реферат бесплатно, курсовые работы
 

Связь института семьи с другими социальными институтами и организациями

школы к взаимосвязи со средой, ее «развернутость» через социум, микрорайон

на семью. Школа, таким образом, становится открытой социально-

педагогической системой. /1, 39/

III.2. Семья и неформальные объединения

Существует способ определения сообщества через его место в

социальной структуре. Что касается "Системы", то ее типичный представитель

находится в промежутке между позициями социальной структуры.

Неформаля говорят, что в "Системе" к кому не подойди, такой же

промежуточный считает себя художником, среди друзей известен как художник,

а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без

определенного места жительства). В неформалах таких большинство. Статус в

собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. Принимаемые

нормы и ценности иные, нежели предписанные обществом. Система, объединяющая

таких людей, оказывается в результате сообществом, находящимся в

промежутках социальной структуры, вне ее. Процитируем еще раз

упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя роль хипповского

историографа и теоретика : " Хиппизм, заявляет он, не вступает во

взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там,

где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит

огонь творящей независимости".

Все без исключения "пиплы" настаивают на своей непринадлежности к

обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного"

самосознания.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди ? Здесь два

направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном"

состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию

другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое

постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает

сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций

В.Тернера,Т.Парсонса,Л.Фойера.

По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее

противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в

социальной структуре. А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело

кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее

воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей

сдвигами в самом обществе. У М.Мид это выглядит так : " Молодежь приходит,

взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации.

Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в

социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".

Новое поколение ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся

социальной структуры, а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и

начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир

взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контр-культуры

здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство

новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контр-

культуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А

прежние ценности опускаются в подземный мир контр-культур. На самом деле

эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто

о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В

стабильные периоды и в традиционных обществах выпавшие люди - это

действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе

перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают

статус.

В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере

значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все

уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние.

Ни одна "Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно что то

из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация

проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в

сфере экстернальной культуры.

Неопределенность и самоорганизация: и так, "Система" - пример

сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не

имеют определенного положения, прочной позиции - их статус неопределен.

Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации.

Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем

наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение

бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

Итак, в неформальные объединения попадают, или если можно так

выразится, стекаются, те молодые люди, подростки, которые в своей семье

остаются не понятыми, лишенными внимания родителей, постоянно

наталкивающиеся на стену неодобрения и резкого осуждения жизненного выбора

и позиций. Исходя из сказанного можно сделать следующий вывод, что

неудовлетворенной семейной жизнью, лишенные тепла и внимания дети проходят

свою социализацию не в таких организациях как школа, институт, спортивные

секции, клубы по интересам, а в неформальных организациях, которые как

правило настроены достаточно антисоциально и наносят существенный вред

психике ребенка.

III.3.Семья и религия

Как мы уже неоднократно повторялись выше роль семьи в обществе

несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так

как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит

овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации

ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт,

связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе

хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как

социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение

рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и

предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев

семейного воспитания.

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в

воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили

большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни

передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном

индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены,

передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей

становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность

родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В

настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в

воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных

работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования

показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только

неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала

поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной

среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники –

социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это

основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены

которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства,

эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся

устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого

осуществляется основная часть по вседневной жизни людей: сексуальные

отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть

бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с

довольно ранних эпох. Уже в неолите, к которому относится появление

человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на

естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие

хозяйство, воспитывающие детей.

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые

в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме

биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют

и социальные законы, так как семья – социальное образование, имеющее в

каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть

нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором

человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою

социально-биологическую природу.

Все практически, что человек получает для дальнейшей своей

самостоятельной жизни, он получает в семье. Все традиции и духовные

ценности прививает человеку его семья. Интересно было бы выяснить как

понимали семью и брак наши предки-христиане. Христианское понимание

сексуальности, брака и семьи в значительной мере находилось под влиянием

ветхозаветных представлений о браке как институте, предназначенном прежде

всего для продолжения рода, а не для личного счастья партнеров. До самого

периода Реформации патриархальная структура семьи сохранялась и

отстаивалась от нападок сектантских групп. Невзирая на это, христианские

представления были в корне иными, чем ветхозаветные. /14, 32/

Трансформация прежних представлений о семье в Новом Завете была

обусловлена тем, что в христианстве, наряду с иудейской традицией,

содержатся и элементы эллинистического мировоззрения, в котором важную роль

играет половая любовь и гармония. Классическое понимание любви, выраженное

в платоническом понятии эроса, противостоит в христианстве ее библейскому,

иудейскому пониманию. Хотя эротическая любовь часто понималась прежде всего

как сексуальное влечение и страсть, в классическом религиозном и

философском смысле она интерпретировалась как идеалистическое стремление

подняться к высшим интеллектуальным и духовным ценностям. Христианская

концепция любви рассматривала как образец человеческой взаимности и

самоотдачи совершенную и безграничную любовь Бога. Вообще любовь

рассматривается как высшая ценность и добродетель.

Таким образом, христианство тяготеет к спиритуализации брака и семьи, к

углубленной трактовке личных отношений между супругами, между родителями и

детьми. Брак можно назвать разновидностью теснейшего товарищества верующих.

В раннехристианских общинах дети были включены в это товарищество. Они

крестились и причащались вместе со своими родителями. В этот период

молитвенные собрания христиан проводились в семейных домах верующих. Брак,

в котором один из партнеров был христианином, а другой принадлежал к

другому вероисповеданию, рассматривался как вероятное средство обращения

второго супруга в христианство. Но если партнер-нехристианин не желает

состоять в таком браке, церковь рекомендовала развод.

В Посланиях апостола Павла подчеркивается отличие христианского брака

от супружеских союзов, заключаемых верующими других конфессий. Христианский

брак характеризуется более высокими этическими требованиями к обоим

супругам. Семейно-брачные отношения той эпохи, нормами какой религии они бы

ни регулировались, строились на дискриминации женщины, которая, обязана

была, во всем подчиняться мужу, не имела права расторгнуть брак по

собственной инициативе, а в случае развода по инициативе мужа должна была

покинуть его дом и оставить родившихся от этого брака детей.

Христианство не произвело революционных перемен в социальном положении

женщины; оно лишь дало ей возможность занять новое положение в семье и

религиозном сообществе. Если бракоразводная практика иудаизма оставляла

женщину на полный произвол мужа, то Христос, запретив своим последователям

расторжение брака, тем самым резко изменил статус женщины в семье.

Изменилось также и положение женщины в сообществе единоверцев. В

иудаизме все религиозные обязанности, совершение большинства ритуалов, даже

еж дневные молитвы были делом мужчины. Женщина настолько не принималась в

расчет, что имелась даже особая молитвенная формула, которую мужчина должен

был повторять каждый день, среди обычных молитв и которая содержала

благодарность Богу за то, что Он не создал молящегося женщиной. Роль

женщины сводилась к рождению детей и соблюдению святости домашнего очага.

Она должна была только выполнять предписанные Законом запреты, но не могла

быть равноправным членом религиозного сообщества. Для богослужения

необходимо было присутствие десяти мужчин, женщины в счет не шли. В

синагоге женщины должны были сидеть отдельно от мужчин, отгороженные

плотной завесой.

В христианской общине женщина наделялась всеми правами на общих

основаниях; из Посланий апостола Павла явствует, что женщина

рассматривалась как полноценная христианка. Римские критики христианства

утверждали, что христианскими общинами управляют женщины. В периоды гонений

женщины-христианки проявляли стойкость и приверженность религиозным идеалам

наравне с мужчинами. Тот факт, что женщин почитали как святых и мучениц,

демонстрирует их активную роль в общинах и высокий религиозный статус.

Одновременно в христианстве сохраняется и восходящая к иудейской

традиции тенденция оттеснения женщины на второстепенные позиции и

религиозной практике. В Посланиях апостола Павла подчеркивается, что

женщине не дозволяется «учить», то есть выступать с проповедями и

заниматься теологической интерпретацией Писания. Женщине запрещено входить

в алтарное помещение церкви, она не может принять сан священнослужителя (за

исключением некоторых протестантских конфессий).

Христианство характеризуется также особой – не свойственной в такой

мере другим религиям – тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом

верующего считается личность, целиком преданная Христу и сохраняющая во имя

него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия

и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к

священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль,

которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому,

так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное

вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство

превыше всякого другого состояний оценивает девственность; брак

рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная

для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью

для христианина является сохранение целомудрия. Вне всякого сомнения,

первоначально сильная аскетическая тенденция, преобладающая в христианстве,

была направлена против гиперсексуализма эллинистической культуры, против

широко распространенной в ней и открыто признанной педерастии, культовой и

обычной проституции, содомии и т. п. /9, 115/

В свете скорого и неизбежного наступления царствия Божия брак

рассматривался как принадлежность старого миропорядка, которая прекратит

свое существование вместе с ним. Обитатели нового мира «не женятся и не

выходят замуж, а живут подобно ангелам на небесах», как утверждает

Евангелие от Марка. Поскольку старый миропорядок доживает последние дни,

уже нет необходимости вступать в брак; это только приносит ненужные

страдания, и потому, согласно апостолу Павлу, неженатым и незамужним «лучше

оставаться, как есть ».

Аскетические тенденции, присущие христианству, особенно отчетливо

проявились в мировоззрении гностических сект, видевших в сексуальном

влечении выражение демонического начала. Сознательное отвержение

христианами половой морали окружающего их общества эллинистической эпохи

поддерживало первоначальный аскетизм и способствовало его дальнейшему

закреплению в качестве официальной позиции христианской церкви по отношению

к сексуальности.

Реформация смягчила аскетический подход римско-католической церкви к

половым вопросам. Прежде всего это выразилось в отмене целибата для лиц

духовного звания, даже для высшего духовенства. Восточные православные

церкви остановились на компромиссном решении проблемы: рядовым

священнослужителям разрешается вступление в брак, тогда как представители

высшей иерархии обязаны соблюдать целибат.

Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением.

Раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака

в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к

вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ограничения.

Христианство всегда критически относилось к использованию контрацептивов и

любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых сроках без

веских медицинских оснований рассматривается как смертный грех. Церковь

строго запрещает аборты.

Проблема контроля рождаемости перешла в новую фазу благодаря

изобретению и массовому распространению средств контрацепции. Вторым

важнейшим фактором стало формирование в послевоенном мире нового свободного

отношения к сексу, получившее название сексуальной революции. В этой

ситуации в христианстве возникло расхождение взглядов: протестантские

церкви рассматривают сознательное планирование семьи в пределах

христианской социальной этики как жизненную необходимость. В

противоположность им Римская католическая церковь в специальных энцикликах

полностью запрещает все способы контрацепции. Современные экономические и

демографические проблемы, новые возможности, предоставляемые социальным и

технологическим прогрессом, требуют более глубокого осмысления в контексте

христианской культуры проблем планирования семьи. /16, 359/

Можно сделать следующий вывод, что семья постоянно находилась под

контролем церкви и достаточно сильно церковь влияла на семью, можно даже

сказать, что церковь «создавала» тип семьи. На востоке, где принято

мусульманство - полигамия, у христиан - моногамия, семья всегда жила по

церковным канонам, даже нынешние семьи, которые не причисляют себя к

верующим все равно подвержены влиянию той веры, которую они впитывали с

детства.

Заключение

Именно в семье закладываются основы нравственности человека,

формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные

качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и

самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую

активность, раскрывает индивидуальность. Так сложилось, что с развитием

цивилизации семья переложила часть своих забот на другие социальные

институты и организации, тем самых родители получили больше свободного

времени, а дети более широкую возможность к социализацию в обществе.

Взаимосвязь семьи и других социальных институтов проявляется с самого

момента рождения ребенка и чем эта связь более налажена, тем легче ребенку

проходить все этапы становления полноценной личности.

Социальная среда способствует усвоению общественных социальных норм и

культурных ценностей, причем базисной основой является семья, где

закладывается фундамент личности, дальнейшее строительство которой затем

осуществляет школа, затем следующее учебное заведение, затем рабочий

коллектив и т.д.

Целью моего исследования была семья и социальные институты, влияние их

взаимоотношений на растущее поколение. Я считаю, что я достиг желаемой

цели, так как определил роль влияния этих институтов на семью, методы

подхода работы с семьей, а также определил роль влияния семьи на дальнейшее

успешное формирование личности и ее социализации.

Ребенок, как я уже высказывался неоднократно, начинает свою

социализацию в семье, однако семья сталкивается с необходимостью общения с

больницами, школами, детскими учреждениями, школами, трудовым коллективом,

спортивными секциями, учреждениями культуры, с государственными

ведомствами, с неформальными объединениями, церковью, друзьями и множеством

других организаций, именно во взаимодействии всех этих организаций и

учреждений и проходит становление юной личности, и чем взаимоотношения у

семьи с этими организациями лучше налажены, тем вырастает более

социализированная, более успешная личность.

Список литературы

1. Березкина Н.П. Педагигика общественно-политической

деятельности.// Педагогика. - №7; 1990

2. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения.//

Педагогика. - №7; 1992

3. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы, кто они есть? – М.,2000.

4. Нейл смелзер "социология" Москва 1994 г. ст.168.

5. Купцова В.И. Человек и общество. Современный мир. - М.,1994г.

6. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.,

1989.

7. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М.,1987.

8. Павлов Б.С. Матери. Отцы. Дети. - М., 1984.

9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.,1995

10. Щуркова Н. Ценностные отношения в воспитании школьников. -№3;

1999.

11. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -

М., 1979.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.