реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная помощь в Украине и её виды

Социальная помощь в Украине и её виды

13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра правового

регулирования экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В УКРАИНЕ, И ЕЁ ВИДЫ

Руководитель работы

преподаватель М. В. Грузд

Студентка 2 курса 6 гр.

ф-та “Экономики и права” И.В. Бондарь

Харьков, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4

1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоспособных

граждан 4

1.2. Основные черты права социального обеспечения 7

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения 9

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП

НАСЕЛЕНИЯ 14

2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста

14

2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и

малообеспеченным гражданам 21

2.3. Выплаты помощи по временной нетрудоспособности и её размер 22

2.4. Социальная защищенность ветеранов войны, труда и воинской

службы 24

3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 28

ВЫВОДЫ 31

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрены проблемы, связанные с начислением различных видов помощи нуждающимся гражданам. Социальное обеспечение граждан является составной частью развивающегося государства. А в нашей стране такой вопрос стоит очень остро, так как “разбазаривание” денег на неосуществимые проекты выделяются, а для помощи людям, которые нуждаются в социальной защите денег никогда не хватает.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Основной целью социальной политики в ближайшее время является недопустимость дальнейшего обеднения большей части населения в условиях кризисного состояния экономики. Для этого необходимо, в первую очередь, найти действующие стимулы активизации трудоспособных людей в производстве, создать им условия, которые позволяют своим трудом и предпринимательством обеспечить благосостояние семьи.

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан

Социальная защищенность гражданина - это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан разработано почти во всех странах в конце XIX - начале XX века, в период интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.

Во многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы финансирования, но цель осталась неизменной - улучшение жизни людей.

Впервые термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка, профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты - это:

1. трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии, пособия;

2. работодатель;

3. государство.

Но в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где главный субъект финансовых ресурсов - государство. Но эта система будет дальше реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том числе и в Украине.

Именно такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже на-мечены основные этапы ее развития.

Перспективы развития системы социальной защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального обеспечения населения Украины, одобрен-ной постановлением Верховной Рады Украины от 21 де-кабря 1993 года; Посланием Президента Украины Вер-ховной Раде Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной политики на 1997 -- 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об ос-новных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля 1998 года [3, c. 32]. В этих важнейших документах, по существу, разработана широ-комасштабная, комплексная государственная программа развития социального обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана радикаль-но изменить систему социальной защиты населения.

Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая будет трехуров-невой. Она будет включать в себя:

существенно рефор-мированную государственную систему;

обязательные сбережения населения в пенсионных фондах;

доброволь-ные пенсионные сбережения населения.

В любом промышленно-развитом цивилизованном государстве, где существуют рыночные отношения, соци-альное обеспечение занимает важное место в системе га-рантий осуществления прав и свобод граждан.

В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на со-циальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается общеобязательным государственным социальным стра-хованием за счет страховых взносов граждан, предпри-ятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной защиты является социальное страхование работников.

Таким образом, можно утверждать, что в Украине со-зданы необходимые экономические и правовые предпо-сылки для развития такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное регу-лирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят Закон Украины

“О пенсионном обеспечении” [4, c. 10], который положил начало формированию национальной системы пенсионно-го обеспечения.

Идея о новой комплексной от-расли права социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе активных на-учных дискуссий ученых-юристов и экономистов в се-редине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополага-ющие законодательные акты, положившие начало созда-нию единой государственной системы социального обес-печения.

На мой взгляд, термин “социальная защита” относит-ся к функции государства, означающей заботу о матери-альном обеспечении нетрудоспособных граждан. Для осуществления этой функции создан специальный орган государственной исполнительной власти -- Министер-ство труда и социальной политики Украины. Его статус определен Указом Президента Украины от 1 декабря 1997 г. [11 c. 20].

Истории развития права социального обеспечения как отрасли права и юридической науки посвящено немало трудов ученых и практиков юристов и эконо-мистов. Значительный вклад в развитие права социаль-ного обеспечения внес профессор В.С.Андреев. Он осу-ществил разработку предмета права социального обес-печения. Именно им впервые, в 1996 году в Праге, был поставлен вопрос на Международном симпозиуме по проблемам социального обеспечения о формировании новой отрасли права.

Над проблемой развития теории права социального обеспечения трудились видные ученые-правоведы: В.А. Ачаркан, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Р.И. Иванова, А.Е. Козлов, В.А. Тарасова, Я.М. Фогель и другие изве-стные юристы. Они, по существу, заложили фундамент новой отрасли права социального обеспечения. Их уси-лиями были разработаны исходные общетеоретические положения, изданы первые учебники, учебные пособия и монографии по праву со-циального обеспечения.

Важнейшим достижением научных исследований яв-ляется обоснование определения понятия права соци-ального обеспечения как отрасли права.

1.2. Основные черты права социального обеспечения

Для каждой самостоятельной отрасли права определя-ющее значение имеет исследование ее исходных понятий-ных категорий, к числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособлен-ным предметом отрасли права социаль-ного обеспечения являются отношения по социальному обеспечению.

Теоретическое обоснование предмета права социаль-ного обеспечения тесно связано с выяснением вопроса о том, что такое социальное обеспечение, каков его объем, цели, задачи и т.д. Следует подчеркнуть, что и в услови-ях рыночных отношений характер и содержание социального обеспечения не меняется, но изменяется его объем и условия обеспечения.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения являются пенсионные отношения. Относимые ранее к предмету различных отраслей права, пенсионные отно-шения стали составной частью права социального обес-печения.

Кроме основных отношений социально-обеспечитель-ного характера в предмет права социального обеспече-ния входят некоторые производные, процедурные отно-шения, которые неразрывно связаны с основными обще-ственными отношениями. Они обусловлены предметом

права социального обеспечения и выполняют служебную роль по отношению к нему.

В юридической литературе высказываются разные точки зрения. Одни авторы включают в объем понятия социального обеспечения все социально -- экономичес-кие мероприятия, направленные на возмещение гражда-нам утраченного заработка вследствие наступления не-трудоспособности и обеспечение из государственных и общественных источников вне пря-мой связи с результатами их труда. Другие -- только те отношения, которые связаны с обеспечением нетрудоспособных, больных и семей, имеющих детей.

К отношениям по социальному обеспечению примы-кают и тесно с ними связанные отношения по осуществ-лению социального страхования, формированию и ис-пользованию Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, выплате различных пособий семьям с деть-ми, медицинскому и санаторно-курортному обслужива-нию граждан, предоставлению льгот и преимуществ ве-теранам войны и труда за счет социальных фондов.

Безусловно, что все перечисленные компоненты дол-жны учитываться при определении предмета права со-циального обеспечения. Это собственно и будет состав-лять предмет права социального обеспечения.

Проблема метода права социального обеспечения от-носится к числу недостаточно исследованных и дискус-сионных. Тем не менее, в юридической литературе учеб-ной и специальной освещаются основные критерии оп-ределения понятия метода правового регулирования.

В самом общем виде, под методом регулирования следует понимать специфические спосо-бы правового воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению [29, с. 86]. Они зависят от особенно-стей предмета регулирования и находят свое выраже-ние в социально-обеспечительных требованиях граждан с одной стороны и удовлетворении этих требований орга-нами социальной защиты -- с другой, на условиях соци-альной компенсации. Поэтому метод данной отрасли права может быть назван методом социальной компен-сации застрахованной утраченной трудоспособности.

Наличие особого предмета и метода регулирования права социального обеспечения свидетельствует об ав-тономном режиме существования и развития самосто-ятельной и одной из профилирующей отраслей права, в которой наиболее зримо воплощается социальная поли-тика государства.

Динамичное развитие права социального обеспечения зависит от многих факторов, и, прежде всего от экономи-ческого потенциала и заинтересованности государства в правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения. Признавая право соци-ального обеспечения со всеми юридическими признака-ми самостоятельной отраслью права, необходимо отгра-ничить ее от смежных отраслей, и, прежде всего от тру-дового, административного и финансового права. Тем не менее, право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, имеет свою отраслевую специфику регулирования общественных от-ношений, признанную в юридической литературе. И все же следует отметить, что характерными призна-ками разграничения смежных отраслей права принято считать предмет и метод регулирования. Предмет пра-ва отвечает на вопрос, что оно регулирует, а метод -- какими способами осуществляется правовое регулиро-вание общественных отношений. Основное отличие отношений, регулируемых трудовым правом, от отноше-ний, составляющих предмет права социального обеспе-чения, состоит в том, что первые связаны с трудовой де-ятельностью человека в общественной организации труда (независимо от форм собственности и видов хозяйствен-ной деятельности); вторые -- с социальной защитой, материальным обеспечением и обслуживанием контин-гента нетрудоспособных граждан.

В трудовых отношениях участниками являются ра-ботник и работодатель, а в социальном обеспечении -- нетрудоспособный гражданин с одной стороны и орган социальной защиты населения -- с другой. Трудовые от-ношения входят в число производственных отношений общества, а отношения по социальному обеспечению -- в число социально-обеспечительных. По своей природе они близки, но не идентичны.

Отношения социального обеспечения возникают при реализации гражданином своего конституционного пра-ва на социальную защиту при утрате трудоспособности. В рамках же трудовых отношений гражданин реализу-ет конституционное право на труд, включающее возмож-ность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избрал или на который свободно согласился (ст. 43 Конституции Украины).

Между трудовым правом и правом социального обес-печения существует не только обособленность правово-го регулирования, но и определенная связь и взаимодей-ствие. Это выражается, прежде всего, в том, что право со-циального обеспечения по своему генезису является отраслью, которая выделилась не из одной (как, напри-мер, трудовое право), а из нескольких отраслей права.

Правовому регулированию трудовых отношений и отно-шений социального обеспечения свойственно наличие ряда общих понятий. К их числу можно отнести следу-ющие: “трудовой стаж”, “трудовое увечье”, “професси-ональное заболевание” и др.

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения

В Украине существуют такие формы социального обеспечения

обязательное государственное пенсионное страхо-вание;

обязательное государственное социальное страхо-вание работников предприятий, учреждений и органи-заций независимо от форм собственности;

обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворитель-ных организаций и частных добровольных взносов граж-дан;

4)содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения;

5) адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;

негосударственное пенсионное обеспечение 1граж-дан по договорам работников с работодателями, негосударственными пенсионными фондами и частными пен-сионными системами [9 с. 19].

Обязательное Государственное пенсионное страхова-ние представляет собой осуществляемую государством, Пенсионным фондом Украины, систему материального обеспечения нетрудоспособных граждан пенсиями посо-биями, иными видами обеспечения и обслуживания, пре-дусмотренными законодательством [5, с 21]. Пенсионное страхо-вание имеет государственно-обязательный характер: каж-дое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью подлежат обязательной регистрации в качестве страхо-вателя, а все работники наемного труда с момента поступ-ления на работу считаются застрахованными.

Пенсионное обеспечение производится за счет Пен-сионного фонда, образуемого из сборов страхователей на обязательное государственное пенсионное страхование, размер которых соизмеряется суммой выплаченной за-работной платы и другими видами доходов [13, c. 238].

За счет средств Пенсионного фонда выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии в соответствии с Закона-ми Украины “О пенсионном обеспечении” и “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в резуль-тате Чернобыльской катастрофы”, пенсии военнослужа-щим срочной службы, пособия семьям с детьми другие виды социальных выплат, предусмотренные законода-тельством.

Второй смежной формой социального обеспечения яв-ляется обязательное государственное социальное стра-хование работников предприятий, учреждений организа-ций, независимо от форм собственности. Эта форма пред-ставляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с пред-приятием [6, c. 24]. Источником финансирования в данном случае служит Фонд социального страхования Украины.

За счет этого фонда работникам выплачиваются пособия по времен-ной нетрудоспособности, беременности и родам, на рождёние ребенка и на погребение, а также выделяются сред-ства на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей на базах отдыха.

Обеспечение за счет средств социальных фондов пред-приятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищен-ным гражданам (больным, престарелым, детям), матери-альное положение которых является критическим.

Фонд Украины социальной защиты инвалидов явля-емся государственной организацией социальной помощи. Он создан и действует в соответствии с Законом Украи-ны “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 г [5, c. 252]. Бюджет фонда формиру-ется за счет средств госбюджета, благотворительных взно-сов предприятий и граждан, других поступлений.

Порядок и условия расходования средств регламентируется Положением о фонде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года № 92.

Ряд функций социального обеспечения в свое время выполняли творческие союзы (литераторов, художников, музыкантов и др.), но сегодня они практически утратили эти возможности.

Определенную роль в социальном обеспечении отдель-ных категорий граждан играют благотворительные фон-ды, гуманитарные акции “Милосердие”. Благотворитель-ная деятельность регламентируется Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организа-циях” от 16 сентября 1997 г [6, c. 292].

Также занимается проблемами пенсионеров ме-таллургический комбинат “Запорожсталь”, который оказал помощь малообеспеченным пенсионерам облас-ти на общую сумму более 400 тыс. грн. [10, c. 27]

Содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях соци-ального назначения представ-ляет собой самостоятельную форму социального обеспе-чения за счет прямых ассигнований из государственно-го бюджета. Она относится к сфере услуг людей пожи-лого возраста. За помощью в эти учреждения обращаются, как правило, граждане пожилого возраста и больные, которые, полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.