| |||||
МЕНЮ
| Проблемы социальной защиты населения в РоссииПроблемы социальной защиты населения в России17 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Факультет национальной и мировой экономики Учебная дисциплина - Социальные проблемы рыночной экономики КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Проблемы социальной защиты населения в России» Москва - 2003 СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………….. 3 1. Понятие и сущность социальной защиты населения ……………… 4 2. Роль социальной работы в защите населения ……………………… 5 3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России …………………………………………… 9 Заключение ………………………………………………………………… 15 Список использованных источников …………………………………... 17 Введение Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных. К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе. Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества. Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества. Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ социальной защиты НАСЕЛЕНИЯ Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства го-сударства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указан-ными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономиче-ской самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [9, с. 431]. В мире сложилось в основном две модели социальной защиты: 1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществле-нии доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управ-ления; 2) неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в соци-ально-экономические процессы. В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты: Ш государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспе-ченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи); Ш частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена обще-ства за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, дохо-дов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование). Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждаю-щийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса). Основные формы социальной защиты: Ш законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на ос-нове базовых стандартов и программ, Ш регулирование доходов и расходов населения; Ш социальное страхование; Ш социальное вспомоществование; Ш социальные услуги; Ш целевые социальные программы. Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах: Ш поощрительности, - властными структурами с целью общественно-политиче-ского резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных дея-ний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку от-дельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индиви-дов; Ш заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражда-нину по мере письменного обращения заявителя или лица, представ-ляющего его интересы; Ш патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и груп-пам населения. Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служеб-ного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной раз-личным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое по-ложение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приоб-рел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной за-щиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государ-ственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реали-зация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых эко-номическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зар-плате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существен-ному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: Ш доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой дея-тельности; Ш реформирования пенсионной системы; Ш упорядочения медицинского и пенсионного страхования; Ш соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гаран-тированных социальных обязательств; Ш создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросове-стных производителей социальных товаров и услуг; Ш воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в соци-альной сфере. Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих про-блемой. 2. Роль социальной работы в защите населения Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра-боты и социальные службы. В настоящее время социальная работа рассматривается как: 1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой соци-альной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп; 2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп на-селения. Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и со-циально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека. Принципы социальной работы: Ш методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства созна-ния и деятельности, личностного подхода; Ш организационные - планомерности, преемственности и последовательности в ра-боте с индивидуумом, группой; Ш взаимодействия всех социальных институтов; Ш контроля исполнения; Ш содержательные - объективности, системности, максимизации минимума, толе-рантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий. Функции социальной работы: Ш нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие; Ш медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуля-ционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинте-гративные. В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, - соци-альные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной ра-боте и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания. В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб. С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социального об-служивания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населе-ния. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, фор-мируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности. В настоящее время социальная работа рассматривается как: 1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп; 2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения. Основные направления социальной работы: Ш Социальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора - законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор); Ш объекты - процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.). Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях). Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени. Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве. Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [9, с. 429]. К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, мини-стерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению. К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия соци-ального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия со-циального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами. Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы: Ш пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделе-ния в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также госу-дарственные и негосударственные пенсионные фонды; Ш социально-бытового обслуживания; Ш материальной помощи; социального обслуживания на дому; Ш специализированного стационарного социального обслуживания; Ш протезирования, ортезирования и протезостроения; Ш технических средств реабилитации; Ш специального транспортного обслуживания; Ш медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; Ш медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения; Ш детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учрежде-ния; Ш специальные профессиональные образовательные учреждения; Ш поддержки семьи, женщин и детей; Ш реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; Ш по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и ми-грантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регули-рующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регио-нам; Ш по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветера-нов, семей с детьми, и т.п.; Ш другие. Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной от-расли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях. В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, ор-ганизационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений. Ниже приве-дены результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также инно-вационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные в марте 2001 г. на Всероссийской конференции «Реальная социальная политика в период модернизации в России» д.и.н., профессором Е.И. Холостовой [12]. По данным этого автора, за последние шесть лет в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных ус-луг. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|