реферат бесплатно, курсовые работы
 

Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

Своевременное выявление детей из неблагополучных, асоциальных семей, диспансерное наблюдение с момента рождения, направление в ясли, детский сад, при необходимости в санатории «Мать и дитя», туберкулезные санатории, школы для трудновоспитуемых или умственно отсталых позволяет избежать пагубных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и дает возможность внедрять в социальный жизненный процесс элементы здорового образа жизни.

Специалист медико-социального профиля формирует у населения определенные правила поведения, здоровые привычки, что способствует предупреждению хронических неинфекционных заболеваний, повторных обострений, прогрессирования уже имеющегося заболевания, развития осложнений и неблагоприятных исходов.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, -- это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении -- основы организации медико-социальной службы.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием -- социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных-- социальной карты региона.

К банку данных предъявляются определенные требования. В нем должны быть сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и о количестве проживающих на данной территории семей. Из общего числа семей необходимо выделить неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка-инвалида с детства.

Для успешной социальной работы специалиста медико-социальной направленности очень важно определить социально-экономическую обстановку региона: его криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными болезнями (заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП), дифтерия, туберкулез и др.).

Социальный работник медицинского направления с высшим образованием составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена, решает другие организационные вопросы.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; формирование здорового образа жизни у детей и подростков; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т. д.).

Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).

Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи, создаваемые при территориальных поликлиниках. Формирование медико-социальных структур на базе лечебно-профилактических учреждений целесообразно по многим причинам и обусловлено прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.

При комплексном подходе к изучению здоровья не вызывает сомнения, что медико-социальная защита населения может быть достигнута совместными усилиями медицинских и социальных работников, организационно объединенных в единую межведомственную систему по охране здоровья.

Медико-социальная защита населения включает, например, такие направления деятельности, как первичная медико-санитарная помощь и реабилитация больных хроническими заболеваниями со стойкой утратой трудоспособности, оказание медицинских услуг по уходу за престарелыми, инвалидами, решение социально-бытовых, юридических, воспитательных, психологических и ряда других проблем, выполнение которых невозможно без медицинской подготовки социальных работников.

Социальный работник медицинского профиля (бакалавр, специалист, магистр), владея знаниями не только в области медицины, но и таких дисциплин, как психология, педагогика, социальная зашита, право, обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) медико-социальную помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом.

Залог успеха медико-социального работника учреждения здравоохранения в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т. д.). [12, С.38]

Медико-социальный работник находит применение своим знаниям и умениям в таких структурах, как дневной стационар при поликлиниках, стационар на дому для наблюдения за больными после так называемой «ранней» выписки из хирургического стационара, как отделения для долечивания, реабилитационные центры, медицинские учреждения медико-социального обеспечения и др.

Структуризация медицинских кадров требует строгой дифференциации труда медицинских работников по степени занятости при оказании специализированной лечебной помощи. Этому способствует и перераспределение больничных коек в зависимости от характера проводимых лечебно-диагностических манипуляций и объема лечебного вмешательства. В этих условиях меняются взаимоотношения медицинских работников и открываются большие перспективы для деятельности медицинского социального работника.

Акцент в работе отделения медико-социальной помощи делается на изучении особенностей жизнедеятельности населения территориального участка, и на основе анализа полученных данных проводятся соответствующие мероприятия.

Приоритетным направлением практической работы медико-социального территориального отделения следует считать формирование и развитие полноценной семьи, в первую очередь молодой семьи. С этих позиций правомерно создание медико-социальной службы поддержки семьи а составе отделения медико-социальной помощи при поликлиниках, что методологически подготовлено пересмотром основных положений оказания первичной медико-санитарной помощи населению.

Медико-социальные и медицинские работники, объединенные на базе лечебно-профилактического учреждения, обеспечивают не только своевременное выявление нуждающихся в помощи, но и предоставляют рациональный объем всех необходимых медико-социальных услуг. Медицинский социальный работник выступает в этом случае как доверенное лицо населения своего участка и практически, конкретно, поадресно, с учетом индивидуальных особенностей реализует программу сохранения и укрепления здоровья своих пациентов.

К основным видам деятельности территориального отделения медико-социальной помощи относятся обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье и у подростков, просветительная работа по гигиеническому воспитанию населения, обучение само- и взаимопомощи, медико-социальная помощь престарелым и неоперабельным больным.

В своей работе социальный работник руководствуется как запросами самого населения, так и целесообразностью и полезностью их осуществления в конкретных условиях.

Медико-социальные услуги должны быть несложными в организации, доступными для всех слоев населения и социально гарантированными по объему и качеству. Немаловажно заинтересовать и вовлечь само население в проведение социальных программ, а также обеспечить участие в их реализации представителей добровольных и благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, служителей церкви.

Важным направлением работы отделений медико-социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера (предоставление рабочих мест, организация производства на дому и т. д.).

Нормативная нагрузка медико-социального работника первого уровня рассчитывается исходя из общей численности обслуживаемого населения. Следует, однако, иметь в виду, что критериями оценки работы может служить не столько общая численность населения, проживающего на участке, сколько количество конкретных семей, более того, неполных семей, семей, имеющих инвалидов, наркологических больных, т. е. семей высокого социального риска. Работа с таким контингентом населения очень сложна, требует настойчивости, усердия, психологического напряжения. Эти факторы, несомненно, усложняют работу социального работника и должны учитываться при определении ежедневной нагрузки.

В то же время расчет нагрузки по количеству проживающих семей в чистом виде применяться не должен, так как это чревато негативными последствиями. Необходимость констатации неизменного числа неблагополучных семей на участке (с целью сохранения прежней нагрузки) не будет способствовать их уменьшению или изменению социальной напряженности другим путем.

Медико-социальный работник второго уровня выполняет непосредственную патронажную работу в семьях, оказывая практические медико-социальные услуги, поэтому его нагрузка зависит от конкретной деятельности с отдельными пациентами, семьей или коллективом. Нагрузку в этом случае рассчитывают исходя из количества обслуживаемых пациентов (престарелые, одинокие, инвалиды, дети-сироты и т.д.), их жилищных условий, количества семей высокого социального риска, криминогенности обстановки района обслуживания. [5, С. 128]

Нагрузка социально-медицинского работника третьего уровня определяется гражданской ответственностью лиц, добровольно изъявивших желание в свободное от работы время помогать нуждающимся. Работа добровольных организаций по предоставлению социальных услуг рассматривается как пример милосердия, крайне важный для общества.

В оказании социальной помощи населению значительная роль отводится медицинскому социальному работнику. Дальнейший поиск приемлемых вариантов сотрудничества медицинских и социальных работников будет способствовать комплексной реализации программы оказания медико-социальных услуг населению.

В России сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития на национальном уровне. И в исполнительной, и в законодательной структуре существует немало структур, призванных отслеживать и координировать работы, связанную с исполнением Конвенции.

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

2.1 Особенности организации медицинского страхования в зарубежных странах

Особенности организации медицинского страхования в США

Страховая медицина в США значительно отличается от западно-европейской. Конституция США не предусматривает государственного обеспечения медицинской помощью всех граждан, кроме социально незащищенных слоев населения. Не существует в США и единой национальной системы медицинского страхования, в то же время на здравоохранение расходуется в 1,5 - 2 раза больше, чем в западно-европейских странах. Более того, расходы на здравоохранение в США стремительно растут : в 1980 году - 247,2 млрд.долларов, в 1995 году - 1.04 трлн. долларов, в 4 раза больше; 75% работающих страхуют работодатели в частных страховых компаниях. Государственные программы медицинского страхования охватывают престарелых, инвалидов и бедных; 74% американцев имеют частную страховку, в том числе 61% коллективные страховки работодателей, 13% покупают индивидуальную страховку, государственную страховку имеют 27% населения, из них 13% страхует «Медикэр» (для медицинской помощи пожилым людям после 65 лет), 10% - «Медикейд» (для помощи безработным, неимущим и инвалидам) и 4% ветеранов армии.

Большинство американцев пользуются услугами частных страховых компаний и выбирают одну из схем страхования: схему возмещения, известную под названием «плата за услугу», или схему регулируемого предоставления медицинских услуг. При первой схеме страховая компания возмещает 80% расходов. 20% платит держатель страховки. Вторая схема построена по принципу профилактической философии, подчеркивая важность поддержания здоровья в хорошем состоянии. При второй схеме, в отличие от первой, возмещаются расходы, связанные с профосмотрами, иммунизацией, лечением, направленные на лечение алкоголизма и наркомании. Вторая схема начинает доминировать над первой, тем более, что величина соплатежа меньше (10 долларов). Введение соплатежей стало стандартом в США, поскольку считается, что до тех пор, пока пациенты не начнут платить хотя бы какие-то деньги за услуги, которые они получают, они мало ценят эти службы.

В медицинском страховании Канады доминирует система сберегательных счетов медицинского страхования (СССМС), что позволяет снизить расходы как работодателя, так и работника в среднем на 20%. Сберегательные счета формируются из отчислений работодателей и принадлежат работнику, неизрасходованные на лечение средства накапливаются на его счете. Работники инвестируют эти средства, а проценты используют для оплаты более дорогих услуг. Это дает, с одной стороны, возможность капитализации средств рынка медицинских услуг; с другой стороны, эта система сразу привлекает внимание потребителей медицинских услуг, дает им уверенность в том, что эти отчисления - их собственность. Однако в этой системе есть изъян: если пациенту понадобится очень дорогостоящее лечение, для его оплаты накопительного счета просто не хватит. В то же время государство осуществляет дополнительные страховые платежи - от полного до частичного страхования считается, так как заинтересованное участие пациента устраняет излишние затраты.

Канада расходует на здравоохранение 9,5% от ВВП, что в среднем составляет 2500 долларов на человека. Как показал опрос, большинство канадцев рассматривают идею СССМС как рациональную (72%) и как возможность выбирать услуги, соответствующие потребностям (67%), и как средство повышения ответственности медицинских работников (55%).

Модель добровольного контракта предусматривает то, что взаимоотношения страховщиков и медицинских учреждений строятся на основании договоров. Пациенты имеют право получить медицинскую помощь только в тех учреждениях, с которыми у страховщика договор. По существу, такая система является прообразом американских организаций по поддержанию здоровья, которые начали активно развиваться в США в 70-е гг. и очень распространены сегодня.

В этой модели страховщики активно конкурируют между собой, привлекают наиболее эффективные медицинские учреждения, которые также конкурируют между собой за право работать со страховщиками. При этом страховщики следят за пациентами и врачами, чтобы ограничить объемы оказываемой медицинской помощи с целью достижения экономической эффективности. Обычно в таких моделях пациент, прежде чем попасть на любой уровень оказания медицинской помощи, должен проконсультировать и получить направление от своего лечащего врача амбулаторного уровня. Последний принцип используется также и в английской системе здравоохранения.

Недостаток этой модели проявляется в ограничении прав пациентов, возможности несправедливого отношения к некоторым клиентам и несоблюдении принципов общественной солидарности. Это, а также нежелание врачей иметь жестких контролеров между собой являются причиной малой распространенности этой модели.

Добровольная интегрированная модель основана на соединении в одну организацию страховщиков и медицинских учреждений. Страховщики обнаружили, что им выгоднее не заключать договоры с медицинскими учреждениями, а нанимать врачей на работу и платить им зарплату, предоставляя соответствующие помещения, в т.ч. больничные. Эта модель получила широкое распространение в США в виде различных модификаций организации поддержания здоровья.

В рамках этой модели каждый человек имеет возможность выбрать конкурирующего страховщика на основании решения об оптимальном соотношении величины страховых взносов и объема и качества предоставляемых медицинских услуг. Таким образом, потребитель может выбрать медицинское учреждение не напрямую, а опосредованно - через страховщика, поскольку клиент должен обращаться за помощью только в те учреждения или к тем врачам, которые предусмотрены программой страхования. При этом любое обращение должно быть санкционировано лечащим врачом амбулаторного звена.

Недостатки модели: отбор рисков страховщиками, зависимость от платежеспособности клиентов, несправедливость и неравенство для различных социальных групп населения. Именно поэтому данная модель не нашла распространения в европейских странах. Модель государственного контракта основана на государственной системе здравоохранения и предполагает оплату медицинской помощи, скорее, за счет общих налогов, нежели за счет специальных страховых взносов. Учреждения здравоохранения и фонды здравоохранения (даже если это страховые фонды) в этой модели практически не конкурируют. Покупателем медицинских услуг выступает государство, заключающее с медицинскими учреждениями соответствующие договоры. При этом нередко оплата работы учреждения зависит от ее объема и качества.

Недостаток модели заключается в том, что фонды здравоохранения является пассивными плательщиками расходов медицинских учреждений. Тем не менее свобода выбора пациентом учреждения стимулирует последних повышать эффективность и качество своей работы. Но пациент в этой модели не имеет возможности выбрать страховщика, так как он только один.

В результате решения проблемы обеспечения эффективности работы всей системы здравоохранения на макроуровне становится функцией государства. В связи с тем что эта модель обязательна для всех, она может стать хорошей основой для перехода к всеобщему обязательному медицинскому страхованию, обеспечивая равноправие и солидарность всех застрахованных.

В различных вариантах эта модель сейчас встречается в Германии, Нидерландах, Великобритании, Бельгии и ряде других стран.

История обязательного медицинского страхования в Германии начинает отсчет с 1983 года. Сегодня обязательное медицинское страхование входит в пакет, так называемого, «социального страхования». На сегодняшний день в Германии действует четыре вида социального страхования, а именно: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Взносы на социальное страхование устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда и составляют, в среднем, для пенсионного страхования - 18%, медицинского - 13%, от безработицы - 6%. Страхование от несчастных случаев на производстве осуществляет работодатель, и взнос зависит от степени риска. Взносы по пенсионному, медицинскому страхованию и страхованию от безработицы выплачиваются ( по данным, которыми мы располагаем) на 50% работодателем, на 50% работником. Взносы платятся при доходе больше 500 ОМ в месяц. Предельная сумма, с которой берутся взносы, 6000 ОМ в месяц. Социальное (обязательное) медицинское страхование предусматривает:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.