реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России

от 15 до 16 лет (не обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования) - по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административных округов города Мурманска;

от 16 до 18 лет (зарегистрированные в Мурманском городском центре занятости населения);

от 18 до 30 лет (особо нуждающиеся, имеющие стаж работы не более трех месяцев после окончания дневного отделения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и состоящие на учете в городском центре занятости).

Руководители муниципальных учреждений и унитарных предприятий города Мурманска выделяют один процент рабочих мест (от годовой численности работающих) для трудоустройства выпускников учреждений образования. Для остальных предприятий устанавливается квота рабочих мест для выпускников в соответствии с договорами, заключенными муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания молодежи». Заработная плата принятым молодым работникам при этом начисляется в соответствии с действующей тарифной сеткой с учетом районного коэффициента и полярных надбавок за счет средств городского бюджета. Центр социального обслуживания молодежи должен ежемесячно перечислять деньги организациям, с которыми заключены договоры, на компенсацию расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства молодежи.

Сотрудники Центра ведут учет направленных и принятых на работу молодых специалистов и контролируют своевременное предоставление организациями информации об увольнении работника. Руководители организаций и предприятий при приеме на работу оформляют документы на нового работника, в том числе в обязательном порядке - медицинский полис на срок действия договора. В случае увольнения несовершеннолетних работников по инициативе работодателя руководители организаций должны информировать Центр социального обслуживания молодежи, Федеральную инспекцию труда по Мурманской области и окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Интересный опыт социального обслуживания имеется в центре социально-психологической помощи молодежи «Шанс» (г. Тула). Здесь эффективно работают такие структурные подразделения (модули), как служба индивидуального консультирования, служба просвещения, школа общения (система групповых тренингов, направленных на коррекцию межличностных отношений), кабинет планирования карьеры, кабинет профдиагностики. Актуальные молодежные проблемы рассматриваются в лаборатории социологических исследований и изучения общественного мнения, методическую помощь специалистам оказывает учебно-методический кабинет. Инновационной формой социальной работы центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» является создание игротеки для детей клиентов микрорайона, где осуществляет деятельность это учреждение социального обслуживания молодежи. [59].

Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое.

Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр» города Саранска предоставляет молодым людям информацию о рынке труда, участвует в создании рабочих мест, трудоустройстве. Специалисты центра организуют стройотряды, проводят профориентацию среди молодежи и реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

В г. Оренбурге «Областная социально-психологическая служба молодежи» проводит социальную реабилитацию, экстренную психологическую помощь по телефону, психодиагностику, психокоррекцию, помощь детям-сиротам. [24].

Астраханская областная социальная служба молодежи развивает в своей работе следующие услуги: оказание бесплатной анонимной консультативной помощи, экстренной психологической помощи, организация работы с молодыми инвалидами, создание рабочих мест для подростков и молодежи, клубов «Молодая семья», развитие социальной работы с молодежью в районах области.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Деятельность подростково-молодежного клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направления. Они воплощаются на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебных занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества. [73].

Интересный опыт развития личностных ресурсов молодежи имеется в муниципальном социальном учреждении «Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи» г. Костромы. В его деятельности можно выделить следующие направления: работа со стабильным контингентом юношей и девушек в студиях и любительских объединениях; реализация молодежных городских программ; организация досуга молодежи в летний период.

Технология работы с молодежью на базе социального учреждения состоит из следующих этапов.

Первый этап - адаптационный. На данном этапе молодого человека знакомят с правилами, спецификой работы учреждения. Подробно информируют о деятельности студий на базе клуба и помогают определиться, какие из предлагаемых объединений наиболее соответствуют его интересам и потребностям. Юношам и девушкам предлагается в первые две недели посещать занятия всех, студий, где они знакомятся с педагогическим коллективом и членами клуба. Здесь создаются условия для реализации социальной активности, повышения образовательного уровня, развития специальных знаний и умений молодежи.

Второй этап - включение в жизнедеятельность клуба, которое осуществляется через следующие элементы: систему самоуправления и самодеятельности, партнерских отношений детей и взрослых; организацию взаимодействия с социальными службами, образовательными, досуговыми учреждениями. Большие возможности для самодеятельности подростков предоставляются в общеклубной работе. Она включает в себя мероприятия творческого, интеллектуального, спортивного характера; сборы клуба проходят не реже одного раза в месяц. Для занятости

юношей и девушек организуется работа «Клуба выходного дня», где в воскресенье они могут участвовать в социальной работе, сопровождая специалистов учреждения.

Третий этап социоклубной работы предполагает взаимодействие с другими организациями, объединениями, работающими с молодежью (например, ребята, занимающиеся в студии ролевых игр, приходят в общеобразовательные школы и проводят ситуационно-ролевые игры). Клуб организует и представляет открытые городские мероприятия: празднование Нового года, проведение Дней открытых дверей, а также социальных акций, концертов, спектаклей, которые показываются в учреждениях образования и учреждениях социального обслуживания населения.

Наиболее активные члены клуба входят в состав волонтерского объединения «РОСТОК», который эффективно работает по следующим направлениям:

первичная профилактика отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде;

проведение мероприятий и акций, направленных на повышение социальной активности молодежи;

разработка, осуществление и анализ психологических и социологических исследований;

организация работы по повышению правовой грамотности молодежи.

Учебно-познавательное направление деятельности социально-клубного учреждения реализуется с помощью программы «Школа социальных технологий», содержание которой направлено на развитие социальных навыков и умений.

Первый раздел программы представляет собой блок занятий, направленных на отработку навыков эффективного взаимодействия, развитие коммуникативных умений, организаторских способностей, овладение навыками работы с общественным мнением, средствами массовой информации, знакомство с игровыми технологиями. Здесь осуществляется мотивационно-ценностная ориентация молодежи на добровольческую деятельность.

Второй раздел включает специализированную подготовку, которая предполагает проведение занятий, способствующих формированию у старшеклассников и студентов специализированных знаний, умений и навыков. На данном этапе они осваивают и реализуют различные социальные технологии работы с молодежью. [60].

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов. Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов. Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.

Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки. В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека. Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

2.2 Региональный опыт социальной работы с молодежью

В Орловской области проживает более 213 тыс. граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 24% от общей численности населения. Треть из них - наиболее активная часть - являются членами разнообразных многочисленных молодежных объединений, клубов, групп, в том числе и неформальных. По состоянию на начало 2004 года управлением юстиции зарегистрировано около 40 молодежных и детских общественных объединений.

Ведущим субъектом государственной молодежной политики на территории области является управление по делам молодежи администрации Орловской области, а на муниципальном уровне - районные и городские отделы по делам молодежи, комитет по делам молодежи г. Орла. В целях повышения эффективности реализации государственной политики по работе с молодежью, взаимодействия государственных и общественных структур, организации работы на основе коллегиальности и единоначалия при управлении образована коллегия. Среди других субъектов, занимающихся решением вопросов социальной адаптации молодых граждан, можно выделить воссозданные на промышленных предприятиях советы молодых специалистов, а также советы студентов, аспирантов и молодых ученых в вузах и ссузах. В своей деятельности управление руководствуется, прежде всего, федеральной целевой программой «Молодежь России, и законом Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области». На основе этих документов реализуются программы «Молодежь Орловщины», «Социальная поддержка молодежи в Орловской области», «Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания», состоящие из ряда подпрограмм. [34]

Ежегодно в г. Орле проводятся Российские ярмарки молодежных инициатив и путевок, в которых участвует большинство регионов страны. В рамках данного мероприятия проводятся совещания Государственного Комитета молодежи РФ с руководителями государственных органов по делам молодежи по вопросам организации летнего отдыха, молодежного досуга.

Отделом по молодежной политике управления был разработан проект областной комплексной программы «Молодежь Орловщины 2001-2005 годы», состоящей из ряда подпрограмм, таких как «Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи», «Социальная поддержка молодых семей», «Пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей», «Поддержка сельской молодежи», «Содействие занятости молодежи», «Поддержка молодежных общественных объединений», «Поддержка студенческой и учащейся молодежи», «Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде», «Поддержка талантливой творческой молодежи», «Развитие молодежного туризма и летнего отдыха» и других.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную молодежную политику на уровне региона:

1) Областная целевая комплексная программа «Молодежь Орловщины (2006-2010 гг.);

2) Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.;

3) Областная целевая комплексная программа «Обеспечение жильем молодых семей» (2006-2010 гг.);

4) Закон Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области №32-ОЗ от 21.04.1997 г. (в редакции от 30.05.2006 г.);

5) Закон Орловской области «О государственной поддержке общественных объединений в Орловской области» №429-ОЗ от 08.09.2004 г. (в редакции от 20.12.2006 г.).

Областная целевая комплексная программа «Молодежь Орловщины (2006-2010 гг.) носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс самореализации молодых граждан в условиях современного рынка. Программой определены 13 основных направлений деятельности органов исполнительной власти по делам молодежи:

1) Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи.

Сегодня в области действует 14 молодежных центров и 19 клубов, находящихся на балансе муниципалитетов. Основным социальным молодежным учреждением области является ГУ «Центр молодежи «Полет». Крупные молодежные центры действуют в Урицком районе, в гг. Ливны, Дмитровск, Новосильском и Покровском районах. На базе центров действует в общей сложности более 200 секций и консультационно - методических служб.

2) Социальная поддержка молодых семей.

В реализации данного направления определены два основных вектора деятельности. Первый - проведение цикла мероприятий по пропаганде института семьи среди учащейся и студенческой молодежи, социологические опросы, спортивные семейный праздники, акции и фестивали. Второй - оказание помощи неблагополучным семьям, которое включает в себя оказание практической помощи в решении семейно-бытовых проблем; работу с категориями особо неблагополучных семей; реализацию комплекса профилактических мероприятий и распространение профилактической литературы.

На сегодняшний день в Орловской области насчитывается 1685 неблагополучных молодых семей в возрасте до 30 лет, находящихся на особом учете в муниципалитетах. Анализ положения молодых семей в области свидетельствует о растущей популярности института семьи среди молодежи в целом. Тем не менее, сохраняется тенденция роста числа разводов в первые годы совместной жизни, причинами которых выступают: уровень доходов членов семьи, их занятость, жилищная проблема, низкая информированность молодых людей в вопросах семейных отношений.

3) Пути решения жилищной проблемы для молодежи.

Подпрограмма «Жилье для молодой семьи» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. №638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Главная задача данной подпрограммы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Орловской области.

4) Содействие занятости молодежи.

Работа по организации трудовой занятости молодых граждан осуществляется через создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий труда молодых граждан.

5) Гражданско-патриотическое воспитание и нравственное становление молодежи.

При реализации данного направления используется положительный опыт Орловской области в вопросах организации работы с призывной молодежью, организации шефства над воинскими частями. Организуются торжественные проводы призывников в подшефные соединения Российской армии и флота, встречи с ветеранами ВОВ, районные Дни призывника, областной фестиваль патриотической песни «Солдаты Победы», проводится межрегиональный конкурс для допризывной молодежи «Державы российской орлы». На протяжении многих лет весной и летом проводятся финалы военно-спортивных игр «Орленок», «Зарница».

Немалую воспитательную и практическую роль в подготовке к военной службе играет деятельность Центра поисковых отрядов «Самолет». Летний профилактический военно-спортивный палаточный лагерь «Разведчик ВДВ» на протяжении ряда лет, основываясь на уникальной методике работы с асоциальными подростками, способствует подготовке юношей к службе в рядах ВДВ РФ.

Созданная в области система работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи позволила не только сохранить традиции духовного воспитания подрастающего поколения, но и послужила определенным барьером для проникновения и развития в молодежной среде ряда асоциальных тенденций: неонацизма, экстремизма, классовой и национальной разобщенности.

6) Поддержка молодежных общественных объединений.

На территории области сегодня действует 211 общественных молодежных объединений общей численностью около 70 тысяч человек, что составляет 30% от общего числа молодежи. Коллегиальным совещательным органом общественных объединений является Ассоциация общественных молодежных и детских объединений Орловской области «Круглый стол». В ее состав входят более 30 крупнейших общественных организаций: Российский Союз Молодежи, детская общественная организация Орловской области «Орловская областная пионерская организация «Орлята», «Разведчик ВДВ», «Союз молодых казаков», «Орловский областной фонд поддержки молодых дарований», «Межвузовское студенческое содружество», «Студенческий социологический клуб «Логос», Ассоциация юных лидеров и др. Общественные организации реализуют систему более чем из 40 программ социальной поддержки молодых граждан.

7) Поддержка студенческой и учащейся молодежи.

Реализацию данного направления работы обеспечивают специалисты-координаторы в учебных заведениях г. Орла и области. Ведется интенсивная деятельность по исследованию процессов, происходящих в студенческой среде. Активно развивается движение педагогических отрядов, насчитывающих в настоящее время более 1200 человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.