реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная политика в Агинском Бурятском автономном округе

Социальная политика в Агинском Бурятском автономном округе

46

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ В ГАК
Зав. кафедрой
теории социальной работы
_______________Н.С. Антонова
«____»_______________2006 год
Базарова Должид Бамбаловна

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

(на примере Агинского Бурятского автономного округа)

(выпускная квалификационная работа)

Научный руководитель

канд.соц.наук

________ Бадонов А.М.

Автор работы

_________ Базарова Д.Б.

Улан-Удэ
2006
План
  • Введение 3
  • Глава I. Теоретические основы национально-территориального образования и сущность социальной политики 7
    • 1.1 Агинский Бурятский автономный округ как национально-территориальное образование 7
    • 1.2. Сущность и основные направления социальной политики. 14
  • Глава II. Проблемы и эффективность социальной политики в автономном округе (на примере Агинского Бурятского автономного округа) 29
    • 2.1 Проблемы социальной политики в Агинском Бурятском автономном округе. 29
    • 2.2 Анализ эффективности реализации социальной политики Агинского Бурятского автономного округа. 36
  • Заключение 42
  • Список использованной литературы: 44
  • Приложение

Введение

Актуальность темы

Социальная политика сегодня является едва ли не самым важным элементом государственной политики, нет ни одной области, в общественных отношениях, которая не имела бы связи с социальной политикой.

Экономические и социальные преобразования периода реформ привели к глубоким изменениям российского общества: развитию процесса имущественной дифференциации, чрезмерной поляризации доходов и так далее, что резко обозначило социальное расслоение в обществе. Появились бедные и нуждающиеся в социальной помощи граждане

Снижение уровня жизни всех социальных групп населения делает актуальной необходимость усиления социальной направленности политики государства.

Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства и социального смысла в обществе.

Особой областью социальной политики в период становления социально-ориентированной рыночной экономики является система социальной защиты населения. Социальная защита, как самостоятельный социальный институт, имеет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Понятие “социальной защиты” на практике сводится к вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы и другие.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку наиболее уязвимых слоёв населения.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на фе-деральном уровне определяются основные цели, задачи, принци-пы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей ре-гиона: уровня экономического развития и возможностей, этно-национальных, историко-культурных и других особенностей.

Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена, прежде всего, на решение конкретных проблем населения, от-дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Степень научной разработанности.

Нормативно-правовую базу социальной политики составляют следующие источники права: Декларация прав и свобод чело-века и гражданина 1991 г., Кон-ституция Российской Федерации 1993 г., в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего до-стойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующе-го гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, ох-рану семьи, материнства, отцовства и детства. Основные соци-альные права закреплены в Основах законодательства Россий-ской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовом кодек-се Российской Федерации, Кодексе законов о браке и семье, Жилищном кодексе, законах “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “Об образовании”, “О занятости населения Российской Федерации”, “О государственных пен-сиях в России” и ряде других.

Вопросами научной разработки социальной политики занимались такие авторы, как Е.И. Холостова - социальная политика и социальная работа; М.И.Левина, И.А. Григорьева, В.М. Капицын - социальное законодательство; Зомбарт В.И. - социальная политика в мире;

Изучением социальной политики занимаются Быков С.В. - социальная политика государства; Жуков В.И., Смирнов С.Н., Волгин Н.А., Римашевская Н.М., Мигранова Л.А., Бугаев А.Н., Беклемищева О.А., Ржаницына Л.С. и др.

Объект исследования - Агинский Бурятский автономный округ как субъект Российской Федерации

Предмет исследования - социальная политика Агинского Бурятского автономного округа.

Цель исследования - проанализировать реализацию социальной политики в автономном округе.

Задачи:

- рассмотреть Агинский Бурятский автономный округ как национально-территориальное образование;

- охарактеризовать сущность и основные направления социальной политики;

- раскрыть проблемы социальной политики в Агинском Бурятском автономном округе;

- проанализировать эффективность реализации социальной политики;

Гипотеза: социальная политика Агинского Бурятского автономного округа за последние годы изменяется в лучшую сторону.

Научная новизна: проанализирована реализуемая социальная политика в автономном округе; даны рекомендации по совершенствованию социальной политики в округе.

Практическая значимость: Теоретические положения могут быть использованы не только для дальнейших разработок, но и для практического применения.

Апробация: Основные теоретические положения докладывались и обсуждались на научно-практической конференции БГУ (2006 год).

Структура дипломной работы: структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава I. Теоретические основы национально-территориального образования и сущность социальной политики.

1.1 Агинский Бурятский автономный округ как национально-территориальное образование

Россия - одна из немногих федераций, субъекты которой образованы не только по территориальному, но и по национальному, этническому принципу. Из 89 субъектов Российской Федерации, перечисленных в Конституции, 32 представляют собой республики и автономии. В этом отношении современная Россия предусматривает возможность самореализации компактно проживающими народами права на самоопределение в виде национальной государственности (республика) или автономии11 Казаков А. Сильная Россия - это Федеративная Россия // Свободная мысль. №6 2004. с. 13-27..

Федеративное устройство государства предполагает расширение процесса институционализации ещё на один уровень. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в Федерации дополняется разделением государственной власти по вертикали, что создаёт дополнительный осложняющий фактор при институционализации этой конституционной схемы. При этом подразумевается не только передача центром отдельных полномочий регионам, а разделение сфер - предметов ведения, в пределах которых власть любого уровня обладает определённой политической самостоятельностью22 Хутинаев И. Федерализация системы исполнительной власти Российской Федерации // Власть. №3. с.43-45.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации33 Конституция Российской Федерации. - М., 1993. .

В составе Российской Федерации находятся следующие субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область.

Агинский Бурятский автономный округ является субъектом Российской Федерации территориально входит в состав Читинской области. Взаимоотношения между округом и Читинской областью строятся на основе равноправия и сотрудничества, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также договорами между органами государственной власти округа и органами государственной власти Читинской области.

Добровольное вхождение бурят, в том числе агинских, в состав Русского государства в середине ХVII века сыграло исключительно прогрессивное значение в их консолидации и социально-экономическом развитии. Заключение Нерчинского договора 1689 года с Китаем и установление пограничной линии между Россией, Китаем и Монголией закрепили агинских бурят, как подданных русского государства, ограничили ранее практиковавшиеся самостийные поездки торговцев и других лиц в названные страны. Также уменьшились количество и длительность кочевок бурят по приграничным территориям в засушливые и неурожайные годы для прокорма скота. В результате усилилась их тяга к сохранению и освоению своих земель, стали возникать торговые и хозяйственные связи с русскими землепроходцами, основавшими Нерчинский острог.

Земли хори-бурят, расположенные в долине реки Ингода и её притоков, примерно в 1800-х годах были добровольно уступлены хозяевами правительству под переселенческий фонд и заселены выходцами из Европейской России. Поэтому буряты, проживавшие в этих местах, вынуждены были оставить обжитые места и переселиться в другие регионы Забайкалья, в том числе в агинские степи. В результате чего увеличились численность и родовой состав агинских бурят.

Агинские буряты являлись постоянными поставщиками животноводческой продукции для рабочих Нерчинских горных промыслов.

Нерчинск стал первым русским городом, учебные заведения которого вопреки существовавшим запретам принимали детей инородцев-бурят. По данным 1863 года, в учебных заведениях Нерчинска обучалось пять мальчиков из Аги. В 1837 году агинские буряты были выделены из Хоринской степной думы и были включены в состав Нерчинского округа.

Чита играла немалую роль в распространении грамоты и культуры среди агинских бурят. В 1865-1869 годы в Читинском мужском пансионе обучалось 103 мальчика из Аги, которые содержались за счет средств, собираемых с родовых обществ. В благодарность за пожертвование более 45 тысяч рублей на строительство Читинской мужской гимназии агинцы получили право обучать несколько мальчиков в данной гимназии. Первым учеником данной гимназии из агинских бурят был Г. Цыбиков, окончивший её с золотой медалью и ставший впоследствии первым бурятским профессором. В Чите с 1897 года стала издаваться первая бурятская газета «Жизнь на восточной окраине» на русском и бурятском языках с периодичностью 5 раз в неделю. Издателем этой газеты был выходец из Аги, известный прогрессивный деятель конца XIX и начала XX веков, основоположник тибетской медицины в России П.А. Бадмаев.

Роль Читы в жизни агинцев после победы социалистической революции заметно поднялась. Агинский аймак, образованный в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года, входил в состав Бурят-Монгольской автономной области ДВР. Столицей республики была провозглашена Чита. Депутатом Учредительного собрания данной республики был избран известный профессор Г.Цыбиков.

Таким образом, жизнь и судьба агинцев были связаны с политической, экономической и культурной обстановкой края, тяготеющего к городам Нерчинск и Чита. Эти отношения усиливались оторванностью агинских бурят от основной массы бурятского народа, вызванной добровольной уступкой ими своих земель в долине реки Ингоды правительству под переселенческий фонд. Поэтому образование Агинского Бурят-Монгольского национального округа является правомерным политическим актом, который был встречен жителями округа с пониманием и одобрением. Появившаяся в последние годы высказывания некоторых ученых и представителей молодежи о «восстановлении» единой государственности бурятского народа не имеют исторической почвы и не соответствует его современному территориальному распространению11 Тумунов Ж.Т. Ага и агинцы.- Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993.- 192 с.

2 Тумунов Ж.Т. Очерки из истории агинских бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988. - 176 с..

Постановлением ЦИК СССР от 26 сентября 1937 года произведено разделение Восточно-Сибирского края на Иркутскую и Читинскую области с выделением Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики в самостоятельную территориально-административную единицу в составе РСФСР. Этим же постановлением из Агинского и Улан-Ононского аймаков БМАССР образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ в составе Читинской области. В год образования округ имел территорию 20579 кв. км., население по переписи 1939 года составило 35700 человек, из них 20100 бурят. Были созданы 28 сельских Советов, на территории которых располагался 51 колхоз. Центром округа было выбрано село Агинское, являвшееся историческим центром консолидации агинских бурят в территориальное формирование.

Они стали иметь своего депутата в Верховном Совете СССР, получили возможность решать ряд вопросов социально-экономического развития в высших государственных и правительственных органах2

.

Необходимо сообщить, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1958 года округ был переименован в Агинский Бурятский национальный округ, а в 1977 году на основании Конституции СССР от 1977 года - в Агинский Бурятский автономный округ.

Агинский Бурятский автономный округ расположен на юго-востоке Восточной Сибири. Площадь территорий Агинского Бурятского автономного округа составляет 19,0 тыс. кв. км. 11 Экономика и социальная сфера Агинского Бурятского автономного округа в 2005 году: Статистический сборник / Агинскстат. - Агинское: 2006. - 44 с.

Глава администрации округа является высшим должностным лицом округа; возглавляет исполнительную власть округа на принципах единоначалия. Агинская Бурятская окружная Дума является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти округа22 Устав Агинского Бурятского автономного округа от 10 ноября 1994 г..

В Агинском Бурятском автономном округе - 3 района, 4 поселка городского типа, 35 сельских поселений.

Органы государственной власти округа и органы местного самоуправления:

1) принимают правовые акты, регулирующие вопросы в области занятости населения в условиях рыночных отношений;

2) с учетом местных условий и возможностей разрабатывают и реализуют программы занятости населения.

Органы государственной власти округа с учетом мнения органов местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы социальной защиты населения, предусматривая:

1) предотвращение снижения реальных доходов слабозащищенных слоев населения и сокращения масштабов бедности за счет реализации системы адресной социальной помощи;

2) финансовое обеспечение и предоставление инвалидам, ветеранам войны и труда, другим социально незащищенным группам населения, а также гражданам, которым по вине государства нанесен моральный, материальный и физический ущерб, соответствующих льгот и услуг, определенных законодательством.

Органы государственной власти округа в соответствии с федеральными законами предоставляют льготы юридическим и физическим лицам, деятельность которых направлена на социальную защиту населения, создание дополнительных рабочих мест11 Устав Агинского Бурятского автономного округа от 10 ноября 1994 г..

Наличие у Агинского Бурятского автономного округа статуса самостоятельного субъекта Федерации не только даёт органам государственного управления округа право и возможность проявления хозяйственно-управленческих инициатив, но и налагает на них ответственность за развитие экономики и социальной сферы региона, которые непосредственно влияют на существующий уровень и качество жизни населения и определяют будущее территории.

Между тем, государственное (региональное) управление развитием хозяйства в рыночный период в корне отличается от планового директивного управления - как совершенно иным политэкономическим содержанием, так и несопоставимо бульшей технической сложностью, вызванной многообразием специфических рыночных факторов, влияющих на состояние хозяйственной деятельности.

В связи с высоким уровнем автономизации региональных экономик, вызванной не только “статусностью” российских территорий, но и известным разрушением вертикальных и горизонтальных экономических связей, а также видимым “дистанцированием” федерального центра от региональных хозяйственных проблем, на органы государственного управления субъектов РФ, в том числе и Агинского Бурятского автономного округа, перекладывается сложная и ответственная задача грамотного формирования и организация исполнения средне- и долгосрочных программ экономического и социального развития своих территорий.

Значимость и сложность этой работы требует всесторонней методологической проработки структурных и детальных вопросов развития практической экономики округа, в том числе в форме разработки и принятия Стратегии развития региона, которая, в свою очередь, будет служить идеологическим базисом экономической политики Администрации округа и методологической основой среднесрочной региональной целевой программы социально-экономического развития11 Концепция стратегии социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа от 20 марта 2006 года..

1.2. Сущность и основные направления социальной политики.

Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своём социальном развитии.

Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношения государства и общества, с давних времён являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности учёные различных школ признавали, что задача государства - забота о своих жителях. Платон утверждал, что “всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо не кого иного, как тех, кто ей подвластен”, а “подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то что пригодно подвластному” Платон. Собр. Соч. в 4-х т. Т.3 С.104-105. Аристотель указывал, что “государство создаётся не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо”, “государство - ... союз в целях оказания помощи”, а “наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого даёт возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо”Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4 С.460, 462, 591.

Мыслители нового времени, среди них Т.Гоббс, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе “ Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства”Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.,1985

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.