реферат бесплатно, курсовые работы
 

Терроризм и захват заложника: мотивы, цели и способы совершения. Курсовая Работа.

религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации

или религиозной группы:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв

безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного

строя и нарушение целостности Российской Федерации;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или

религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности,

здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной

деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением

развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания

медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья

состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к

отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью,

имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения

насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу

гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом

гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Исходя из законодательства Российской Федерации можно увидеть, как оно

регулирует отношения, связанные с организациями, созданными на основе

политических, идеологических, расовых, этнических, религиозных или иных

мотивов. Из вышеперечисленных актов можно увидеть что включает в себя

каждый из мотивов:

Политические мотивы - в принципе, данный мотив совершения актов терроризма

довольно распространен. В политические мотивы можно включить желание

создать политические партии и объединения на основе расовой, религиозной и

иной почве, борьбу за независимость и отчуждение территорий от государства

для создания собственного со своим суверенитетом. Довольно четкое

регулирование вопроса создания и деятельности политических партий в

законодательстве Российской Федерации позволяет иногда избежать

террористической деятельности. Для сравнения в австрийском законе “О

запрете Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП)” от 8

мая 1945 г. (действует в редакции 1992 г.) существует запрет не только на

деятельность НСДАП и ряда аналогичных организаций, но и на воссоздание

этих запрещенных организаций (параграф 1.1), а также вводится уголовная

ответственность за нарушение этих запретов (параграф 3 “а”). В Федеральном

уголовном кодексе США (Свод законов США, раздел 18, параграф 2385) есть

норма, гласящая, что любое лицо, которое организует или помогает, либо

покушается на организацию какого-либо общества, группы или собрания лиц,

проповедующих, пропагандирующих или подстрекающих к свержению или

уничтожению правительства с применением силы или насилия, или становится

(является) членом или присоединяется к такому обществу, группе или

собранию лиц, зная об их целях, “должно быть наказано штрафом до 20 тысяч

долларов или тюремным заключением на срок до 20 лет, либо тем и иным

вместе и должно быть лишено права занимать должности в каком-либо

департаменте или органе США в течение 5 лет после осуждения”.

Идеологические и религиозные мотивы - в данный момент, по моему мнению,

наиболее распространенные мотивы совершения актов терроризма в мире.

Религиозный мотив обычно связан либо с борьбой приверженцев одной религии

(или секты) в рамках общего государства с приверженцами других, либо с

попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную.

Кровавые акции чеченцев, события 11 сентября в США, почти ежедневные

террористические акты в Израиле, взрывы в местах массового скопления людей

- кафе, магазинах, административных зданиях, пассажирских автобусах и

самолетах. Хотелось бы отметить, что все перечисленные акты совершались

террористами на религиозной почве. Именно религиозные убеждения Бен Ладена

делают его и его последователей такими опасными. Известно, что агенты так

называемого террориста номер один уже в течение многих лет пытались купить

или выкрасть ядерные технологии. По-видимому, они считали это своим

главным религиозным назначением - добраться до химического, биологического

и ядерного оружия массового поражения. Вот что пишет Стивен Саймон, бывший

член Совета Национальной безопасности США, издавший книгу о религиозном

терроризме: «Это не насилие на службе какой-либо практической программы.

Это - убийство неверных во славу Аллаха. Для человека нерелигиозного - это

безумие. И может ли это кончиться само по себе? Факты говорят за себя: у

них есть только одна цель - убить возможно большее число людей, чтобы

подорвать таким образом власть сатаны. И никакой ответственности: есть

только один моральный критерий, и этот критерий - Бог». Убежденные, что

они выполняют волю Божью, террористы-фанатики лишены какого-либо

морального самоограничения. Они ограничены только своими возможностями.

В Российском законодательстве необходимы уточнении и дополнении по целому

ряду направлений в данной области, например Федеральный закон “О свободе

совести и религиозных объединениях”, который должен полнее охватывать

своим регулятивным воздействиям те специфические проявления религиозного

экстремизма, которые не подпадают в сферу действия законодательства,

направленного на борьбу с политическим экстремизмом и профилактику данного

явления. Помимо недоработок, связанных с отсутствием различий между

содержащимися в Законе институтами ликвидации религиозного объединения и

запрета на деятельность такого объединения, Закон далеко не в полной мере

охватывает своей регуляцией целый ряд проявлений религиозного экстремизма,

имеющих место на практике. При доработке Закона целесообразно, в

частности, учесть законодательный и правоприменительный опыт

Кабардино-Балкарской Республики, где действует Закон \"О запрете

экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности

за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности\".

Закон Кабардино-Балкарии (ст. 1) вводит отсутствующее в федеральном

законодательстве понятие экстремистской религиозной деятельности, дополняя

содержащуюся в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ общую формулировку

экстремистской деятельности такими характеристиками, как разрыв семейных

или родственных отношений, нанесение ущерба психическому, нравственному

состоянию человека. Кроме того, в Законе Кабардино-Балкарии содержится

целый ряд новых составов правонарушений, отсутствующих в ст. 14 ФЗ “О

свободе совести и религиозных объединениях”, которая перечисляет основания

для ликвидации или запрета религиозного объединения. К их числу относятся:

* пропаганда неповиновения органам государственной власти и ее

представителям (ст. 5);

* незаконное занятие религиозной образовательной деятельностью (ст. 13);

* приставание к гражданам с целью приобщения к религиозному вероучению

(ст. 14);

* пропаганда религиозного вероучения, представляющего угрозу общественной

безопасности, правам и законным интересам граждан (ст. 15);

* собрание граждан по религиозному мотиву (ст. 16);

* склонение малолетних к исповеданию либо отказу от исповедания религии

вопреки воле родителей или лиц, их заменяющих (ст. 17);

* приобщение несовершеннолетних к религии вопреки воле родителей или лиц,

их заменяющих (ст. 18);

* вовлечение малолетних в религиозную деятельность вопреки воле родителей

или лиц, их заменяющих (ст. 19);

* понуждение к определению своего отношения к религии (ст. 20);

* понуждение к религиозной деятельности (ст. 21);

* пропаганда превосходства одного вероучения над другим (ст. 22).

К сожалению, на основании законодательства субъектов Российской Федерации

невозможно привлечь лиц к уголовной ответственности, но возможно

прекратить деятельность какой-либо организации правда только в

определенном субъекте.

Расовые и этнические мотивы - чаще всего распространены в

многонациональных государствах. После первой мировой войны этнические

мотивы терроризма вышли на первый план. Ярким примером такого терроризма

служит \"время беспорядков\" (Troubles), как называют в Северной Ирландии

длящуюся там десятилетия междоусобную войну, в которой убивают друг друга

так называемые paramilitaries c обеих сторон — католическая Ирландская

республиканская армия и отряды протестантских лоялистов. Речь идет на

самом деле не о религиозной борьбе между католиками и протестантами, как

кажется на первый взгляд, а о противостоянии двух этнических общностей,

одну из которых составляют потомки коренных ирландцев, проживавших на

острове до его завоевания англичанами в XVI веке, а другую — потомки

шотландских и английских поселенцев. Первые были католиками, вторые —

приверженцами пресвитерианской и англиканской церквей. Один и тот же язык,

одна культура, но вражда сохраняется в течение столетий — люди считают

себя двумя различными нациями. В этом противостоянии страдает прежде всего

гражданское население: среди боевиков обеих враждующих группировок

насчитывается значительно меньше жертв, чем среди мирных жителей, которых

боевики якобы защищают. Это подтверждает особенность современного

террора — безразличие к судьбе невоюющих, невинных мирных людей.

Этнический терроризм чаще всего неотделим от партизанской или диверсионной

войны, составляет ее часть. Примеры — события в таких странах как Шри

Ланка (тамилы против сингалов), Индия и Пакистан (кашмирский конфликт),

Турция ( курдские сепаратисты против властей государства), а у нас —

Чечня. Во всех этих случаях наряду с более или менее регулярными боевыми

действиями вооруженных группировок применяются типично террористическими

методы борьбы: убийства отдельных лиц, как военных, так и гражданских, в

тылу врага, захваты заложников. Сейчас этнический терроризм остается

реальной опасностью, единственной жизнеспособной разновидностью

«локального» терроризма ( в отличие от международного). Североирландские,

баскские, корсиканские, курдские, кашмирские, ланкийские, филиппинские

боевики, в отличие от «классовых» террористов, обеими ногами стоят на

твердой почве: они уверены в поддержке значительной части своих этнических

сообществ, видящих в них борцов за свободу и независимость нации.

Этнические и этнорелигиозные факторы, видимо, оказались для человечества

гораздо более значимыми, чем идентичность классовая, основанная на

противостоянии бедных и богатых. И если \"классовый\" террор практически

сошел на нет, этническому террору не видно конца.

Цели

«Различаются социальные конфликты, имеющие политические, экономические,

национальные, религиозные корни. Террорист использует любую форму

конфликта, поскольку она создает благоприятные условия для достижения им

своих целей путем совершения преступлений».

Рассмотрим наиболее существенные цели терроризма, на примере России.

Как упоминалось ранее Россия обладает уникальными геополитическими

характеристиками: необъятность территории, многонациональный характер

населения, несходство традиций и обычаев наций и народностей,

неравномерность регионального социально-экономического развития. Все это,

безусловно, сказывается на общественной стабильности, способствует

нарушениям безопасности граждан. На территории России проживают миллионы

мусульман, часть которых исповедует радикальные течения, связанные с

проявлениями насилия и особой жестокости. У ряда народов и этнических

групп России насилие, экстремистские и террористические методы решения

проблем часто являются элементами национальной культуры и религии.

Фактором, способствующим активизации терроризма в России в постсоветский

период, явилось и разрушение административно-командной системы. Интересным

представляется тот факт, что распространенный в советское время тезис о

существовании терроризма в международных отношениях в капиталистических

странах и лишь отдельных террористических акций в социалистических

странах, соответствовал действительности, так как мировой опыт

свидетельствует о том, что общество демократического типа создает более

благоприятные условия для террористической деятельности, чем

административно-командная система с ее жестким контролем как за поведением

отдельной личности, так и за функционированием всех

общественно-политических институтов. Из этого можно сделать вывод, что

разрушение административно-командной системы и демократизация общества

могут способствовать усилению политического экстремизма и терроризма.

Особенно уязвимым с этой точки зрения является переходный период,

сопровождающийся ломкой старых и формированием новых государственных

структур, усилением элемента нестабильности, резким обострением внутренних

противоречий, основанных на нерешенных социально-экономических,

национальных, религиозных и других проблемах, появлением различного рода

негативных явлений. Переходный период опасен также потерей частью

российского общества нравственных и социальных ориентиров, что зачастую

приводит к стремлению решить те или иные проблемы с помощью насилия.

В качестве целей терроризма в ст. 205 УК РФ названы: нарушение

общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на

принятие решений органами власти.

Из анализа целей, включенных законодателем в состав терроризма, следует,

что они не однородны по содержанию. Представляется, что истинно

террористической целью является воздействие в конечном итоге на тех, кто

может принять то или иное решение, которого добиваются террористы. Другие

цели, названные в ст. 205 УК РФ, нарушение общественной безопасности и

устрашение населения часто являются промежуточными для достижения

конечного результата - воздействия на решения властей.

Некоторые ученые считают, что возможно изменить редакцию ст. 205 УК РФ,

выделив, что террористы совершают взрывы, поджоги, иные аналогичные по

опасности действия для устрашения населения, нарушения общественной

безопасности в целях таким путем воздействовать на принятие решений

государством, юридическими и физическими лицами.

Терроризм по механизму поведения и способу достижения целей напоминает

захват заложников, когда для воздействия на тех, кто может принять

решение, в заложники захватывают случайных людей. При терроризме

поставление в опасность случайных жертв призвано оказать давление на

власть.

С точки зрения тактика вооруженных покушений можно выделить три цели

терроризма.

Во-первых, это возмездие тем социальным слоям и нациям, которые являются

(или объявляются) виновниками бедствий страны, народа, этноса или

отдельных групп населения, выразителями интересов которых террористы себя

считают.

Во-вторых, изменение политической линии государств (или тех или иных

отдельных звеньев государственной машины), а иногда и принципиальная

трансформация социальной системы как таковой (или наоборот их сохранение)

посредством устранения социально-влиятельных персон.

В-третьих, устрашение с этой целью как отдельных правящих лиц, так и

социальных слоев, а иногда и целых народов, которое выступает как

необходимое условие для осуществления широких социальных планов

терроризма. Все эти задачи органически связаны друг с другом, но их

соотношение и иерархия изменяются в зависимости от исторических условий и

уровня развития самого терроризма.

С точки зрения политической направленности и идеологических обоснований,

можно выделить три основные ветви терроризма, для преследования конкретных

целей

1. Терроризм, который чаще всего определяется как социальный или

внутренний, преследующий цель коренного или частичного изменения

(сохранения) экономического или политического строя собственной страны. Он

выступает в двух разновидностях (правый и левый), которые в своих

идейно-политических устремлениях антагонистичны. Левый терроризм исходит

из специфического представления о революционном марксизме и социализме.

Что же касается правого терроризма, то им движут мечты о сильной власти и

реваншистские идеи. Однако они сегодня сближаются друг с другом в двух

немаловажных планах: сходясь в отрицательном отношении к существующей

демократической системе, во-первых, и в принципиальной ориентации на

террористическую практику, во-вторых.

2. Терроризм националистический, ставящий своими целями выделение

национальной общности из более крупных государственных образований и

обретение политической самостоятельности, борьбу против диктата

инонациональных государств (или монополий), и терроризм, выраставший на

почве территориальных притязаний и конфликтов.

3. Терроризм религиозный. Связанный либо с борьбой приверженцев одной

религии (или секты) с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и

низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и

другим одновременно.

Способы совершения

Данные о способе совершения и сокрытия преступления, с точки зрения

криминалистической характеристики, выражают функциональную сторону

преступной деятельности.

В разное время исследованием способа совершения преступления занимались

отечественные криминалисты Р.С. Белкин, А.Н. Васильев, А.Н. Винберг, Г.Р.

Гольст, Л.Я. Драпкин, Г.Г. Зуйков, Б.Н. Коврижных, В.П. Колмаков, А.Н.

Колесниченко, С.С. Куклянскис, Э.Д. Куранова, Г.Н. Мудьюгин, В.В. Радаев,

Б.Б. Рыбников, М.С. Уткин, Б.И. Хасан, Б.М. Шавер и другие ученые.

Тем не менее, в криминалистике не выработано единого понимания этой

категории. Разными исследователями в качестве самостоятельных элементов

криминалистической характеристики выделяются наряду или даже вместо

способа совершения преступления разные по содержанию категории - «механизм

преступления», «способ преступления», «орудия и средства, используемые при

совершении преступлений», «механизм преступной деятельности», способ

совершения как «средство преступления» и др.

Существуют два подхода и к пониманию термина «способ совершения

преступления» - узкий и широкий. В узком смысле имеется в виду только

непосредственное совершение преступления. Рассматривая способ совершения

преступления в широком смысле, ученые включают в это понятие не только

непосредственное совершение, но и сокрытие преступления. Таким образом,

сокрытие преступления предстает как структурный элемент системы способа

совершения преступления, а не образует в рамках преступления

самостоятельный комплекс действий.

Однако в силу специфики характеризуемого преступления говорить об

особенностях его сокрытия не представляется возможным, поскольку смысл

террористической деятельности сводится к устрашению как можно большего

количества населения, воздействию на органы государственной власти.

Сокрытие самого преступления или его последствий сделало бы невозможным

достижение вышеуказанных целей и дало бы основание квалифицировать такое

преступное деяние не по ст. 205 УК РФ. Более того, обязательным признаком

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.