реферат бесплатно, курсовые работы
 

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жес-токое обращение с ребенком. Как правило, есть необходи-мость его немедленного удаления из такой семьи и помеще-ния в учреждение социальной реабилитации -- это находит-ся в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголов-ного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, используемым в случаях семейной жесто-кости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, под-вергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи быва-ет непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфлик-ты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибег-нуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функцио-нальных связей, нормализацию отношений между супруга-ми, между родителями и детьми, взаимоотношений всех ука-занных членов семьи с окружающими.

Так, работа с "трудными" детьми и подростками предус-матривает диагностику семейной и школьной ситуации, вы-явление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психоло-гического статуса. На основе полученных данных составля-ется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социаль-ного педагога, психолога, иногда юриста, с возможным при-влечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно про-водятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктив-ных видов семейного взаимодействия, конфликтности во вза-имоотношениях; социально-правовое консультирование, ко-торое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консуль-тирование, а также педагогическая помощь, которая содей-ствует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные ме-роприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устра-нение негативных стереотипов и выработка доброжелатель-ного и уважительного отношения друг к другу. Нередко та-кая деятельность содержит и собственно социальные компоненты -- например, оказание помощи в трудоустрой-стве родителей, улучшении жилищных условий (что, безус-ловно, при всей своей важности зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте) [61,12].

При работе с семьей алкоголика диагностика подразуме-вает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребле-ния алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причи-ной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляет-ся программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением -- это лечебные мероприятия, кон-сультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, со-циально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его се-мьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли-тельно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или неволь-но способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенден-циям [61, 21].

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формиро-вание мотивации клиента и его семьи к безалкогольному об-разу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспи-тание личности, способной быть хозяином собственной судь-бы; введение клиента в объединения или клубы лиц -- при-верженцев безалкогольного образа жизни или создание та-кого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительно-му излечению от алкоголизма, -- движение "Анонимные алкоголики", а также программы "Анонимные дети алкоголиков", "Анонимные наркоманы" и др.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникающие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения -- материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., -- как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоци-ональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотноше-ния. Соответственно семейная терапия включает в себя на-хождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стерео-типов, обучение навыкам неконфликтного общения

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называе-мая датерапия -- аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить "да" или "нет" на ряд четко сформу-лированных вопросов относительно различных сторон взаи-моотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смяг-чить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные наме-рения -- хочет ли он улучшения отношений или развода. Дру-гая диагностическая методика -- популярный на Западе ме-тод "скульптурной группы": члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной пробле-мы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затрудне-ние заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение [56, 74].

Одна из многосторонних методик -- построение гемограммы семьи, т. е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалогического дерева является одной из глубин-ных потребностей людей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены се-мьи, возможно, практически не общавшиеся в течение дли-тельного времени, вовлекаются в единую деятельность, до-полняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает зна-чительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях се-мьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врож-денных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизмене-ние, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

Например, методика направленного изменения заключа-ется в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воз-действует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может подразумеваться от-сутствие поощрения, эмоциональная холодность). Лишь "хо-рошее поведение" заслуживает награды. Методика отлича-ется от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится, не на рациональном, а на подсознательном уровне, причем по замыслу ее разработчи-ков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми сле-дует награда. К сожалению, практика использования подоб-ных средств в семейной терапии показывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпродуктивное воздей-ствие, прежде всего на самого "манипулятора", так как вме-сто спонтанных отношений доверия, открытости и взаимо-поддержки здесь культивируются отношения односторонне-го воздействия.

Рассматривая семейный патронаж -- то это индивидуальная деятельность специа-листа, благодаря которой семья (клиент) получает конкрет-ную помощь и поддержку от социальной службы, призван-ной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможно-сти [56, 45].

В настоящее время различают два направления социаль-ного патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех дей-ствий, которые осуществляют социальные службы в отно-шении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-соци-альный, социально-педагогический, социально-психологичес-кий, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по ме-дицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные се-мьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Рассматривая первое направление отметим, что, напри-мер, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном ухо-де.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражне-ний и т.д., т. е. все то, в чем нуждается человек, не способ-ный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных ус-луг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности [20, 41].

Социально-психологический патронаж реализуется в раз-личных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспи-тании детей, находящимся в состоянии хронической соци-ально-психологической дезадаптации и эмоционального на-пряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патро-наж проводят консультирование, находят вместе с клиента-ми альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревож-ности, при этом специалист должен квалифицированно со-вместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и проясне-нию ситуации с учетом социального и психологического со-стояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддер-жку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложив-шейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций [20,85].

Кроме того, с помощью социального патронажа соци-альные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного -- с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рам-ках патроната, социальный работник исполняет самые раз-нообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитни-ка. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий [20, 95].

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя все-стороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возмож-ности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направ-ления:

информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опас-ной;

- прямое вмешательство в ситуацию;

- заключение социальной службой договора о сотрудни-честве и его планирование;

- непосредственная поддержка клиента патроната (пат-ронат);

- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с клиентом ответственные за пат-ронат специалисты фиксируют на специальных учетных кар-точках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообраз-ные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного на-строя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения соци-альными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т. д. [22,50]

Таким образом, патронаж в системе патроната и соци-альной работы означает:

- на уровне клиента -- его начало с момента определе-ния и квалификации социальной службой жизненной ситуа-ции клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и
его ближайшего окружения;

- на уровне содержания патронажной работы -- выдви-жение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а по-тому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

- на уровне методов патронажа -- использование не толь-ко традиционных путей оказания помощи, но и специаль-ных дополнительных "обходных", а также дифференциро-ванной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие от-ношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

- на уровне организации -- это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гума-низма и учета интересов клиента предполагает определен-ную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

- на уровне границ социальной работы -- максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу ока-зания социальной помощи и поддержки целого ряда специа-листов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учрежде-ний за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности работы -- пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);

- на уровне кадрового обеспечения деятельности систе-мы патроната и проведения патронажа -- принципиальное изменение профиля образования специалистов по социаль-ной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, гото-вого работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы; на уровне определения круга лиц, участвующих в пат-ронате и патронаже средствами социальной работы, -- это обязательное их расширение и подключение не только спе-циалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонте-ров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличиваю-щая потенциальные возможности специализированной и ква-лифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.

2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска»

Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно час-то специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, за-трудняются, какой именно вид помощи необходим: экономиче-ская, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возни-кающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проб-лем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.

В работе с семьей необходимо выделять те направления помо-щи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затрудне-ния.

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответствен-ности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миг-рацией семьи и т. д.

Перечень причин такого явления довольно разнообразен, и его можно продолжать бесконечно. Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возмож-ного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также се-мей группы риска затрудняет процесс реабилитации как самого ре-бенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родитель-ских прав, помещают ребенка в государственные учреждения раз-ного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего вы-явления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитани-ем, социализацией. Органы местного самоуправления согласно статье 34 Граждан-ского кодекса РФ являются органами опеки и попечительства. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ» [24, 45].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.