реферат бесплатно, курсовые работы
 

Диагностика проблем социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас

Начиная с 1998 года, прекращено действие программ жилищного, полностью бесплатного, как требует Закон, обеспечения бывших и действующих военнослужащих жильем и введена в действие Президентская программа "Государственные жилищные сертификаты", предусматривающая использование личных средств военнослужащих для приобретения жилья.

Программой предусмотрено обеспечить жильем в течение 1998-2002 годов 210 тыс. семей данной категории населения (включая 160 тыс. ранее уволенных с военной службы). Ежегодно безвозмездные субсидии в виде жилищных сертификатов должны предоставляться 42 тыс. граждан.

Однако, Минфином России за 1998-1999 годы было выпущено только 29104 сертификата на сумму 4,7 млрд. рублей или в 2,9 раза меньше, чем было предусмотрено Программой (84 тыс. сертификатов). В 1999 году финансовая обеспеченность Программы составила лишь треть от выделенного на эти цели в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год". Всего за 2 первых года реализации Программы Минфином России было оплачено только 21900 жилищных сертификатов.

Длительное время Госстроем России не было определено количество военнослужащих, увольняемых в запас или в отставку, и Сложившееся положение, судя по выводам проверки Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, во многом, было предопределено неудовлетворительным руководством реализацией Программы со стороны Госстроя России, а число граждан, ранее уволенных с военной службы и изъявивших желание стать участниками Программы. Без учета этих данных, соответственно, с большими издержками осуществлено распределение сертификатов по заинтересованным министерствам и ведомствам, но особенно -- в регионы Российской Федерации.

За 1998-1999 г.г. для регионов Минфином России выпущен лишь 8471 сертификат на сумму 1,5 млрд. рублей или 16% от объема, предусмотренного Программой. Приобретено по сертификатам всего 3875 квартир стоимостью 583.2 млн. рублей (47% выданных сертификатов).

Острота ситуации с обеспечением жильем семей уволенных в запас и в отставку кадровых военнослужащих подтверждается и результатами социологического исследования, проведенного в 6 регионах страны.

Отдельной квартирой со всеми удобствами или отдельным домом обладает 65% респондентов, остальные, по существу, являются бесквартирными. В то же время, буквально единицы, что можно объяснить и несовершенством проводимого опроса, столкнулись, с системой жилищных сертификатов.

Полученные статистические сведения из регионов, и результаты анкетного опроса дают одинаковый ответ на вопрос, где желали бы бесквартирные граждане, уволенные с военной службы, и их семьи получить жилье: 61,1% таких семей изъявили желание поселиться только в областных, краевых или республиканских центрах. Лишь 1,5% -. по статсведениям из регионов и 3,7%. -- по итогам анкетного опроса (что находится в границах допускаемой погрешности социологических исследований) желали бы получить жильё в сельской местности. Это свидетельствует о недостаточной организаторской и разъяснительной работе в пользу развития фермерства и привлечения в село дополнительных рабочих рук.

На состоявшемся 22 февраля 2000 г. заседании коллегии Госстроя России критически проанализировано состояние дел в области реального выполнения Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", которая является основным инструментом решения проблемы жилья для увольняемых и уволенных с военной службы военнослужащих и их семей. Обращено внимание на необходимость более активного использования возможностей Программы для финансирования завершения строительства жилых домов высокой степени готовности, расширения круга ее участников, более аргументированного определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра обшей площади строящегося (покупаемого), жилья. Выражена обеспокоенность, что, положение усугублялось и в 2000 году: возможности, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год, позволят выпустить для уволенных граждан только примерно 3,8 тыс. новых сертификатов при первоначальном замысле -- 42 тысячи. Ситуация усугубится, если не будут выделены дополнительные средства на выпуск сертификатов для сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, увольняемых и уволенных со службы в указанных органах и учреждениях (это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 825).

Учитывая продолжающееся реформирование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, связанное с массовым увольнением в запас и в отставку, проблема жилья для увольняемых и уволенных кадровых военнослужащих и в ближайшие годы по-прежнему будет носить обостренный характер. Не ликвидировав задолженность по жилищным сертификатам за 1998-1999 годы, невозможно в установленные сроки выполнить итоговую задачу -- к 2003 году обеспечить с использованием сертификатов квартирами 210 тыс. семей. Одновременно - необходимо усилить контроль за целевым использованием в регионах федеральных инвестиций.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической работы с военнослужащими, уволенными в запас и их семьями

2.1 Характеристика состояния военно-патриотического воспитания в г. Славгороде и вариант решения этой проблемы с помощью военнослужащих уволенных в запас

Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас - это не узкий вопрос, а широкий спектр организационных, профессиональных, финансовых, психологических, социально-психологических и других аспектов, касающихся как обыденной жизни, работы, так и духовной сферы человека.

Для социальной адаптации бывших военнослужащих в г. Славгороде под руководством Совета ветеранов г. Славгорода были объединены усилия Славгородского филиала краевого кризисного Центра для мужчин, Военного комиссариата, Администрации г. Славгорода, Комитета социальной защиты населения, Центра трудоустройства и занятости населения, Центра социальной помощи семье и детям. Для разработки было определено делать упор на аспекты, касающиеся обыденной жизни, работы и духовной сферы.

Администрацию г. Славгорода беспокоил и беспокоит уровень нравственного и патриотического развития молодежи города, чему способствует недостаточно высокий уровень воспитательной работы в школах города, недостаточное количество и односторонность деятельности досуговых организаций, низкий культурный уровень любимого места сбора городской молодежи - клуба «Катастрофа». Беспокоил Администрацию г. Славгорода и Совет ветеранов и довольно высокий уровень криминогенности в среде молодежи из малообеспеченных слоев населения (по данным инспекции по делам несовершеннолетних). Незанятость зачастую приводит к началу раннего употребления табачных изделий, алкоголизма, наркотиков и в итоге, к подростковой преступности.

Резкое снижение военно-патриотического воспитания в конце 80-х - начале 90-х годов вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе, привело к росту нежелающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента. У молодых людей снизилось чувство личной гражданской ответственности перед обществом, перед Родиной. Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодёжи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни. Но в последние годы, в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооруженных Сил появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии.

Органами государственной власти принят ряд основополагающих документов. Среди них Государственная Федеральная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001 - 2005 г.г., Военная доктрина РФ, Национальная доктрина образования. В этой программе впервые подчеркивается необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей ее содержанию системы патриотического воспитания россиян. Завершается работа над проектом концепции «Патриотическое воспитание граждан России». Т.е. воспитание патриотических чувств сегодня - это социальная потребность российского общества и основным институтом патриотического воспитания является система образования.

Государство стало больше внимания уделять Вооруженным Силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним.

Все сказанное побудило Совет депутатов города принять решение о повышении в школах города уровня военно-патриотического воспитания. Усилий учителей-предметников, даже при высоком профессионализме явно недостаточно для того, чтобы в военно-патриотическом воспитании были видны заметные успехи. Кроме того, военно-патриотическое воспитание достигает цели, когда его методы у молодежи вызывают интерес. Именно через интерес ребятам прививаются высокие нравственные и патриотические качества

По решению Совета депутатов к работе по этому направлению были привлечены и усилия городской Молодежной думы. В работе с молодежью города военно-патриотическое воспитание были признано ведущим направлением. Было учтено и то, что отставные военнослужащие - реальные носители патриотических начал.

В итоге, под крылом Совета ветеранов города была создана общественная организация - «Русич» - клуб военнослужащих, уволенных в запас, с определенными задачами и функциями, учитывающими особенности военнослужащих, их ответственность и добросовестность, дисциплинированность и надежность, сознание долга и чувство ответственности.

Запросив и получив сведения из Военного комиссариата, председатель Совета ветеранов пригласил каждого из офицеров, ушедших в запас на протяжении последнего года для индивидуального собеседования. В результате собеседований был организован «Русич». Первоначально в состав клуба вошло семь человек, затем, по рекомендации членов клуба добавилось еще пять человек. Основными задачами клуба «Русич» было обозначено:

социально-психологическая поддержка военнослужащих, уволенных в запас и их семей;

участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи в г. Славгороде;

воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечества и его вооруженной защите;

изучение истории и культуры Отечества и родного края;

участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти Защитников Отечества;

передача и развитие лучших традиций российского воинства;

противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;

физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни; участие в подготовке граждан к военной службе.

Руководством к действию для клуба «Русич» явились Федеральные Законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «О воинской обязанности и воинской службе», Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) и Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

Два месяца спустя после образования клуба военнослужащих запаса «Русич», специалистами клуба на базе общеобразовательной школы №1 был организован детско-юношеский центр «Резерв».

Почему для разработки проекта была определена именно школа №1? В школе есть музей боевой славы, который играет важную роль в воспитании патриотических чувств. Вокруг музея сплочены и дети, и взрослые, представители разных поколений, а память передается от отца к сыну, от деда к внуку. Есть в школе и комплексный краеведческий музей, изучающий историю и культуру города, т.е. малой родины», с которой связана жизнь, судьба и семейные ценности ребят.

Образование музеев связано с тем, что в школе очень сильный состав учителей - историков и щедрый меценат - предприниматель В.Г. Волков, обучавшийся раньше в этой школе и прошедший школу Афганистана.

Преподаватель ОБЖ - офицер в отставке, сумел наладить взаимодействие с военкоматом, ОВД, спортивным комитетом. Ныне же он вошел в состав общественного объединения, клуба военнослужащих запаса «Русич».

Всё вышесказанное и позволяет придать работе образованного на базе школы детско-юношескому центру «Резерв» системный и плановый характер.

Еще одним аргументом для создания детско-юношеского центра на базе школы был пункт в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.) - «предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях…».

Практическая часть нашего дипломного исследования была выполнена на базе этого общественного объединения - клуба военнослужащих запаса «Русич» при помощи и поддержке Славгородского филиала краевого кризисного центра для мужчин.

Предварительно, перед проведением экспериментального исследования была изучена учебная, научно-популярная, методическая и исследовательская литература по предложенной теме и определена последовательность действий:

диагностическое исследование;

обработка результатов исследования;

разработка программы работы детско-юношеского центра «Резерв» и определение направлений работы социального педагога с клубом военнослужащих запаса «Русич»;

деятельность социального педагога по решению возникающих проблем;

повторное диагностирование и анализ изменений в результате работы с клубом военнослужащих запаса, их семьями и детско-юношеским центром «Резерв» при школе №1.

2.2 Диагностика проблем социальной адаптации членов клуба военнослужащих запаса «Русич» и их семей. Обработка результатов исследования

Диагностика проблем военнослужащих запаса - это психологическая проблема.

Проблема диагностики рассматривается на трех уровнях.

Первый уровень - теоретический, предлагает определение концепции проблем, выяснение вопроса о том, что важно и необходимо для их решения.

Второй уровень - методический, разработка с помощью методик позволяющих идентифицировать проблемы.

Третий уровень - организационный, позволяющий решать возникающие проблемы.

Диагностика становится не каким-то внешним предшествующим практической деятельности действием и не способом контроля его эффективности, а необходимой составной частью всего процесса действий.

Важную функцию в диагностическом процессе выполняют специальные занятия по психологической коррекции, коррекции стрессоустойчивости, как взрослых членов семей военнослужащих запаса, так и их детей с применением популярных техник медитации, техник аутогенной медитации, специальных дыхательных упражнений. При необходимости, производится коррекция отношений между родителями и детьми в семьях военнослужащих запаса для чего изучается типовое состояние семей.

Занятия проводятся регулярно в течение длительного времени.

Нам, несомненно, важно обратиться к действительности, имея багаж средств и возможностей, накопленный в процессе развития социальной педагогики как науки.

Вопрос в том, как выявить проблемы и как помогать в их решении. В любом случае мы определяем функции, подлежащие оценке, и, собрав все необходимые сведения, приступаем к реализации организационного уровня, позволяющего на практике решать возникающие проблемы.

Параметры, по которым проводилось диагностирование членов клуба «Русич» и их семей:

Изучение личностных особенностей;

Типовое состояние семьи

Здоровье (соматическое, психическое, личностное).

Для выявления проблем были предложены методики:

опросник социально-коммуникативной компетентности (СКК) (приложение 2); Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.: ТЦ Чфера, 2002.-С.452-460

тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (ОСО) (приложение 3); Овчарова Р.В. Указ соч.-С.446-452

валеологическая анкета для родителей семей военнослужащих (приложение 4);

валеологическая анкета для детей из этих семей (приложение 5); Овчарова Р.В. Указ соч.С. 187-194

типовое состояние семьи (приложение 6); ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-С.176-192

методики определения стрессоустойчивости (приложение 7) Тихонова Н. Стрессоустойчивы ли вы // Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.59-60, Ладанов И.Д. Управление стрессом.-М.: Профиздат,1989.-С.97-100

Обследовалось 24 человека (члены клуба военнослужащих уволенных в запас и их жены. Дети были продиагностированы отдельно).

С помощью опросника социально-коммуникативной компетентности (СКС) исследовалась социально коммуникативная компетентность личности. Под ней понимается способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Этот вид компетентности формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в деятельность. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в социальных ситуациях; 2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; 3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия; 4) особую роль играет умение поставить себя на место другого человека (идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия) и предвидеть и прогнозировать поведение других и свое собственное в процессе общения (социальная интуиция и социальная рефлексия).

С точки зрения гуманистической концепции социально-коммуникативной компетентности, на которой построена данная методика, помехами общения, снижающими его эффективность, являются социально-коммуникативная неуклюжесть, нетерпимость к неопределенности, чрезмерный конформизм, повышенное стремление к превосходству над другими людьми, преобладания мотивации избегания неудач и низкий порог чувствительности к блокировке потребностей, стремлений и желаний, повышенная нетерпимость в общении (фрустрационная нетолерантность).

Информация о личности в социальном мире, полученная с помощью этой методики, помогла составить полное представление о предмете социально-педагогической диагностики.

Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным моделью структуры самоотношения. Он измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого. Его самоуважение, аутосимпатию, ожидание положительного интереса от других, самоинтерес.

Опросник измеряет также выраженность установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого - это самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самопоследовательность, самообвинение, самоинтерес, самопонимание.

Использованные методики позволили провести не только количественный, но и качественный анализ проблем взаимодействия членов клуба военнослужащих запаса «Русич».

В целом результаты тестов СКК и ОСО показали достаточно высокий уровень социальной зрелости членов клуба, что и неудивительно, люди прошли достаточно сложную жизненную школу, у подавляющего большинства членов клуба сформировано относительно устойчивое представление о себе как цельной, отличной от других личности.

Уровень социальной компетентности личности во многом связан с успешностью ее социально - психологической адаптации и взаимодействия со средой. С этим у диагностируемых пока еще не совсем сложились определенные отношения.

Данное исследование позволило обозначить проблемные зоны в адаптации членов клуба, офицеров, уволенных в запас, к условиям социума. Отмечается стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся обстоятельств, повышенный уровень тревожности. Присутствуют элементы пассивного восприятия мира. Следовательно, диагностируемые нуждаются в позитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию. Следует отметить, что адаптивность женщин гораздо выше адаптивности мужчин.

Анализ дезадаптивных сфер указывает на взаимосвязь военной специальности, длительность и сложность военной деятельности и конфликтной проблематики. Наиболее актуальными в плане проведения соответствующей психологической работы следует назвать проблемы формирования уверенности в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, построение дальнейшей жизненной перспективы и профессионального гражданского самоопределения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.