реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проституция как социальное явление

Второй путь - когда детей, приехавших с экскурсионной группой или с родителями в какой-либо из крупных, городов, случайно отставших от этой группы или родителей и вынужденных ночевать на вокзале, примечают специальные «посредники». Они ведут с детьми «задушевные беседы», входят к ним в доверие и предлагают поехать переночевать к «хорошему знакомому». Дальше всё идёт по хорошо отработанной схеме. На квартире ребёнка бесплатно кормят в течение нескольких дней, одевают в кое-какую одежду. После чего ставят перед фактом: необходимо отработать полученную пищу. Некоторые пытаются убежать, но, как правило, им некуда идти в незнакомом городе, кроме как на вокзал, где их снова ловят, избивают и насильно заставляют заниматься проституцией. Третий путь -когда детей продают их же собственные родители, или «сдают в аренду» в различных детских спец учреждениях (интернатах, спецшколах). Малолетние проститутки делятся на три группы: те, кто обслуживает бедных клиентов, затем те, кто обслуживает более-менее денежных мужчин, и третьей группой являются те, кто обслуживает «новых русских» и иностранцев. Эта градация почти никогда не нарушается. Молодые проститутки вызывающе грубы, вульгарны, считая, что это придаёт им долгожданную взрослость. Многие из них соревнуются друг с другом, кто больше переболеет различными венерическими заболеваниями, у кого больше перебывает пожилых мужчин. Практически каждая третья малолетняя проститутка была в своё время изнасилована отцом или отчимом. Обычно случаи инцеста тщательно скрываются. Среди них процент тех, кто занимается ещё и криминалом (воровством) выше, чем среди взрослых проституток.

1.3. Правовая оценка проституции.

Несмотря на то, что во всём современном мире проституция рассматривается как негативное явление, правовая оценка её в различных странах неодинакова. В некоторых из них существует запрет проституции, подкреплённый административной или уголовной ответственностью. Во многих странах уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию.

Уголовные законодательства государств, в которых содержится ответственность за преступления, непосредственно связанные с проституцией, можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести уголовные кодексы (УК) тех государств, в которых преследуется занятие проституцией. Ко второй относятся УК тех государств, где установлена ответственность за коммерческую эксплуатацию лиц, занимающихся проституцией (сутенёрство, сводничество). Третья группа включает кодексы тех государств, в которых установлена ответственность клиентов проституток. Ответственность за проституцию предусматривалась в прежнем уголовном законодательстве таких государств как Албания (УК 1959 года), Корея (УК 1950 года), Монголия (УК 1942 и 1961 года), Румыния (УК 1948 года), Австрия (УК 1945 года), Дания (УК 1930 года), Финляндия (УК 1894 года), Швейцария (УК 1937 года).

В Голландии проституция легализована - на этот счет несколько лет назад парламентом был принят специальный закон. В Италии публичные дома были запрещены еще в 1958 году. Однако запрет на бордели вовсе не означает запрета на деятельность самих проституток. Во Франции проституция законом разрешена. Мало того - три четверти французов выступают за то, чтобы ее легальность в стране сохранялась и дальше. Однако борделей здесь как бы нет - они были запрещены еще в 1939 году. Этот же закон запретил сутенерство, сводничество и публичное предложение услуг - однако эти положения закона в жизнь проводятся не слишком-то строго. А занятие проституцией на индивидуальной основе и вовсе разрешено. В Англии проституция также дозволена. Правда, нынешнее законодательство, регулирующее этот деликатный вопрос, довольно расплывчато: с одной стороны, проституткой работать можно. С другой стороны - нельзя навязывать свои услуги клиенту и содержать публичный дом.

В Венгрии Государственное собрание собирается принять закон о легализации и регулировании проституции. Впредь проститутки смогут осуществлять свою деятельность на законных основаниях в специально отведенных для этого увеселительных зонах или как частные предпринимательницы. Однако сводничество и сутенерство по-прежнему останутся вне закона. Ожидается легализация проституции и в Румынии. Так, в одном городе в Трансильвании уже построено трехэтажное здание, в котором предполагается открыть бордель, который, едва лишь появится закон, немедленно станет первым законным публичным домом в стране. По плану в 28 помещениях будущего дома терпимости станут трудиться четыре десятка проституток, которые будут иметь трудовые книжки и постоянное медицинское обслуживание.

В Уголовный кодекс Кубы были внесены антипроститутские изменения. В кубинском уголовном кодексе закрепляется понятие сутенерства, которое так же, как и сводничество, наказывается тюремным заключением. Причем факт работы обвиняемого в сфере туризма признается отягчающим обстоятельством со всеми вытекающими последствиями. И в Туркмении президент подписал закон о внесении изменений и дополнений, касающихся проституции, в законодательные акты. Ужесточено наказание за занятие проституцией. Наказывать будут и клиентов: вступившего в связь с проституткой ожидает штраф. А милиция получила законную возможность задерживать людей лишь по одному подозрению в причастности к проституции.

Турция - одна из немногих мусульманских стран, где проституция существует совершенно законно. Тот, кто захочет открыть здесь бордель, должен сначала обратиться в правительство и дать согласие на контроль заведения со стороны органов здравоохранения и соцобеспечения. Одновременно те женщины, которые пожелают заняться проституцией, должны подать заявку на получение сертификата, согласиться на регулярные анализы на СПИД и венерические заболевания и работать только в лицензированном борделе. В 1990 году турецкий парламент аннулировал давний закон, по которому избиение или изнасилование проститутки наказывалось не столь сурово, как избиение или изнасилование любой другой женщины. Проститутки и их адвокаты также провели кампанию за внесение дополнений в систему соцобеспечения страны, которые позволили бы им вносить часть своих заработков в пенсионный фонд, чтобы женщины могли, отработав свое, получать законную пенсию. Немногим более года назад они добились успеха, и соответствующие изменения были внесены в законодательство. В остальных же мусульманских, а особенно - ближневосточных странах, проституция категорически запрещена. К виновным применяются строжайшие наказания, начиная от штрафов и арестов и заканчивая забрасыванием камнями обеих участвовавших в процессе сторон. Однако во многих странах издавна существует институт ночных мулл - то есть проститутка с клиентом быстро женятся, проводят ночь, - а поутру разводятся. Развод в исламских странах может быть произведен посредством нескольких слов, произнесенных в присутствии свидетелей. Что однозначно находится под строжайшим запретом во всем мире - так это детская проституция, В Англии и Германии уже приняты законы, не просто карающие тех, кто пользуется услугами малолетних - проституток, - за это здесь наказывали уже давно. Около года назад власти этих государств решили, что уголовному наказанию будет подвергаться и тот, кто использовал ребенка, даже пребывая за границей. То есть секс - туристы, отправляющиеся за детьми, например, в Таиланд, понесут за это наказание у себя дома.

С 1988 года в России введена административная ответственность за занятие проституцией. В Российском уголовном кодексе, принятом в 1997 году, предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 134), за торговлю несовершеннолетними (статья 152), за вовлечение в занятие проституцией (статья 240), за организацию и содержание притонов для занятия проституцией (статья 241).

- Сущность проституции как социального явления раскрывалось в разные времена по-разному, начиная от древнегреческого законодателя Солона. Авторы определений проституции, выделяя один из ее признаков,
остальные считали второстепенными. Связано это было с тем, что
проституцию понимали с одной стороны как промысел, с другой как
преступление.

- Занятие проституцией не имеет ни полового, ни возрастного ценза.
Существует с тех же древних времен мужская и женская проституция.

- Во всем современном мире проституция рассматривается как
негативное явление, но правовая оценка ее в различных странах
неодинакова. В некоторых существует запрет проституции, подкрепленный
административной или уголовной ответственностью. Во многих странах
уголовная ответственность установлена только за действия, способствующие вовлечению в проституцию.

Глава II. Социально-исторический портрет проституции.

2.1. Античность.

В эпоху Гомера (VIII век до нашей эры), несмотря на многоженство и на относительно большую свободу, женщины практически не знали проституции, если не считать религиозную проституцию в честь богини любви Афродиты. Однако, в общем, этот период истории Греции ещё не знал проституции как элемента общественной жизни. Лишь после введения строгой патриархальной моногамии и связанного с этим ограничения жизни замужней женщины исключительно домашней сферой, появилась и проституция, которая в VII и VI уже достигла вершины своего развития.

Античная проституция была особым видом, особым проявлением рабства. Она рекрутировалась в основном из сословия рабов, причём как женщин, так и мужчин. Рабы находились в полном распоряжении своих господ, которым разрешалось какое угодно обращение с ними, за исключением убийства.

Кроме рабов, проституцией занимались многие вольноотпущенные. Рабам или рабыням, в результате их занятий проституцией, удавалось иногда добиться относительной свободы, и они сами могли купить себе рабов для той же цели.

Большое влияние на распространение проституции оказывали постоянные военные походы и передвижения легионов. Начиная с V века до нашей эры, греческие войска сопровождались целыми толпами профессиональных проституток. Находившиеся в чужих краях легионы, не имея в своём распоряжении других женщин, вынуждены были удовлетворять сексуальные потребности с проститутками.

Существующая в наше время дифференциация и классификация проституток начала оформляться уже в античности. Мужчины античности по-разному относились к обыкновенной проститутке, без всякого
образования, и к проститутке, обученной хотя бы музыке. Первая -
проститутка низшего разряда, она торговала своим телом, ничем не
прикрывая своё ремесло, без музыки, без танцев, вообще без какого бы то ни
было искусства. Ко второй категории греки относили проституток -музыкантов и отпущенных из рабства. И третью, самую дорогостоящую

группу составляли образованные проститутки, гетеры.

Гетеризм достиг вершины своего развития в эпоху эллинизма, точнее в IV и III веках до нашей эры. В это время он оказал огромное влияние на культурную жизнь греческого общества. Существует множество свидетельств об отношениях гетер с литературными и художественными знаменитостями, выдающимися людьми той эпохи.

Что касается личностных качеств, то античные проститутки осознавали себя объектом наслаждения и поступали соответственно этому ощущению. Один из основных принципов проституток гласил: никого не любить, но изображать любовь с целью получения по возможности большего гонорара. Все черты личности и образ жизни, характерные для современной проститутки, были и у проститутки древности: жадность, стремление хорошо поесть и выпить, лживость, зависть, нахальство, тяга к нарядам.

Клиентуру составляли все сословия: от императора, до раба. Но главную роль играли военные и купцы.

Таковы главные особенности античной проституции.

2.2. Средние века.

Средние века в Европе - это период расцвета публичных домов. Почти каждый небольшой городок имел свой публичный дом. Одной из причин расцвета проституции в средние века являлось убеждение в том, что проституция необходима, так как она защищает от соблазнения приличных девушек. Значительную роль сыграл также и половой состав средневекового населения. В средневековых городах число женщин по сравнению с количеством мужчин было значительно больше, чем в более позднее время. Благодаря количественному превосходству и излишку незамужних женщин, женская конкуренция проявлялась во многих областях. Женщины работали портнихами, белошвейками, прачками, торговками. Плата за работу была очень низка. Нужда заставляла женщин заниматься и такими профессиями, которые по своему характеру имели некоторое отношение к проституции.

Это банщицы, официантки в кабаках, домашняя прислуга.

Ещё одним благоприятным условием для развития проституции было характерное для средних веков широкое распространение во всех странах людей без определённого места жительства, без определённых средств к существованию, живших только за счёт воровства, нищенства и проституции. С одной стороны, бродяги были неиссякаемым источником для проституции, так как в отдельных городах проституцией занимались в основном не местные жители. С другой стороны, мужчины из числа бродячих людей составляли значительную часть клиентуры проституток.

Увеличению числа бродячих женщин и, соответственно, проституции способствовали многочисленные паломничества. Связь между развратом и паломничествами отразилась даже в пословицах: «Богомолье не придаёт святости», «Ушла богомолкой, а вернулась проституткой», «Паломничества вызываются не столько благочестием, сколько сладострастием». Уже в 744 году миланский архиепископ Сан-Бонифацио просит синод запретить женщинам, в том числе и монахиням паломничества в Рим, так как они имеют печальные последствия. Почти все женщины-паломницы становятся проститутками ломбардских и французских борделей

Чрезвычайно благоприятную почву для процветания проституции составляли несвободные люди. Число крепостных в VII - X веках составляло половину населения. В течение всего средневековья велась оживлённая работорговля между странами Востока и Запада. Огромных размеров достигла торговля рабынями для проституции на Востоке.

Особое место в эпоху средневековья занимают публичные дома. Некоторые публичные дома имели определённые наименования, обычно названия животных, цветов, служивших эмблемами такого дома. Особыми признаками таких домов считались красный фонарь, горевший перед дверью и разноцветную решётку на окнах. В основном публичные дома располагались у городских стен, в отдалённых местах и на окраинах.

Такие дома в эпоху средневековья повсюду переходили под юрисдикцию государства и городских советов. Надзор, содержание и получение дохода с них было одной из важнейших задач городского начальства. Проститутки пользовались со стороны власти особой заботой и вниманием, а в случае причинения им телесных повреждений город выступал в качестве истца из чисто экономических соображений.

В число клиентов средневековых публичных домов входили мужчины из самых разных слоев населения. Среди них были императоры, князья, дворяне и члены городского совета. Горожане, писатели и ремесленники, студенты и священники.

Особое внимание следует уделить отношению проституции к церковной жизни. Хозяин должен был отпускать проституток на богослужение (в церкви для них были отведены определённые места). Проститутки чтили покаявшихся блудниц как своих святых заступниц. Они праздновали их поминальные дни и молились им - в случае болезни и нужды.

2.3. Эпоха Ренессанса

Главное отличие между положением проституции в эпоху Ренессанса и в другие эпохи состоит в двух явлениях: в её размерах и той своеобразной роли, которую проститутки играли в жизни общества. Люди ощущали, что в их жилах течёт бурная и кипучая кровь, воспламеняя всех горячими желаниями, независимо от возраста. Все были убеждены, что держать в объятиях женщину или ласкать юношу - высшее наслаждение в жизни, которому уступают все остальные.

Пред животной жаждой наслаждения, прямо прибегающей к силе, женщины были беспомощны. Всюду толпами проходили солдаты, всевозможные бродяги, нищие и паломники. Насилие угрожало женщинам и в глухих деревнях, и в городах. Нужен был надёжный источник утоления страстей. Интересы семьи требовали охраны, а подобную охрану обеспечивала именно проституция как свободная продажа и купля любви за сдельную плату. Поэтому в эпоху Ренессанса решили не только узаконить проституцию, но и проявить к проститутке снисхождение, отвести ей в социальной жизни своё место.

Мужчина желал свободно удовлетворять свои страсти, что было бы невозможно, если бы со всей строгостью относились к требованию мужской верности. Поэтому проституцию и легализовали, тем более что она давала возможность мужчине удовлетворять свою потребность в разнообразных чувственных удовольствиях изо дня в день.

Наиболее ярким показателем роли проститутки в жизни общества являются праздники эпохи Ренессанса. В большинстве случаев, проститутки были главным фактором, создававшим праздничное настроение, так как они больше всех вносили в эти праздники живость. Их привлекали ко всем праздникам устроители торжеств, которые сознательно использовали проституток для поднятия настроения у населения.

Необходимо сказать несколько слов и об отношении различных слоев общества к проституции. Среда подмастерьев почти всегда поддерживала довольно оживлённые связи с проститутками, так как большинство из них не могло жениться. Вообще, все холостые мужчины считали, что посещение публичного дома - дело естественное и нормальное, никто не видел в этом ничего предосудительного. Семьянину всякие отношения с проститутками официально запрещалось, однако, они были нередкими гостями в публичных домах, куда попасть могли только тайком. Там они были желанными гостями, так как женатые были обычно богаче холостяков и тратили больше. Вдовец имел официальное право провести ночь с проституткой. Очень часто, в таких случаях. Проститутка становилась экономкой, а также его сожительницей. Для дворянства открытые связи с проститутками были совершенно обычным делом. Для них красивая проститутка была высшим предметом роскоши. В этих кругах возродился до некоторой степени античный гетеризм. Они снимали для проституток дома, окружали проституток прислугой, покупали им роскошную одежду, драгоценности. Связь с проституткой, трата на неё денег являлась одним из способов демонстрации демонстративного выставления напоказ своего богатства.

Возникает тип первоклассной куртизанки (от французского court -двор), зарабатывающей своей красотой и изысканностью столько, что она могла превратиться из рабыни в госпожу, за которой ухаживали самые богатые и могущественные люди. Этот тип впервые появился в Италии. В Венеции насчитывалось полтораста первоклассных куртизанок, которые соперничали в блеске и роскоши с принцессами. Ради обладания такой знаменитой проституткой люди рисковали не только состоянием, но и жизнью.

2.4. Эпоха абсолютизма (XVIII в.)

В эпоху абсолютизма число женщин, открыто торговавших собой на улицах и площадях, было велико не 'Только потому, что это считалось наиболее лёгкой для женщин формой заработка, но и потому, что тогда у женщины вне семьи не было никакого дела, а семья была для многих недоступной роскошью.

В малых городах и деревнях официальные публичные дома, существовавшие в XV и XVI веках, с течением времени стали редкостью. Но вместе с публичными домами проституция не исчезла. Она стала скрытой. Если раньше проститутки носили определённые знаки, указывающие на её

профессию и привлекающие внимание, то теперь она обязана была одеваться скромно и «честно» зарабатывать свой хлеб как швея, прачка, вышивальщица. Но внешняя порядочность нисколько не мешала тому, что эти женщины были очень хорошо известны мужской половине населения. Общение с проститутками было окутано тайной.

В провинции практически исчезает бродячая проституция, так как характерное для мелких городов внешнее благочестие и чопорность мешали развитию этого типа. Этому способствовало так же и то, что скрытая проституция полностью удовлетворяла половые потребности. Некоторые проститутки должны были принимать каждый вечер 10-12 мужчин.

В больших городах проституция носила совсем другой характер. Хотя проститутка и престала быть украшением праздников, как это было в эпоху Ренессанса, тем не менее, без неё не обходилось ни одно развлечение взрослой части населения. Вольнопромышляющие проститутки заполняли улицы и площади. В большинстве городов существовали особые места и часы для массовых прогулок проституток. Как правило, это были самые оживлённые места в городе. Часто проститутки прогуливались в вызывающе украшенных экипажах и старались привлечь к себе внимание мужчин не возгласами, а изысканностью поведения и недвусмысленными жестами с помощью веера. Самые экстравагантные проститутки появлялись верхом на лошади. Но, как бы не выделялись проститутки в экипажах, главную роль играли всё же пешие проститутки. Во-первых, они были намного многочисленнее; во-вторых, им было легче завлекать клиентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.