реферат бесплатно, курсовые работы
 

Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нрав-ственных ориентиров, нравственной позиции.

Речь идет о формировании главного стержня, опреде-ляющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих дей-ствий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.

В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.

Волевые качества -- это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою по-зицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может приве-сти его под влияние другого, нередко социально - негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек впол-не может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития лично-стных качеств человека определяет направленность его волевой активности.

В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляю-щего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стиму-лирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.

Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:

- не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;

- воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;

- не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей;

- не наказывать ребенка хладнокровно, безжалост-но, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.

В-седьмых, недопущение приобщения детей и подрост-ков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

Значительная часть проступков со стороны подрост-ков и юношества совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разруше-нию организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой -- их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркома-на к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства по-степенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все же наиболее действенным средством выс-тупает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.

В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Важнейшая задача воспитания -- подготовить челове-ка к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом пла-не не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педа-гоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упу-щения в педагогической деятельности преподавателя до-рого обходятся их воспитанникам.

В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем -- коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.

Учитель, как воспитатель образовательного учрежде-ния имеет возможность влиять на воспитанника не толь-ко непосредственно, но и опосредованно: через препода-ваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.

Путями усиления воспитательной роли образователь-ного учреждения выступают:

- повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;

- создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;

- побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, росту своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

- создание при образовательных учреждениях соци-альной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведе-ния, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

- развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образова-тельного учреждения.

Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по ме-сту жительства в предупреждении и преодолении девиант-ного поведения детей и подростков

Единство семьи и школы объединяет и усиливает вос-питательное влияние на детей и подростков. С этой це-лью практикуется:

организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительс-кий семинар);

повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

* создание попечительских родительских организа-ций при образовательном учреждении; приобщение родителей к активному участию в ме-роприятиях класса, школы;

* посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут уче-ники);

* помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.

Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его раз-вития, воспитания

Значительное влияние на развитие, воспитание ребен-ка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.

Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из ко-торых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные воз-можности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный харак-тер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспи-тателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллек-тивы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окруже-нии от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечи-вать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.

Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.

При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.

Повышение роли специальных учреждений по пере, воспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

К настоящему времени имеются различные специализированные учреждения, в которых проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно - досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы с воспитанниками самих родителей.

Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жительства (например, «Форпост» С.Т. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров пока не-много. Создаются они и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия кулътурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.

Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детско-го и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реаби-литации жертв насилия, социальной виктимологии.

Анализ причин девиантного поведения детей и подро-стков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети цен-тров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.

Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному его развитию, а в последующем нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы таких центров необходимо следующее:

- собственно центры, работающие по определенным направлениям, в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

- подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогическо-го направлений, специалисты, способные обеспе-чить комплексную диагностику ребенка. Диагнос-тика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л. С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивает-ся индивидуальное развитие и коррекция;

- техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифициро-ванной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добить-ся оптимального результата;

- широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррек-ции и их возможностях. Это позволит своевремен-но, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для пе-дагогической коррекции;

- взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.

Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы на ра-боту с различными категориями детей, нуждающихся в пе-дагогической реабилитации, -- восстановлении утрачен-ного опыта общения, поведения, профессиональной дея-тельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определе-ния методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают педагогические пробле-мы работы с жертвами насилия. Их в современных услови-ях, к сожалению, много. В международной практике имеет-ся опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, по-является такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших растет, и потому растет необходимость развития специаль-ной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических разработок и накопления практического опыта.

Усиливается алкоголизация и наркоманизация молоде-жи. Данный факт также требует открытия специальных цен-тров медико-социально-педагогического характера. В таких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующий зарубежный опыт. Необходимо создание специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, завершивших свой срок нахождения в специальных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Нужда в таких цен-трах велика и потому, что подростки чаще всего возвра-щаются в прежнюю среду, что может обернуться для бывших осужденных самыми негативными последствиями. Адаптация в реабилитационном центре, при участии квалифицированных специалистов помогла бы такому подростку в этот исключительно сложный для него критический период обрести уверенность в себе, найти сферы самореализации и таким образом вернуть возможность нормальной жизнедеятельности.

Для прибывших из мест заключения нужна, помощь адаптации, и помощь в трудоустройстве, иначе человек окажется в исключительно сложной ситуации, побуждающей его вернуться на прежний путь. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях растущей безработицы.

Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния

Бесспорна роль средств массовой информации в форми-ровании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплано-вую информацию, но -- без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалис-тов, да и сама жизнь свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропа-гандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого биз-неса. Такого рода информация бесконтрольно демонстри-руется на всех каналах телевидения, представлена в огром-ном количестве видеокассет. Все это постепенно формирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих твердых нравственных устоев, выступает, как уже отмечалось, свое-го рода учебным пособием по криминальной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезной информации для разви-тия детей и подростков, безусловно имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возраста-ет роль родителей в управлении процессом общения ре-бенка с телевидением. Педагогически целесообразное ру-ководство поможет разностороннему развитию детей и подростков и, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.

Издается сегодня и множество полезной печатной про-дукции, которая также может активно использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и подростков, уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.

Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, является по международному опыту, создание общественного центра контроля за нрав-ственной направленностью деятельности средств массовой информации. Такой общественный орган мог бы способ-ствовать повышению воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предла-гают на всю Россию, для всей российской молодежи.

Каждому человеку присущи свои информационные по-требности, свои запросы к виду, качеству, объему информа-ции. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации лично-сти. Существует понятие -- информационно-педагогичес-кая культура человека. Оно является показателем воспитан-ности человека, его отношения к СМИ как источнику идей и сведений, которые целесообразно использовать в процес-се самообразования и самовоспитания.

В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в опреде-ленной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предла-гают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.

Приобщение детей и подростков к участию в пози-тивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.)

Такие центры создаются в городах. Очень многие из них открываются как общественные, негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения.

Следует, однако, иметь в виду, что имеют место и такие организации, центры, которые предусматривают чи-сто коммерческие цели, далеко не всегда учитывающие особенности детей и подростков, пренебрегают нравственным аспектом их воспитания. В этом случае послед-ствия деятельности центров могут быть негативными. Важно оградить детей от участия в них.

Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Данное направление нами уже рассматривалось. Сле-дует подчеркнуть, что активизация самовоспитания молодежи -- дело не только семьи, но и образовательных уч-реждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию и исправлению. Включе-ние объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действен-ность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования. Действенность самовоспитания человека в преодоле-нии своего негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки). См.: Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. М. 1995.

§ 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения

Как быть в отношении тех девиантов, которые уже ста-ли алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Оче-видно, что использование уголовного наказания в отноше-нии гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической и социальной помощи.

Исправительно-трудовая система (тюрьмы, след-ственные изоляторы и колонии) имеет целью наказание и исправление осужденных. Но тюрьма не столько ис-правляет, сколько карает человека, порой на весь остаток его жизни на свободе.

Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школой, где завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немоти-вированным. Молодой человек, как правило, хочет соот-ветствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои соци-альные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни не может этого сделать. Нали-чие девиантной группы определяет и прививает склонно-сти облегчает пути к совершению противоправных и амо-ральных действий, обеспечивает психологический ком-форт за участие в них, уменьшает эффективность способов социального контроля.

К основным факторам социального контроля можно отнести следующие:

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведе-ния. Основным средством социального контроля призва-но стать удовлетворение здоровых потребностей и инте-ресов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое, другие виды творчества могут слу-жить серьезной альтернативой разным формам противо-правного и аморального поведения. Эффективность пре-дупреждения правонарушений достигается не столько временным подавлением девиантного поведения, сколь-ко его постоянным вытеснением социально одобряемым и полезным поведением.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздей-ствия. Лишение свободы приводит личность к социаль-ной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо со-кращение сроков лишения свободы, отсрочка исполне-ния приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социаль-ной помощи, включающей государственные, обществен-ные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы «анонимных» алкоголиков, наркоманов, лиц, освобожденных из мест лише-ния свободы).

4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духов-ных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жиз-ни -- важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и ад-министративного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содер-жащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса.

6. Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование сред-ствами массовой информации, учебными и просвети-тельскими организациями более терпимого отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и пр.).

Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительных органов, особенно специализирую-щихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей - наркологов и социальных работников - всех тех, кто уже сегодня работает с девиантами.

Заключение

Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд законодательных программ и правовых документов, таких как «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.1994 г.), Закон «Об образовании» и др., но, к сожалению, эти программы в большинстве своем не эффективны или вообще не работают из-за отсутствия средств.

В организации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.

Есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно не только развиваться этому направлению работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением, но и укрепят всю систему социальной защиты. Исследования в этой области необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования в области подростковой социологии могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть исканий подростков, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой подростковая субкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современных подростков.

Список используемой литературы

1. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. - М.: Изд. центр «Академия»,2002.

2. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.

3. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9.

4. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.

5. Гилинский Я. И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.

6. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998.

7. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правона-рушителей // Социс. 1989. № 5. С.61.

8. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.

9. Энциклопедия социальной работы. том 3.М.1994.

10. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.

11. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.