферы в работе с пожилыми людьми делать упор на оказание психологической поддержки. Создание клубов пожилых людей Создание групп самопомощи. Заключение В ходе исследования мы узнали, что: 80% пожилых людей нуждаются в посторонней помощи,27% пожилых людей предпочитают заниматься рукоделием и воспитывать внуков,60% пожилых людей оценивают свое физическое состояние удовлетворительно,60% пожилых людей не устраивает их социальное положение,33% пожилых людей нуждаются в психологической поддержке. В физическом и душевном состоянии пожилого человека происходят изменения; эти изменения происходят во всех жизненных сферах; старение и жизнь старых людей являются результатом не только биологического развития, но находятся в связи со всем позитивным и негативным жизненным опытом человека. Описанные выше изменения в жизни пожилого человека не должны с неизбежностью приводить к разочарованию и одиночеству; более того, пожилые люди сохраняют стремление и возможность также и на этом этапе своей жизни целенаправленно и активно участвовать в жизни. Ученые доказывают эту точку зрения. Опросы пожилых людей показывают, что и в этом возрасте они хотят ставить перед собой новые цели и осуществлять их; Например, у многих возникает: желание по-новому оформить свое жизненное пространство; желание участвовать в определении распорядка дня в доме для престарелых. Исследования пожилых людей показывают, что они не так быстро учатся, как более молодые, но не уступают им в способности устанавливать связи между явлениями. В этом пожилые даже превосходят молодых. По данным науки, пожилые люди сохраняют способность к дальнейшей активной жизни: пожилые люди могут сами ставить перед собой цели и способны осуществлять их; пожилые люди могут научиться новому; пожилые люди могут поддерживать и искать контакты. Поэтому ответственные представители различных институтов, групп и отдельные лица должны создать для них возможность и дальше активно участвовать в жизни. Конкретно это означает: Сохранение и улучшение жилищных условий, что делает возможным самостоятельность и активность; надежный и достаточный уровень доходов, что создает возможность независимости; гибкость в определении границ возрастных групп, что создает дополнительные возможности трудовой активности в пожилом возрасте; самоопределение и самостоятельная ответственность за свой образ жизни, что поощряет самостоятельность и повышает самооценку; получение пожилыми людьми дополнительного образования, что усиливает готовность к обучению и активность в обучении. Стремление привлечь пожилых людей к активному участию в жизни означает, что привычные формы помощи престарелым должны быть пересмотрены в своих основах. Каждое мероприятие по обслуживанию престарелых должно требовать их участия в мероприятии в качестве активных партнеров. Следует избегать опасности превращения пожилого человека в пассивный и зависимый объект социального обслуживания. Существует много различных возможностей, которые могут сделать жизнь в старшем возрасте достойной и наполненной. Мы приводим лишь несколько высказываний: Маленький курс лечения в городском парке. Положа руку на сердце - скорее на весы. Особенное лекарство - чистая вода. Ухоженная внешность придает бодрость и радость жизни. Не бойтесь поломать себе голову! 6. Заведите себе хобби. 7. Слишком много времени в одиночестве? Другие ждут Вас. 8. Ты пишешь мне - я пишу тебе. 9. Отпуск бывает у всех. Список литературы1. Актуальные вопросы геронтологии и гериатрии / Под ред. Л.И. Кательницкой. - Ростов н/Д, 2000. 2. Анцифирова Л.М. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Психологический журнал. 2001. №3. С.86 - 99. 3. Вопросы геронтологии. Выпуск 2. - Киев, 1989. 4. Геронтология и гериатрия. Ежегодник. - Киев, 1991. 5. Дворецкий Л.И. Пожилой больной. - М.: Русский врач, 2001. 6. Руководство по гериатрии / Под ред. Д.Ф. Чеботарева. М., 1982. 7. Тарковский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. - М.,: Медицина, 1988. 8. Уход за престарелыми на дому: Пособие для патронажных работников. - М.: Издательский дом "Подкова", 1999. 9. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. - Ростов н/Д, 1997. 10. Ярошенко Н. Советы американских врачей. Как оставаться молодым. СПб., 2001. 11. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974. 12. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. - М., 1972. 13. Биологические возможности увеличения продолжительности жизни. - Киев, 1976. 14. Гордин В. Чем старость обеспечена. - М., 1988. 15. Грмек М. Геронтология - учение о старости и долголетии. - М., 1964. 16. Деонтология в медицине. - М., 1988. 17. Дупленко Ю.К. - Старение6 очерки развития проблемы. - Л., 1985. 18. Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. - М., 1985. 19. Дыскин А.А. Здоровье и труд в пожилом возрасте. - М., 1988. 20. Жуков В.И. Россия. Статистика, перспективы, противоречия развития. - М., 1995. 21. Здоровье пожилых людей. - М., 1978. 22. Карсаевская Т. в. Философские аспекты геронтологии. - М., 1978. 23. Коган В.П. Пожилые люди на работе. - М., 1978. 24. Комфорт А. Биология старения. - М., 1987. 25. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. - М., 1996. 26. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М., 1964. 27. Народонаселение. Продолжительность жизни. - М., 1974. 28. О международном годе пожилых (1999 г): Информационная записка. - М., 1997. 29. Пожилые люди в нашей стране. - М., 1975. 30. Пожилые люди в 11 странах. Серия ВОЗ. Общественное здравоохранение в Европе. - Женева, 1987. 31. Полонин В.С. Медико-социальная реабилитация больных, инвалидов и лиц пожилого возраста // Советское здравоохранение. - М., 1991. - № 9. 32. Популярная энциклопедия пожилого человека. - Самара, 1996. 33. Руководство по геронтологии. - М.: Медицина, 1990. 34. Сонин М.Л. Пожилой человек в семье и обществе. - М., М.: РАН, 1994. 35. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992. 36. Старение мозга. - Л., 1991. 37. Трудоспособность пенсионеров по старости. - М., 1975. 38. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980. 39. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М. 1996. 40. Решетюк А.А. Физиологическая реабилитация пожилых на производстве. - М., 1990. 41. Социальное обслуживание пожилых граждан. - М., 1994. 42. Превентивная геронтология и гериатрия. - Киев, 1990. 43. Теория и методика социальной работы. - М., 1994. - Т.1. 44. Социальная работа с пожилыми людьми. - М., 1994. 45. Яцемирская Р.С. Психическое старение долгожителей. - София, 1990. ПриложенияПриложение 1 Анкета Уважаемый респондент! Просим Вас ответить на ниже предложенные вопросы. Данная анкета проводится с целью повышения уровня организации социальной работы. В связи с этим просим Вас при ответах на вопросы быть предельно откровенными. На вопросы 2,8 Вам необходимо дать свои варианты ответа, в остальных же случаях выбрать ответ из предложенных вариантов. Результаты анкетирования будут использованы только в обобщенном виде. Благодарим Вас за помощь! 1. Пользуетесь ли Вы услугами социальных служб? Да Нет 2. Если пользуетесь, то какими ______________________________________ 3. Нуждаетесь ли Вы в социальной помощи Да Нет 4. Если да, то в какой? денежной продуктовой вещевой моральной поддержке социальном обслуживании 5. Как Вы оцениваете свое эмоциональное состояние? хорошо плохо удовлетворительно очень плохо 6. Нуждаетесь ли Вы в психологической поддержке Да Нет В некоторых случаях 7. В какой мере Вас устраивает Ваше положение в обществе абсолютно устраивает устраивает скорее устраивает, чем нет не знаю скорее не устраивает не устраивает абсолютно не устраивает 8. Укажите, пожалуйста, причины которые повлияли на Ваше мнение ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья хорошо плохо удовлетворительно очень плохо 10. Как Вы проводите свое свободное время общаюсь с друзьями занимаюсь рукоделием, мастерю воспитываю внуков занимаюсь огородом читаю смотрю телевизор другое (укажите, что именно) ________________________________________ А теперь просим Вас сообщить некоторые данные о себе. 1. Ваш пол М Ж 2. Ваш возраст: От 21 до 55 От 56 и старше 3 Семейное положение замужем/ женат вдова/ вдовец одинокий/ одинокая 4 Вы проживаете самостоятельно вместе с родственниками другое (укажите, что именно) ________________________________________ Еще раз благодарим Вас за помощь! Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|