| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интернатаНа общих собраниях или в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник», для них организовывались поездки и экскурсии. Вся информация, о тех, кто добился результатов и тех, кто стремится к этому вывешивалась на специальных стендах. Это также являлось весомым стимулом и имело сильное моральное воздействие. Большой духовной поддержкой для проживающих является участие в их жизни священнослужителей. Они - частые гости в нашем доме. Кроме обрядов, служб они проводят общие и индивидуальные беседы с проживающими, предупреждают их о пагубности вредных привычек, безделья, лени. После обряда массового крещения наших подопечных в январе этого года многие заметно изменились в лучшую сторону, так как стали вести себя по-христиански. Трудотерапия, хороший морально-психологический климат - дают свои результаты улучшении состояния здоровья инвалидов. Например, врачами-психиатрами отмечен значительный положительный эффект в лечении лиц, страдающих шизофренией. Они стали намного активнее, коммуникабельнее, доброжелательней и отзывчивей. У многих восстановилась речь, приостановлен процесс социальной деградации. В последнее время обострений у них не наблюдается. Снизился и процент лиц, пристрастившихся к алкоголю. Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда - красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, - инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома. Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды. Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате. 2. Изучение возможностей трудотерапии инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате (на примере ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат») 2.1 Организация и проведение исследования Целью данного исследования является: - выявление возможностей трудотерапии в условиях психоневрологического интерната. Задачи: определить влияние трудотерапии: - на развитие социально-бытовых навыков инвалидов; - сохранение физической, психической и социальной активности инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате; - снижение уровня зависимости от посторонней помощи. Этапы исследования: 1. Описание выборки. 2. Подбор диагностического инструментария. 3. Разработка и реализация программы. 4. Анализ результатов, выводы и разработка рекомендаций База исследования: ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат». Местонахождение учреждения: Вологодская область, г. Устюжна, п. Михайловское. Основными целями психоневрологического интерната являются: - осуществление социальной защиты проживающих в учреждении; - осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера; - организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий; - внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, инновационных методик по вопросам реабилитации инвалидов. Выборка: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности. Выборка: персонал ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат», в количестве 50 человек. Доминирующими характеристиками выборки являются лица женского пола (78%), в возрасте от 41 до 50 лет (40%), имеют среднее специальное образование (54%). Во время проведения анкеты охвачен практически весь обслуживающий инвалидов персонал (44%), 38% младшего медицинского персонала и 18% среднего медицинского персонала. Выборка: работники ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» в количестве 9 человек, по роду своей деятельности непосредственно занимающиеся с инвалидами занятиями по трудотерапии. Диагностический инструментарий: - анкета, с целью выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»; В ходе проведения исследования была разработана анкета для выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат». Сроки проведения: 22.03.10. - 29.03.10. Количество участвующих: 50 человек. - интервью трудинструкторов, с целью изучения особенностей взаимодействия трудинструктора с инвалидами, проживающими в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат». 2.2 Разработка и реализация программы занятий по трудотерапии с инвалидами, проживающими в психоневрологическом интернате Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности. Категория клиентов: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности. Была организована группа инвалидов в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, проживающих в 7 корпусе Устюженского психоневрологического интерната. В процессе проведения исследования была разработана программа занятий по трудотерапии с инвалидами с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучению навыкам и умению заниматься спортом. При проведении мероприятий по трудотерапии мы учитывали показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание инвалида участвовать в занятиях по трудотерапии. Также учитывается непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого инвалида (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии. При проведении занятий по трудотерапии образовались три подгруппы по интересам: занятия физическим трудом (3 чел.), творческая мастерская (6 чел.) и занятия на тренажерах в кабинете ЛФК (3 чел.). Занятия проводились в первой половине дня, после завтрака и утренних процедур. Вначале небольшое введение, разъяснение цели занятия и проведение занятия. Занятия физическим трудом проводились с помощью трудинструктора, творческие занятия с помощью социального и музыкального работника, занятия в кабинете ЛФК под присмотром инструктора по ЛФК. Все занятия проводились с учетом дозированности времени и нагрузки (с соблюдением последовательного перехода от простого к сложному). Также творческие занятия проводились начиная с простых заданий доходя до усложненных. За время проведения программы инвалиды в группе трудотерапии приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди проживающих. За время проведения занятий по трудотерапии у инвалидов занимающихся, лепкой из пластилина и собиранием пазлов, расширился словарный запас, развились память, мышление, речь стала более связной, стала более развита мелкая моторика рук. Вызывает огромный интерес у инвалидов творческие занятия и занятия в кабинете ЛФК. Занятия физкультурой помогают инвалидам поверить в свои собственные силы, почувствовать свою значимость, предоставляют им возможность достичь определенных результатов. Некоторые из проводимых мероприятий могут изменяться и заменяться в зависимости от погодных условий и с учетом пожелания инвалидов. Мероприятия проходили каждый рабочий день, в них входили: - покупка зубных паст, щеток, бритв, обучение личной гигиене (умывание, чистка зубов, бритье), уборка в комнате; - уход за комнатными цветами (полив, рыхление); - покупка фотоальбомов каждому инвалиду, сбор фотографий; - обучение пользованию мобильным телефоном (у кого они есть); - уборка снега на территории корпуса и подвоз продуктов в столовую; - ежедневное чаепитие; - закупка пазлов, пластилина, раскрасок; - проведение занятий по лепке из пластилина, собиранию пазлов, раскрашиванию раскрасок; - разучивание песен под караоке; - ежедневное посещение кабинета ЛФК. Итак, организуя процесс трудотерапии в Устюженском психоневрологическом интернате можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении. Также необходим контроль результатов трудотерапии до и после проведения занятий по трудотерапии и медицинский контроль со стороны медицинской службы. Учитывая дальнюю расположенность жилых корпусов от трудовых мастерских, от клуба и главного здания инструктор по труду должен сам проявлять активность и проводить занятия по трудотерапии непосредственно в тех корпусах, где проживают инвалиды, желающие заниматься трудотерапией. Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудотерапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.). Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната имеет цель, как можно дольше сохранить физическую, психическую и социальную активность клиентов, снизить уровень зависимости от посторонней помощи. В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов создаёт у них благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности. 2.3 Анализ результатов и выводы Анкета состоит из вводной части (инструкция по пользованию анкетой), основной части, социально-демографической части (паспортички), содержит вопросы открытого, закрытого и полузакрытого плана. В результате получим отношение персонала к возможностям трудотерапии инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» (далее УПНИ). А) Первый раздел посвящен изучению знания персонала о социальной реабилитации и трудотерапии инвалидов. В него входят вопросы с 1 по 3. Б) Второй раздел посвящен изучению отношения персонала к инвалидам, работающим в УПНИ. В него входят вопросы с 4 по 6. В) Третий раздел посвящен изучению проблем и дальнейшего развития занятий по трудотерапии УПНИ. В него входят вопросы с 7 по 11. Г) Четвертый раздел посвящен изучению влияния трудотерапии на развитие инвалидов, проживающих в УПНИ. В него входят вопросы с 12 по 14. 3) Социально-демографическая часть анкеты. В нее входят вопросы с 11 по 15. Таблица 2.1. «Что Вы вкладываете в понятие «трудотерапия»?»
Таким образом, 28% опрашиваемых считают, что трудотерапия - это привлечение инвалидов к труду; 20% считают, что это посильная работа с инвалидами; 18% - затрудняются в ответе. Остальные варианты ответов сформулированы не точно. Только 6% респондентов дали ответ, близкий к определению трудотерапии. Таблица 2.2. «Как Вы считаете, какие специалисты должны работать с инвалидами на занятиях по трудотерапии?»
Таким образом, 76% респондентов считают, что трудинструктор должен проводить занятия по трудотерапии. Таблица 2.3. «Считаете ли Вы что, трудотерапия является частью социальной реабилитации?»
98% считают, что трудотерапия является частью социальной реабилитации. Таблица 2.4. «Какие формы и методы Вы применяете на занятиях по трудотерапии с инвалидами, проживающими в УПНИ?»
Вопрос вызвал затруднения, формы и методы представлены не полностью. Таблица 2.5. «Готовы ли Вы оказывать помощь инвалиду, который имеет желание работать в ЛТМ?»
Итак, 92% респондентов готовы оказывать помощь инвалиду, желающему работать в ЛТМ. Таблица 2.6. «Как Вы считаете, занятия трудотерапией доставляют моральное удовлетворение инвалидам, работающим в ЛТМ?»
Таким образом, 86% считают, что занятия трудотерапией доставляют моральное удовлетворение инвалидам. Таблица 2.7. «На Ваш взгляд, достаточно ли в нашем государстве уделяется внимания трудоустройству инвалидов?»
Итак, 88% персонала, работающего в психоневрологическом интернате, считают, что в нашем государстве недостаточно уделяется внимания трудоустройству инвалидов. Таблица 2.8. «Как Вы считаете, нужно ли работать инвалидам, проживающим в психоневрологическом интернате?»
Таким образом, 98% считают, что инвалидам, проживающим в ГУ ВО УПНИ нужно работать. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|