| |||||
МЕНЮ
| Занятость и безработица в современном Российском обществев обеих группах (не испытывают трудностей всего 2,9% зарегистрированных и 6,1% незарегистрированных безработных). Группа прочих обращает на себя внимание пассивностью своего экономического поведения. 2/3 из них высвобождаются из отраслей материального производства, 1/3 - из непроизводственных отраслей. Они довольно равномерно представляют все профессионально-должностные группы, занятые в народном хозяйстве. Их характерная особенность состоит в том, что они практически не занимаются поисками работы. Анализ показывает наличие некоторого контингента безработных, которые не имеют квалификации, либо утратили ее в силу длительной безработицы. При неблагоприятном стечении обстоятельств и недостаточной активности службы занятости многие из них могут пополнить маргинальные слои общества. В отношении этих лиц необходимы разработка и реализация программы, содержащей целенаправленные и систематические меры по их социальной реабилитации. По данным обследования, уровень зарегистрированной безработицы по отношению к населению в трудоспособном возрасте, составляет 1,5%, а уровень незарегистрированной безработицы - 5,5%. Оказалось возможным рассчитать значение скрытой безработицы за счет использования неполного рабочего времени на основной работе. Исходя из того, что полную занятость имели 93,6% респондентов при средней продолжительности рабочей недели 40 часов, а неполную занятость 6,4% при средней продолжительности рабочей недели 27 часов, рассчитываем уровень скрытой безработицы, равный 2,1% ( (40-27)/40 * 6,4% ) по отношению к трудоспособным в трудоспособном возрасте[11]. Полученные данные позволяют сделать вывод, что общий уровень безработицы, выявленный социологическими методами, на конец октября 1997 года составил 9,1% (+1,2%) по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Это значение включает уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1,5%; уровень незарегистрированной безработицы, составляющий 5,5%; уровень скрытой безработицы, равный 2,1%. Данные результаты, полученные по выборочной совокупности, с вероятностью 95% в пределах указанной погрешности можно распространить на генеральную совокупность - население в возрасте от 15 до 70 лет. Общий показатель реальной безработицы имеющий трехкомпонентную структуру, позволяет оценить уровень и содержание феномена безработицы и выработать меры по воздействию на те или иные тенденции в изменении ее уровня и структуры. Данный принцип воспроизведения структуры незанятого населения генеральной совокупности применим к выборочным обследованиям домохозяйств регионов и республики в целом, которые должны стать важным компонентом разрабатываемых социальных программ. ГЛАВА 2. Рынок труда в РТ: занятость и безработица. §1 Социальные последствия безработицы и политика занятости. Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы. Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности. Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно- кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению. Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными. Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу. Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным. Как верно заметил Курт Левин, сказал, что обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них по отдельности. Действия, направленные на оказание содействия в трудоустройстве демонстрируют большое разнообразие методов. Такая работа проводится и в нашей республике в рамках Клубов ищущих работу. Известно, что в результате проделанной работы у участников программы повысилась мотивация к трудоустройству, многие научились активно и осознанно заниматься поиском работы, повысилась уверенность в себе, сменился психологический настрой на успешность в поиске или приобретении профессии. Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение. Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же , с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу? 2,0% - на местную администрацию; 5,8% - на руководство предприятий; 8,6% - на профсоюзы; 70,6% - только на себя; 13% - ни на кого не надеются.[9.С.41] Легко убедиться, что горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится. А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на: личные связи - 42,9%; государственную службу занятости - 26,5%; объявления - 11,1%; организацию собственного дела - 7,3%; коммерческую службу занятости - 6,1%; обращение к работодателю - 6,1%. Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе. Работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и чрезмерные психологические нагрузки , переживаемые теми , кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял. Например, Бреннер, изучавший влияние безработицы на жителей городских и сельских районов, обнаружил, что экономический спад может нанести урон владельцам магазинов, которые вынуждены объявлять о своем банкротстве и закрывать их . Они, как и все другие, испытывают отрицательные последствия безработицы, и у них существует чувство неуверенности в своем экономическом положении. Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте. Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см.таблицу 2). Таблица 2 [pic] -------------------------- *Данные представлены в интервальных показателях, включающих результаты опроса в 5 городах России[4]. Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 - 3,5 раза вероятнее, чем второе. Безработные со средним образованием более равномерно распределились по группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием. У лиц, окончивших ПТУ, распределение доходов соответствует распределению доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов. Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение. §2 Ситуация на рынке труда Республики Татарстан. За 11 месяцев 1998 года в органы труда и занятости обратилось в поисках работы или за консультацией 458,3 тыс. граждан, что в 1,3 раза превышает численность обратившихся за соответствующий период прошлого года. Услугами центров труда и занятости в поисках подходящей работы за январь - ноябрь текущего года воспользовались 110,6 тыс.незанятых трудовой деятельностью граждан, что на 7% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Начиная с августа 1998 года наблюдается рост численности безработных. Общее число безработных с учетом зарегистрированных на начало года составило за январь - ноябрь 1998 года 91,4 тыс. человек. Пособие по безработице было назначено 89,4 тыс. гражданам. По состоянию на начало декабря в качестве безработных зарегистрированы 42,6 тыс. человек, это на 2,6 безработных больше, чем на начало ноября. Наибольший рост произошел в результате увеличения численности зарегистрированных безработных по городам Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. Увеличивается численность безработных почти по всем районам республики. Уровень регистрируемой безработицы составляет по республики 2,39 % от численности экономически активного населения. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда остается в городах Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, Лениногорск, Зеленодольск, Альметьевск, Бугульма, уровень безработицы в которых составляет 6,47; 6,0; 5,64; 3,9; 3,41; 2,97; 2,61%% соответственно, и в районах - Сармановский, Агрызский, Аксубаевский, где уровень безработицы составляет 2,59; 2,51; 2,5%% соответственно. Потребность в работниках, заявленная организациями в органы труда и занятости к концу ноября составила по республики 4,8 тыс.человек, что несколько меньше, чем в предыдущие месяцы. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах труда и занятости в расчете на одну вакансию) составляет в среднем по республике 10 человек, в том числе 9 безработных граждан. С ухудшением положения в экономике снижается спрос на рабочую силу, что осложняет возможности органов труда и занятости по подбору подходящей работы обратившимся гражданам. Однако, несмотря на это в январе - ноябре 1998 года удалось трудоустроить 82,8 тыс. граждан, из них, 31,4 тыс. незанятых граждан и прошедших профобучение (что на 13% больше, чем за 10 месяцев 1997 года). На условиях временной занятости в рамках различных программ с субсидированием средств из Государственного фонда занятости РТ работали 4,7 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Оказана помощь в организации собственного дела 0,2 тыс. безработных граждан. Профессиональным обучением по направлению органов труда и занятости в январе - ноябре было охвачено 5,9 тыс. человек, что на 16% превышает численность обучавшихся в аналогичном периоде 1997 года. Завершили обучение 4,3 тыс. человек. Нашли работу 91% обучавшихся граждан. Кроме того, 180 работников предприятий и организаций, подлежащих высвобождению, проходили опережающее обучение. На общественных работах в январе - декабре было занято 2,3 тыс. человек, что на 24% меньше, чем за аналогичный период 1997 года. Это объясняется сложным финансовым положением Государственного фонда занятости РТ. На конец декабря в органы труда и занятости поступили уведомления от 305 предприятий республике о предстоящем высвобождении около 3,8 тыс. работников. Наиболее многочисленные высвобождения предполагаются в г. Набережные Челны - ОАО”Камский литейный завод” - 232 человека, городское жилищное управление - 220 человек, в г. Казани - ОАО”Татнефтепроводстрой” - 94 человека, ожидаются сокращения работников в подразделениях АО”Татнефть” - порядка 200 человек по городам Азнакаево и Лениногорск. В этих условиях стоит задача поэтапного высвобождения работников и контроля за полным соблюдением социальных гарантий для данной категории населения. [31] Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за январь-ноябрь 1998 года представлена в таблице 1. Таблица 1 Обращаемость граждан в органы труда и занятости Республики Татарстан за январь-ноябрь 1998 года. [pic] §3 Меры регулирования занятости в РТ. ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ: действенное средство борьбы с безработицей. Итоги 9 месяцев 1998 года, рассмотренные Госкомтрудом РТ, показали, что одной из эффективных форм работы органов труда и занятости с населением и работодателями по оказанию дополнительных услуг содействия в трудоустройстве является организация Ярмарок вакансий. За указанный период центрами труда и занятости города Казани, Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска, Зеленодольска и Набережных Челнов |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|