| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования--осознанный выбор профессии; внутренняя предрасположенность к социально-педагоги-ческой деятельности; --высокий уровень коммуникативной культуры и профессио-нальной компетентности. 2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квали-фикации, совершенствование социально-педагогической деятельности. Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения: -- аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы); -- прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата); -- проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации); -- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности); -- коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3, 41-42]. Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста Существует множество путей формирования социально-пе-дагогической культуры специалиста социальной сферы. Первый путь связан с необходимостью способствовать повы-шению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры. В основе второго пути лежит углубление и расширение лич-ного педагогического опыта специалиста применительно к ре-ализации его в условиях социальной сферы. Он включает: а) повышение теоретической подготовки специалиста в ме-дицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно пе-дагогическую подготовку специалиста и определяют его ком-петенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы; б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практичес-кого применения в социальной сфере; в) развитие педагогической техники, позволяющей специа-листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз-можности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредствен-ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об-щения и культуры речи; г) накопление опыта реализации своей педагогической под-готовки в социальной сфере. Третий путь включает создание условий для наиболее ак-тивного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы. Четвертый -- проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы. Пятый -- изучение и использование опыта ведущих специ-алистов социальной работы, активно реализующих на практи-ке свою педагогическую подготовку. Шестой -- обеспечение целеустремленности и настойчивос-ти самого социального работника в педагогическом и профес-сиональном самосовершенствовании. Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль-турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения позна-вательной потребности личности специалиста, связанной с про-явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на се-бя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего специа-листа в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее раз-витие у молодого специалиста после выпуска в период его адап-тации в последующей его профессиональной деятельности. Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социаль-ной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован-ной роли самого специалиста они могут действительно способ-ствовать решению проблемы повышения его социально-педа-гогической культуры[1,243-244]. Приложение 1 Анкета Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности Уважаемые сотоварищи! Ваша готовность к социально-педагогичес-кой деятельности может рассматриваться в трех уровнях : личностная, теоретическая и технологическая. Эти уровни вам и предлагается измерить по 10-балльной шкале. Возле каждого качества напишите цифру от 0 до 10. 9--10 -- наличие качества, умения, знания в большой степени; 6--8 --обладание необходимыми качествами, но не в достаточной степени. 4--5 -- качества проявляются слабо 0--3 -- отсутствие качества, умения, знания, вы не считаете необходи-мым их развивать. I. Параметр «Личностная готовность» -- Л («хочу» и «имею для этого способности»): Л1 Гуманистическая направленность Л2 Уровень общей культуры, эрудиция Л3. Потребность работать с деть-ми, позитивная мотивация к профессии Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность Л5. Креативность Л6. Коммуникатив-ные способности и качества Л7. Перцептивные способности Л8. Рефлексивно-аналитические качества Л9. Организаторские способ-ности и качества Л10. Состояние психического и физического здо-ровья Л11. Эстетический вкус II. Параметр «Теоретическая готовность» -- Т («знаю»): Т1 Зна-ние основ философии, культурологии, социологии воспитания, методологий исследования Т2. Владение системой знаний о чело-веке как совокупности биологического, социального, духовно-нрав-ственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека Т3. Знание общей теории воспитания, современных кон-цепций воспитания Т4. Знание основ социальной педагогики, кон-цепции социального воспитания Т5. Владение системой знаний по психологии развития личности Т6. Знание педагогической и соци-альной психологии Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного про-граммно-целевого управления) Т8. Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических тех-нологий Т9. Знание особенностей современных семей, методики работы с ними Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением Т11 Знание основ социальной политики госу-дарства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несо-вершеннолетних, инвалидов Т12. Знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов III. Параметр «Операционно-деятельностная {технологическая) готовность» -- Д {«умею»): Д1. Владение технологиями реализации диагностической функции Д2. Владение технологиями реализации прогностической функции Д3. Владение технологиями реализации организаторской функции Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной функции Д5. Владение технологиями реализа-ции коррекционной функции Д6. Владение технологиями реали-зации охранно-защитной функции Д7. Умение реализовать коор-динационную функцию Д8. Владение технологиями реализации психотерапевтической функции Д9. Умение реализовать социально-профилактическую функцию Д10. Умение организовать взаимо-действие с родителями школьников Д11. Владение технологиями личностно ориентированного взаимодействия Д12. Умение прово-дить исследовательскую работу Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева» целей, адекватных исполняющей и управля-ющей программам) Д14. Владение механизмами перевода социаль-ной ситуации развития ребенка в педагогическую Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с це-лью формирования потребности в образе жизни, достойном че-ловека. Большое спасибо за сотрудничество! Приложение 2 Таблица № 1.2 Результаты измерения параметров личностной, операционно-деятельностной и общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Список литературы: 1. Бгажнокова Социальная педагогика: Пособие\ Под. ред. В. А. Никитина--М, 2000. 2. Волкова Т.И Профессиональная подготовка социального педагога\ Среднее проф. образование.-- 2002.-- №3.--с. 53-54. 3. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным развитием социального педагога\ Управление качеством образованя в интересах устойчивого развития общества, Мн., 2002. 4. Калачева И.И. Профессиональное становление школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты--Мн., 2000. 5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие\ Под. ред. Ю. М. Забродина--М., 1994. 6. Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О задачах этнопсихологических исследований\ Психология.--1996.--№ 4.--с. 43-44. 7. Клемантович И. Новая профессия--социальный педагог\ Школа.--1998.--№3.--с. 14. 8. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модак», 1996. 9. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста.--М., 1990. 10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.--М., 1992. 11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя асновы станаулення сацыяльнай педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.--1996.--№1.--с. 31-35. 12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики.--М., 1996. 13. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика .-- 2000. --N 6.--с. 65-70. 14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1992. 15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.--Пенза, 1994.-- 180 с. 16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям», Академия последипломного образования.--Мн., 2001. 17. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие\ под. Ред. И.А. Зязюн.--М., 1989. 18. Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993. 19. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия\\ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.--Москва--Тула, 1993. 20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред. Рувинского.--М., 1987. 21. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преродавания: Метод. Пособие.--М., 1998. 21. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1 23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений\ Под. ред. В.А. Сластенина.--М., 2001. Используемая литература 4. Блинов Л.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном становлении личности // Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России. (Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1999 года в г.Биробиджане) / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2000. - 200 с., с. 58-61. 5. Блинов Л.В. Синергетический аспект профессионального самоопределения личности // Содержательный и процессуальный аспекты образования. Межвуз. сб. науч. тр. Ч.1. / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2001. - 198 с. - с. 82-86. 9. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика . - 2000. - N 6. - с. 65-70. 10. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1 Array |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|