| |||||
МЕНЮ
| Профилактика раннего материнства и ранего бракаВ семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по-коление. Успех выполнения воспитательная функции семьи зависит от воспита-тельного потенциала семьи. Он представляет собой комп-лекс условий и средств, определяющих педагогические воз-можности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, раз-витость семейного коллектива и характер отношений меж-ду его членами. Он включает идейно-нравственную, эмо-ционально-психологическую и трудовую атмосферу, жиз-ненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. «Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер об-щения в семье и ее общение с окружающими, уровень пе-дагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и обществен-ностью. Особый и весьма важный компонент--специфика самого процесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рожде-ния до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитатель-ный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Са-ма естественная жизнь в семье учит дошкольника, а за-тем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио-нально по своему характеру, чем любое другое воспита-ние. Семья объединяет людей разного возраста, пола, не-редко с разными профессиональными интересами. Это по-зволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоцио-нальные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния се-мьи на детей -- его устойчивость. Обычно правильное от-ношение родителей к воспитанию детей раннего и дош-кольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность лично-сти, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоде-лью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирова-ния жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потреб-ляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Если семья имеет несколько детей, то появляются есте-ственные условия для формирования полноценного семей-ного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешно-го выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Ма-каренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том слу-чае, если семья испытывает некоторые материальные за-труднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически слива-ется с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се-мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об-щения. Если семья уделяет выполнению этой функции доста-точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель-ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя-зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата се-мьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина-мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси-хологической ячейки. Поэтому эти вопросы подробно рас-сматриваются в последующих главах. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. В организации семейного досуга обнаруживается не-мало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители за-частую недостаточно уделяют времени своим детям, ссы-лаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошиб-ки -- задача современной молодой семьи. Жизнь семьи многогранна. Мной кратко рассмотрены только ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что она удовлетворяет и многообраз-ные индивидуальные потребности личности (материаль-ные, духовные, физиологические и др.), и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности об-щества. Как общество влияет на семью, создавая опреде-ленный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколе-ния, в достижении счастья каждым человеком. Словом, преувеличить важность этой социальной и экономической ячейки общества невозможно--необходимость семьи обус-ловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека. 2.2. Проблемы современной семьи.
Сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18 % супружеских пар не желают вообще иметь детей. Сложные экономические условия радость от рождения ребенка превращают в борьбу за выживание. Распад семьи, разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количество разводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1 млн. в начале 90-х гг., причем половина разводов приходится на первый год совместной жизни, а 2/3 -- на первые 5 лет. С ростом разводов растет и количество неполных семей, чаще с одной матерью. Это приводит ко многим другим проблемам и к повышенной занятости матери, вынужденной обеспечивать себя и ребенка, и к растущей отчужденности ребенка, так как мама не может уделять ему достаточного внимания, и как уже говорилось неполноценному развитию личности. Другая проблема - это маскулинизация женщин, связанная с развитием бизнеса в России и других странах. Женщины, занимающие ключевые руководящие посты, в борьбе за выживание в жестоком мире бизнеса постепенно теряют свои исконно женские черты и все больше становятся похожими на мужчин. Ведь женщинам приходится жертвовать такими ценностями как личными отношениями, семьей, детьми. А также уступчивостью, покладистостью, беззаботностью и нежностью. Как показывают исследования, треть женщин занимающих руководящие посты в наиболее преуспевающих компаниях, не имеют детей, в то время как большинство их коллег мужчин являются счастливыми отцами и мужьями. Экономическая самостоятельность женщины привела к тому, что мужчина перестал быть единственным кормиль-цем семьи, и это сказалось на семье не лучшим образом. В свое время американский ученый Т. Парсонс утверждал, что в семье отец играет инструментальную роль (он -- кормилец и защита семьи от давления внешних обстоя-тельств), а мать --экспрессивную (она--хранительница очага и мира в семье, ее эмоциональный центр, создающий возможность для спасения отца и детей от стрессов и пере-грузок внешнего мира). Ныне работающая мать также ока-зывается способной выполнять инструментальную роль в семье, и достаточность инструментальной роли отца оказы-вается под вопросом либо отец вовсе устраняется. Глубо-кое нарушение взаимодействия между супругами приводит, в конце концов, к тому, что одна только женщина имеет власть над домочадцами. В такой семье бытует вариант домашнего поведения («игры») «Я одна везу этот воз» или «Чуткий коготь» (заглавие одной из статей в «Литературной газете» О.Чайковской), когда жена и мать «вкалывает, как лошадь», и на производстве, и дома. И хозяйство, и воспита-ние детей, и школа, и общественные поручения -- все на ней. Муж у такой женщины -- «порочный»: все время про-водит у телевизора, в курении на лестничной площадке, за выпивкой; дети по углам не смеют пикнуть. Ссоры, попре-ки, несчастна жена, несчастен муж, несчастны дети -- инфантилы со сломленной волей. Между тем для нормального существования супружест-ва и оптимальной социализации детей необходимо наличие, совместное участие и ответственность обоих супругов. Зна-чение отца в воспитании детей имеет тем большее значение, что без него подготовка ребенка к роли супруга и родителя оказывается неполноценной. В этом плане влияние родите-лей (не только их подход к ребенку, но и то, как они сами выполняют свою половую роль, каковы их супружеские от-ношения и т. п.) оказывает прочное воздействие на после-дующую жизнь человека. В дальнейшем возможны сущест-венные изменения, но они никогда не бывают тотальными. Пугающей представляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкого распространения информации эротического и сексологического содержания. Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетия становятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены, предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность, которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек, заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такой неграмотности. Настоящим бедствием в стране стали аборты. Известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини писал сто лет тому назад: «Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым». Это страшное предсказание стало у нас фактом повседневной жизни. При молчаливом попустительстве общества, по официальной статистике, в стране ежегодно убиваются 8 млн. детей. Аборты превратились в массовый террор против собственных детей. Многие матери отказываются от своих детей. В основном как отмечает статистика это девушки от 15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давление родители, они же наслаивают на прерывании беременности. Вот почему большое значение имеют нравственные нормы, которые закладываются в семье будущей матери. Полноценно развиваться и осваивать окружающий мир ребенок может только вместе с любящей матерью, а если эта самая важная для младенца связь прервана с рождения, то человек просто теряет опору в жизни. Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа. В противоположность Западу цивилизация в России носит преимущественно духовный характер. Идея совершенствования души, преодоление греховной природы тела, постижение высшего смысла земной жизни для русского человека всегда были ближе материального благополучия. Архимандрит Иларион (Троицкий) достаточно глубоко, на наш взгляд, подметил: «Идеал православия есть не прогресс, но преображение…. Новый завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Следовательно, противоречие двух цивилизаций не вызвано какими-то конкретными несовпадениями отдельных сторон жизни. Оно проистекает от разного миропонимания, различных мотивов жизни, систем ценностей. Глава 3. Причины и последствия раннего брака и материнства.Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам: скука, алкогольное опьянение, материальная выгода, желание привлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как средство доказать свою взрослость, насилие.Чаще всего эти половые связи приводят к таким последствиям:
|
Несмотря на общее снижение количества рождающихся детей, юные девушки сейчас рожают даже больше, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, но некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом. Влияние раннего материнства на дальнейшее развитие девушки-подростка и как юные отцы справляются со своей ролью. |
Особенно велика роль планирования семьи в снижении детской смертности благодаря увеличению интервалов между родами, профилактике невынашивания беременности, улучшению условий жизни беременных женщин. Чрезвычайно важное значение имеет работа по планированию семьи в сохранении здоровья подростков. Она включает в себя предоставление информации о вреде раннего начала половой жизни, риска наступления беременности, особенностях исходов родов и абортов, обеспечение контрацептивами, анонимность услуг. Опыт показывает, что хорошо поставленная работа по планированию семьи с подростками приводит к снижению показателей материнской заболеваемости и смертности, профилактике искусственных абортов, предупреждению заболеваний, связанных с ранним началом половой жизни, профилактике СПИДа и венерических заболеваний.
В обществе сложились различные подходы к половому просвещению детей и юношества. Ряд граждан отрицает систему государственного полового просвещения и настаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей. Другие считают, что половое просвещение должно осуществляться в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении. Однако отсутствие организованного в государственном масштабе чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов. Система полового воспитания должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения.
Вообще, никто, кроме родителей, не способен убедить своего ребенка не начинать половую жизнь слишком рано. Вот почему так важно не потерять контакт с ребенком. Тон этих разговоров не должен быть нравоучительным. И все же надо смотреть на жизнь реально, поэтому обязательно рассказать подростку о самых распространенных методах предохранения.
Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
Бедный М.С., «Семья-здоровье-общество», М., 1986.
Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., 1991. Кн. 2.
Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984
Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство, 1984.
Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.--Л., 1991.
Литвинова Г. И. Под защитой государства. М., 1989.
Литвинова Г. И. Человек после развода. М., 1993.
Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.
Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.
Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998.
Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.
Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996.
Чегот Д.М. Брак, семья, закон. Л., 1996.
Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М., 1997.
Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. Л.,1991
Франк С. Л. Религия любви // Русский Эпос, или Философия любви в России. М., 1991.
Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990.
Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. 1987. №1. С.72.
Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1995.
Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с.79.
Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994, с.130.
Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. 1986. №2. С. 100
Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья. // Социологические исследования. №6, 1994, с.90.
Array© 2009 Все права защищены. |