реферат бесплатно, курсовые работы
 

Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии

Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии

Министерство образования Украины

Днепропетровский государственный университет

Физико-технический институт

Реферат по курсу социологии на тему:

“Теория конфликта в отечественной и зарубежной социологии”

Выполнил: студент гр. ТБ-97-3

Сливинский М. В.

Проверил: преподаватель

Токовенко В. В.

Днепропетровск, 1999

Содержание

Содержание....................................................……............

................2

Введение....................................................................

.....……............3

Для чего изучать

конфликты...........................................…….....3

Изучение социального конфликта……………………..…..…….5

Глава 1. Природа

конфликта...................................................…….7

Происхождение

конфликтов..............................................……..8

Природа человека и социальный конфликт.....................……..9

Глава 2 . Движущие силы и мотивация конфликта.................…..10

Аналитическая схема исследования конфликтов.............…..10

Конфликт

потребностей....................................................……14

Конфликт

интересов..........................................................…...20

Ценностный

конфликт......................................................……22

Заключение..................................................................

.............…...25

Используемая

литература.............................................................26

ВВЕДЕНИЕ

Для чего изучать конфликты?

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с

конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается

трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас

людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то

родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами

виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована,

либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить

верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает

взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство,

создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического

напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо

специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать

расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не

следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что

такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как

разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит конфликтную ситуацию несколько иного рода; и вы,

и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может

принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией

конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма

естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли

компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения

между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих

отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о

конфликтах, о том, что такое конфликт.

Третий пример приведем из отношений между большими группами людей.

Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный

экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей

местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного

образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях

мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к

прогрессу и экономическим интересам, другие – к экологическому равновесию и

к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов.

Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный

конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.

Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием

экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода

конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление

производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода

конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать

верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно

знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание

конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только

более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами

концентрируются в сфере политики.

Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и

воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого

человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций

правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный

защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват

в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и

покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими

отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других

повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих

сторон. Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов.

Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в

особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе

ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования,

как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то

обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и

возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за та кого рода

позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от

политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Собственно, суть любого политического режима заключается именно в том,

что он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные

полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники

политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из

которых – победа над своим противником, оппонентом, соперником.

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать

политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических

играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и

участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается

выборами в Государственную думу – вполне сознательно, отдавая себе отчет в

том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или

назначаемые на государственные посты люди – обычные смертные. Их качества и

политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя

в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в

конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый

извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает

сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный

деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы.

Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для

представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь

и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не

только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства,

так и между государствами.

А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы

избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых

невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать

сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных

общественно-политических ситуациях.

Изучение социального конфликта.

На первый взгляд здесь вообще нет предмета для какого-либо особого

изучения. Всем известно, что есть конфликты и есть согласие между людьми,

что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем

более чем враждебность людей друг к другу.

Украинская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш

практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных

ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более

благоприятным.

Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин

люди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что

многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее

исключением, чем правилом.

При этом сами войны были результатом конфликтов между народами,

странами и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские

войны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в

результате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда

находились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию.

Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами,

полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители

попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания

рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и

национальным интересам.

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей,

народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все

хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-

своему» возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями.

Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и

анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в

качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих

сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и

стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и

вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХ вв. проблема конфликтов стала

предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось

специальное направление, которое ныне обозначается как «социология

конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с

весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение

теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного

направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях

обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии,

политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в

первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках

которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы

конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов

разного рода.

Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются,

прежде всего, в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны

воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется

метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю

вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.

Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы

конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта

с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает

опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного

сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примирения

в конфликте, и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный

процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в

ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех

решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог,

исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей

совокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этом

заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны

гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших

результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с

помощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту.

По поводу обнаружения пристрастий со стороны исследователя среди

социологов, изучающих конфликты, нет единой точки зрения. Одни считают, что

он не должен их обнаруживать, так как это отразится на достоверности

информации и на возможности получения материалов от обеих сторон конфликта.

Другие - опирающиеся на так называемую активистскую социологию,

разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его школой,

полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на стороне той

силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы

участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и

высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего

движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на

самом деле.

Что касается сбора первичного материала по национальным конфликтам, то

наилучшие результаты дает метод участия в переговорных процессах.

Применительно к конфликтам производственного характера следует обратить

внимание на методы инновационных и деловых игр. Успешная разработка

таких методов осуществляется В.С. Дудченко и Л.А. Дудченко.

Глава 1.

ПРИРОДА КОНФЛИКТА

В современной литературе по истории социологии сложившиеся

социологические направления подразделяются на две большие группы в

зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает

проблема социального конфликта. Такое подразделение мы находим, прежде

всего, у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера.

Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих – Дарендорфа с этой точки

зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает

доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.

Дюркгейм, Парсонс, Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме

стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение

конфликта, сколько на обоснование консенсуса.

Это деление направлений социологических теорий можно признать верным

лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на

противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированным

Ральфом Дарендорфом.

Итак, конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в

обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между

потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация

которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и

потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том,

что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей,

которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием

конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой

проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных

момента:

во-первых, степень значимости более широкой системы связей,

преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его

дестабилизации – все это может быть обозначено как оценка доконфликтной

ситуации;

во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти

на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга,

способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены

следующим образом:

1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте;

степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона – причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному

процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта –

изменения исходного положения дел.

4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов

противоположной стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе

отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей

справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все

структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми

иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров

конфликтующих сторон.

10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта

тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап социального взаимодействия.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Источником обострения конфликтов между большими группами является

накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием

притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.

Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и

подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего

рода спускового механизма выводящего наружу это чувство

неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,

стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются

лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты

интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он

либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.