| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Техгологии помощи детям из неблагополучных семей· базовое учреждение разрабатывает технологии работы с определенной категорией или по определенной проблематике, апробирует ее на своей базе с целью определения эффективности, при необходимости внести коррективы; · базовое учреждение предлагает технологию для внедрения в территориальном учреждении, осуществляет контроль соблюдением технологических условий, отслеживает эффективность; · базовое учреждение после подтверждения эффективности предложенной технологии решает вопрос о рекомендации к широкому внедрению в территориальных учреждениях по профилю работы. Перечислены технологии работы двух центров социальной помощи семье и детям, являющихся базовыми экспериментальными учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Практически в каждом из 512 центров социальной помощи семье и детям, действующих в системе социальной защиты населения, имеется набор социальных технологий, разрабатываемых и используемых для решения тех проблем, которые актуальны именно для сферы деятельности конкретного учреждения с учетом специфики категорий населения, нуждающихся в разных видах социальных услуг[14]. Предмет особой заботы - ситуация детей, оставшихся без попечения родителей. За годы существования в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по мере накопления опыта приоритетным направлением деятельности остаются вопросы реабилитации и содействия жизнеустройству воспитанников. Способы реализации этих функций учреждений не статичны, они изменяются в соответствии с новыми условиями, появлением новых технологий и форм социального обслуживания несовершеннолетних[12]. Новой формой социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, стало создание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, групп длительного пребывания детей. Это дает возможность не просто продлить срок пребывания в них ребенка, но и предоставить необходимые условия для социализации, главная цель которой - вступление в полноценную самостоятельную жизнь. Группы длительного пребывания представляют собой постреабелитационный этап по включению воспитанника во все сферы жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни под мягким патронажем специалистов. Одним из основных направлением деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства воспитанников учреждений является сохранение для ребенка кровной семьи. Возвращение в кровную семью отвечает острой потребности самого ребенка жить в окружении близких, родных людей. По данным Мин.здравоохранения и социального развития России, на 1 января 2005 года 69,9 процентов воспитанников специализированных учреждений воссоединились с родителями[2]. Однако повторные обращения детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, говорят о случаях поспешности возвращения ребенка родителям, неадекватной оценке изменений в семье, просчетов в патронаже, слабой помощи специализированному учреждению со стороны других структур. Традиционные формы замещающей семьи - усыновление или опека - не в состоянии помочь всем нуждающимся детям. Набирает силу приемная семья, но и она не может решить проблему семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, полностью. Все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников приобретает такая социальная технология, как организация семейных воспитательных групп. Эта специфическая социальная технология и новая форма социальной услуги детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка. Семейная воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. Его опекуном по-прежнему остается государство. Но пребывание ребенка в данной группе приобщает его к семейному воспитанию, что крайне важно для восстановления его социального статуса[18]. Семейная воспитательная группа органично совмещает: · интерес ребенка - жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу; · интерес воспитателя - реализовать потребность растить дитя, избранное по обоюдному желанию, и получить рабочее место без отрыва от дома; · интерес учреждения - решение проблемы компенсации семейного влияния на воспитанника, а в лучшем случае - закрепление его в семье воспитателя надолго. Семейная воспитательная группа - гибкая и динамичная форма социального обслуживания ребенка - становится для него семейным домом в разных ситуациях (единственный родитель помещен в больницу, находится в местах заключения, но не теряет связь с ребенком; с кровной семьей специалисты учреждения ведут разностороннюю работу по выводу ее из кризисной ситуации, но для этого требуется время; для ребенка найден потенциальный усыновитель, но процесс оформления длителен, а ребенка нужно готовить к этому событию, к жизни в новых условиях, и семейная группа может взять на себя эту функцию). Семейная воспитательная группа “привязана” к специализированному учреждению. Наличие специалистов разного профиля, знакомых с проблемами воспитанников, контакты с ними будущего воспитателя дают возможность принять взвешенное решение, обоснованно осуществить выбор детей, принимаемых семьей, подготовиться к новой роли, получать разностороннюю систематическую или экстренную социальную, педагогическую, психологическую помощь. Особый смысл имеет и сохранение контактов детей со специализированным учреждением. Возникновение первых семейных групп в “Воспитательном доме” (Санкт-Петербург) относится к 1993 году. Сейчас органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований открывают их в разных регионах Российской Федерации. В 1999 году таких регионов насчитывалось 16, к концу 2000 года их было 24, в 2002 году - около 40[21]. Процесс адаптации ребенка в семейной группе осуществляется не без проблем. Однако уже можно говорить о том, что эта форма семейного воспитания дает разносторонний социальный эффект. В подавляющем большинстве семейных групп наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья, развития и социальной адаптации детей. Выявляется отчетливая тенденция к изменению социального статуса семейных воспитательных групп и их воспитанников, В отдельных территориях отмечается высокий процент закрепления детей в семьях воспитателей. Таким образом, на практике семейная воспитательная группа становится переходной ступенью к опеке, усыновлению или приемной семье. Благодаря переходу детей в семейные группы улучшается размещение воспитанников в приютах, расширяется их жизненное пространство, создаются более благоприятные условия их социальной реабилитации. Организация семейных групп создает дополнительные рабочие места для граждан, что в условиях падения жизненного уровня населения, возросшей безработицы также немаловажно[12]. Есть и экономический эффект. Данные из разных территорий убедительно свидетельствуют, что содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте. Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание и распространение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе анализа, произведенного в курсовой работе можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям из неблагополучных семей: 1. Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье. 2. Использование «командного подхода», который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно. 3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей. 4. Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно - коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи. 5. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни. 6. Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении детей из неблагополучных семей. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания. 7. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в семье. Необходимо отметить, что распоряжением Губернатора области от 24 августа 2005 года № 592-р предусмотрена разработка областной целевой программы на 2006-2010 годы «Социальная поддержка детей из неблагополучных семей» для обеспечения комплексной защиты прав лиц данной категории. Программа должна предусматривать мероприятия: по предупреждению социального сиротства; создание условий для оказания комплексной (социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущим семьям, например, в виде создания центров помощи семье; внедрение и развитие различных форм семейного устройства и воспитания детей (приемная, патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); создание условий для повышения квалификации психолого-педагогических кадров, социальных работников и другие мероприятия. Гипотеза, поставленная в начале работы несомненно подтвердилась. Идет не только формирование работы с детьми, но и практическое применение новых технологий помощи, что говорит о прорыве в области социальной защиты. Кроме того, очень важным направлением работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации, что отмечали и участники «круглого стола» о демографической ситуации в области, который проводился 19 апреля 2005 года. Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях решения проблем семьи; оказывается помощь лицам, родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей из неблагополучных семей, требуют целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе. Список используемой литературы: 1. Конституция РФ, М.: «Юридическая литература», 1995. 2. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». 3. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 120 - ст.1299. 4. Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» 5. Указ президента РФ от 14 сентября 1995г. «Об направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Россйиской Федерации до 2000г.» (Национальный план действий в интересах детей). 6. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. «Об основных направлениях государственной семейной политики». 7. Постановление Правительства О федеральных целевых, программах по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы» (СЗРФ-2000 3стр. 2563). 8. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. 9. Павленюк ПД «Технология социальной работы» - М.: 2002г. 10. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям / под ред. Е.И. Холостовой - М., 1997г. 11. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования - М. 1995г. 12. Антонов, Медков «Микросоциология семьи», М.: 1998г. 13. «Социальная работа» под ред. В.И. Курбатова, Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 480с. 14. М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова «Теория социальной работы», М.: Владос, 2001- 438с. 15. Ю. Азаров «Семейная педагогика», М.: 1993. 16. И.Ф. Дементьева «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» Жур. Социс № 11, 2001. 17. А.В. Артюхов «Государственная семейная политика и ее особенности в России» Жур. Социс № 7, 2002. 18. Е. А. Холостова «Теория и практика социальной работы. - М.: Инфра-М, 2002г. 19. «Технология социальной работы» / под ред. Е.И. Холостовой - М.: Инфра 1998г. 20. «Основы социальной работы» / под ред. П.Д. Павленюк - М.: Инфра, 1998г. 21. «Основы социальной работы» / под ред Е.В. Ханжина - М: академия, 2001 -144с. 22. Сатир В. «Как построить себя и свою семью» - М.: Педагогика - Пресс, 1992 - 192с. 23. Фирсов М.В. «История социальной работы в России» - М.: Владос, 1999г. 24. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. «Организация работы органов социальной защиты» М.: 2001г. 25. П.Д. Павленок «Введение в профессию: Социальная работа» - М.: 1998г. 26. Н. Пивоварова «Комплексная помощь семьям с детьми» Журнал: Социальная работа, № 3, 2003г. 27. В. Игнатьев «Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2002г. Приложение План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2005-2006 годы утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
1. Улучшение экономических условий жизнедеятельности детей
II. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей
III. Обеспечение качественного образования и воспитания детей
IV. Повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах
V. Механизмы реализации
VI. Проведение мониторинга
|
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|