реферат бесплатно, курсовые работы
 

Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе

Процессуальные показатели: использует ли человек при достижении своих результатов в деятельности современные методы, приемы, технологии социальной работы.

В деятельности социального работника, имеющего дело с людьми, особенно велика роль именно процессуальных показателей. К ним мы относим всё, что характеризует психолого-технологический процесс труда: как работает специалист, какие применяет профессиональные знания, умения, приемы, техники, технологии, какие использует в процессе труда личностные качества; как использует различные функциональные роли (посредника, консультанта, организатора, эксперта, адвоката и др.

Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник этические нормы, стандарты, принципы, эталоны профессии, стали ли они личностно-принятыми; умеет ли он на практике осуществлять высокие эталоны профессии; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознавать ее значимость в обществе.

Закономерно, что профессиональная подготовка и этика социального работника выступают как органически единое целое. Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, так же как, не обладая внутренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом.

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности. В труде социального работника важно определить уже сложившийся базис профессионально обусловленных качеств личности, ее навыков, умений, знаний. Актуальный уровень профессионального развития - это те результаты, которые в настоящее время он получает в работе. Вместе с тем это и личностные ресурсы, которые он для этого применяет - знания, умения, качества личности. Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития. Социальный работник обычно имеет, хотя и не всегда осознает, большие потенциальные возможности, широкую зону ближайшего профессионального развития и саморазвития - это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у специалиста, либо проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

Помочь социальному работнику увидеть зону своего ближайшего профессионального развития - важная задача руководителя по профессиональной аттестации, ибо при этом самооценивание, аттестация приобретают развивающий, стимулирующий характер.

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации, готов ли изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, изучать и принимать опыт коллег, проявлять профессиональную открытость. Наличие профессиональной открытости, потребности изучать и познавать теоретические и прикладные основы своей профессии, стремление к профессиональному и личностному самообразованию - важная характеристика профессионализма социального работника.

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии. Социальным работникам сегодня важно убедить общество, государственные и общественные структуры в значимости результатов своего труда; уметь вступить в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы; искать внутренние резервы в самой профессии.

Преемственность и сочетание с предыдущими показателями наблюдается в следующей группе, характеризующей показателей технологического плана. Они позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалиста социальной работы. К ним, прежде всего можно отнести показатель владения практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека. Данный показатель носит исследовательский, профессионально-технологический характер и взаимосвязан с развитием профессионального сознания и самосознания социального работника. Умение анализировать себя, свои действия и поступки, осознавать результаты, успехи, недостатки и неудачи - необходимый компонент наличия профессионализма личности и деятельности.

В ряде зарубежных исследований актуализируется и такой показатель профессионализма, как профессиональная объективность и нейтралитет. Если социальный работник слишком "солидаризируется" с ситуацией клиента, то существует опасность потерять перспективу и объективность в отношениях, в поиске и определении оптимальных методов и приемов социальной помощи человеку, клиенту. И, наоборот, недостаточная заинтересованность социального работника в решении проблемы клиента не вызывает у него эмоциональную энергию, необходимую для изменения, разрешения или выхода из данной ситуации. Профессионализм социального работника выражается в умении сохранять баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию.

Следующий существенный показатель профессионализма социального работника заключается в предвидении, активизации и использовании возможностей клиента, в задействовании механизма включения самопобудительных, самостимулирующих средств, форм, методов клиента, в оказании ему помощи в их использования для решения той или иной проблемы. Профессионализм социального работника заключается не столько в привнесении нуждающемуся человеку средств помощи "извне", сколько в умении помочь включить его собственные ресурсы, потенциалы выхода из создавшейся сложной ситуации, проблемы.

Качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом также характеризует профессионализм, мастерство социального работника.

В практике социальной работы часто сложно определить различие между качеством оказанной услуги (помощи, поддержки) и качественно-эффективным уровнем взаимоотношений, складывающихся между клиентом и социальным работником. Характер взаимоотношений (который часто позволяет получать "обратную связь" - клиент - социальный работник), их адекватность и соответствие этическим нормам и принципам - один из показателей качества и результативности социальной работы.

Позиция "полномочного партнерства" побуждает социального работника "владеть ситуацией", видеть разницу между ролью "поддержки и заботы" и ролью "регулирования и контроля" и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения. Многое в данном аспекте зависит от конкретной личности социального работника, шкалы его нравственных и профессиональных ценностей, но здесь важным компонентом выступает и культура организации (службы, агентства, бюро) в целом, которую представляет конкретный специалист.

Рассмотренные показатели профессионализма личности и деятельности социального работника носят элементы технологии и, безусловно, не являются объективно-полными, исчерпывающими. Вместе с тем они дополняют характеристику профессионализма социального работника, отражая в большей степени профессионально-личностную сторону данного явления.

В процессе исследования мы смогли выделить показатели профессионализма личности и деятельности социального работника, отражающие его с точки зрения параметра инновационности. Это индивидуальность, творчество и новаторство.

Рассматривая индивидуальность в профессии, можно отметить одну из главных закономерностей профессионально-личностного развития; идентификацию личности и профессии. Личностно-индивидуальные качества, свойства и черты помогают социальному работнику раскрыть себя в профессии гак, что все биологическое и психическое личностное своеобразие переходит в своеобразие профессиональное, делая неповторимой манеру работать, проявлять свой стиль, индивидуально-профессиональный "почерк".

Индивидуально-творческий показатель отражает следующее: стремится ли человек индивидуализировать свой труд, привнося в него творческий компонент; самореализовывает ли в нем свои личные потребности, потенциал; развивает ли себя средствами профессии, обогащает ли ее личным творческим вкладом.

В специалисте социальной работы особо ценятся индивидуальность, творчество, новаторство в применении различных технологий, при социальной помощи, поддержке, реабилитации различных категорий населения, наличие у социального работника индивидуального "почерка", стили деятельности очень значимо.

По своему инновационному потенциалу нововведения под разделяются на модифицирующие, комбинаторные и радикальные (А. И. Пригожий). Эту классификацию можно приме нить к новаторству как показателю профессионализма личности и деятельности социального работника. Модифицирующие нововведения в практике социальной работы означают использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной по мощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.

Комбинаторные - это нововведения, означающие индивидуально-личностную позицию социального работника в выработке и применении на практике различных методов и приемов, которые наиболее эффективны для данной ситуации, проблемы, задачи. Радикальные нововведения состоят в отказе и укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу, тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации.

Так, к ним можно отнести широко популярный принцип социальной работы в мировой практике: принципы самопомощи, активизации сил и возможностей самого человека (клиента) в решении проблемы. У нас этот принцип только начинает широко использоваться в деятельности некоторых специалистов социальной работы, профессионалов, что характеризует его особую ценность и значимость в социальной помощи и поддержке человека.

Итак, профессионалом можно считать социального работника, который:

- соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;

- личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества личности, профессиональную компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;

- достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

- использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;

- выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе;

- привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;

- осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального развития, делает все для их реализации;

- имеет постоянное стремление к профессиональному росту, мастерству, осознавая роль и значимость профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;

- достигает необходимого уровня профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;

- социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о необходимости внимания общества к социальной политике, практике, к профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем; осознает условия и требования конкуренции социальных услуг и др.

Сформулированные показатели профессионализм приближают к описанию обобщенной эталонной модели специалиста-профессионала в области социальной работы. По этому мы полагаем, что названные показатели в их единстве, сочетании позволяют социальному работнику участвовать в своем профессионально-личностном "акме" - саморазвитии, способствуют ориентации и стремлению к эталонному образцу как к некоторой цели-мастерству, личностному и профессиональному успеху.

Таким образом, к настоящему времени наметилась тенденция к внедрению акмеологических основ и механизмов в процесс подготовки и профессионально-личностного развития специалиста социальной работы. Это проявляется в поиске и нахождении психологических ресурсов индивида, личности, обеспечивающих их движение к расцвету, к достижению наивысших результатов в профессилнальнои деятельности.

В достижении "акме" нами выделены следующие условии и закономерности: целостность, единство личности и деятельности, непрерывность и взаимообусловленность их развития, активность личности в данном процессе.

3 Методы диагностики профессионализма

3.1 Методика изучения коммуникативных способностей

Теоретическое обоснование. В процессе трудовой деятельности люди вступают во взаимодействие, результат которого проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общении, в эффективности их деятельности. Именно коммуникативное взаимодействие формирует целостность организации.

Коммуникация людей представляет собой преимущественно их взаимодействие друг с другом с определенными целями:

- получение или сообщение сведений, необходимых для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей;

- собственно воздействие, т.е. управление поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации;

- удовлетворение собственной потребности человека в общении.

В целом коммуникация включает в себя два взаимозависимых аспекта: коммуникация как структура и коммуникация как процесс, т. е. как сложившиеся традиции, нормы и стереотипы коммуникативного взаимодействия и как элемент культуры организации.

Коммуникация как структура в значительной степени опосредуется технологией производства, материально-техническими, сбытовыми, финансовыми и прочими особенностями Организации. Коммуникация как динамический процесс, как элемент профессиональной деятельности людей - это технология непрерывного взаимодействия человека с окружающим миром, представляющая собой некоторую последовательность и особенности поведения человека: его жестикуляции, действий и состояний при передаче, поиске, получении и сохранении информации.

Изучение коммуникативных особенностей показало, что среди всего многообразия средств общения существует некоторый коммуникативный минимум, овладение которым крайне желательно для всех социальных работников, так как от этого зависит эффективность их деятельности. Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к теоретическим знаниям, навыкам и умениям специалиста.

Предлагаемый ниже коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки коммуникативной компетентности.

а) Теоретические знания (проверяются на экзамене).

1. Физиологические основы и этапы передачи коммуникативного сообщения.

2. Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга.

3. Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации.

4. Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации.

5. Правила комплиментарности поведения коммуникатора (того, кто передает информацию) и реципиента (того, кто воспринимает информацию).

6. Особенности влияния субъективных интересов, психологических особенностей человека, его опыта» ожиданий, связанных с процессом коммуникации.

7. Роль и значение эмоций в коммуникации.

8. Структура и функции коммуникативного акта.

9. Структура, фазы и задачи ведения диалога.

10. Структура межличностной коммуникации в организации.

б) Теоретические знания основных техник коммуникации (проверяются по письменной контрольной работе).

1. Активное и пассивное слушание.

2. Техника синхронизации, т.е. учета состояния и поведения собеседника.

3. Различные стратегии ведения диалога.

4. Техника снятия разногласий собеседников: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

5. Техника снятия эмоционального напряжения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

6. Техника утверждения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

7. Техника вербализации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

8. Техника вопроса: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

9. Техника интерпретации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

10. Техника паузы: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

11. Техника вязки: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец.

12. Техника поэтапного согласия.

в) Практические умения (проверяются экспертами на основе оценки реального общения либо на основе анкетирования).

1. Умение взять на себя инициативу начала диалога и его ведения.

2. При установлении контакта с человеком - умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.

3. При разговоре с человеком - умение, внимательно слушая его сообщение, одновременно наблюдать и учитывать особенности его вербального и невербального поведения.

4. Умение понять психологические особенности собеседника, определить конгруэнтность его поведения, его желание или нежелание продолжать разговор, его способность (готовность) изменить свою позицию.

5. В процессе разговора - умение выделить наиболее существенное из всего сказанного собеседником, умение понять его иногда скрытые намерения и цели.

6. При общении с человеком, находящимся в состоянии излишнего, мешающего эмоционального возбуждения, - умение скорректировать это состояние до работоспособного уровня, не вызывая у собеседника агрессии.

7. При наличии или возникновении собственного эмоционального напряжения, мешающего диалогу, - умение выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения разговора.

8. При убеждении собеседника - умение выяснить его позицию и отношение к теме, цели, обстоятельствам и прочим аспектам разговора; умение найти те аргументы и доводы, которые убедительны именно для данного конкретного человека; умение получить его принципиальное согласие, умение убедительно отказать.

9. Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора; умение скорректировать поведение собеседника; умение сказать ему комплимент.

Цель. Оценка коммуникативной компетентности специалиста.

Инструкция. Испытуемым сообщают, что в предлагаемой им таблице приведены различные коммуникативные навыки и умения человека вести диалог или переговоры, и предлагают оценить, насколько они справедливы для коллег из их организации. [Приложение 1] Если, по мнению участника опроса, большинство коллег владеют данным навыком или умением, испытуемому следует обвести кружком цифру 7, если это не совсем так - 6. И так до цифры 1, которая означает, что данный аспект в общении коллег отсутствует.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты анкетирования обрабатываются с использованием перечисленных ниже шкал, внутри которых определяется среднее значение (из двух вопросов) по каждой шкале в отдельности. В итоге подсчитывается сумма средних набранных баллов по всем шкалам.

1. Если сумма меньше или около 30 баллов, то следует обратить внимание на повышение коммуникативной компетентности социальных работников.

2. Сумма от 30 до 60 баллов показывает, что следует обратить внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения социальных работников.

3. Сумма свыше 60 баллов означает, что работники владеют коммуникативным минимумом.

3.2 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)

Цель. Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.

Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений, При согласии с утверждением он должен в карте опроса (см. табл.) в соответствующем квадрате поставить знак «плюс» («да»), при несогласии - знак «минус» («нет»).

Тестовый материал.

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.