реферат бесплатно, курсовые работы
 

Возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей (на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ КЦСОН "Гармония" г. Устюжна)

Возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей (на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ КЦСОН "Гармония" г. Устюжна)

Оглавление

Введение

Глава 1. Одиночество пожилых людей как социальная проблема

1.1 Пожилые люди как социальная группа

1.2 Проблемы одиночества пожилых людей

1.3 Деятельность специалиста по социальной работе на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУКЦСОН «Гармония» г. Устюжна

Глава 2. Изучение возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Обработка и анализ результатов, выводы и рекомендации

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно возросла. Средний возраст населения становиться всё выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется как «демографическая революция». Следовательно, количество одиноких пожилых людей будет только расти.

Пожилой возраст, как период жизни людей, вбирает в себя многие коренные проблемы, как медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества, психологические трудности адаптации в пенсионном возрасте. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества и нуждаются в материальной, социальной и психологической поддержке.

Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с потерей родственных контактов: умирает супруг. Взрослые дети отделяются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности, быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. С возрастом приходит опасение одиночества, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

Однако, наличие родственников не является страховкой от одинокого существования, многие пожилые люди проживают вместе с родственниками, но должной эмоциональной, материальной, социальной поддержки не имеют.

В пожилом возрасте часто возникают психологические проблемы, особенно при разрыве привычного образа жизни и общения, в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества, которые ведут к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Возникает ещё одна социальная проблема, когда мы начинаем оценивать значения пожилого возраста как возраста жизни и здесь большое значение приобретают социальные стереотипы. В обществе к пожилым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Негативные установки по отношению к пожилым людям оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствия и даже состояния здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Пожилые люди всё больше становятся невостребованными, поэтому с человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности пожилых людей как носителей традиций и культурного наследия, пропаганда современных научных знаний о социальной активности поздних лет жизни, о путях достижения «благополучного» старения. Очень важно не обрекать пожилых людей на физическое и эмоциональное одиночество, не изолировать их, а наоборот, найти новые формы к сотрудничеству.

Всё выше сказанное и определяет эту тему.

Объект исследования: одиночество, как социальная проблема.

Предмет исследования: возможности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей.

Цель: Изучить возможности специалиста по социальной работе отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в решении проблемы одиночества пожилых людей.

Исходя из названной цели, были сформированы задачи.

1. Проанализировать литературу по проблеме одиночества пожилых людей.

2. Раскрыть особенности деятельности специалиста по социальной работе отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

3. Провести исследование по выявлению проблемы одиночества пожилых людей.

4. Разработать рекомендации для специалистов по социальной работе по решению проблемы одиночества пожилых людей.

Данная работа может быть полезной специалистам по социальной работе, работающим с пожилыми людьми, социальным работникам.

В работе использованы теоретические методы, эмпирические (анализ документов, анкетирование), метод математической обработки.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проблема одиночества для пожилых людей является первостепенной и как следствие специалист по социальной работе может выступать инициатором по решению этой проблемы.

Глава 1. Одиночество пожилых людей как социальная проблема

1.1 Пожилые люди как социальная группа

Пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение попадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60. Если следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, то они станут «старыми» достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90 лет. Однако в последние годы в геронтологической литературе постепенно отказываются от терминов «старые» и «старики», всё чаще речь идёт о пожилых и очень пожилых людях.

К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков обременённых недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, разные интересы. С переходом в категорию пожилых людей зачастую коренным образом изменяются не только взаимоотношения с обществом, но и ценностные ориентиры, смысл жизни, счастье, добро, зло, меняется образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

Пожилые люди больше внимания уделяют душевному и физическому состоянию. Ближе к старости время, кажется, течёт быстрее, но гораздо меньше происходит различных событий. При этом люди, ведущие активный образ жизни, больше уделяют внимания будущему, а пассивные - прошлому. Поэтому первые более оптимистичны, реально воспринимают изменения в себе.

Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли. Существуют две основные традиции отношения общества к старости [17, стр. 48].

Первая, древнеегипетская - старость называется «самым почётным положением человека среди других людей», «пожилой человек единственный из людей, кто близок к богам», «старость - счастливое и безмятежное состояние человека» и т.д.

Другая - спартанская. В Спарте говорили: «лучше быть бездомной собакой, чем стариком». Немощных стариков сбрасывали со скалы в пропасть, причём, старик-спартанец воспринимал такой конец как естественный [21, стр. 105]. До сих пор в положении пожилых людей в разных странах можно разглядеть или древнеегипетскую или спартанскую модели. Каждый пожилой человек обременён массой хронических заболеваний. Они появляются, как только человек начинает стареть и болеет от 20 до 30 лет. Патологоанатомы хорошо знают, что пожилые люди не умирают от своих хронических заболеваний, даже если это гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и другие (от них умирают чаще в возрасте от 40 до 50 лет).

Выдающийся патологоанатом И.В. Давыдовский предлагал видеть во всех хронических заболеваниях признаки старения. Но это потребовало бы и особого практического подхода к старикам. Однако хронически больные люди продолжают сидеть в очередях в поликлинике, и каждая вторая-третья койка в больнице также занята ими. Врачи чаще всего относятся к ним «по-спартански», так как денег не хватает ни на содержание больного в отделении, ни на лекарство.

В пожилом возрасте усугубляется и эмоциональное состояние.

Социальная теория старения

С 60-х годов прошлого столетия предпринят ряд попыток сформулировать теоретические взгляды, обобщающие опыт, информацию и наблюдение за ходом процесса старения населения и трактующие роль пожилых людей в современном обществе.

1. «Теория разъединения» понимает старение как неизбежное взаимное отдаление, приводящее к лишению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями. Когда процесс старения завершается, равновесие, которое существовало в среднем возрасте между личностью и обществом уступает место новому равновесию, которое характеризуется видоизменённым характером отношений. Постепенное разрушение социальных связей означает подготовку к последующему акту-смерти. Раскрывается процесс «социального ухода» - это утрата социальных ролей, ограничение социальных контактов, ослабление к материальным ценностям, уход в себя.

2. «Теория активности» и её сторонники считают, что в среднем возрасте при нормальном старении должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. При наступлении старости личность должна сохранять те же потребности и желания, которые ей были свойственны раньше. По этой теории старения «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста».

3. «Теория развития и непрерывности жизненного пути». С позиции этой теории для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Старость - «поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни». Нормальное старение возможно при разносторонней адаптации и сохранение прежнего положения.

4. «Теория наименования и материальности». Представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - положение изгоев, низкие доходы, ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они бесполезны, утратили все способности, веры в себя нет и т.д. Основной чертой старости является пассивность. Трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

5. Теория возрастной стратификации», учитывая разделение общества в возрастном и социальном отношениях, помогает объяснить характерные особенности различных поколений, делает упор на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Из этого следует, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.

6. «Теория меньшинств» «теория субкультуры». Трактуют социальные аспекты старости. Первая рассматривает стариков как группы меньшинства населения с более низким социально-экономическим статусом. Вторая - относит людей старшего возраста к особой субкультуре: во-первых, особая близость между людьми старшей возрастной группы; во-вторых, особенности их взаимодействия с другими группами населения.

Жизнь человека отличается продолжительным детством и продолжительной старостью. Даже после смерти люди остаются в человеческом сообществе благодаря результатам своего труда, накопленным нравственным ценностям и опыту.

Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это - мудрость жизни, знаний, ценностей, богатейший жизненный опыт [18, стр. 25].

Основная проблема пожилых людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим способом его использовать. Поэтому нужно обеспечить пожилым людям моральную, психологическую, организационную поддержку, но так, чтобы она не воспринималась как полная опека. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. Это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решение вопросов их касающихся.

Психологические проблемы пожилых людей

Теряя друзей и близких пожилые, люди переживают одиночество, утрачивают внимание окружающих, возникает самоизоляция от социального окружения.

Американские психологи выделили пять основных видов жизненной позиции пожилых людей [11, стр. 125].

1. «Конструктивная позиция». Люди с такой позицией всю жизнь были спокойными, рассудительными, весёлыми. Они сохраняют эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать друг другу. Из своего возраста и недомогания не делают трагедии, ищут контакты с другими людьми.

2. «Зависимая позиция». Она присуща людям, которые всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными и обиженными.

3. «Защитная позиция». Формируется у людей, которые как бы «покрыты броней». Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получить от кого бы то ни было помощь, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывают свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их быть зависимыми.

4. «Позиция враждебности миру». Характерна для людей, обвиняющих окружение и общество, которые, по их мнению, виноваты во всех неудачах их прошлой жизни. Люди такого типа подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости.

5. «Позиция враждебности к себе и своей жизни». Люди этой позиции пассивны, склонны к депрессии, у них отсутствуют интересы и инициативы. Такие люди считают себя одинокими и ненужными, свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастного существования.

Данная типология отражает реальную картину поведения и жизнедеятельности пожилых людей. Она позволяет объективно подходить к оценке действий пожилого человека, к выбору форм и методов общения с ним.

В старости у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция. Часто жизненная позиция зрелого возраста к старости обостряется под влиянием новых обстоятельств.

Знание особенностей поведения пожилых людей, психологических, эмоциональных черт необходимо специалистам по социальной работе, чтобы принимать их такими, какие они есть. Помочь пожилому человеку - это, прежде всего, воспринять и принять его мир.

Таким образом, старость приносит с собой изменение привычных жизненных стандартов, болезни, тяжёлые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Возникают материальные трудности, психологические.

Уход на пенсию, потеря близких, друзей, болезни приводят к тому, что жизнь человека становится беднее, меньше положительных эмоций, возникает чувство одиночества и ненужности.

Но самая главная психологическая проблема пожилых - это не востребованность в обществе.

Всё это приводит к состоянию материальной и физической зависимости, к увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.

1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема

Одиночество с научной точки зрения одно из наименее разработанных социальных понятий.

Одиночество - это социально-психологическое состояние, которое характеризуется недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой или эмоциональной неудовлетворенностью индивида, характером и кругом его общения.

Факторы проявления одиночества:

- чувство, когда увеличивается разрыв с окружающими;

- боязнь последствий одинокого образа жизни;

- ощущение покинутости, беспомощности, ненужности собственного существования.

Чувство одиночества особенно актуально в пожилом возрасте.

Существуют три основных измерения одиночества, касающиеся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством [22, стр. 53].

Эмоциональные характеристики - выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких как страх и неизвестность.

Тип ущербности определяет природу недостающих социальных отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Данное измерение одиночества можно поделить на три подкатегории: чувство ущербности, чувство опустошенности, чувство покинутости.

Временная перспектива - третье измерение одиночества. Его также подразделяют на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное;

И степень, до которой индивид примеряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в своём окружении.

Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых древних времен. Ещё в ветхозаветной книге Экклезиаста даны убедительные подтверждения тому, что одиночество остро воспринималось людьми той эпохи как трагедия. «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата, нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством». [11, стр.12].

В древние времена, когда существование людей было общинным, родовым, существовали три основные формы одиночества.

Во-первых, обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые существовали у всех племён и народов. Такие обряды имели громадное психологическое значение. Обряды изоляции позволяли человеку осмыслить и осознать себя, психологически обособиться.

Во-вторых, это наказание одиночеством, выражавшиеся в изгнании из рода и обрекавшие наказанного почти на верную смерть, т.к. одиночество означает полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня культуры.

Философ и социальный психолог Эрик Фромм считал, что сама натура человека не может быть согласно с изоляцией и одиночеством. Он подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной гибели - страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность создавать самосознанием и необходимость иметь объект поклонения.

В-третьих, это добровольное уединение отдельных индивидов, оформившихся в социальный институт отшельничества, просуществовавший многие тысячелетия.

Многие философы часто проводили черту различия между позитивными и негативными аспектами уединённости и одиночества. Они подчеркивали позитивные аспекты уединения, когда уединенность обеспечивает возможность общения с Богом и с самим собой. Уединение рассматривалось как средство реализации силы характера, выбирающего одиночество на определенный период времени.

В социологии различают три типа одиночества.

1. Хроническое одиночество - развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Хроническое одиночество испытывают люди, которые «не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет».

2. Ситуативное одиночество - наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

3. Приходящее одиночество - наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества.

Среди различных типологий одиночества наиболее интересна работа Роберта С. Вейса. По мнению Вейса «существует фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество». Он называл эти состояния эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, по его мнению, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе - отсутствием доступного круга социального общения [11, стр. 248].

Вайс считал, что особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, порожденного социальной изоляцией, ощущение намеренного отторжения:

«Одиночество типа эмоциональной изоляции возникает в отсутствие эмоциональной привязанности, и его можно преодолеть, лишь установив новую эмоциональную привязанность или возобновив ранее утраченную. Люди, переживающие эту форму одиночества, склонны испытывать чувство глубокого уединения, независимо от того, доступно ли им или недоступно общество других. Такой индивид, например, описывает непосредственно окружающий его мир, как опустошенный, безлюдный и бессодержательный; чувство глубокого уединения может быть описано и в понятиях внутренней опустошенности, в этом случае индивид обычно говорит, что он испытывает пустоту, оцепенение, безразличие».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.