реферат бесплатно, курсовые работы
 

Негативная дезинтеграция как предмет социальной работы

Проявления дезинтеграционных процессов и явлений личности иногда сопровождаются феноменами, которые традиционно находятся за пределами предмета психологии или трактуются как психопатологические. Современная клиническая психиатрия не признает духовного потенциала кризисных проявлений и подходит к ним исключительно с биологических позиций.

Кризис обозначает одновременно как ненадежную ситуацию, так и потенциальную возможность подняться к более высокому уровню бытия.

Признание двойственной природы кризиса - опасности и возможности - является фундаментальным для определения стратегий профессионального взаимодействия с людьми, находящимися в кризисном состоянии, - клиентами психолога и социального работника, пациентами психотерапевта.

В основе психодуховных кризисов иногда лежат переживания, традиционно (в соответствии с концепциями западной психиатрии) относящиеся к разряду психопатологических. Однако, существует ряд важных отличий кризисного состояния от клинической психопатологии Козлов В.В. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - СТРУКТУРА И ДИНАМИКА.// http://www.psi-net.ru:

Во-первых, отсутствие объективно определяемой органической природы переживаемых состояний (инфекции, интоксикации, последствия черепно-мозговых травм, опухоли, нарушения гемодинамики и т.п.)

Во-вторых, осознание человеком, вовлеченным в кризис, внутренней природы переживаемых явлений, осознание границы между внутренним и внешним миром.

В целом содержание и характер переживаний, составляющих психодуховный кризис, определяются активацией в сознании различных уровней бессознательного (биографического, перинатального, трансперсонального).

В трансперсональной психологии такие состояния понимаются как целительные для психосоматического и психологического здоровья человека; психотерапевтические стратегии направлены на катализацию и поддержание этих состояний до появления признаков трансформации личности.

Важная задача психологической работы с духовным кризисом - приведение к той ситуации, в которой разрешены основные проблемы Духовного Эго.

Если проявления духовных измерений психики не встречают выраженного сопротивления со стороны основных личностных установок, то в этом случае мы имеем дело с духовным самораскрытием, как правило, не сопровождающимся психопатологическими проявлениями. Если же такое сопротивление имеется, то возникают феномены, по всем клиническим критериям подпадающие под категорию психопатологических нарушений. Интенсивность и глубина этих нарушений зависит от ряда факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить скорость активации бессознательного материала и использование личностью механизмов психологической защиты.

Если бессознательный материал обладает высокой активностью, а адаптивные функции эго снижены, то в некоторых случаях проявления психодуховного кризиса могут принять форму, напоминающую пограничное психическое расстройство. В то же время следует разграничивать пограничные психические расстройства, являющиеся проявлением психодуховного кризиса с симптоматикой, имеющей болезненное или сугубо личностное происхождение. Сложность в этом случае состоит в том, что практически при всех пограничных психических расстройствах человек осознает их "внутренний" характер (в клинической терминологии - "критика к болезни"), а также практически всегда имеются четкие отграничения от пограничных расстройств, вызванных органическими изменениями в ЦНС.

«На наш взгляд, следует выделить специфические критерии, отличающие пограничные психические расстройства как форму психодуховного кризиса от пограничной психопатологии, имеющей иное происхождение.

В первую очередь, таким критерием может быть стремление самого клиента психологически понять свое состояние, готовность рассматривать альтернативные точки зрения на происходящее с ним, минимальное проявление сопротивления психотерапевтическому и консультативному процессу. Своеобразным диагностическим "указателем" может послужить и интерес к той форме профессиональной помощи, которая включает духовные измерения функционирования личности» Козлов В.В. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - СТРУКТУРА И ДИНАМИКА.// http://www.psi-net.ru.

Стратегии профессионального взаимодействия с клиентом или пациентом, проявляющим признаки дезинтеграции должны учитывать следующие моменты:

Ш консультирование и психотерапия лиц, находящихся в психодуховном кризисе, должны строиться на моделях, учитывающих духовные измерения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению (трансперсональная и экзистенциальная терапия, психосинтез, интенсивные интегративные психотехнологии);

Ш учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис (особенно на фоне применения сильных психотропных средств) истощает потенциал личности и уменьшает возможность позитивного разрешения психопатологических расстройств при применении интенсивной эмпирической психотерапии;

Ш готовность психолога или социального работника столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и профессиональных) представлений о психической норме и способность расценивать их как потенциально целительные для личности в целом;

Психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное количество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции.

Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхождением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью кризисной личности, а также актуальным физическим состоянием.

В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивид становится более открытым для внешних влияний.

Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и, соответствующим образом, направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более, чем интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

Цель психологической и социальной работы в условиях психодуховного кризиса - приведение личности к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

Перед психологом и социальным работником стоят следующие задачи:

Ш помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;

Ш помочь клиенту актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;

Ш способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе;

Ш содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей.

В то время, как клиент полностью дезорганизован, не знает что делать, работа с ним должна включать структурирование или переструктурирование жизненных целей.

Материальные и социальные потребности люди могут удовлетворить сами. Вся система современной социализации направлены именно на это. А удовлетворять духовные потребности им могут помочь только професионалы высокого класса, которые сами прошли через горнило психодуховного кризиса. Помощь человеку словом и делом во время духовного кризиса нужно для того, чтобы человек в дальнейшем, опираясь на глубокий опыт духовных переживаний, строил свою жизнь по нему, и совершал свои поступки опираясь на основные внутренние этические ценности и сущностные смыслы.

Применение таких глубинных практик как психодинамические упражнения, медитация, холотропное дыхание, ребефинг и погружение человека в глубины подсознания позволяет выявить и убрать скрытые стрессы и неработающие стратегии выживания десятилетней давности. То есть, психолог не навязывает своих взглядов, он даже их не обнаруживает, а просто выступает проводником на пути открытия нового мировосприятия.

Он помогает воссоединить в одно целое, или интегрировать рождающиеся во время сеансов переживания. Так происходит глубокое физическое и эмоциональное раскрытие, человек как бы заново перерождается, изменяется его сознание, благодаря чему снимаются психосоматические хронические проблемы, беспокоящие человека в обыденной жизни.

Для интеграции переживаний важно обозначать те этапы, на которых находится личность в своем развитии. В трансперсональной психологии пользуются своеобразной схемой, называемой «картографией сознания». - Это как карта для путешествия за открытием своего «я» и своих комплексов, приводящим к болезням и пагубным пристрастиям.

Содержание самого понятия социальной работы предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой, поэтому клиента всегда необходимо рассматривать в его социальном окружении, социальной среде его обитания, и, как отмечает Е. И. Холостова, социальный аспект общественных отношений присутствует везде, где осуществляется социальная деятельность, возникают взаимодействия индивидов и групп индивидов. В практике социальной работы выделяются три уровня преобразовательной деятельности: внутри общества как целого (макроуровень); внутри сообществ и социальных институтов (мезоуровень); в рамках семей и индивидуумов (микроуровень) Российская энциклопедия социальной работы - М.,1997,ИСР,под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой.

При этом, как указывает Х. Сведнер, важно всегда иметь в виду, что каждая попытка вмешательства в социальную систему ради проблем депривации и деструкции на индивидуальном уровне должна также быть атакой на структурные и текущие проблемы, находящиеся за этими индивидуальными проблемами. В противном случае последние будут возникать вновь и вновь, в то время как социальные перемены достигаются только благодаря преобразовательной работе, проводимой одновременно на макро-, мезо-

микроуровнях. 3. Практика социальной работы с негативной дезинтеграцией личности.

Практический психолог сталкивается с кризисными состояниями на различных уровнях существования человека:

- соматическом;

- нервно-психическом;

- дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур

личности, в том числе и духовных компонентов;

- социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к окружающей среде.

Как правило, кризисное состояние имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.

Чаще всего кризисное состояние фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья), что является оправданным в психологическом отношении, поскольку в состоянии дисбаланса может быть нарушено адекватное, взвешенное поведение и правильная оценка.

Вхождение в зону кризисных состояний происходит в том случае, когда личность встречается с переживаниями, которые по силе и продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением психофизиологических. психологических и социально психологических адаптационных механизмов субъекта.

Дезинтеграция характеризуется временным ухудшением психического и, как следствие, физического здоровья, за которым наступает разрешение и возможен переход на более высокий уровень функционирования. С этой точки зрения то, что казалось плохим в одностороннем понимании кризиса, можно переиитерпретировать как ступень в развитии и личностном росте.

С этой точки зрения весьма важной задачей социального работника является перевод клиента из позиции объекта социального воздействия (социальная и личностная пассивность, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность мышления и поведения и пр.) в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних отношений «социальный работник -- клиент» последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений. Но в условиях отечественной практики социальному работнику гораздо легче принимать решения самому, опираясь на существующие нормативы и формальные критерии, что приводит к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его зависимости от социального работника. Следует также отметить, что с новейшей историей России связана такая особенность значительной части менталитета населения, как виктимность М.В.Фирсов. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика М., «Союз»,1996г., с. 344-356..

Многие люди ощущают себя жертвами «палача»-правительства или конкретных его персонажей, демонстрируют реакции агрессии или обиды и, в соответствии с механизмами системного психотерапевтического подхода, виктимизируют обидчика, вызывая у него чувство вины и становясь, в свою очередь, его «палачом» (яркая иллюстрация -- «плачущие» премьер-министры, которым население обычно «мешает работать»).

В связи с этим социальным работникам принадлежит жизненно важная роль в стимулировании людей на достижение их целей и обеспечении равного доступа к качественному и независимому образу жизни в обществе, что, в свою очередь, должно позволить социально уязвимым категориям населения (а также людям, подвергшимся тем или иным видам насилия) не чувствовать себя психологически стигматизированными и инвалидизированными жертвами. Наделение клиентов необходимой для этого силой включает в себя шесть ключевых элементов: контроль и выбор, идентичность, участие и консультирование, технология, информация и ресурсы. Таким образом, личность при негативной дезинтеграции теряет самостоятельность, она легко подвержена влияниям извне, как положительным, так и отрицательным. И роль социального работника в этой ситуации - оказать позитивную поддержку, помочь личности, не дать ей подвергнуться негативным влияниям социальной среды (например, дурной компании), при этом, если психолог, психотерапевт занимается только с внутренними проблемами клиента, его личностным кризисом, то социальный работник уделяет больше внимания социальному аспекту негативной дезинтеграции личности и ее последствиям.

3.1. История основных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности

Социальная работа с кризисной личностью, с негативной дезинтеграцией личности в основном разработана в русле психотерапии.

Рассмотрим основные направления, методы, виды и формы социальной работы, направленной на интеграцию личности, на становление ее целостности на новом, более высоком уровне.

Фрейдизм - направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов , в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние.

Психоанализ вплотную занимается проблемами интеграции и дезинтеграции личности на основе представления об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение -- либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие “цензуру” сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п. Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизм с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлен у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-хгг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Это), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго).Две последние системы локализовались в слое “бессознательное”. Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид -- средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей.

Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности к которой индивид вынужден приспосабливаться несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью “защитных механизмов” -- вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Фрейд отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод “свободных ассоциаций” и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает “сила Я” пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в “обезвреженной” форме. Фрейд ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо, антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Фрейд, по существу, мистифицировал ее.

Интеграция понимается Юнгом как процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне интеграция есть такое состояние, когда все составляющие элементы, черты или качества действуют согласовано как единое целое. В частности, Юнг обозначал термином "интеграция" стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени, и динамики взаимодействия между функциями и установками сознания) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения).

Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как целостную систему.

Актуализация своих возможностей, т. е. открытие неизведанных сторон своей личности, интегрирование всех ее составляющих ведет, по Роджерсу к развитию полноценно функционирующего человека.

А Маслоу - яркий представитель данного направления также вплотную занимался проблемами интеграции - самоактуализации - как стремления человека стать все более тем, кем он способен стать.

3.2. Основные современные подходы к работе с негативной дезинтеграцией

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.