| |||||
МЕНЮ
| Урбанизацияразвития. Это не дает возможность более экологически полноценно использовать промышленный потенциал крупнейших центров в развивающихся странах. К тому же существует ограниченность инвестиционных ресурсов для создания соответствующей "экологической инфраструктуры". Отсталость и бедность не могут создать устойчивого развития. Известный специалист по проблемам городов развивающихся стран Алан Джилберт отмечает существование в них "кризисной бедности". На среднесрочную и, особенно, на долгосрочную перспективу есть основание прогнозировать обострение экологической обстановки в городах развивающихся странах и возрастание их "вклада" в глобальное загрязнение. В этом отношении интересна прогнозная таблица 1. Она показывает, что в столетний период между серединой 70-х годов XX в. и 2075 г. практически весь прирост потребности в энергии даст Азия (прежде всего менее развитые азиатские государства), а также Африка и Латинская Америка. В Европе (за пределами СНГ) потребности в энергии на протяжении столетия будут практически на одном уровне, а в Северной Америке даже снизятся. Это произойдет в результате внедрения новейших энергосберегающих технологий, что, несомненно, благоприятно скажется на состоянии городской природной среды. В Африке же за этот период потребности в энергии увеличатся в 45 раз, а в Латинской Америке в 9 раз, что может неблагоприятно повлиять на качество экологии во многих городах. Территориальное перераспределение потребности в энергии создает предпосылки для дальнейшего усложнения экологических проблем в зоне "третьего мира". Прежде всего, это относиться к урбанизирующимся и индустриализирующимся районам развивающихся стран. В большинстве развивающихся стран теория, практика и законодательство, имеющие целью регулирование роста и развития городов, организацию их территории и улучшение среды обитания, применяются в ограниченном масштабе и недостаточно эффективны. Даже в Мексике - одной из наиболее развитых и лидирующих стран "третьего мира" - рассмотрение законодательных актов, в какой-то степени регулирующих градостроительные процессы, произошло лишь в 1975 г. Законодательство предусматривает меры, направленные на улучшение использования городских территорий и их зонирование, а также состояния окружающей среды. При этом далеко не в полной мере учитываются социально- экономические особенности различных (особенно низовых) политико- административных единиц. Многочисленные проекты реконструкции столиц и других крупных городов в развивающихся странах не приносят ощутимых результатов. В ряде из них города-спутники, а также некоторые близко расположенные города рассматриваются планировщиками как "противовесы" гипертрофированному росту крупнейших городов, как инструмент их "разгрузки" и смягчения в них угрожающего состояния окружающей природной среды. Прослеживается определенная связь между государственной политикой в области охраны окружающей среды и размерами средних доходов на душу населения. При показателе менее 200 долл. на душу населения практически не проводится никакой политики охраны окружающей среды. При доходе в 200-1000 долл. в случае возникновения острых конфликтных ситуаций между состоянием окружающей среды и различными экономическими ситуациями, предпочтение отдается последним. В развивающихся странах длительное время идет полемика о соотношении экономических и экологических подходов и критериев к решению ключевых социальных проблем преодоления хозяйственной отсталости. Видный нигерийский ученый А.Мабогундже еще в 70-е годы отмечал, что перед развивающимися странами стоит задача трансформации экономической структуры (в том числе, и в территориальном разрезе), унаследованной от колониального периода. Он констатировал, что при некоторых позитивных сдвигах, вызываемых индустриализацией, все же происходит нарастающая территориальная концентрация промышленности в немногих ведущих центрах, что влияет и на их экологическое положение. В ряде развивающихся стран (Индия, Бразилия, Мексика и некоторые другие) накоплен положительный опыт территориальной децентрализации промышленности. При этом преследуются цели улучшения состояния окружающей природной среды. В Мексике, например, новые промышленные предприятия и индустриальные центры, создающиеся в непосредственной близости от столичного района, призваны, в той или иной степени, облегчить его неблагоприятные экологические условия. Но реализация многих проектов улучшения экологических ситуаций в крупнейших городах развивающихся стран чаще всего не может завершиться успешно. Показателен пример новой столицы Бразилии, функционирующей после 1960 г. Жизнь опрокинула все заложенные в проект нормативы. В бразильской столице численность населения многократно превзошла проектные расчеты. Возникли новые ареалы неупорядоченной временной застройки. Столица испытывает серьезные трудности в снабжении продовольствием, электроэнергией, водой. При этом происходит ухудшение качества воды и рекреационных возможностей населения из-за загрязнения водохранилищ. Не соответствуют стандартам и ряд других компонентов городской природной среды. В середине 90-х годов в бразильской столице проживало свыше 1,8 млн. человек (в 1957 г. было менее 7 тыс. жителей). Агломерация насчитывает 11 городов-спутников. Ежегодно в среднем в Бразилии прибывает не менее 30 тыс. мигрантов. В развивающихся странах все более отчетливо понимают явную ограниченность чисто технократических подходов при исследовании и решении проблем городов и их окружающей среды. Все более широко распространяется представление о необходимости коренных социально-экономических преобразований. На их основе могут быть постепенно и поэтапно решены жизненно важные проблемы народонаселения, нерегулируемой урбанизации и состояния окружающей городской среды в условиях "городского взрыва". УРБАНИЗАЦИЯ - ПРОЦЕССЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ( 2 ЧАСТЬ ) Сущность урбанизации XX век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 г. в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов -"миллионеров". В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс.жителей каждый) и свыше 200 городов - миллионеров. Человечество вступило в XX в., уже имея представление о градостроительном буме, о тягостных последствиях концентрации населения в крупных городах, об их патологии. Многим казалось, что отчетливо проявившиеся недостатки больших городов не оставляют им шансов на будущее. А.Бабель говорил о неизбежной грядущей гибели больших городов. Г. Уэллс прогнозировал их исчезновение (или, как он выразился, "распыление"). На рубеже веков в Англии Э.Говард выступил с идеей создания городов-садов, которые должны заменить обремененные недостатками существующие города. Эта идея оказала заметное влияние на мышление градостроителей, но она не смогла реализоваться. В начале 1960-х годов в США, а затем в других развитых странах начался интенсивный отток населения из крупных городов в окружающие их пригородные зоны. Быстрыми темпами формировались пригороды. Этот процесс, получивший наименование субурбанизации, привел в США к тому, что численность пригородного населения заметно превзошла численность населения городов. Это дало право американцам заявить: "Мы-нация не только городская, мы нация - пригородная". Профессор Ирвинг Кристолл из Нью-Йоркского университета в то время выступил со статьей "Урбанизация без городов". Антиурбанисты собирались праздновать победу. Однако пригородные зоны, став важным резервом развития городов и дополнив их, вовсе не уменьшили их значение. Крупные центры остались узлами территориальной структуры страны, главными социально-экономическими фокусами территории, генераторами прогресса. В 1970-х годах, также начиная с США, в индустриальных странах проявился процесс, получивший хлесткое название контрурбанизации. Это выразилось в притоке населения из крупных городов в сельскую местность, в малые города глубинки. Статистика зафиксировала это явление вполне четко. Однако и контрурбанизация вследствие своих весьма скромных масштабов (к тому же ее стимулировали коньюктурные факторы) не внесла сколь-нибудь заметных изменений в характер урбанизации и городского расселения. По некоторым теоретическим построениям после стадии концентрации населения в городах и их окружении должна наступить стадия дезурбанизации. Считалось, что большие города отдадут существенную часть своего населения сельской местности и малым городам, а сами сократятся в размерах. Казалось бы, отмеченные выше явления контрурбанизации это подтверждали. Но вскоре начался новый, не предусмотренный виток урбанизации. Произошло возвращение деятельности и населения в центры старых городов. Этот процесс, очень заметный в городах США, а также в Западной Европе получил название реурбанизации. Он отмечается и в современной России (например возрождение центральной части - "ядра" Москвы). Таким образом, XX в. заканчивается на высокой урбанистической ноте во всех развитых странах. Что же касается урбанизации развивающихся стран, то там непомерно высокий уровень территориальной концентрации населения и экономики в крупных городах продолжает нарастать, хотя уже побиты все мыслимые и немыслимые "рекорды". Ход урбанизации в XX в. показывает сложность этого процесса, его волнообразный характер, многообразие форм. Но в основной своей сути урбанизация - это исторический процесс повышения роли городов в развитии общества. Будучи весьма многообразным, имея социально- экономические, демографические, политические, этнокультурные и географические составляющие, этот процесс отражает и выражает изменения в территориальной организации жизни общества, его производительных сил, расселения. Он развертывается на основе углубления общественного разделения труда, в том числе территориального или географического. В более узком понимании урбанизация - рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране. Уровень развития урбанизации обозначается термином урбанизированность и выражается показателями удельного веса городского населения, удельного веса крупногородского населения, степени охвата территории зонами непосредственного влияния крупных городов. Урбанизация - интегральный и глобальный процесс, приводящий в действие множеством разнообразных факторов и имеющий свою выраженность в виде городов, особенно крупных и других более сложных форм городского расселения. Архитектор А.Буров правомерно назвал город "интегралом человеческой деятельности". Урбанизация охватила все страны. Этот процесс в разных общественных и географических условиях проявляется и в разных "географических одеждах". При этом основные закономерности урбанизации имеют общий характер. В ее ходе происходит процесс формирования городской среды со специфическими свойствами. Существует поговорка: "что ни город, то норов". В ходе урбанизации происходит последовательное и многостороннее усложнение городов как своеобразных социально-экономических организмов и градостроительных систем. Возрастает роль и значение больших городов, из их среды выделяются крупнейшие города, далее города-миллионеры и многомиллионные города. При этом важно подчеркнуть качественный характер изменений. Города не просто увеличиваются в размерах, но приобретают более высокий уровень своей организации - функциональной и планировочной; меняется их место в территориальной организации общества. Таким образом, большой город не есть увеличившийся в размерах малый или средний. Города в процессе своего роста (а рост обычно сопровождает развитие) как бы поднимаются по ступеням городской иерархии. Урбанизация - процесс пространственный. Он происходит, развивается, меняет темпы и направления под сильным воздействием территориально дифференцированных факторов. Город - объект, для возникновения и формирования которого важнейшее значение имеет географическое или экономико- географические положение. Географическое положение - важнейший ресурс развития города. Сами названия Владикавказа и Владивостока говорят об их особом положении по отношению к региону. Екатеринбург - живой узел Урала (Д.Н.Мамин-Сибиряк), что и позволило ему стать во главе уральских городов. Феноменальный рост и развитие Новосибирска (возник как поселение в 1893г., стал городом Новониколаевском в 1903 г., четверть века спустя обогнал по числу жителей все города Сибири и стал столицей Сибири). Новосибирск рос и развивался в соответствии с теми возможностями, которые предоставило ему его выдающееся географическое положение (на выходе из Кузбасса, вблизи хлебородных районов в узле дорог - на Транссибе, у начала Турксиба, по Оби на север). Географически осмыслить город - значит, прежде всего, разобраться в его экономико-географическом положении. А.Франс заметил: "Санкт-Петербург можно было создать, где угодно, а Москва создала Россию". Известно ироническое суждение Д.Дидро о Санкт-Петербурге: располагать на Финском заливе столицу огромной страны все равно, что иметь сердце в кончике мизинца. Однако эти великие люди были глубоко не правы. Санкт-Петербург возник, потому что был нужен России и именно там, где смог наилучшим образом выполнять свое предначертание - быть не только "окном в Европу", но и "дверью в Россию". Этому способствовала сама конфигурация сети рек и озер, дополненная системой каналов. Причем первая водно- транспортная система (Вышневолоцкая) стала сооружаться одновременно с началом строительства Санкт-Петербурга, то есть в начале XVIII в. Взлеты и падения городов, которыми изобилует история, - нередко результат изменения их географического положения (Старая Ладога, Новгород, Верхотурье, Мангазея и ряд других). О географической выраженности урбанизации говорят характерные особенности картины городского расселения: в Австралии- по периметру континента, в Канаде - концентрация вдоль урбанизационной оси, в Бразилии мощный Атлантический фронт расселения. Пространственность урбанизации выражается и в тесной ее связи с территориальной концентрацией деятельности. Социологи определяют урбанизацию как всемирно-исторический процесс развития, концентрации, интенсификации общения, интеграции все более разнообразных форм практической жизнедеятельности. Это довольно широкое определение, "растворяющее" урбанизацию в общем процессе развития цивилизации. Но оно, в принципе, правильно акцентирует внимание на главном - на концентрации многообразной деятельности, что является основой урбанизации. В процессе углубления общественного разделения труда происходит все большее расщепление деятельности, многообразные виды которой затем собираются в пунктах, наиболее для них удобных. Таким образом, города, агломерации, мегаполисы представляют особую форму территориальной концентрации - урбанистическую. Ее можно определить как концентрацию разнообразия. Наконец, обращает на себя внимание двуединый характер урбанизации. За концентрацией деятельности, в результате чего территория разделяется на "центр" и "периферию", происходит распространение результатов деятельности на окружающий район. А.С.Ахиезер говорит о "пульсации" как о важнейшей черте механизма урбанизации. Урбанизация воспроизводит различия между центром и периферией и затем "снимает" эти различия, подтягивая периферию до уровня центра, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее его развитие. Последовательное усложнение форм расселения, выражая общие глобальные черты и свойства урбанизации, связано с закономерно сменяющими друг друга стадиями. Каждая стадия выделяется присущими ей особенностями территориальной концентрации. Основные стадии урбанизации. I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов. II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее. В социальном отношении городская агломерация - ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности современного горожанина. У агломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. С агломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленный возможностью замкнуть в пределах территориально ограниченных агломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность. Положительные свойства агломераций сочетаются с их недостатками. Это объясняется тем, что агломерации как бы аккумулировали в себе разрозненные, плохо согласованные между собой частные решения. Их развитие не регулировалось в соответствии с заранее разработанным общим планом. Формирование агломераций можно рассматривать как одно из проявлений саморазвития расселения. Преимущества агломераций неоспоримы, недостатки устранимы. Важно, что агломерационный подход, ранее игнорировавшийся, пробивает себе дорогу в градостроительстве, что, в частности, подтвердил Генеральный план Москвы и Московской области 1988 г. III. Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы. Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций. Примером отчетливо проявившейся линейностремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород. Однако магистраль не во всех случаях проявляет себя в качестве оси развития, вдоль которой складывается мощная полоса расселения. Так, например, не сложилась она вдоль магистрали Москва - Санкт-Петербург, соединяющей крупнейшие в России центры - столицу и вице-столицу и первой по времени постройки в нашей стране. Интересно, что русский писатель, автор фантастических новелл В.Ф.Одоевский в первой половине прошлого века предсказывал, правда в далекой перспективе, соединение Москвы и Санкт- Петербурга в единый город. Сравнительно недавно с идеей формирования "линеарного города" Москваленинград выступил Д.С.Лихачев. Сейчас внимание к межстоличному региону и прежде всего к "коридору" Москва - Санкт-Петербург вновь возросло в связи с проектом сооружения высокоскоростной магистрали между этими центрами. Авторы проекта считают, что эта магистраль будет способствовать социально- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|