реферат бесплатно, курсовые работы
 

PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени

PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени

2

PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени

Дипломная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. ПР в системе местного самоуправления

1.2. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления

2. Исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей

2.1. Описание методов исследовательской базы

2.2. Обсуждение результатов исследования социальных представлений томичей

2.3. Проведение контент-аналитического исследования

2.4. Проведение каузометрического исследования на материале ассоциативного эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец анкеты

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец опросного листа

ВВЕДЕНИЕ

В процессе изменения политической ситуации в обществе происходит его демократизация, Моисеев В.А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации.- Киев., 2002.- С. 14 введение всеобщего избирательного права и формирование институтов гражданского общества. Появляются партии и независимые СМИ. В этих условиях создается ситуация зависимости объединений граждан от государства, но и последнее попадает в зависимость от общества. Теперь при разработке какого-либо решения органы управления должны ориентироваться на рядовых граждан, добиваться их поддержки и одобрения. Это приводит к переходу от централизованного управления к управлению на местном уровне. Роль местного самоуправления существенно возрастает и в ходе экономических реформ. Появляется необходимость дифференцированного подхода к управлению социальной сферой отдельных территорий.

И в 1993 году это развивающееся направление получает законодательное подкрепление, согласно которому все 89 субъектов федерации приобретают права и полномочия в реализации собственной социально экономической политики Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб., 1999. - С.260. По данным мониторинга общественного мнения политические установки с 1991 по 2002 год претерпели существенные изменения Пищулин Н.П. Пищулин С.Н. Бетуганов А.А. ПР в социальном управлении // Социальное управление: теория и практика. Том 2. - М., 2003.- С.175. Эти изменения заключаются в постепенном переходе от идеологизированного мышления, в параметрах красные-белые, коммунисты-демократы, в сторону реальной оценки профессионально-личностных качеств тех или иных претендентов на замещение вакантных мест (что избирающийся политик может дать мне, моей семье, моим родным и т.д.). Помимо появившейся потребности в выработке новых практических методов и технологий общения, ПР-технологии в России: основные тенденции коммуникативных процессов //http:// books.hbz.tomsk.ru/index.php появляется необходимость в исследовании социума, его установок, приоритетов, стереотипов, которые помогали бы эффективно влиять и выживать в социально значимых ситуациях. И как говорит руководитель управления и информации по общественным связям Законодательного собрания Краснодарского края Наталья Игнатьева: - “Если есть явление, значит должны быть специалисты, способные им управлять”. ПР и власть - рука об руку // Советник.- 2004. №10 Появляется такая специальность как ПР. В силу особенностей нашего социально-экономического развития ПР-специалисты могут участвовать в управлении, что позволяет им воздействовать на людей ни только внутри производства, но и участвовать в социальном управлении и влиять на общество в целом. Моисеев В.А. Значение ПР для социально-экономического и политического развития // Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации. - Киев.,2002. - С.463

Изучение преобразования личности в потоке политической и социокультурной реальности является наиболее актуальным вопросом в развитии теории и практики ПР. Н.Кучеренко Т.Печенкина. Мониторинг темпоральных социокультурных тенденций как направление ПР-деятельности //1 съезд специалистов Сибири и дальнего Востока по связям с общественностью. - Томск., 2001.-С. 62 Изменяются взаимоотношения между людьми, социокультурные и политические ритмы, меняется направление развития общества, а вместе с этим и индивидуальные векторы времени. Политическое и социокультурное время являются очень мощными потоками, которые существенно влияют на течение жизни человека, становясь источником его динамизма. В логике ускоряющихся социокультурных изменений происходит осознание социокультурного времени. Это приводит нас к таким понятиям как течение, прохождение, нехватка времени т.д.. Постепенно оно превращается в независимую переменную и выступает как определяющий фактор жизни.

Как известно, условием успешной работы политиков и их команд в социальной сфере является однонаправленность социокультурного и политического времен, провоцирующее явление “резонанса”, который способствует взаимопониманию между властью и представителями электората. Моисеев В.А. Значение ПР для социально-экономического и политического развития // Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации. - Киев., 2002. - С.474 За счет этого создаются условия, облегчающие управленческий процесс, с одной стороны, и поддержку инициатив и реформ, с другой. В процессе динамических преобразований происходит “драматический разрыв” между высоким уровнем осознания социокультурного времени и низким осознанием политического, что погружает общество в хаос неосознанных решений. Эти расхождения в сознании общества затрудняют отслеживание возникновений новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, поведенческий эффект которых как правило отсрочен. В такой ситуации прогнозировать становится достаточно проблемно и, как правило, малоэффективно Н. Кучеренко. Ориентация на социокультурное время как фактор профессионального успеха ПР // Вестник.-2000.- №1.-С.14 . Общество отдаляется от руководящих органов. Таким образом, сама власть, в конечном итоге, теряет свой внутренний смысл, что чревато социальными потрясениями.

Актуальность дипломной работы состоит в том, что с переходом от централизованного управления к управлению на местном уровне возникает реальная потребность привлечения граждан к решению общественно-значимых проблем, но это возможно при условии сплоченности общества, объединенного одной общей идеей, готового отдавать свою энергию и силы на благо города. Поэтому первоочередной задачей местного самоуправления становится создание оптимальной (комфортной среды обитания) социокультурной среды.

Состояние разработанности проблемы. Переход из одной социальной системы в другую вызвал массу проблем и противоречий, в том числе и в социальном управлении. Разработкой теории и практики по социальному управлению активно занимаются М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А Бетуганов. Но они не выделяют время в отдельную категорию, что на наш взгляд лишает методики управления дополнительных возможностей. Что же касается социокультурного времени, то оно согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко является интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе и территориального. Автор указывает, что за годы реформ в структурах власти так и не сложилось понимание необходимости постоянного анализа общественных процессов, установок, динамики потребностей и временной направленности общества. Между тем внимательное отслеживание социокультурных изменений позволит специалистом, не только хорошо ориентироваться в сложившейся ситуации, но и заниматься разработкой долгосрочных проектов.

Исходя из предпосылок М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А Бетуганов, а так же Н.Б. Кучеренко попытка объединить теорию социокультурного времени и методы социального управления откроет перед ПР-специалистами местного самоуправления коммуникативные возможности и перспективы детального построения моделей будущего.

Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей имплицитных сценариев развития городской жизни как формы социокультурного времени, выявлении механизмов интенсификации социокультурного времени с помощью ПР-инструментария на примере деятельности службы по связям с общественностью департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.

Объектом дипломной работы является социокультурное время как один из параметров социальной жизни и социальной активности территориального сообщества.

Предметом является ПР как механизм интенсификации этого времени.

Наше дипломное исследование построено на предположении о том, что простраивание в обыденном сознании четкой системы связей между событиями, формируемыми ПР-структурами органов местного самоуправления, выступает механизмом интенсификации социокультурного времени местного территориального сообщества.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Произвести теоретический анализ, систематизацию и обобщение данных информационного сопровождения местного самоуправления и роли социокультурного времени в организации жизни территории.

2. Исследовать особенности социальных представлений томичей об изменениях в жизни города, перспективах его развития, роль деятельности Администрации г. Томска и департамента архитектуры и градостроительства.

3. Провести анализ документов, касающихся информационной деятельности департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, выявить ключевые события прошлого, настоящего и будущего, структурирующие стратегический и тактический планы информационной деятельности.

4. Провести исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей.

5. Провести сравнительный анализ полученных данных

6. Описать механизм интенсификации социокультурного времени

Теоретико-методологическими предпосылками дипломного исследования выступают положения о способах активизации населения на решение общественно значимых проблем В.А. Моисеева; теория системной организации субъективного времени (Н.Б. Кучеренко); причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);

Способы решения основных задач:

- личное интервью;

- метод лингвистической интроспекции В.А.Московича;

- методика каузометрического опроса, модифицированная в рамках теории системной организации субъективного времени Н.Б. Кучеренко. Дипломная работа разрабатывалась в рамках научно-практического сотрудничества с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.

Материалы исследования были предоставлены сотрудниками Департамента архитектуры и градостроительства.

Исследование осуществлялось в два этапа.

На первом этапе (август - сентябрь 2003г.) выборка исследования составила 112 респондентов, формировалась как репрезентативная структуре взрослого населения города Томска. Выборочный метод - неслучайная квотная выборка. Квотирование производилось по полу, возрасту и социальному положению.

На втором этапе (март - апрель 2005г.) исследования выборка так же носила репрезентативный характер и составила 82 респондента. Градация производилась по полу и возрасту.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов дипломного исследования состоят в том, что впервые ПР как система целенаправленных коммуникаций рассматривается в качестве механизма интенсификации социокультурного времени целевой аудитории. Кроме того, теоретическая значимость определяется тем, что в работе дается научное обоснование использованию в рамках ПР деятельности местного самоуправления такого механизма интенсификации социокультурного времени как формирование системы межсобытийных связей.

Практическая значимость заключается в разработке схемы исследования организации социокультурного времени местного сообщества. Кроме того, выявлена иерархия имплицитных сценариев развития городской жизни, которая может выступить ориентиром для разработки и воплощения в жизнь ПР-кампаний департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. ПР в системе местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой неотъемлемую часть гражданского общества Владимир Мокрый. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности//lib socio.msu.ru/l/library. и является важнейшей формой народовластия, непосредственно выражающей волю народа и составляющей одну из основ конституционного строя демократического государства. Это предполагает участие граждан в формировании местного самоуправления, ведение активной деятельности в социальной организации города. Но, Владимир Мокрый указывает, что этому препятствует отсутствие у населения традиций самостоятельного и ответственного подхода к решению задач местного значения. Согласно проведенному крупномасштабному социологическому исследованию компанией АйТи и исследовательской группой ЦИРКОН (2004 г.),Завершено социологическое исследование, посвященное изучению актуальных задач местного самоуправления// www.opinio. msu.ru в последние годы в России происходит активное развитие и становление системы местного самоуправления. Оно показало, что на сегодняшний день заданы лишь общие рамки. Демократическое общество, опираясь на принципы самоуправления в корне отличается от централизованного. Община города берет на себя выполнение части общественных функций. Изменение ценностных ориентаций в сфере демократии у руководителей местного самоуправления // СОЦИС.- 2004.- №5.- С.36. Местное самоуправление не является институтом общественной власти. Избранные представители - члены местного совета отстаивают интересы своих избирателей. Этому требованию должны соответствовать и служащие местного самоуправления.

Комаровский В.С., развивая это направление, говорит, что формирование и устойчивое развитие демократического общества необходимо, чтобы ответственные структуры, и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией. В этих условиях трудно переоценить значимость работы ПР-служб в органах государственного и муниципального управления. ПР-деятельность, как пространство массовой коммуникации //elibrary.tomsk.ru ПР-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.

Говоря о науке управления, Крючков Ю.А. отмечает, что в последнее время решение общих социальных проблем затруднено в связи с теоретико-методологической разобщенностью, а также недооценкой социологических, политических и естественнонаучных достижений. Крючков Ю.А. Социальное проектирование: Учебно-методический материал для студентов социального факультета.- М.,1997.- С.24 Это является серьезным тормозом на пути развития и усовершенствования теории, методологии и практики управления. Объектом науки управления являются самоорганизующиеся и регулируемые процессы, происходящие в социальном динамически развивающемся обществе. Это взаимодействия людей по поводу организации совместной деятельности, выстраивания темпа и структуры жизни, развития и усовершенствования себя как субъектов общественных мнений. Социальная система обладает способностью не только к саморегулированию, но и преобразованию внешней среды в интересах своего самоподдержания и жизнеобеспечения. Этот аспект функционирования системы является объектом исследования теории управления.

Предметом науки социального управления являются как общие, так и частные закономерности, проявляющиеся в сложных динамических системах. Пищулин Н.П. Пищулин С.Н. Бетуганов А.А Социальное управление: объект, предмет, принципы // Социальное управление: теория и практика. Том 2.- М.,- 2003.- С.93 Выявление и определение закономерностей взаимодействия социальных систем, условия становления управленческих отношений является непростой задачей. Но, как и всякая проблема, она должна иметь пути решения и решаться. На сегодняшний день специалистами в этой области уже обоснованы и сформулированы такие объективные закономерности как многообразие и альтернативность развития сложных систем, различия между субъектом и объектом управления, существенная роль целого по отношению к части. Под группой частных законов понимаются связи и отношения, объясняющие процессы самоорганизации и регулирования в экономической, политической, духовной, социально-экономической и других общественных подсистемах. Предметом общей системы управления выступает такой важный элемент как самоуправление. Самоуправление свойственно таким социальным системам как индивид, группа, сообщество, общественное объединение или территориально-административная единица. Оно выступает как способ регулирования и задавания определенных поведенческих рамок для деятельности отдельного человека, группы и как основной принцип функционирования гражданского общества в целом. Со слов В.Э. Гордина, суть завершающей формироваться новой региональной политики, Гордин В.Э. Организационно-технологические принцыпы управления // Управление социальной сферой.- СПб., 1998.- С.98 заключается в том, чтобы каждая территория жила и развивалась за счет собственных средств, а управление происходило на основе научной информации. Для получения максимального эффекта управление должно основываться на типологическом учете особенностей индивидов и социальных групп: ценностные ориентации, половозрастные группы, уровень образования, религиозная принадлежность и т.д. Если не учитывать эти конкретные особенности, то управление будет сводиться к общим призывам. Но здесь возникает проблема неподготовленности всей системы к качественному воздействию на аудиторию. Как отмечает ряд авторов теории социального управления, Пищулин Н.П. Пищулин С.Н. Бетуганов А.А. Проблемы становления местного самоуправления // Социальное управление: теория и практика Том1.- М.,2003.- С. 205 утверждению и развитию самоуправления в нашей стране может способствовать, во-первых, создание правовых, финансовых и социально-психологических условий для образования и эффективного функционирования органов местного самоуправления, начиная с микрорайона, улицы, дома. Органам власти желательно в короткие сроки уточнить территорию взаимодействия, разработать устав, общие принципы управления и взаимодействия их с населением. Во-вторых, реальное самоуправление может быть, возможно, только при условии подготовленного персонала. Многие работники местного самоуправления комплектуются из служащих, не имеющих управленческого образования. Решение этой проблемы состоит в проведении курсов интенсивной подготовки руководителей местных органов управления, общественного самоуправления, всестороннего изучения и обобщения их опыта, стиля и методов работы, а также привлечение в местное управление ПР специалистов непосредственно занимающихся организационной и управленческой деятельностью. В.А.Моисеев считает, Моисеев В.А. Значение ПР для социально-экономического и политического развития.// Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации. - Киев.,-2002. - С. 474 что налаживание коммуникативных связей, как в муниципальном, так и в местном управлении крайне важно. Состояние дел в каждом отдельном районе напрямую зависит от степени компетентности и взаимодействия сотрудника с населением, отвечающим за данную территорию.

Изучая законы и принципы самоорганизации и управления В.Н. Ковалев говорит о том, что ПР-специалисты в системе местного самоуправления могут сознательно создавать условия для плодотворного развития той ли иной программы, принимать оптимальные решения, своевременно и эффективно их реализовывать Ковалев В.Н. Общие и частные принципы управления// Социология управления социальной сферой.- М., 2003.-С. 94 . Анализ общественного мнения, определение объективных тенденций функционирования и развития социальных систем позволит делать прогнозы и реально оценивать ситуацию. По мнению И.А. Василенко Василенко И.А. Архетипы и коды российской цивилизации// Политические процессы на рубеже культур.-М.,1998.- С.178 - 183, решение проблемы сплоченности населения заключается в усилении центростремительных сил, уходе от крайностей т.к. в народных массах наряду с их возрастающей аполитичностью, усиливается инстинкт самосохранения и самовыживания. Необходимо выделить общественную детерминанту целей и задач местного управления. Когда выдвинутая идея отвечает потребностям значительной части общества, она стимулирует самоорганизацию социума, тем самым, ускоряя ход реформ и повышая эффективность проводимых мероприятий. Василенко, опираясь на анализ Смутного времени В.О. Ключевского, обращает внимание на то, что российское государство возрождается и крепнет только тогда, когда тяжкие бедствия заставляют разрозненные политические силы забыть о своих предрассудках и обратиться к неизменным истинам.

А. Шебуняев в своих трудах упоминает, что еще в начале 20 века как гениальную догадку высказал П.И. Новгородцев, а потом доказал М.Вебер, что демократия, как и всякая другая форма правления сильна только тогда, когда над ней стоит справедливость, когда народ помнит, что в мире есть Высшая Воля, будущность религии, перед которой народная воля должна преклониться. Шебуняев А. Взаимодействие ПР-служб в органах государственного управления с целевыми аудиториями // www.opinio. msu.ru По его мнению, в современной России будущее демократии зависит от будущности православия. Автор считает, что нам предстоит заново открыть корни наших общественных институтов, принципов и норм. Православие, как и любая другая мировая религия, обладает высоким политическим потенциалом. А православные архетипы и коды российской политической культуры при условии использования их в политической практики способны сформировать мощные политические мотивации в российском обществе. А. Шебуняев утверждает, что восстановление культурных ценностей православной нормативно-ценностной системы приоритетов в политики раскроет преимущество этой модели перед западным “эталоном” и это должно стать главной задачей политической элиты, которая по настоящему заботится о возрождении страны. Соборное сознание, проникнутое этикой взаимопомощи способно сформировать у личности яркое осознание своей социокультурной идентичности, своей неразделенной принадлежностью к обществу. Панкова Н. Кузьмина В. Перспективы и сложности на пути развития ПР-подразделений в государственном секторе//www.socio.msu.ru Это объясняется тем, что сознание русского человека обращено к миру. Русский человек видит удовлетворение своих потребностей и приобретение гармонии для себя через стремление всего общества к идеалу, связанного единой целью. Это должно выразиться вовлеченностью каждого индивида в решение общественно-значимых проблем.

А.Я. Гуревич отмечает, Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии.- 1969.-№ 3.-С. 113 что именно национальная идея как символ собирания и восстановления народной силы дает русскому народу осознание общей связи, вне которой нет будущего, как для нации, так и для общества в целом. Но, включенность граждан в общественную деятельность затрудняется не только разрозненностью между собой, но и по причине недоверия органам власти. Оно в свою очередь порождается не только недостаточно эффективной работой муниципальных советов, но и в постоянных нарушениях обязательств территориальных органов перед населением.

Для возращения доверия ПР-деятельность органов местного самоуправления должна быть продолжением реальных дел местных властей, осуществляться на основе уважения к правде и представлять собой двухстороннюю симметричную модель связей с общественностью с последующим переходом к партнерской модели ПР Модели ПР в местном самоуправлении//http://lib socio.msu.ru/l/library . Под двухсторонней моделью подразумевается, с одной стороны коммуникационный канал - орган управления, с другой - общественность. В такой ситуации общение происходит на равных. Е.Б. Поканинова, основываясь на примере республики Калмыкия говорит, Поканинова Е.Б. Связи с общественностью как инструмент социального управления: проблемы становления и функционирования.- Калмыкия.-2003.- С. 149 что при помощи ПР-средств необходимо формировать механизм взаимодействия с гражданами, который будет способствовать демократизации и укреплению начал гражданского общества. По ее словам, решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения должны выступать не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др. Успех же деятельности специалистов по связям с общественностью зависит, прежде всего, от того, насколько точно осознаны закономерности ПР в сфере управления, а также от полноты воспроизводства “идеальной модели” ПР в организационной структуре.

Для формирования эффективного механизма взаимодействия В.А. Моисеев выделяет следующие задачи Моисеев В.А. Административно-управленческие функции ПР // Глава 6. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. - К.,1999.- С. 471 :

§ установление, поддержание и расширение контактов с населением и организациями;

§ регулярное информирование граждан о принимаемых решениях;

§ регулярное изучение общественного мнения желательно в текущем режиме (социально-политический мониторинг);

§ анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;

§ прогнозирование общественно-политических процессов;

§ обеспечение организации аналитическими разработками;

§ формирование благоприятного имиджа организации.

Местное сообщество обладает собственной социальной сферой, Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах//www.lib.socio.msu.ru/l/librari обеспечивающей данный социум реальными и потенциальными возможностями развития и реализации себя, формирует у местного населения необходимые социальные знания, навыки и качества. Но как любой развивающийся механизм общество должно, на что-то опираться и ориентироваться в своем развитии. Согласно А.Д. Кривоносову в нашей стране ПР властных структур не развит на должном уровне. По оценкам ПР-фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5% Кривоносов А.Д. ПР- текст в системе публичных коммуникаций. 2-е изд. СПб., 2002 (не считая выборных кампаний).

Такой низкий процент обращений, в первую очередь А.Д. Кривоносов связывает, во-первых, с тем, что при планировании бюджета страны не учитываются ресурсы на «информационную поддержку», во-вторых, неготовностью специализированных ПР-агентств переориентироваться и проводить информационные кампании по пропаганде принимаемых решений в политической сфере.

Учитывая, что с переходом к демократическому государству изменился и сам подход к местному сообществу, О.А. Бударина отмечает появившуюся потребность в выработке новых методов управления, способов активизации населения на решение общественно-значимых проблем Бударина О.А. Особенности кризисного управления для муниципальных организаций // ПР против кризисов.- РАСО.-1999.-С.38 . По ее мнению, главной целью управляющих органов теперь является не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. К основным функциональным задачам ПР в системе местного управления Бударина относит:

- участие в демократизации государственного управления;

- обеспечение гласности, открытости в работе администрации;

-обеспечение связей с гражданами и их объединениями;

-содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений;

-содействие реализации законодательства;

-содействие становлению институтов гражданского общества.

Стратегия коммуникации общества и органа управления основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Пути оптимизации местного самоуправления//Социальные технологии. - Москва.,1999.- С. 290 Такая модель является переходной, что делает ее более значимой для сегодняшней ситуации в России и на местах. Решение социальных проблем, создание оптимальной социальной и социокультурной среды, влияние на социальную реальность всем этим могут заниматься социальные технологии. Моровой опыт свидетельствует, www.pr-club.ru что с помощью социальных технологий можно своевременно решать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы и рисковые ситуации, а также принимать оптимальные управленческие решения.

Сущность социальных технологий, как отмечает Крючков в своей работе «Методология и методы социального проектирования» может быть понята как новейшая система методов выявления скрытого потенциала социальной системы и получение оптимального результата при минимальных управленческих издержках. М., 1998.- С.3 Возможности использования социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в управлении социальной сферой безграничны.

Как отмечает ряд исследователей, налаживание коммуникативных связей средствами ПР является достаточно важной задачей в системе местного управления. Постоянное информирование о состоянии дел в тех отраслях, которыми занимается тот или иной сотрудник является залогом эффективности управления. Пищулин Н.П. Пищулин С.Н. Бетуганов А.А. ПР в системе управления общественно-политическими процессами// Социальное управление: теория и практика. Том 2.- М., 2003.- С. 206 Для того чтобы эффективно управлять общественными процессами, необходимо располагать объективными сведениями о состоянии общества. Для этого необходимо проводить социологические исследования, массовые и выборочные опросы, создать мониторинговую базу данных. ПР-мониторинг в системе управления характеризуется как регулярное, систематическое наблюдение за состоянием общественных настроений и ожиданий, социальных процессов и явлений, с целью их оценки, прогноза, корректирования с помощью обратной связи.

Подобное определение, считает Ленуар, помогает выявить наиболее существенные ожидания общественных масс и установить вероятность свершения того или иного факта, события, конфликта с большей вероятностью, чем, основываясь на ситуативно главенствующем в массовом сознании. Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема.- СПб.-2001.- С.12

Со слов И.Г. Ясавеева, возможности ПР могут быть использованы в целях конструировании социальных проблем. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации // Казань.- 2004. Это поможет целенаправленно вести информационную деятельность в различного рода ситуациях. Проблемы не существуют, если о них не говорят. В российском обществе политическое внимание, а вслед за ним и внимание СМИ в основном обращено к проблемам терроризма, преступности, употребления наркотиков. Эти проблемы стали общественно значимыми для всей страны, теперь само общество, каждый человек заинтересован в их разрешении. Ясавеев сообщает, что и на местном уровне существуют свои сложные задачи, которые требуют решения. Местное самоуправление не в состоянии решить их без поддержки населения (один в поле не воин). Поэтому власть посредством использования ПР методов должна акцентировать внимание на конкретной проблеме и сделать ее общественно значимой. Боязнь же привлечь внимание общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур приводит к еще более усугубляющейся ситуации.

Но в нашей стране заставить общество быть социально активным является не простой задачей. По данным, приведенным М.Н. Матюшиным, чуть больше 20% россиян готовы защищать свои права и больше 60% Матюшин М.Н. Пути повышения социальной активности.- Углич.- 2004.

считают, что на нашу власть никак нельзя повлиять. В качестве доказательства выступает отказ населения участвовать в выборах.

Повышение же социальной активности кроется в обеспечении позитивных тенденций развития экономики и духовной сферы. Жуков В.И. IV Международный социальный конгресс.- 2004 В данном свете становится явным, что традиционные общественные институты не способствуют социальной активности населения. Профессиональные сообщества по социальной коммуникации и социальному управлению как раз могут стать такими социальными институтами.

Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В. предлагают создание общественной сети города. Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В.// www.lib.socio.msu.ru/l/library Авторы считают, что такой подход создаст основу для развития местных информационных ресурсов, через систему поддержки частных лиц в создании своих собственных информационных и коммуникационных служб и управлении ими. Такой подход бесспорно должен способствовать налаживанию связей между властью и населением, активизировать общение граждан и подвигнуть их на решение частных и общественных интересов и инициатив.

Со слов Джорджа Сороса, приверженца этой идеи, Джордж С. Может ли Россия проказать путь к открытому обществу//www.lib.socio.msu.ru/l/librari в России люди устали от накопившихся проблем. Они осознают необходимость творить разумное и делать доброе, вечное, но либо не верят, что в их силах что-либо изменить, либо ждут, пака их позовут сажать деревья, ремонтировать скамейки и т.д.

Механизмом повышения социальной активности может служить:

- благотворительность и волонтерство, связанное с ответственностью и возникновением вокруг него инфраструктуры;

- использование государственными ПР-структурами социального проектирования и прогнозирования;

- выстраивание структуры сотрудничества и партнерства, участие представителей различных элит региона;

- проведение общественных компаний, когда фирма социальной активности завоевывает все большую популярность;

- использование технологий социального конструирования местных сообществ, способствующие гармонизации социальных отношений, снятию социальных перенапряжений;

- регулирование многих частных задач конкретными технологиями, например паблик-рилейшенз, подбор, расстановка и воспитание муниципальных служащих, формирование их имиджа, конструирование управленческой команды;

- так же используется широкий набор частных способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса. Вот некоторые из них:

обеспечение, гарантирование социальных перспектив;

содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества,

интенсификация социокультурного времени;

согласование личных и групповых интересов жителей;

повышение авторитета местной администрации;

- повышение уровня социальной информированности населения.

Подводя итог первого параграфа, хочется опереться на теорию А.Н. Чумикова и сказать, что система местного самоуправления находится на стадии своего развития и усовершенствования. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2001.- С.179-18 Ей еще предстоит сформировать в своей структуре четкий механизм повседневной деятельности специалистов ПР, когда получая полную информацию об общественном мнении и используя ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия важного решения на местном уровне, так и в механизм деятельности местного управления в целом.

1.2. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.