реферат бесплатно, курсовые работы
 

Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната

На общих собраниях или в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник», для них организовывались поездки и экскурсии.

Вся информация, о тех, кто добился результатов и тех, кто стремится к этому вывешивалась на специальных стендах. Это также являлось весомым стимулом и имело сильное моральное воздействие.

Большой духовной поддержкой для проживающих является участие в их жизни священнослужителей. Они - частые гости в нашем доме. Кроме обрядов, служб они проводят общие и индивидуальные беседы с проживающими, предупреждают их о пагубности вредных привычек, безделья, лени.

После обряда массового крещения наших подопечных в январе этого года многие заметно изменились в лучшую сторону, так как стали вести себя по-христиански. Трудотерапия, хороший морально-психологический климат - дают свои результаты улучшении состояния здоровья инвалидов.

Например, врачами-психиатрами отмечен значительный положительный эффект в лечении лиц, страдающих шизофренией. Они стали намного активнее, коммуникабельнее, доброжелательней и отзывчивей. У многих восстановилась речь, приостановлен процесс социальной деградации. В последнее время обострений у них не наблюдается. Снизился и процент лиц, пристрастившихся к алкоголю.

Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда - красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, - инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома.

Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

2. Изучение возможностей трудотерапии инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате (на примере ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»)

2.1 Организация и проведение исследования

Целью данного исследования является:

- выявление возможностей трудотерапии в условиях психоневрологического интерната.

Задачи:

определить влияние трудотерапии:

- на развитие социально-бытовых навыков инвалидов;

- сохранение физической, психической и социальной активности инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате;

- снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

Этапы исследования:

1. Описание выборки.

2. Подбор диагностического инструментария.

3. Разработка и реализация программы.

4. Анализ результатов, выводы и разработка рекомендаций

База исследования: ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Местонахождение учреждения: Вологодская область, г. Устюжна, п. Михайловское.

Основными целями психоневрологического интерната являются:

- осуществление социальной защиты проживающих в учреждении;

- осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

- внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, инновационных методик по вопросам реабилитации инвалидов.

Выборка: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Выборка: персонал ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат», в количестве 50 человек. Доминирующими характеристиками выборки являются лица женского пола (78%), в возрасте от 41 до 50 лет (40%), имеют среднее специальное образование (54%). Во время проведения анкеты охвачен практически весь обслуживающий инвалидов персонал (44%), 38% младшего медицинского персонала и 18% среднего медицинского персонала.

Выборка: работники ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» в количестве 9 человек, по роду своей деятельности непосредственно занимающиеся с инвалидами занятиями по трудотерапии.

Диагностический инструментарий:

- анкета, с целью выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»; В ходе проведения исследования была разработана анкета для выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Сроки проведения: 22.03.10. - 29.03.10.

Количество участвующих: 50 человек.

- интервью трудинструкторов, с целью изучения особенностей взаимодействия трудинструктора с инвалидами, проживающими в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

2.2 Разработка и реализация программы занятий по трудотерапии с инвалидами, проживающими в психоневрологическом интернате

Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Категория клиентов: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Была организована группа инвалидов в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, проживающих в 7 корпусе Устюженского психоневрологического интерната.

В процессе проведения исследования была разработана программа занятий по трудотерапии с инвалидами с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучению навыкам и умению заниматься спортом.

При проведении мероприятий по трудотерапии мы учитывали показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание инвалида участвовать в занятиях по трудотерапии.

Также учитывается непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого инвалида (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии.

При проведении занятий по трудотерапии образовались три подгруппы по интересам: занятия физическим трудом (3 чел.), творческая мастерская (6 чел.) и занятия на тренажерах в кабинете ЛФК (3 чел.). Занятия проводились в первой половине дня, после завтрака и утренних процедур.

Вначале небольшое введение, разъяснение цели занятия и проведение занятия. Занятия физическим трудом проводились с помощью трудинструктора, творческие занятия с помощью социального и музыкального работника, занятия в кабинете ЛФК под присмотром инструктора по ЛФК. Все занятия проводились с учетом дозированности времени и нагрузки (с соблюдением последовательного перехода от простого к сложному). Также творческие занятия проводились начиная с простых заданий доходя до усложненных.

За время проведения программы инвалиды в группе трудотерапии приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди проживающих.

За время проведения занятий по трудотерапии у инвалидов занимающихся, лепкой из пластилина и собиранием пазлов, расширился словарный запас, развились память, мышление, речь стала более связной, стала более развита мелкая моторика рук. Вызывает огромный интерес у инвалидов творческие занятия и занятия в кабинете ЛФК.

Занятия физкультурой помогают инвалидам поверить в свои собственные силы, почувствовать свою значимость, предоставляют им возможность достичь определенных результатов.

Некоторые из проводимых мероприятий могут изменяться и заменяться в зависимости от погодных условий и с учетом пожелания инвалидов.

Мероприятия проходили каждый рабочий день, в них входили:

- покупка зубных паст, щеток, бритв, обучение личной гигиене (умывание, чистка зубов, бритье), уборка в комнате;

- уход за комнатными цветами (полив, рыхление);

- покупка фотоальбомов каждому инвалиду, сбор фотографий;

- обучение пользованию мобильным телефоном (у кого они есть);

- уборка снега на территории корпуса и подвоз продуктов в столовую;

- ежедневное чаепитие;

- закупка пазлов, пластилина, раскрасок;

- проведение занятий по лепке из пластилина, собиранию пазлов, раскрашиванию раскрасок;

- разучивание песен под караоке;

- ежедневное посещение кабинета ЛФК.

Итак, организуя процесс трудотерапии в Устюженском психоневрологическом интернате можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении.

Также необходим контроль результатов трудотерапии до и после проведения занятий по трудотерапии и медицинский контроль со стороны медицинской службы. Учитывая дальнюю расположенность жилых корпусов от трудовых мастерских, от клуба и главного здания инструктор по труду должен сам проявлять активность и проводить занятия по трудотерапии непосредственно в тех корпусах, где проживают инвалиды, желающие заниматься трудотерапией.

Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудотерапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.). Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната имеет цель, как можно дольше сохранить физическую, психическую и социальную активность клиентов, снизить уровень зависимости от посторонней помощи. В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов создаёт у них благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности.

2.3 Анализ результатов и выводы

Анкета состоит из вводной части (инструкция по пользованию анкетой), основной части, социально-демографической части (паспортички), содержит вопросы открытого, закрытого и полузакрытого плана. В результате получим отношение персонала к возможностям трудотерапии инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» (далее УПНИ).

А) Первый раздел посвящен изучению знания персонала о социальной реабилитации и трудотерапии инвалидов. В него входят вопросы с 1 по 3.

Б) Второй раздел посвящен изучению отношения персонала к инвалидам, работающим в УПНИ. В него входят вопросы с 4 по 6.

В) Третий раздел посвящен изучению проблем и дальнейшего развития занятий по трудотерапии УПНИ. В него входят вопросы с 7 по 11.

Г) Четвертый раздел посвящен изучению влияния трудотерапии на развитие инвалидов, проживающих в УПНИ. В него входят вопросы с 12 по 14.

3) Социально-демографическая часть анкеты. В нее входят вопросы с 11 по 15.

Таблица 2.1. «Что Вы вкладываете в понятие «трудотерапия»?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Посильная работа с инвалидами

10 (20%)

Лечение трудом

4 (8%)

Ежедневная работа по труду с инвалидами

3 (6%)

Привлечение инвалидов к труду

14 (28%)

Ежедневный уход за проживающими

1 (2%)

Работа

3 (6%)

Заинтересованность инвалидов в труде, удовлетворенность

2 (4%)

Сохранение трудовых навыков, приобретение новых, самоутверждение.

3 (6%)

Обучение профессии, уважение к труду, коллективизм, реабилитация.

1 (2%)

Затрудняюсь ответить

9 (18%)

Таким образом, 28% опрашиваемых считают, что трудотерапия - это привлечение инвалидов к труду; 20% считают, что это посильная работа с инвалидами; 18% - затрудняются в ответе. Остальные варианты ответов сформулированы не точно. Только 6% респондентов дали ответ, близкий к определению трудотерапии.

Таблица 2.2. «Как Вы считаете, какие специалисты должны работать с инвалидами на занятиях по трудотерапии?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Трудинструктор

38 (76%)

Специалист по социальной работе

10 (20%)

Социальный работник

2 (4%)

Не важно кто

Таким образом, 76% респондентов считают, что трудинструктор должен проводить занятия по трудотерапии.

Таблица 2.3. «Считаете ли Вы что, трудотерапия является частью социальной реабилитации?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

49 (98%)

нет

0%

Не знаю

1 (2%)

98% считают, что трудотерапия является частью социальной реабилитации.

Таблица 2.4. «Какие формы и методы Вы применяете на занятиях по трудотерапии с инвалидами, проживающими в УПНИ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

Помощь обслуживающему персоналу

6 (12%)

Поощрение

9 (18%)

Убеждение, заинтересованность

11 (22%)

Похвала

8 (16%)

Теоретические и практические методы

1 (2%)

Соревнование между клиентами

1 (2%)

Объяснение

2 (4%)

Лечебная гимнастика

1 (2%)

Пример

2 (4%)

Развитие творческих интересов

1 (2%)

Совместная работа

12 (24%)

Затрудняюсь ответить

12 (24%)

Вопрос вызвал затруднения, формы и методы представлены не полностью.

Таблица 2.5. «Готовы ли Вы оказывать помощь инвалиду, который имеет желание работать в ЛТМ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в%

да

46 (92%)

нет

0

Не знаю

4 (8%)

Итак, 92% респондентов готовы оказывать помощь инвалиду, желающему работать в ЛТМ.

Таблица 2.6. «Как Вы считаете, занятия трудотерапией доставляют моральное удовлетворение инвалидам, работающим в ЛТМ?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

43 (86%)

нет

Не знаю

7 (14%)

Таким образом, 86% считают, что занятия трудотерапией доставляют моральное удовлетворение инвалидам.

Таблица 2.7. «На Ваш взгляд, достаточно ли в нашем государстве уделяется внимания трудоустройству инвалидов?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

2 (4%)

нет

44 (88%)

Не знаю

4 (8%)

Итак, 88% персонала, работающего в психоневрологическом интернате, считают, что в нашем государстве недостаточно уделяется внимания трудоустройству инвалидов.

Таблица 2.8. «Как Вы считаете, нужно ли работать инвалидам, проживающим в психоневрологическом интернате?»

Варианты ответов

Кол-во выборов в %

да

49 (98%)

нет

0

Не знаю

1 (2%)

Таким образом, 98% считают, что инвалидам, проживающим в ГУ ВО УПНИ нужно работать.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.