реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальные группы и институты

В России процесс классообразования начался лишь в конце XIX в. Главная причина -- зачаточность товарно-денежных отношений, низкая покупательная способность населения. Большая часть крестьянства продолжала жить в условиях натурального хозяйства. Не был завершен промышленный переворот. 12-миллионный пролетариат состоял в большинстве из полурабочих-полукрестьян. Правительство, создав максимально благоприятные условия для российской экономики, сдержало оформление буржуазии как класса. Не сложился сильный средний класс. Поэтому революция 1917 года легко разрушила социальную структуру России, уничтожив сословия, классы. Партия большевиков провозгласила курс на построение бесклассового общества. Но социальное неравенство неистребимо, и, в итоге, в СССР начали формироваться новые классоподобные страты, прежде всего властная, бюрократическая элита, ставшая фактическим собственником общественного богатства, очень неэффективным его распорядителем и расточителем. Но настоящие классы не могли возникнуть, потому что в советском обществе отсутствовали их главные предпосылки -- частная собственность и рынок. С поворотом к рыночной экономике в России начали формироваться классы -- высший (богатый) -- 3%, низший (бедный), составляющий более 80%, средний -- неустойчивый, слабый экономически и политически. Большую часть высшего класса составляет все та же советская бюрократическая элита -- номенклатура, которая с помощью приватизации легализовала свое положение собственника средств производства. Остальные источники высшего класса -- полукриминальные дельцы "теневой экономики" и выходцы из научно - инженерной страты советского общества. Условий для формирования сильного среднего класса в России пока не сложилось.

Лекция 3. Социальные институты

Основные понятия

Институт, институционализация, семья, брак, моногамия, полигамия, патриархальная семья, нуклеарная семья.

Словарь

Институт -- установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями.

Институционализация -- процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные особенности, то есть в институты.

Семья -- основанная на браке и кровном родстве группа людей, соединенная взаимной ответственностью за заботу и воспитание своих детей и хозяйственной деятельностью.

Брак -- социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной.

Полигамия -- брак нескольких партнеров (разновидности -- групповой брак, полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество).

Моногамия -- брак одного мужчины с одной женщиной.

Патриархальная семья -- группа родственников, которую возглавляет отец -- господин и хозяин жены, детей, слуг, всего имущества.

Нуклеарная семья -- семейная группа, состоящая из родителей и их детей (два поколения).

1.3.1. Сущность, признаки, функции социальных институтов

Институт -- это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или объединения, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. К примеру, институт образования реализуется через коллективы школ, вузов и т. п., т. е. через группы, где существуют статусы ректора (директора), его заместителей, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, учителей, учеников, студентов. Каждый статус с его набором ролей отвечает потребностям воспитания, научения, передачи информации, контроля за поведением членов коллектива и т. д. Следовательно, институты создаются группами для поддержания социальных структур и порядка в обществе и удовлетворения социальных потребностей.

Социальные институты появляются в обществе стихийно. Процесс институционализации, т. е. образования социального института, проходит следующие этапы:

Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

Формирование общих целей;

Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

Появление на их основе определенных образцов поведения;

Практическое применение норм, правил и образцов поведения в масштабах общества;

Установление системы санкций для поддержания норм и правил;

Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности превращаются в институты: беспорядочные драки -- в формальные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь -- в семью. Но не все роли в институте могут быть институциональными. "Мамина помощница" -- не институциональная роль, дочь -- институциональная, потому что является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.

При изучении социальных институтов можно выделить пять групп общих признаков.

Признаки главных институтов общества

Семья

Государство

Бизнес

Образование

Религия

1. Установки и образцы поведения

Привязанность

Лояльность

Ответственность

Уважение

Послушание

Лояльность

Субординация

Производительность

Экономичность

Производство прибыли

Любовь

к знаниям

Посещаемость

Почтительность

Лояльность

Поклонение

2. Культурные символы

Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Флаг

Печать

Герб

Национальный гимн

Фабричная

марка

Патентный знак

Школьная

эмблема

Школьные

песни

Крест

Иконы

Святыни

Гимн

3. Утилитарные культурные черты

Дом

Квартира

Мебель

Общественные здания

Общественные работы

Бланки и формы

Магазин

Фабрика

Оборудование

Бланки и формы

Классы

Библиотеки

Стадионы

Церковные

здания

Церковный

реквизит

Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и допущения

Конституция

Законы

Контракты

Лицензии

Правила учащихся

Вера

Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь

Совместимость

Индивидуализм

Государственное право

Демократия

Национализм

Монополии

Свободная торговля

Право на труд

Академическая свобода

Прогрессивное образование

Равенство при обучении

Православие

Баптизм

Протестантизм

Рассмотрим более подробно некоторые институциональные признаки.

Культурные символы, как правило, создают имидж института. Для государства -- это герб, флаг, гимн, для семьи -- обручальное кольцо, семейный очаг и т. п.

Кодексы поведения поддерживают институционально закрепляемые роли и являются частью социального контроля. К ним можно отнести супружеские клятвы, присягу на верность Родине, контракты, лицензии и т. п. Конечно, кодекс не гарантирует должного исполнения ролей, иначе у нас не было бы ни предателей, ни неверных мужей и т. д. Но принятие устного или письменного кодекса в значительной степени гарантирует его соблюдение, нежели самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения.

Идеология -- важнейший культурный комплекс, поддерживающий влияние института и оправдывающий его деятельность. Скажем, если повторение присяги формально привязывает солдата к текущим правилам армейской жизни, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни. При этом любая критика институциональной идеологии рассматривается как ересь или как разрушающее нападение.

Предназначение социальных институтов -- удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Их всего пять, но столько же имеется и основных социальных институтов:

потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтом семьи);

потребности в безопасности и социальном порядке (государство);

потребности в добывании средств к существованию (производство, торговля, финансы, кредит и т. п.)

потребность в социализации детей (школа, культура);

потребности в определении смысла жизни и решении «последних» проблем человеческого существования(религия).

Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие, неглавные институты. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения. Скажем, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов как маркетинг, рынок, профессиональный подбор кадров, защита частной собственности и т. д. Внутри государства мы можем обнаружить неглавные институты президентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии и т. д. В отличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Общая черта тех и других -- выполняемые функции. Функция института -- совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Но если кроме пользы институт приносит вред, можно говорить об его дисфункции. Институт религии, например, выполняет важнейшие функции осмысления жизни человека, но в то же время порождает межконфессиональную вражду, фанатизм. Функции укрепляют общество, дисфункции -- расшатывают.

Функции и дисфункции бывают явные, если они удовлетворяют социальные потребности, и скрытые, если они не заявляются. Например, явные функции университетского образования -- получение знаний, подготовка к исполнению профессиональных ролей, приобретение диплома. А скрытые -- приобретение более высокого социального статуса, завязывание знакомств и т. д.

К явным функциям институтов мы можем отнести:

функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений;

функцию регулирования взаимоотношений между людьми;

интегративную функцию;

транслирующую функцию;

функцию производства и распространения информации.

Все институты общества находятся во множественном взаимодействии. Религия может (и стремится) влиять на политику (как это принято в исламе), на семью, экономику и культуру. Вот почему институты редко бывают способны полностью контролировать поведение своих членов. Государство, к примеру, воспитывает патриотизм у населения, однако у отдельных слоев населения (бизнесменов, например, некоторых политиков, военных) эта идеология не согласуется с индивидуальными желаниями. Стремясь влиять друг на друга, институты в то же время отстаивают свою автономию. Бизнес стремится к не зависимости от государства, государство -- к независимости от контроля бизнеса и т. п. Если найдено удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдение ими независимости по отношению друг к другу, в обществе устанавливается прочный социальный порядок.

1.3.2. Семья как социальный институт

Семья -- один из самых важных социальных институтов. Она -- основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие нормальной социализации личности. Именно в семье человек получает основы образования, манеры поведения, обучается социальным ролям.

При всем том человечество не смогло выработать единые образцы семейной жизни. Почему?

Рассмотрим вначале, как появилась и в каких направлениях развивалась семья.

В примитивных обществах семья -- род -- единственный социальный институт, решающий все вопросы распределения власти, продуктов, удовлетворяющий духовные потребности людей. С увеличением размеров родов, затем племени возникает потребность в формальной политической организации. Главы семей -- старейшины и вожди -- объединяются в племенные советы, племена -- в конфедерации. Усложняется культура, развивается торговля -- обмен -- с соседями и ближними племенами. Все это приводит к началу формирования институтов. Профессиональное разделение труда приводит к появлению узаконенных ролей торговцев, ремесленников, управленцев, затем священников, учителей -- ролей, выходящих за рамки семьи -- рода.

Таким образом, можно сказать, что семья явилась основой всех прочих социальных институтов.

Семья определяется как основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства. Как институт семья представляет собой сложную систему неосновных институтов -- отцовства, материнства, наследования статуса родителей, имянаречения, помолвки, ухаживания, брака и т. п. Но только институты родительства, супружества и родства в совокупности позволяют говорить о создании семьи как таковой в ее строгой форме. Если присутствуют только два или один институт, мы можем говорить лишь о фрагментарной, осколочной семье.

Все функции, выполняемые семьей, важны для общества. Но среди них можно выделить уникальные, специфические функции, характерные только для семьи, и неспецифические -- те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К специфическим функциям семьи относят рождение детей и их социализацию -- физическое и духовное воспроизводство общества. Неспецифические функции -- накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, уход за младенцами, больными и стариками, создание психологического убежища, способствующего снятию напряжений и самосохранению личности и прочее. Неспецифические функции фактически раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они обновляются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью, либо исчезают. К примеру, явно отмирают функции организации производства и потребления, отдыха, досуга, сужаются функции образования детей и т. п. Их выполнение берут на себя школа, сфера обслуживания, индустрия развлечений.

Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.

По критерию супружества - брачности выделяются моногамия -- брак одного мужчины с одной женщиной, полигамия -- брак одного супруга с несколькими партнерами, причем полигамия бывает двух видов -- многоженство и многомужество (очень редко). Полигамия -- наиболее распространенная форма брака в мире, моногамия, видимо, порождена культурными требованиями христианства и иудаизма.

Экзогамные браки заключаются между людьми - представителями разных родственных групп. Применяется для избежания кровосмешения. Эндогамные -- внутри родственной группы. Эндогамные браки характерны для индийских каст, для кланов некоторых народов Северного Кавказа. Для современного общества характерна расовая и национальная эндогамия.

По родству различают патрилинейные семьи, где статус и имущество передаются по линии отца и матрилинейные, где то же самое происходит по линии матери. По числу поколений родственников в семье выделяются нуклеарные, состоящие из родителей и несовершеннолетних детей-иждивенцев. Кроме нуклеарной в нашем обществе распространена родственная семья -- клан родственников с их супругами и детьми. Основой нуклеарной семьи является супружеская пара, основой родственной -- братья и сестры с их супругами и детьми.

В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и лишь наполовину входит в семью супруга. Фактически человек в основном связан обязательствами с той семьей, в которой он родился. Родственная семья лучше защищает своих членов, лучше социализирует детей, так как они, общаясь с родичами, усваивают значительно больше социальных ролей. В современном обществе родственная семья не всегда возможна. Родственники могут быть фактически (пространственно) или социально отделены от супружеской пары, и в этом случае семья остается нуклеарной в чистом виде.

По власти социологи выделяют патриархальную семью, где отец является главой и хозяином своих домочадцев и имущества, матриархальную -- где то же положение занимает мать (очень редкая форма), партнерскую, где супруги равны, но кто-то из них занимает доминирующую позицию и эгалитарную, где власть распределяется между супругами смотря по ситуации. Последние два типа характерны для современного общества.

По детности выделяются малодетные (1 - 2 ребенка), среднедетные (3 - 4 ребенка) и многодетные (5 детей и более). Малодетные так называются потому, что 1 - 2-х детей мало для укрепления семьи, мало для простого воспроизводства населения. Для того чтобы население страны не уменьшалось, необходимо, чтобы 2/3 его составляли 2 - 3-х-детные семьи. Если преобладают среднедетные -- население может расти, правда, невысокими темпами.

Для традиционных обществ Азии, Африки, некоторых регионов Латинской Америки характерны патриархальные, патрилинейные, родственные, многодетные семьи. Для индустриальных обществ, в том числе и для России, характерны партнерские, нуклеарные, мало- и среднедетные, со значительно меньшим числом функций. У лидеров мирового сообщества -- стран Северной Америки, Западной Европы, Японии появился новый тип -- эгалитарная, нуклеарная, мало- и бездетная семья, возросло число разводов, безбрачных сожительств, внебрачных рождений детей. Практически исчезли функции производства и потребления, организации досуга и отдыха, ухода за детьми, больными, стариками. Значительно ослабли функции деторождения и социализации детей. Эти изменения свидетельствуют, что институт семьи, возникший около полумиллиона лет назад, находится в кризисе, теряет соответствие с потребностями современного общества, его отдельных членов. Дезорганизация семьи является одной из важных характеристик современного общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.