реферат бесплатно, курсовые работы
 

Система методов работы социальных педагогов

Система методов работы социальных педагогов

22

Введение

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ-но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по-жилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль-ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци-альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

В конце XX века в России в условиях экономи-ческого кризиса, безработицы, резкого изменения ха-рактера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опас-ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготов-ки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в сис-теме высшего образования, -- социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность -- социальные науки.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста -- сложный, не-прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен-ность о своей будущей специальности способствует развитию ак-тивности студента, формированию личностной модели самодви-жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии развития социального образова-ния вопрос о специализациях является приоритетным.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро-сов социальной работы -- вопрос о принципах и фор-мах работы специалистов в области социальной работы.

Данное исследование посвящено экономико - правовой и социальной методики работы социальных педагогов.

Отсюда и цель нашей работы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов в Российской Федерации.

Объект исследования: особенности работы социального педагога.

Предмет исследования: экономико - правовая система процесса работы социального педагога в России.

Задачи исследования:

- обобщить научную литературу по теме социальной работе

- выявить систему ;

-обосновать пути решения проблемы успешной работы социальных педагогов.

В данной работе мы применили следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение источников по данной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Система подготовки социальных работников в России

1.1.Социальная работа как учебная дисциплина

Как отдельное направление общественной практики и само-стоятельный вид профессиональной деятельности социальная ра-бота конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной харак-теристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви-валентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].

12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в слож-ной жизненной ситуации);

активационная (содействие активизации потенциала собст-венных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоот-ношений между отдельными людьми и их окружением; необходи-мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в ста-ционарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;-- выступление в качестве их общественного защитника в суде);

организаторская (координация деятельности различных го-сударственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граж-данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Должность специалиста по социальной работе на сегодня уста-новлена в рамках только одной отрасли -- социальной защиты населения, а также в системе учреждений -- комитетов по делам молодежи[12,78].

В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых ди-намично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной по-мощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помо-щи населению и экстренной психологической помощи по телефо-ну, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров по-мощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилита-ционных центров для детей и подростков с ограниченными воз-можностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся не-сколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].

В стадии решения находится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохране-ния, пенитенциарной системы, что соответствует мировой прак-тике.

Правовой основой деятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проект кото-рого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].

В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Гос-комобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 -- «со-циальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обу-чения с присвоением квалификации «социальный работник»[12,69].

Учебный план включает общегуманитарные дисциплины (фи-лософия, политология, теория и история мировой и отечествен-ной культуры, основы экономической теории и др.) и дисципли-ны, непосредственно связанные со специальностью: теория и ме-тодика социальной работы (методологические основы социальной работы; содержание, направление, методы и технология социаль-ной работы; организация социальной работы; практическая пси-хология в социальной работе; медико-социальные аспекты соци-альной работы), социология (общая социология; общая социаль-ная технология; социология семьи), психология (введение в пси-хологию; дифференциальная психология; возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальная педагогика; об-щая педагогика для социальных работников; семейная педагоги-ка), правоведение (теория государства и права; гражданское пра-во; семейное право; жилищное право; трудовое право; право со-циального обеспечения; уголовное право и криминалистика), ме-дико-социальные основы здоровья (организация здравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная про-блема; основы здорового образа жизни с вопросами профилакти-ки наркомании, защиты ребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенности организма челове-ка, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение в педиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение в геронтологию; вопросы эпидемиологии и про-филактики инфекционных заболеваний[4,12].

На период утверждения учебного плана по специальности «со-циальная работа» предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в тру-довых коллективах; медико-социальная помощь населению; соци-альная работа с семьями и детьми группы риска; социальная рабо-та с молодежью. Силами временного научного коллектива под ру-ководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше ста программ по дисциплинам базового курса и специализаций.

С сентября-декабря 1991 г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовке кадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количество высших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и пере-подготовку, приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обучения началась в Амурском, Башкирском, Ива-новском, Северо-Осетинском, Удмуртском государственных уни-верситетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институ-те, Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов. Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].

Решен принципиально важный вопрос о переходе на подго-товку по социальной работе на трех уровнях высшего профессио-нального образования. Утверждены в качестве государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо-вания «Требования к обязательному минимуму содержания и уров-ню подготовки бакалавра по направлению 521100 -- "социальная работа"»[4,7].

Современное видение социальной работы как профессиональ-ной деятельности потребовало внесения в учебный план сущест-венных изменений. Новый проект включает дисциплины по четы-рем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культуро-логия, политология и др.), общие математические и естественно-научные дисциплины (математика, информатика и вычислитель-ная техника, концепции современного естествознания и др.), об-щепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в Рос-сии, социальная работа за рубежом, психология, практическая пси-хология и психодиагностика, конфликтология, общая и социаль-ная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социоло-гия, социальное право, этика социальной работы, экономика со-циальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специаль-ности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студен-тов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студен-тов социальной работе является интеграция теории и практики.

Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

В вузах России издавна сложилась традиция проведения прак-тики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно про-исходит подготовка студентов к специальности, тем самым изна-чально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от прак-тических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

Сложной научно-методической проблемой в современных ус-ловиях является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. В вузах Рос-сии предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учеб-ных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практи-ков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной ра-боты читаются специалистами из Министерства социальной за-щиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских за-нятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и прак-тические социальные работники. Такой подход способствует при-ближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и спо-собствует аккумуляции накопленного опыта.

Систематизация практики предпринимается с 1 курса обуче-ния студентов. После 12-часовой программы «Введение в специ-альность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способст-вует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Имен-но здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].

Для проведения ознакомительной практики формируются груп-пы практикантов, назначается руководитель практики. Опреде-ляются ее цели и задачи, основным содержанием которых яв-ляются повышение информационно-коммуникативного уров-ня студента, формирование начальных знаний о социальных про-блемах и попытках государства по их решению, обучение элемен-там наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретные по-ручения, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил стать социальным работником», а также отвеча-ют на вопросы анкеты, разработанной деканатом факультета.

После завершения ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоре-тико-методологические основы социальной работы»[6,9].

На 2-м году обучения степень практики усложняется. Продол-жается чтение теоретического курса социальной работы, ее орга-низационных основ. Одновременно к основному курсу предлага-ется ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цель практики -- обучение навыкам общения с объектом социаль-ной работы. Аудиторные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практически-ми работниками.

В ходе проведения учебно-практических занятий преподавате-ли ставят своей целью формирование нравственно-целостных ори-ентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в со-циальной работе в России.

После завершения курса «Теория и методика социальной ра-боты» студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержа-ние постоянного контакта с практическими социальными работ-никами. Он вместе со специалистами территориальных центров занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи на-селению.

Им присваивается квалификация «специалист по социальной ра-боте с семьями и детьми группы риска».

«Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инва-лидам в условиях стационарных учреждений социального обслужи-вания»: место работы специалистов -- в домах-интернатах систе-мы Минсоцзащиты России; присваивается квалификация «специ-алист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;

«Социальная реабилитация лиц без определенного места жи-тельства и занятий»: осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по социаль-ной реабилитации лиц без определенного места жительства и заня-тий»;

«Социальная работа с людьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальности существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специ-альных домах для одиноких престарелых; присваивается квалифи-кация «специалист по социальной работе с людьми пожилого возрас-та»[4,18].

Специализациями, введение которых основывается на втором -- отраслевом -- признаке, являются: «Социальна я работа в учрежде-ниях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях», «Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальная работа в пенитенциарных учреж-дениях», «Социальная работа на производстве», «Социальная рабо-та с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалифи-кации: специалист по социальной работе в учреждениях здраво-охранения, учебных заведениях и т.д[14,81].

В зависимости от выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологи-ях социальной работы, систематизируют теоретико-методологи-ческие знания в применении к практике.

На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привле-кая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях. Кроме того, осо-бое внимание уделяется формированию у них усиленной мотива-ции к самостоятельной работе в различных управленческих струк-турах социальной сферы.

Практика на 3-м курсе посвящается отработке методов и при-емов работы с различными категориями населения. Практикант получает конкретное задание, сформулированное преподавателя-ми и руководителями территориальных центров социальных ус-луг, а затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом: проводит беседы, консульта-ции, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.

По завершении практики студент сдает экзамен по курсу «Тех-нологии социальной работы». На основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.

На 4-м курсе интегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанных с социальным управле-нием. Углубляются знания о социальном и служебном законода-тельстве, организационных структурах социальной сферы.

Продолжается систематизация практической подготовки, на-правленной на укрепление теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке социального работ-ника, а также на создание различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента формировать взаимосвязи ин-дивида, группы и общества.

На этом этапе отрабатываются навыки в области консультиро-вания клиентов, в совершенствовании методик коммуникативно-го общения, управленческо-организационной деятельности. Сту-денты проходят практику на базе стационарных социальных уч-реждений и общественных благотворительных организаций. Од-ним из ее направлений является изучение психологических аспек-тов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики от-клоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих орга-низаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.

На наш взгляд, следует осуществлять обучение по двум специ-альностям, что даст выпускникам вузов больше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации «Органи-зация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенных по первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве» и любой другой из определен-ных по второму признаку.

Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методи-ческую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисцип-лин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры соци-ального обслуживания населения и т. д.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.