реферат бесплатно, курсовые работы
 

Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен

Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен

Содержание

Введение

Глава I. Российская благотворительность и генезис благотворительной деятельности

1.1 Благотворительность: анализ понятийного аппарата

1.2 История благотворительности с древнейших времен до XIX века

1.3 История благотворительности в XIX - 90 года XX веках

Глава II. Благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России

2.1 Благотворительность на современном этапе

2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России

2.3 Перспективы развития благотворительности в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность.

История благотворительности в России становиться в последнее время объектом интенсивного изучения не только историками, но и социологами, психологами, юристами, а так же исследователями других гуманитарных наук. Причин такого изучения можно выделить несколько.

Во-первых, обострение многих социальных проблем в стране, в некоторых чертах сходных с ситуацией в начале ХХ века. Экономические реформы привели к резкому социальному расслоению, к росту числа людей проживающих за чертой бедности, появлению нищенства. Распад СССР и последующие конфликты на его окраинах породили потоки беженцев и мигрантов, увеличилось число осиротевших семей. Упадок системы детского досуга и отдыха, обострившиеся в результате проблемы наркомании и алкоголизма, вызвали увеличение числа беспризорных детей.

Во-вторых, сегодня вследствие системного кризиса в социальной практике происходят крупные нарушения социальных, экономических прав и свобод граждан, снижается уровень жизни, идет дискриминация по национальным, религиозным и другим признакам. Государственные структуры не в состоянии справиться с растущим потоком социальных проблем, вести эффективную социальную политику. В этой ситуации возникают самостоятельные негосударственные структуры, берущие на себя заботу нуждающихся людях. Процесс формирования в современной России новой системы помощи и защиты набирает силу. Следует отметить развитие не только государственных структур, но и частных благотворителей, а так же возрождение института церкви. В государстве насчитывается несколько тысяч различных объединений.

В-третьих, опыт организации взаимодействия государственных, общественных и частных форм поддержки нуждающихся в разные периоды истории России может быть полезен при подготовке новых работников в социальной сфере.

В связи с этим актуально научное познание и теоретическое осмысление богатого опыта общественного призрения и благотворительности, деятельности отечественных предпринимателей, традиционных норм поведения, мышления, «ценностных» ориентации и представлений, которые вырабатывались нацией веками.

Нельзя оставить без внимания то, что поиск новой стратегии развития общества стоит перед проблемой адаптации и совместимости традиционных ценностей российского менталитета и этики новых рыночных отношений. Споры о новом особенном пути развития России заставляют изучать ее прошлое, в нем находить ответы на современные вопросы, технологии работы с нуждающимися с учетом российской ментальности. Историческое осмысление социальной работы до настоящего времени не получает своего должного отражения. Авторы многих исследований в этой области ограничиваются, определенными временными рамками, конкретным направлением (например, исследование, посвященное благотворительной деятельности династии Романовых) Матвеева Н.А. благотворительность семьи Романовых - М., изд-во МГОУ, 2004г., 81 стр., формам благотворительности (например, церковно-монастырское призрение), или исследованиями в конкретных регионах страны, Благотворительность: история и возрождение: материалы НПК - Пермь. что не позволяет комплексно видеть процесс ее развития. В наши дни актуальным является изучение процесса становления государственной системы общественного призрения, исторического опыта решения социальных проблем властными структурами, а так же изучение современных форм благотворительной деятельности.

Развитие благотворительной деятельности и современные ее аспекты, как любая другая социальная проблема не могла остаться без внимания теоретиков - исследователей различных гуманитарных дисциплин.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на специфичность темы, в ходе работы над курсовым проектом нами были обнаружены в научной литературе различные статьи и работы, посвященные, проблеме благотворительности. Следует отметить противоположность взглядов ученых и исследователей на проблему благотворительности.

С религиозной позиции рассматривали благотворительность такие авторы как М. Ван-Путерей, А. Забелин В. Ключевский, И. Петропавловский.

С атеистических позиций с резкой критикой благотворительной деятельности выступали К.Маркс, Ф. Энгельс, П.Лафарг, они считали, что смена экономического строя приведет к тому, что нищих не будет вообще и, следовательно, благотворительная деятельность станет ненужной.

Ряд крупных работ Е. Максимов, П. Лыкошин, посвящены истории развития благотворительности с древнейших времен и до второй половины XIX века и служат основой для многих современников.

После октябрьской революции благотворительность не рассматривалась в трудах ученых и историков, и только в 90-е годах XX столетия стали предприниматься попытки восстановить историю дореволюционной социальной политики. Этим занимались такие ученые как П.И. Нещеретний, Л.А. Темникова, М.М. Сухоруков, М.В. Фирсов.

В настоящий момент существует ряд эмпирических исследований, проводимых с целью изучения отношения населения к благотворительности. В одном из таких исследований, проводимого целым коллективом авторов - И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности» И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности в России». - М., 2001. - 48 стр. представлена полная статистика по крупнейшим городам России, а так же результаты социологического опроса Россиян на тему первоочередности оказания помощи нуждающимся.

В своей работе мы используем книги, в основном, рассматривающие историю благотворительности в России Фирсов М.В. в «Антологии социальной работы» Фирсов М.В. Антология социальной работы. - М., «СВАРОГЪ - НВФ СПТ», 1994 г. В 5Т. Т.1 - 298С. в одном из томов целиком посвященном истории социальной работы в России, рассматривает не только частную благотворительность, но и благотворительность отдельных организаций. Темникова Л.А. так же в своей книге «Благотворительность в контексте духовного развития общества» Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга, КГПУ - 1996г. - 94с. анализирует историю и теорию благотворительности. Так же историей благотворительности, с различных ее аспектов занимались такие авторы как Матвеева Н.А «Благотворительность семьи Романовых» Матвеева Н.А. благотворительность семьи Романовых - М., изд-во МГОУ, 2004г., 81 стр.; Бобровиков В.Г. в своей работе «Благотворительность и призрение в России» Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград, Волг ГТУ - 2000г., 208С. анализирует исторические аспекты благотворительности, в частности благотворительность частных лиц.

Интересен так же ряд изданий, посвященных истории благотворительности в отдельных регионах: Сборник статей Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник научных статей и материалов. Ставрополь, Ставрополь сервис-школа, 1998г., - 342С., посвященный благотворительной деятельности различных учреждений, и частных лиц (купцов и виноделов) до 1917 года на Северном Кавказе, представляет интерес не только для социальной работы, но и политологии, так как Северный Кавказ один из проблематичных регионов нашей страны. Подобные исследовательские работы проводились в различных городах России (Перми, Владивостоке).

Имеется так же ряд работ, посвященных правовым методологическим основам благотворительной деятельности Благотворительность в современной России: законодательство, методология, практика. Псков - изд-во АНО «Центр соц. проектирования - Вознаграждение», 2003г., - 256С, что на наш взгляд не менее важно при изучении современного состояния благотворительной деятельности в нашей стране.

В последние годы возрастает интерес к работе различных зарубежных и отечественных фондов и доноров в России, данной тематике посвящена работа Бахмина В.И. «О фондах России» Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004. -160С., в которой он так же приводит правовые аспекты работы фондов и доноров.

Следует отметить, что благотворительность в литературе рассматривается не только как исторический, культурный, социальный феномен, но и как экономический, сборник научных статей Благотворительность в России как социальный институт: история, становление, развитие. СПб: «Лики России», 2003г., - 635С., посвященный данной теме, подробно описывает деятельность благотворителей с экономической позиции.

Особый интерес на наш взгляд представляет собой работа Ярской В.Н. «Благотворительность и милосердие» Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие.- С. «Поволж. Фил. Рос. Учеб. центра», 1997 г. - 224с. посвященная истории развития благотворительной деятельности в мировом масштабе, в которой так же имеются отдельные сведения и о России. Власов П.В. в своем труде «Благотворительность и милосердие в России» Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М: «ЦентрПолиграф», 2001г. - 443 уделяет большое внимание оценке благотворительной деятельности в тот или иной период, основываясь на исторических фактах, что так же ценно для нашего проекта.

Из проделанного анализа литературы можно сделать вывод, о том что, несмотря на то, что проблема благотворительности в литературе представлена в различных аспектах (историческом, экономическом, политическом, религиозном, социологическом, культурном), на наш взгляд сложилась проблема недостаточной изученности благотворительной деятельности на современном этапе.

Согласно поставленной проблеме объектом исследования является: История благотворительной деятельности в России, предметом исследования является: благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России.

Цель исследования: Проанализировать благотворительную деятельность в современной России.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятийные аспекты благотворительной деятельности.

2. Изучить генезис благотворительной деятельности с древнейших времен до 90-х годов XX века.

3. Изучить современное состояние благотворительности в России

4. Рассмотреть нормативно правовое обеспечение благотворительности на современном этапе

5. Проанализировать возможные перспективы развития благотворительности в будущем.

Глава I. Российская благотворительность и генезис благотворительной деятельности

1.1 Благотворительность: анализ понятийного аппарата

За последнее десятилетие в нашу жизнь стало входить множество новых и старых понятий связанных с благотворительностью. Мы не редко слышим о спонсорах и фондах, технической помощи, грандах и пожертвованиях. Пишут о донорах, филантропах и меценатах. Итак, приступая к рассмотрению благотворительности на современном этапе, вначале следует определиться с рядом основных понятий.

Фирсов М.В. дает различную трактовку понятия благотворительность (charity) в зависимости от исторической эпохи до ХХ века «под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственная форма помощи нуждающимся; в ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся». Фирсов М.В. История социальной работы в России. -М.: Гумм. Издат. центр ВЛАДОС, 2001. - стр.221

С одной стороны, благотворительность - это помощь нуждающимся, проявление сострадания к ближнему. В этом смысле благотворительность тесно связана с милосердием (mercy) которое есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых)» Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004 - стр. - 10 Такая благотворительность осуществляется чаще всего через пожертвования или подаяния, а получателем помощи являться страждущие люди, можно сказать, что это чистая благотворительность или благотворительность в узком смысле слова. От милосердия произошел ряд таких понятий как милостыня (подаяние, плата), милость (благосклонность), миление (сострадание).

К благотворительности тесно примыкает и понятие филантропии. Хотя оно и более широкое, например В.И. Даль трактует филантропию как «человеколюбие, заботу об улучшении участи человечества»ДАль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т4 М. - Рипол Классик, 2005. - стр. 154, очень часто можно встретить определение филантропии как синонима благотворительности.

Благотворительные средства могут быть направлены на повышение благосостояния частного лица или организации, что способствует активизации его деятельности. Можно дать деньги или оборудование больнице или школе, театру или музею, не требуя взамен ничего, даже благодарности. Если у благотворителя выявились свои пристрастия, и ему понравилось регулярно поддерживать нечто общественно полезное, а особенно культуру, его могут называть меценатом.

В толковом словаре русского языка, «меценат - это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует, какому либо делу или начинанию». Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковом словарь русского языка - М.: ИТИ Технологии, 2005, - стр. 429 Произошло это понятие от древнеримского вельможи Мецената (I век до н.э.), покровительствовавшего когда-то поэтам и художникам.

Еще есть спонсора и о них мы слышим чаще всего. Спонсоры обычно поддерживают, какое либо важное мероприятие, строительство или создание чего-нибудь, помогают полезной, на их взгляд, организации. Поддержка оказывается как деньгами, так и услугами или продукцией спонсора. Так же существует понятие информационного спонсора акции или события.

Среди основных форм благотворительной поддержки различают пожертвование, грант и техническую помощь.

«Техническая помощь это вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ». Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004 - стр. - 12 Техническая помощь предоставляется иностранным организациям и правительствам, часто в рамках межправительственных соглашений, и направлена на содействие реформ в стране.

Пожертвование можно определить как взнос или дар в пользу другого лица. Пожертвования могут делаться гражданским, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, музеям, фондам и т.д.

Наиболее сложным и в тоже время достаточно новым для России является понятие гранта (grant). Перевод этого английского слова на русский язык имеет много значений, среди которых: «а) дар, подарок; б) субсидия, дотация; в) пособие единовременная денежная выплата; г) стипендия». О, Брайен М.А. Англо- Русский словарь. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 703 стр. 489 Таким образом, можно сделать вывод о том, что гранд это единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю труда. Из всего, что известно о грандах в российской и международной практике, можно остановиться на следующих важнейших его характеристиках: а) безвозмездности; б) целевом характере; в) общественной полезности.

Еще одно понятие, получившее значение немалое распространение в последнее время, - фонд. «Различают два типа фондов: один тип учреждается для оказания материальной помощи каким - либо социальным слоям или группам населения; другой тип - общественная организация, ведающая сбором и распределением средств на определенные общественные нужды». Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004 - стр. - 14 Среди фондов есть такие, которые созданы с целью финансирования различных благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных граждан. Эти фонды называются благотворительными, их задача эффективное распределение средств.

Так же интерес представляет еще одно новое понятие - донор, чаще всегда под этим словом понимается человек, отдающий свою кровь, но это очень узкая интерпретация понятия, донор это тоже своего рода благотворитель. Донорами называют и богатые регионы, которые отдают часть своих доходов и бюджет более отсталым субъектам, донорами называют и иностранные государства, или их международные учреждения. Можно сказать, что донор это тот, кто безвозмездно нечто отдает.

В итоге следует сказать о том, что наиболее используемыми понятиями являются благотворительность, милосердие, пожертвование. Так же существует ряд новых для России понятий таких как донор, спонсор, гранд, которые, несмотря на свою новизну все же входят понятийный аппарат благотворительности как теории. Появление новых понятий можно объяснить развитием общества и государства, а так же увеличением объемов помощи стороны иностранных государств, и как следствие внедрением иностранных понятий.

1.2 История благотворительности с древнейших времен до XIX века

Простейшее виды благотворительности, заключавшиеся в кормлении нищих, практиковались на Руси с древности. Исходя из летописей, благотворительностью занимались отдельные люди («нищелюбцы»), из которых выделялись князья и духовенство.

Развитие благотворительной деятельности связано с принятием христианства как основного вероисповедания. Исполнение заповедей божьих, главнейшими из которых являются, любить Бога и ближнего своего, - являлось залогом милости Божьей. На практике исполнение заповедей заключалось в кормлении нищих, помощи бездомным, посещение больных и заключенных в тюрьме, помощь внутри общины. Исходя из этого, благотворительность не была остро необходима обществу, а была необходима самому благотворителю, чтобы поднять уровень собственного духовного совершенствования. Нищий для благотворителя был лучшим богомольцем, своеобразным посланником богу, который попросит милости для своего благодетеля.

В летописях восхваляются князья, которые занимались благотворительностью. Св. Владимир занимался широкой благотворительной деятельностью. “Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-то сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье”. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVIвв. - М.: «Книжная палата», 1996 г. - С. 63.

Празднуя в Васильеве устранение грозившей Владимиру от печенегов опасности, роздал бедным много хлеба, меду и триста гривен серебра из своей казны. Есть предположение, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности и не встречается, тем не менее, известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и врачебную помощь. Кроме Св. Владимира история указывает еще целый ряд других христолюбивых и нищелюбивых князей.

Например, Ярослав Владимирович, и его брат Мстислав (князь Тмутараканский). При Ярославе было открыто первое училище для юношей.

Во второй половине XI века можно отметить таких благотворителей как Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который “Никогда не прятал сокровищ, никогда не считал денег, но раздавала обеими руками, а между тем казна его была всегда полна, потому что он был хорошим хозяином”. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVIвв. - М.: «Книжная палата», 1996 г. - С. 107. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит детям: «всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите» Забияко А.П. История древнерусской культуры. - М.: «Интерпракс», 1995г. С. 265.. Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав, и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное им по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Всеволод Юрьевич, после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара помог восстанавливать жителям город.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.