реферат бесплатно, курсовые работы
 

Шпаргалки по истории социологии (2004г.)

как восприним предмет, формир чел в конкретном историч контексте;

как процесс самоконтроля;

как личность человека. Соц-ия, Мид подчерк два важных контекста, в кот она

происходит. Один – это игра-подражание, когда дети принимают на себя

определенные роли и имитируют людей, которых они знают: мать, почтальона,

продавца. Но счит Мид, эффективн самоконтроль вырабат в ходе игры-

состязания или в любом таком виде деят-ти, при кот треб колл согласов

действия. В состязаниях ответы других организованы, а деятельность

происходит в соответствии с правилами.

«Система социологии» П. Сорокина, ее значение для отеч и мировой

социологии.

Исслед выд 4 осн этапа соц деят-ти Сорокина: первый – российский (1905-

1920) – создание позитивистской модели социологии на бихевиористской

основе. Гл раб: «Преступление и кара: подвиг и награда» (1913); вт – ранний

американский (1920-1930) – соц бихевиоризм, теор соц стратификации, соц

мобильности. раб «Социальная мобильность» (1927); третий – переломный

(середина 30-х годов) – обращ к пробл кул-ры, создание интегральной

системы общественных наук. четвертый – завершающий – этика, проблема

спасения человечества через преодоление эгоизма.

Соц-я – по Сорокину – изуч совм жизнь людей, зависим др от др. Степени и

формы необходимости: эк, культ, биолог, социальная.

Как социолог он начинал с концепции бихевиоризма. Социальное, по Сор, -

это психическое взаимодействе индивидов, реализуемое в актах их поведения.

Значительны достижения Сорокина в разработке социологического метода. Его

интергралистский метод включает в качестве компонентов интуитивную,

эмпирическую и рационалистическую процедуры.

Эмпирическая или описательная процедура применяется в отношении

пространственных скоплений социокультурных ценностей, а также их внешних

соединений. Рац процедура исп-ся по отнош к явл кул-ры с высоким ур

интеграции. Сорокин выделяет два подвида этой процедуры – причинно-

функциональный и логико-смысловой. Оба являются логич средствами

упорядочения бесконечного множества слож явл социокультурного метода

Интуитивная процедура, по Сорокину, - это акт мистического опыта,

помогающий познать сверхрац и сверхчувственное в чел и об-ве.

В осн работе «Система социологии» он определяет социологию как изуч

специфич соц явл, кот облад «внешним бытием» и допускают непосредственное

наблюдение. В частности, объектом этого наблюдения являются внешние

двигательные реакции индивида, живущего в среде себе подобных, и

составляющие поведение взаимод лиц.

Сорокин предлагает два формальных критерия классиф соц гр – одностор и

многосто: совокупность индивидов, объединенных в единое, взаимод-ее целое

одним признаком (например, языковым, профессиональным, возрастным, половым

и т.д.);

Сочет двух или более признаков, дающих как результат сложные группы –

класс, нацию и др.Класс имеет три главных признака: профессиональный,

имущественный, правовой Кр «горизонтального» расчленения Сорокин выделяет и

«вертикальное», связ с анализом стр-ры гр, внутригр позиций индивидов.

Именно на этой основе он построил теор соц стратиф и мобильности. В каждой

группе есть свои «верхи» и «низы» или слои (страты). Он, выделял основания

для вычленения страт: политические, экономические признаки.

Цент-е место в его соц конц во вр российского периода занимал анализ мех-

ов соц контроля и особенно этика с ее регулирующей соц функцией.

Механизм социального контроля осуществляется обществом в виде

стандартизованных форм. Соц поведение – это поведение «должное»,

«рекомендуемое», «запрещенное» и реакция общества осуществляется в виде

санкций: негативных (кара) или позитивных награда Общее направление соц

эвол – это усложнение и расширение социальных кругов, т.е. системы

социальных взаимодействий, приход к более быстрой смене шаблонов поведения

и укреплению среди них социально полезных. Соц прогресс, по Сорокину, - это

ув числа взаимод и закрепление, соц полезных форм поведения. сфере.

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе. Законы исторического развития.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в

области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе

К. Маркса (1818-1683), Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При

создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических

установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как

факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным

для них причинно-следственным объяснением фактов. Предм соц в марксизме,

явл изуч об-ва, основных закономерностей его развития, а также основных

социальных общностей и институтов.

1) принцип истор материализма явл признание закономерности общественного

развития. Признание закономерности означ призн действия в об-ве общих,

повтор,связей м/у проц и явл.

2) принципом детерминизма, то есть призн сущ-я причинно-следственных

связей. выделить главные явл способ производства материальных благ,

состоящий из производительных сил и производственных отнош.

3) принц материал уч об об-ве явл утверждение о поступат прогресс

развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об

общественно-экономических формациях как основ структурах общ жизни. Общ-эк

формация, "общество, находящ на опред, степени историч разв. Понятие

«формация» К- Маркс заимствовал из ' современного ему естествознания. Этим

понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные

структуры, связанные единством условий образования, сходством состава,

взаимозависимостью элементов. Основу эк формации составляет способ

производства, кот хар-ся ур и хар-ом разв производственных сил и

соответствующими этому уровню и характеру производ отнош. Совокупность

производ отнош образ основу общества, его базис, над кот надстраиваются

гос, правовые, полит отнош и учреждения.

К. Маркс и Ф. Энгельс предст разв об-ва как поступат процесс, переходом от

низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к

рабовладельческой, затем к феод, капитал и коммунист.

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и

причинной обусловленности в развитии увязываются в марксизме с признанием

своеобразия развития общественных процессов..

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в

русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности

научных знаний об обществе

Феномен бюрократии у М. Вебера.

Понятие бюрократии имеет различные значения. В одних случаях оно

характеризует эффективную организационную форму с оптимальными, четко

формализованными процедурами. В др - испол как метафора, акцентирующая

негативные дейс-я больших организ (канцелярщина, волокита, отсутствие

гибкости и т. д.).

В понимании немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), бюрократия -

«идеальный тип» организации, обеспечивающий наибольшую эффективность и

предсказуемость поведения членов организации.

Вебер считал, что по своей эффективности, стабильности, дисциплине и

надежности бюрократическая структура является лучшей, чем любая другая

организационная форма.

Идеальная бюрократия по Веберу должна обладать хар-ми:

1. Разделение труда и специализация. Все задания, необходимые для

достижения стоящих перед организацией целей, разделяются на

узкоспециализированные виды работ. Разделение труда и специализация создают

условия, при которых во всех звеньях работают специалисты-эксперты, несущие

полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Четко определенная иерархия власти. Каждый нижестоящий работник или

подразделение организации подчиняются вышестоящему руководителю. Каждый

руководитель в иерархии власти отвечает перед вышестоящим руководством не

только за свои решения и действия, но и деятельность всех подчиненных ему

лиц. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях,

делегированных с верхних уровней иерархии.

3. Высокая формализация. Четкие правила и инструкции должны определять

ответственность каждого члена организации и формы участия в выполнении

общей цели. Это обеспечивает единообразие и координацию поведения членов

организации независимо от их индивидуальных особенностей и характера

деятельности.

4. Внеличностный характер. Каждое официальное лицо в организации выполняет

свою работу беспристрастно и формально, постоянно сохраняя дистанцию с

другими членами организации и ее клиентами. Функционирование идеальной

бюрократической организации в соответствии с этим принципом исключает

интерференцию личных интересов, симпатий и эмоций. По мнению Макса Вебера,

любая пристрастность неизбежно наносит ущерб делу, 5. Кадровые решения,

основанные на достоинствах. Найм на работу в организацию должен

основываться на технической квалификации будущего работника, его опыте и

деловых качествах.

6. Планирование карьеры. Найм в организацию - это начало карьеры на всю

жизнь. В организации должна существовать система «продвижения» по службе в

соответствии со старшинством и достижениями. Члены организации должны быть

ограждены от произвольного увольнен.

7. разделение организационной и личной жизни членов организации.

8. Дисциплина. Наличие указанных характеристик способно обеспечить

значительное повышение действенности организации. Бюрократическая форма

организации и сегодня господствует в деловой практике всего мира.

Вместе с тем веберовская концепция имеет некоторые ограничения,

выразившиеся прежде всего в том, что характеристики идеальной организации

касаются только формальных аспектов организации и носят нормативный

характер. По Веберу, «рационализация» и «бюрократизация» - понятия

тождественные. Он рассматривает организацию как некую безличную,

механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов и

проблем членов организации, находящуюся во власти высшего руководителя и

действующую согласно его предписаниям.

Трактовка аномии у Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона.

Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-

психологические состояние индивидуального и общественного сознания, которое

характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом

общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их

реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества

, апатии, разочарованности в жизни, преступности.

Понятие аномии введено Эмилем Дюркгеймом.

Теория аномии разработана Робертом Мертоном.

Аномия у Дюркгейма: состояние общества или личного отношения к обществу, в

котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели и

утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих

коллективную или индивидуальную жизнь.

Дюркгейм усматривал в аномии разлагающее воздействие на общество:

аномическое разделение труда возникло ввиду распределения рабочих мест не в

соответствии со способностями, что ведет к нерегулируемости экономической

деятельности в таких обществах; в «Самоубийстве» Дюркгейм пытался провести

корреляцию между числом самоубийств и аномическими социальными ситуациями.

Аномия у Мертона: социальные ситуации и индивидуальные ориентации, не

соответствующие определяемым культурой целям и доступностью

институционализированный средств их достижения (например, социальные

условия, при которых в США в период депрессии процветала организованная

преступность).

Трактовка аномии Мертоном позволила использовать это понятие при

исследовании девиации: при разрыве между определенными культурой целями и

одобренными обществом средствами, доступным личностям/группам возможны:

1. «инновация»: преступление или другие социально осуждаемые средства

достижения одобренных целей;

2. «ритуализм»: попытки добиться одобренных средств без перспективы

добиться успеха;

3. «ретреатизм»: выбор;

4. «восстание»: стремление изменить систему.

Мертон показывает, что аномия может стать источником социальных изменений

или источником социальных проблем

3. Учение Г.Спенсора об обществе. Общество как соц. организм.

В соц конц Спенсера (1980-1903) выдел два осн принципа: понимание общества

как организма и идея всеобщего закона эволюции тенденции к росту внутренней

дифференциации, сопровождающейся усовершенствованием процесса интеграции

органов, - проявляются и в общественном развитии. Основная мысль "Оснований

социологии" - аналогия между биологическим и социологическим организмами.

принципы Спенсеровской социологии:

Концепция общеста как организма(единство социального целого). Отвечает на

вопрос – действительно ли общество является реальной целостностью или это

лишь коллективное имя для характеристики определенного числа индивидов,

имеющих только номинальное существование. И Идея социальной эволюции

Организм и общество

Сходство: общество растет и увеличивается в размерах большую часть своего

существования

с ростом общества его структура усложняется (биологические существа –

эволюция)

диффер структуры сопровождается дифф функций на протяжении эволюции

развития их взаимодействия

аналогия между обществом и организмом может быть перевернута, каждый

организм – это общество, состоящее из отдельных индивидов;

в обществе, как и в организме, даже когда жизнь в целом остановилась,

отдельные состав части продолж жить некоторое время

Равзлич: составные части биолог организма формируют конкретное целое, в

котором все элементы неотъемлемая часть, а общество – это дискретное целое,

живые элементы которого более или менее свободны и рассеяны;

диффер функций в индивид организме такова, что способность чувствовать и

мыслить сконцентрирована только в определенной ее части, а в обществе

сознание распространено по всему агрегату и все его составные элементы

способны наслаждаться и страдать, если не одинаково, то примерно так же; в

живом организме элементы существуют ради целого, в обществе же – наоборот.

У любого развитого общества существуют три системы органов:

поддерживающая система или система органов питания – производство

необходимых продуктов в обществе

распределительная система обеспечивает связь между различными частями

социального организма с помощью разделения труда;

регулятивная система от имени государства обеспечивает подчинение частей

целому.

Специфическими частями органов являются социальные институты: домашние

-ритуальные политические –церковь профессиональные -индустриальные

Спенсер пытается проследить эволюцию каждого из них с помощью

сравнительного исторического анализа. Любой социальный процесс

рассматривается Спенсером как часть эволюции. Любое развитие включает в

себя 2 аспекта: интеграцию и дифференциацию.

Типы об-в простые ( по хар-ру руководства : имеющие рук-ля, с эпизодич рук-

ем, стабильн рук-ем и сложные подразд в зависим от полит организац),

двойной и тройной сложности, Развиваясь об-во становится сложным. По

степени оседлости: кочевое, оседлое и полуоседлое. По степени внутр регуляц

воинств (жесткий контроль) и индустриальн ( свобода членов отсутствие

централизац)

Исследов Дюркгеймом самоуб-ва

Специальная работа Дюркгейма посвящена самоубийству. Он отвергал

объяснение самоубийства индивидуальными, психологическими мотивами и

провозглашал, что только социальные факторы являются его причиной.

Самоубийство - очевидный пример нарушения соц связей. Изучение соц среды

как главной причины, влияющей на измен уровня самоубийств, характеризует

социологизм его подхода. Дюркгейм применил технику доказательства методом

исключения: он систематически проверял и отбрасывал такие несоциальные

факты как «психол предрасположенность» (психологическое состояние, расовые

и наследственные факторы), черты физического окружения (климат, время года,

время дня) и процесс подражания.

Опираясь на офици статистику, он выяснил ряд особьенностей: уровень

самоубийств выше летом, чем зимой, мужчины кончают с собой чаще женщин,

старики чаще чем молодые, солдаты чаще чем гражданские, протестанты –чем

католики, одинокие и вдовы – чем женатые, степень самоубийств выше в

городах, нежели в сельской местности.

Он предположил, что самоубийств обратно связано со степенью интеграции с

социальными группами, к которым человек принадлежит. Дюркгейм выделил

четыре типа самоубийства:

1. Эгоистическое - разрушение социальных связей, отсутствие коллективной

поддержки, состояние отчуждения и изоляции, вызывающее чувство

одиночества, ощущение трагедийности существования. Причиной м.б. крайний

индивидуализм, но почвой, его порождающей, является больное общество,

«социальная болезнь».

2. Альтруистический - личные интересы индивида полностью подчинены

общественным, там, где интеграция группы так высока, что человек

перестает ощущать себя независимой личностью. (старики, больные)

3. Аномический - во времена социальных потрясений и экономических кризисов

индивид теряет способность адаптироваться к социальным изменениям и новым

социальным требованиям, теряет связи с обществом. Состояние социальной

аномии означает отсутствие социальных норм поведения, слом старой

иерархии ценностей и отсутствие новой, что порождает нравственную

нестабильность в обществе.

Фаталистический - результат возрастающего контроля над индивидом со

стороны группы, где есть избыток жесткой регуляции, становящейся

невыносимой для индивида. Т. обр., самоубийство - намеренный, сознательный

акт индивида, зависящий от социальной дисциплины; эталон нормального

социального поведения - это нормальный социальный субъект, уважающий

правила и подчиняющийся коллективному авторитету.

Франкфуртская школа в социологии. Периодизация ее развития.

Лево-радикальное направление (неомарксизм, неофрейдизм). Представители: Ф.

Полак, К. Виттфобель, Т. Адорно, Маркузе.

. Образовалась она до первой мировой войны вокруг института социальных

исследований во Франкфурте-на-Майне, которым руководил тогда Макс

Хоркхаймер (1895-1973). Он и был, вместе с Теодором Адорно, организатором

этого направления. Среди наиболее известных последователей Франкфуртской

школы можно назвать Герберта Маркузе и Эриха Фромма. наиболее заметна она

была в 60-е

Адорно вместе с Хоркхаймером выпускают книгу под названием «Диалектика

просвещения», в которой исследуют современную цивилизацию. По их мнению,

современная цивилизация, выросшая на принципе рациональности, точнее даже

на культе рациональности, на культе покорения человеком природы, это

цивилизация тупиковая. Тупик вызван именно культом рациональности,

происходящим от просвещения. Попытка покорить природу, господствовать над

природой приводит в конце концов не к господству, а к отчуждению человека.

Это понятие отчуждения Хоркхаймер и Адорно берут из ранних работ Маркса.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.