| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Управление социальным развитием организацииОчень важно учитывать, что система трудовой мотивации вообще и социальная мотивация в частности -- это непремен-ная часть комплекса условий, обеспечивающих эффективную деятельность всего персонала и развитие каждой личности в от-дельности. Нужно считаться с механизмом человеческой актив-ности, который предоставляет собой цепь потребностей, инте-ресов, мотивов, действия и цели, достижения той или иной степени удовлетворения потребностей, влияния достигнутого результата на социально-экономическую среду. Вместе с тем необходимо учитывать и особенности человеческой психики: люди обычно завышают свои потребности, чаще всего склонны желать не меньшего, а большего. Социальные программы, как правило, осуществляются в порядке плановых работ, по установленному графику. Однако иногда соответствующие мероприятия проводятся по инициа-тиве коллектива,^3 самодеятельных началах -- например, суб-ботники по благоустройству территории предприятий, жилых микрорайонов и загородных мест отдыха. Участие в таких рабо-тах, будучи проявлением инициативы и энтузиазма людей, слу-жит действенным стимулом их социальной активности. Постоянный контроль за реализацией намеченных мероприя-тии и информирование коллектива о переменах в социальной сре-де взаимоувязано с получением, анализом и обобщением раз-нообразных сведений о социальной среде организации, тех изменениях, которые в ней происходят, соотнесением их с реализацией утвержденного плана и целевых социальных про-грамм. Социальная служба должна располагать системой коор-динат жизнедеятельности предприятия с показателями его со-циального развития, т.е. чем-то вроде «социального паспорта» (по аналогии с технико-экономическим паспортом) как инст-румента ориентации при решении социальных задач. Контроль немыслим без экспертизы условий труда и быта работников, соответствия их действующему в Российской Федерации законодательству, социальным нормативам и государ-ственным минимальным стандартам. А это, в свою очередь, пред-полагает обращение к мониторингу (наблюдение, оценка, про-гноз) социальных процессов, который позволяет выявлять и предупреждать негативные тенденции, а также к социальному аудиту -- специфической форме ревизии условий социальной среды данной организации с целью выявления факторов соци-альных рисков и выработки предложений по снижению их от-рицательного воздействия. Столь же важно обеспечить своевременное информирование персонала о состоянии социальной среды, достигнутых в ней улучшениях, а также о нерешенных пока проблемах. Полноцен-ное информационное обеспечение социального развития требу-ет изучения общественного мнения и настроения работников, выявления вопросов, вызывающих повышенное внимание и наибольший интерес. Особого подхода заслуживают оценка результатов осуществле-ния социальных мероприятий, подведение итогов сделанного с точки зрения достигнутых улучшений в социальной среде, опре-деление их экономической и социальной эффективности. Здесь нужно иметь в виду ряд принципиально важных положений. Очевидно, что эффективность развития социальной среды правомерно рассматривать как определенную долю общей эффек-тивности организации, как часть суммарного эффекта от рабо-ты персонала. Отсюда следует, что существенными показателя-ми эффективности социальных мероприятий вполне могут служить конечные результаты деятельности организации, харак-теризующие ее экономический рост, выпуск и реализацию про-дукции, получение прибыли и др. Если общая эффективность определяется исходя из постав-ленных целей как математическое соответствие (функция) дос-тигнутых результатов затраченным на это средствам, то эффек-тивность социального развития есть не что иное как соотношение между воздействием социальной сферы на персонал и материаль-но-финансовыми и иными затратами на внедренцс новых соци-альных технологий, осуществление социальных мероприятий. Обычно выделяют показатели как экономической, так и соб-ственно социальной эффективности. Экономическая эффективность означает достижение заметных перемен к лучшему в социальной среде организации при наи-меньшей затрате средств. Она поддается качественному опреде-лению и количественному измерению, может быть выражена статистическими данными и соответствующими индексами, ха-рактеризующими, в частности, рост производительности тру-да, повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг, увеличение прибыли, текучесть кадров, уровень дисцип-лины и т.п. Результаты хозяйственной деятельности при этом являются индикаторами социального эффекта, соответствия социальным целям данной организации и общества в целом. Социальная эффективность изменений в социальной среде организации, её определение основываются преимущественно на при-знании приоритетности социальных целей: чем в большей мере то или иное мероприятие способствует решению конкретных социальных проблем, тем это действие социально эффективнее. Меру социального эффекта не всегда удается выразить в циф-рах -- чаще используются качественные показатели, фиксируе-мые в официальных документах, результатах опросов, анкети-рования и других социальных исследований. Они и определяют масштаб и полезную отдачу изменений в социальной среде дан-ной организации, включая выполнение целевых социальных про-грамм, повышение квалификации и профессиональной компе-тентности работников, морально-психологическую атмосферу в коллективе, степень удовлетворенности трудом, его матери-альным и нравственным вознаграждением, уровень развития социального партнерства. На практике социально-экономическая эффективность име-ет обобщенный вид. Нередко, особенно при ограниченности ресурсов, возникают противоречия, нестыковки в достижении экономических и социальных целей. В таких случаях должност-ным лицам важно соблюдать социальные приоритеты, прида-вать первостепенное значение тем благам и социальным услу-гам, которые определяют деловой настрой и материальный до-статок работников. 1.4. Ресурсы и резервы социального планирования Тот факт, что плановая система хозяйствования некото-рым образом исчерпала себя и на смену ей приходит система рыночная и конкурентная, может создать впечатление, что социальное планирование уже не используется как инстру-ментарий организованного социального изменения. Конечно, возможности, которыми располагало общество при плановой системе хозяйствования, во многом исчерпаны. Очевидным яв-ляется то, что необходим следующий этап в его развитии, вскрытие глубинных резервов. Вдохнуть новую жизнь в со-циальное планирование могут социальные нормативы, пред-ставляющие научно обоснованные количественную и качес-твенную характеристики оптимального состояния социально-го процесса (или одной из его сторон), полученные на основе учета объективных закономерностей общественного развития и возможностей общества и направленные на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей лич-ности. Их конкретно-исторический характер заключается в том, что они отражают возможности и потребности общес-твенного развития на данном этапе и соответственно могут (и должны) изменяться в перспективе. В своей основе они име-ют четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. Согласно этому, чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном раз-витии, нормативы обычно апробируются сначала эксперимен-тально, а затем и в массовом порядке (например, минималь-ный потребительский бюджет). Крайне важно, чтобы социальные нормативы были согла-сованы между собой, ибо их дисгармония ведет к не меньшим издержкам, чем и их отсутствие. Социальные нормативы, от-ражая общие закономерности, дифференцируются в зависи-мости от конкретных национальных, природных, социально-демографических особенностей и не могут оставаться неиз-менными. Они предполагают использование коэффициентов, применение которых особенно важно в районах нового освое-ния, в трудных природно-климатических условиях, в регио-нах с различной половозрастной структурой населения. Нормирование, как одна из форм социального планирова-ния, коснулось многих сторон жизни человека: труда, куль-туры, быта, однако оно слабо затронуло общественно-поли-тическую деятельность, социальное и межличностное обще-ние. Вместе с некоторыми ненормированными аспектами трудовой деятельности, деятельности в сфере культуры, семьи и быта это область тех общественных отношений, которые практически не подвергались количественной оценке. В связи с тем, что по очень многим направлениям определение нор-мативов затруднено, правомерно введение в практику плани-рования понятия «социальный ориентир», которое выражает наиболее возможную рациональную величину развития об-щественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений. В действительности же, на практике нередко используется такой прием: за оптималь-ную величину принимаются лучшие показатели ряда произ-водственных организаций и объединений. Они становятся в определенном смысле эталоном, т. е. ориентиром. Такие луч-шие результаты могут быть приняты в конкретной обстанов-ке за так называемый рабочий оптимум. Социальные нормативы и ориентиры классифицируются по различным основаниям. Традиционной и общепринятой является классификация социальных ориентиров и нормати-вов по сферам жизнедеятельности человека (труд, обществен-но-политическая жизнь, культура, быт, межличностное об-щение). Они, во-первых, отражают обеспеченность матери-альными ресурсами в расчете на 10 тыс. человек населения. Практическое применение этого подхода дает возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в регионе или стране в срав-нении с нормативными требованиями. Во-вторых, социальные нормативы могут выражаться в требованиях, предъявляемых к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планиро-вочными решениями и необходимостью организации ра-циональной жизни населения. К числу этих нормативов следу-ет отнести обеспеченность сельских населенных пунктов шко-лами, кинотеатрами, автобусным сообщением, учреждениями торговли и т. д. В применении к городам -- это оснащенность и обеспеченность микрорайонов городов всем необходимым для повседневной жизни, или характеристика нормативных тре-бований, касающихся каждого горожанина, например, норма-тив размещения зеленых насаждений. В-третьих, существуют нормы, связанные с использованием системы «человек--человек». Иначе говори, сколько лиц той или иной профессии приходится на 1 тыс. населения, напри-мер, продавцов, учителей, работников культуры и т.д. Прак-тика показывает, что чем меньше это соотношение, тем боль-ше жалоб на качество их работы, оперативность, маневрен-ность, на социально-психологический климат. Определенной модификацией этого требования может быть обеспеченность кадрами в расчете на 1 тыс. населения по видам профессий. Социальные нормативы и ориентиры могут быть разра-ботаны для различных уровней социальной организации об-щества. Одни из них используются для сравнения по всей стране, другие -- только в определенном регионе, третьи -- в отрасли народного хозяйства, четвертые -- в небольшой группе организаций, в том числе и первичных. Социальные нормати-вы и ориентиры могут быть дифференцированы в зависимос-ти от социальной структуры общества, ибо несомненно, что, например, проблемы повышения квалификации и образова-ния в нормативном аспекте будут разными в зависимости от специфики каждой из социально-демографических групп. И наконец, социальные нормативы и ориентиры изменяются и будут изменяться на каждом этапе развития не только обще-ства, но и каждого региона, каждого производства. Большие и еще не до конца использованные возможности для совершенствования планирования имеют социальная карта региона и социальный паспорт организации, которые конста-тируют многообразие социальных процессов и изменений на этих уровнях. Такие документы позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение между объектами планирования. Осо-бенно отчетливо это проявляется при планировании соци-ального развития крупного региона, при рассмотрении со-стояния социальной инфраструктуры Социальная карта или социальный паспорт предполагают использование различ-ных коэффициентов, что вызывается объективной необхо-димостью учета различной демографической структуры населения, природно-климатических условий или нацио-нальных особенностей. Применение их на новостройках, в молодых городах наглядно вскрывает это противоречие и показывает, какие меры могут быть приняты для решения поставленных проблем. Сложившийся опыт социального планирования показыва-ет, что обычно в социальной карте или паспорте характери-зуется в первую очередь социальный состав населения, де-мографическая ситуация, а затем показатели трудовой, об-щественно-политической, культурной и семейно-бытовой сферы. Зачастую в них находит отражение кадровое обеспе-чение социального развития и его материально-техническая база, которые могут рассматриваться и анализироваться как по сферам общественной жизни, так и самостоятельно. Такие данные дополняются характеристиками, полученными в ходе социологических исследований. 2. Практическая часть 2.1.1. Филиал ведомственной охраны Красноярской железной дороги возглавляет директор, назначенный на должность и освобождаемый от занимаемой должности генеральным директором ФГП «Ведомственная охрана» Министерства путей сообщения Российской Федерации. Директор филиала обеспечивает подготовку и переподготовку достаточного, на производимый объём работы, контингента сотрудников, а также выполнения программы содействия занятости высвобождаемых работников. Он также заключает и расторгает трудовые договора с работниками, определяет их должностные обязанности. Руководитель филиала в пределах своей компетенции издаёт приказы и даёт указания, обязательные для всех работников, применяет меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заместители директора филиала, начальники отрядов ведомственной охраны действуют от имени директора, представляют интересы организации в государственных органах и предприятиях, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий, предусмотренных их должностными обязанностями, законодательными и правовыми актами. Структуру управления филиала ФГП ведомственной охраны МПС Российской Федерации Красноярской железной дороге можно представить в виде организационно-функциональной схемы (рисунок 1): 58 Рисунок 1 - Структура управления филиала ведомственной охраны Красноярской железной дороги 2.1.2. не выявлено 2.1.3,2.1.4. Фонд заработной платы в 2004 г. составил 223758 тыс. руб., увеличившись к 2003 г. на 111,4 %. В сравнении с 2002 г. фонд заработной платы увеличился на 142 %. Среднемесячная заработная плата возросла к уровню 2003 г. на 110,9 %. Рост заработной платы показан в таблице 1. Таблица 1 - Среднемесячная заработная плата в ведомственной охране
Балансовая прибыль в 2004 г. составила 1800 тыс. руб., что больше данных 2003 г. на 128,6 %. Происходит рост увеличения прибыли за счёт сокращения расходов организации. Рентабельность организации за 2004 г. составила 0,5 %. Дебиторская задолжность за 2004 г. составила 700 тыс. руб. за счёт возрастания доходов и не своевременным исполнением обязательств других организаций. Кредиторская задолжность в сумме 30243 тыс. руб. получена за счёт не выплаты заработной платы за декабрь 2003 г. Единый социальный налог (ЕСН) составил 5438 тыс. руб., налогов в бюджет - 2315 тыс. руб., прочих - 607 тыс. руб. Экономия по начислению на социальное развитие ведомственной охраны составила 77 тыс. руб. по сравнению с планом. Расход материалов составил в 2004 г. 3130 тыс. руб. при плане 3150 тыс. руб. Экономия против плана составила 20 тыс. руб. Экономия по топливу составила 7 тыс. руб., расход бензина в сравнении с 2003 г. уменьшился на 3,1 тыс. руб., расход угля снизился на 4,2 тонн. Расход электроэнергии на собственные нужды в 2004 г. составил 936 тыс. кВт. час, а в 2003 г. - 931 тыс. кВт. час. В сравнении с 2003 г. расход эл. энергии увеличился на 5 тыс. кВт. час за счёт перевода на эл. отопление стрелковой команды ст. Красный Кордон. Износ основного фонда в 2004 г. начислен в сумме 1943 тыс. руб. при плане 1902 тыс. руб. По сравнению с 2003 г. износ начислен больше на сумму 41 тыс. руб. на основании указаний на стоимость основного фонда. Прочие материальные затраты составили в 2004 г. 736 тыс. руб. при плане 950 тыс. руб. По сравнению с 2003 г. экономия составила 214 тыс. руб. Прочие расходы в 2004 г. составили 5013 тыс. руб. при плане 6025 тыс. руб., экономия составила 1012 тыс. руб. Прибыль определяется разницей между полученными доходами от подсобно-вспомогательной деятельности (ПВД), внереализационной прибыли. Показатели и динамика прибыли ведомственной охраны за 2002 - 2004 гг. приведены в таблице 2. Таблица 2 - Прибыль по ПВД ведомственной охраны за 2002 - 2004 гг.
По подсобно-вспомогательной деятельности в ведомственной охране Красноярской железной дороги получена прибыль в сумме 821 тыс. руб. при задании 570 тыс. руб. Перевыполнение составило 251 тыс. руб. или 144 % к плану и 134 % к соответствующему периоду прошлого года. Анализ финансово-экономической деятельности ведомственной охраны Красноярской железной дороги показал, что организация работает рентабельно, стабильно и добивается неплохих результатов. Это достигается результатами эффективного управления, правильно выбранного направления кадровой политики, создание боеспособной продуктивной команды руководителей всех уровней, сплочённости коллектива, поддержание и улучшение социально- психологического климата в подразделениях для достижения поставленных задач.2.2.Кадровое обеспечение2.2.1,2.2.2,2.2.4. Штатная численность персонала ведомственной охраны на 01 января 2004 г. составляет 2068 чел, фактическая численность - 2038 чел. Некомплект работников составляет 30 чел - это объясняется естественным оттоком сотрудников, и запретом приёма на работу.Штатная численность работников ведомственной охраны на 1 января 2005 г. составляет 2082 чел, фактическая численность - 2022 чел. Некомплект работников составляет 60 чел. (причина такая же, как и в прошлом году - естественный отток сотрудников и запрет приёма на работу).Таблица 3 - Анализ персонала ведомственной охраны по возрасту
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|