реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа среди безработных и технология поиска работы

При решении задач социально-трудовой реабилитации инвалидов и его рационального трудоустройства, усилия всех звеньев, принимающих участие в этом деле, будут бесполезны, и эффективность работы будет низка, если сам инвалид не будет активно содействовать этому.

В целях приобретения навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к трудовой деятельности безработных инвалидов, служба занятости осуществляет работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Участниками данных программ стали 68 безработных инвалидов. После прохождения социальной адаптации в клубах 18 человек были трудоустроены. Наиболее активно эта работа проводится Томским городским центром занятости населения. Здесь в 2002 году начал работу специализированный клуб "Перспектива" для инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. Целью деятельности клуба является психологическая поддержка инвалидов, помощь в самореализации, адаптация их к труду в условиях рыночных отношений. Специалистами ТГЦЗН была разработана учебная программа, подготовлены методические материалы. Специально для этого клуба разработан блок занятий "Формирование уверенного поведения", цель которых -- научить навыкам саморегуляции, активизации внутренних ресурсов и коррекции неблагоприятных состояний. Участниками клуба стали 20 человек. После завершения занятий в клубе 30% слушателей приняли решение о приобретении новой специальности и получили направление на профессиональное обучение.

В Колпашевском районе инвалиды принимают участие в работе клуба для безработных "Активный поиск работы".Кроме групповых занятий с ними ведется индивидуальная работа.. Из 13 инвалидов -- участников клуба 9 человек нашли работу.

В г. Северск впервые в рамках Клуба поиска работы проводились групповые занятия для безработных инвалидов, длительно состоявших на учете в центре занятости. На занятиях рассматривались вопросы психологической поддержки, юридической защиты прав безработных граждан. Группа участников программы клуба была проинформирована об условиях участия в программе активной политики занятости "Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите". В работе клуба приняли участие 9 инвалидов.

В других районах и городах области работа по социальной адаптации инвалидов осуществляется через работу "Клуба ищущих работу", клубов "Выбор", "Бизнес-старт", слушателями которых в 2002 году были 26 инвалидов.

Система профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан является одним из эффективных и мало затратных направлений активной политики занятости инвалидов. В течение 2002 года услуги по профессиональной ориентации получили 51,9 тыс. человек, из них 623 инвалида (в 1, 4 раза больше, чем в 2001 году).Квалификационный уровень инвалидов, обратившихся в службу занятости, остается низким, охватывает узкий перечень профессий и специальностей. В то же время, инвалиды, прошедшие профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации имеют больше шансов на трудоустройство. Так, из 34 инвалидов, завершивших обучение по направлению службы занятости в 2002 году, 33 человека нашли работу.

В 2003 году на конкурс по размещению заказов на профподготовку безработных граждан была представлена заявка ПУ-12 на обучение инвалидов профессии портной, но этого явно не достаточно.

С целью расширения возможностей трудоустройства в 2002 году проводились специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. Всего в ярмарках вакансий, в том числе и специализированных, приняли участие 252 инвалида, из них трудоустроились 67 человек.

Наиболее активно в этом направлении проводилась работа в г. Томске. В ярмарках приняли участие 130 инвалидов. От промышленных предприятий, учреждений жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, транспорта были заявлены 39 вакансий для трудоустройства инвалидов. Все вакансии были инвалидами востребованы.

Помимо реализации активных мероприятий содействия занятости инвалидам служба занятости оказывает социальную поддержку безработным в виде выплаты пособия по безработице, оказания материальной помощи, выплат стипендий инвалидам, обучающимся по направлению службы занятости. В 2002 году 1597 инвалидов получали пособие по безработице (97,7% от числа безработных инвалидов). Затраты из средств федерального бюджета на выплату пособий по безработице составили 4,5 млн рублей. Стипендии получали 34 инвалида. Затраты из средств федерального бюджета на выплату стипендий составили около 51 тыс. рублей.

В 2002 году была продолжена работа по обеспечению дополнительных гарантий лицам предпенсионного возраста. Гражданам, уволенным по сокращению численности и имеющим соответствующий стаж работы, была предоставлена возможность досрочного выхода на пенсию. В 2002 году досрочную пенсию получали 1666 человек, них 16 инвалидов. Возмещение расходов Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно, составило 16,7 млн рублей, из них 160 тыс. рублей -- на выплату досрочных пенсий инвалидам (в среднем 10 тыс. рублей на одного инвалида).

Положение в сфере занятости молодежи и подростковой занятости.

Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность -- источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.

Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются устроиться на работу, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

В марте текущего года молодежь составляла 38,8% от общей численности безработных и 35,2% от численности официально зарегистрированных безработных.

Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике.

Различные выплаты и пособия по безработице -- это не единственно возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.

В число первоочередных задач для ближайшей перспективы следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.

В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них -- создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет внедрения современных обучающих программ, которые позволят им легче адаптироваться к рыночным отношениям.

Основные направления мер, которые могут быть предусмотрены на ближайшие годы, должны отвечать одному общему требованию -- максимально содействовать включению молодежи в трудовую деятельность в сфере официальной экономики. Применительно к молодежи уже сейчас должна претворяться в жизнь в полной мере активная политика содействия занятости. Она, как известно, включает широкий спектр мер, применяемых во всем мире.

Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков, территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:

- квотирование и создание (с участием службы занятости) рабочих мест;

- организация при областных центрах занятости и действующих учебных заведениях всех уровней различного рода курсов для обучения молодежи профессиям, способствующих развитию самозанятости;

- организация подготовки неработающей молодежи по профессиям, в которых ощущается потребность на региональном рынке труда;

- увеличение сроков обучения в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой с целью коррекции трудового потенциала выпускников в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

- организация для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, общественных работ в сельском хозяйстве, торговле, а также в различных фондах и общественных организациях.

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы переподготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д.

Незанятость молодежи характеризуется не только ростом количественных показателей, но и качественным несоответствием образования, полученного человеком, сфере дальнейшей деятельности. Чрезвычайно отрицательно на мировосприятии молодого специалиста сказывается необходимость заняться торговлей или другой деятельностью, мало связанной с работой по специальности. Таким образом, нерационально используются не только интеллектуальный потенциал специалистов, на подготовку которых затрачены государственные средства, но и эти средства, которые могли бы быть потрачены на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.

Дело в том, что в образовательных учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях, колледжах) исчезли из программ предметы трудового и профессионального обучения. Для определенной части подростков учеба потеряла всякий интерес, ибо они зарабатывают больше, чем их образованные родители.

Государство из года в год закладывает в бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно. Имеющиеся противоречия в законодательстве, нечеткое регулирование трудовых отношений подростков негативно сказываются на решении вопроса трудоустройства несовершеннолетних. КЗоТ разрешает в исключительных случаях принимать на работу подростков до 15 лет, а Закон о занятости может признать гражданина безработным только по достижении им 16-летнего возраста.

Не имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 млн), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарушителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности.

Такая ситуация с профессиональной ориентацией подростков отчасти порождается тяжелым положением, в котором находится система, профессионального начального образования. Недофинансирование привело учебно-материальные базы в негодность. Государству необходимо разработать программы по реабилитации системы профессионального начального образования, поскольку стоимость содержания безработного превышает содержание учащихся.

В катастрофическом положении находится профессиональное обучение подростков в детских домах и других сиротских учреждениях, колониях для несовершеннолетних. Это касается как неблагополучного материального положения, так и содержания обучения и характера профессий.

Трудоустройство выпускников детских социальных учреждений является также весьма сложной проблемой, ведь у них нет не только специальности, но и крыши над головой, они не умеют планировать свое будущее и рассчитывать личный бюджет. Сложности с трудоустройством возникают у специалистов службы занятости также с подростками, освобождающимися из мест заключения, убежавшими от родителей и т. д. Большинство из них трудоустраивается не по собственному выбору, а по направлению руководства учреждений, и потому им приходится заниматься чаще всего неквалифицированным трудом. Тяжелый мало оплачиваемый труд вынуждает эту категорию подростков искать более легкие пути получения доходов.

Основная сфера применения детского труда: торговля, перепродажа, занятые здесь подростки рискуют быть втянуты в криминогенную среду. Коммерциализация молодежи и подростков, связанная с участием в торгово-посреднической деятельности, вызывает серьезную тревогу. Дело в том, что профессиональные навыки, формирующиеся в процессе перепродажи товаров, в условиях нормально функционирующей экономики востребованы не будут. На почве не востребованности существует возможность возникновения опасного для общества синдрома по подобию «афганского»: появления «потерянного поколения» периода перехода к рынку. Это может привести к дальнейшему увеличению суицидов, показатели которых и в настоящее время среди молодежи высоки.

Опасность последствий незанятости молодежи и подростков обусловливает необходимость активизации политики содействия занятости этой категории слабо защищенных безработных граждан. Лучшая форма социальной защиты молодежи -- профессиональный труд. Нельзя допускать формирования иждивенческой ориентации на существование за счет пособий и материальной помощи. Овладение трудовыми и профессиональными навыками повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Очное образование, связанное с получением профессиональных навыков, снижая спрос на рабочие места, ослабляет напряженность на рынке труда. Однако создание возможностей получения профессионального образования вовсе не означает, что при этом не нужно учитывать фактор востребованности специалистов, выпускаемых профессиональной школой. Следует заботиться и об их последующем трудоустройстве. Для этого необходимо восстановить связи между профессиональной и трудовой сферами.

Закон о занятости предусматривает санкции в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников профессиональной школы, так как на них затрачены средства в виде целевых финансовых отчислений в фонд занятости в размере среднего заработка данной категории за год. Естественно, что предприятия предпочитают не направлять заявки на молодых специалистов в профессиональные образовательные учреждения.

Действующая в современных условиях система экономически необоснованной подготовки специалистов и их свободного распределения должна быть заменена плановой подготовкой специалистов, которые будут востребованы в общественном производстве в соответствии со своей квалификацией и профессией.

Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что сегодня молодежь остро нуждается в социальной поддержке в области трудоустройства.

В современных условиях очень важно помочь вступающему в жизнь молодому поколению реализовать свои потенциальные возможности через систему профессионального обучения, максимального содействия включения молодежи в трудовую деятельность, организации для молодых людей, не имеющих возможности быстро трудоустроиться, временной занятости, создания специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, расширения возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса, распространения механизма квотирования рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.

Для сокращения безработицы среди выпускников профессиональной школы необходимо разработать программы для восстановления связей между профессиональной и трудовой сферами, по согласованию планов приема по тем или иным специальностям.

В настоящее время основные действия в целях поддержки самозанятости и предпринимательской инициативы молодежи должны быть направлены:

- на ее консультирование и профессиональную ориентацию с целью определения возможностей эффективной деятельности молодых людей в качестве предпринимателей;

- обучение безработной молодежи основам предпринимательства;

- организацию консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов и ведению финансовой документации;

- финансовую поддержку на стадии становления собственного дела.

Содействие предпринимательской деятельности молодежи предполагает следующие меры: установление правового статуса молодежного, студенческого предприятия; предоставление льгот по кредитованию и налогообложению, обеспечение средствами производства, помещениями; страхование их коммерческого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование; обучение основам предпринимательства и содействие в разработке финансовых и учредительных документов; предоставление однократных субсидий на поддержание проектов, направляемых на расширение возможностей самообеспечения; освобождение молодых граждан от уплаты части налоговых сборов.

В целях осуществления практических мер по решению проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах (приказом ФСЗН России от 22.11.94 г. № 150) с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи -- «Молодежная практика».

Целью программы является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, в возрасте от 16 до 26 лет на временные рабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места.

В 1998 г. программа «Молодежная практика» утвердилась как эффективная форма работы с безработной молодежью, позволяющая повысить ее конкурентоспособность на рынке труда и создать благоприятные условия для трудоустройства выпускников учебных заведений. Однако сдерживающим фактором расширения программы является отсутствие необходимых финансовых средств.

Важным направлением работы становится создание совместно с органами образования специализированных центров социально-профессиональной реабилитации подростков, не достигших 16-летнего возраста, оставивших образовательные учреждения.

Углубившийся финансовый, социально-экономический и политический кризис в России оставляет как бы в стороне решение проблем связанных с несовершеннолетними и подростками.

Между тем, актуальность некоторых вопросов назрела настолько, что их не решение сегодня уже завтра грозит социальной деморализацией подрастающего поколения. Обеспечение наиболее эффективного содействия благополучию, моральному и физическому здоровью несовершеннолетних и подростков делает наиболее актуальными следующие задачи, связанные с технологией социальной работы с подростками:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.