реферат бесплатно, курсовые работы
 

Современный расизм как глобальная проблема

включая Ку-Клукс-Клан и полувоенные неонацистские группировки. Они вдохнули

новые силы и новую энергию в прежнее движение.

Хотя в последнее время многие социологи констатируют упадок движения,

однако, большинство исследователей этого явления, считают, что оно

представляет собой нечто большее, чем проходящее увлечение, что

подтверждается более чем двадцатью годами его существования, с

периодическими взлётами и падениями. Оно, тем не менее, продолжает вызывать

отклик среди молодёжи и привлекать её в свои ряды.

Расизм в США

Убийство в Цинциннати белым полицейским 19-ти летнего чернокожего

парня стало искрой, которая зажгла копившиеся долгое время недовольство

расизмом и бедностью. Cамое крупное с Лос-Анджелеса 1992, выступление

чернокожего населения, вовлекло сотни человек, протестовавших против

полицейского зверства и десятилетий бедности и маргинализации. Тимоти Томас

был 15-м черным убитым в Цинциннати полицейскими, начиная с 1995 года, и

четвертым, начиная с ноября. За это же время ни один белый не был убит.

Стивин Рогач стрелял в него за нарушение правил дорожного движения. Это

преступление свидетельствует о том, что взаимоотношения между беднейшими

слоями общества и полицией готовы взорваться в любой момент. Вспыхнувший

конфликт вызвал страх и удивление в благополучных слоях американского

общества, которые долго пытались не замечать находящийся по соседству целый

мир нищеты и бесправия. Эти события наглядно показали, что в США – в этой

самой богатой стране мира, есть люди, которые столь бедны, что готовы

вступить в конфликт с самой могущественной мировой машиной насилия.

Но кто эти мятежники, готовые участвовать в боях с полицией? В городах

США наблюдается явление, названное "белый маршрут", когда белое зажиточное

население перебирается в пригороды, оставляя центр города. В этих

современных гетто скапливаются самые бедные и бесправные жители города. В

то же время доля черного население Цинциннати увеличилось за последнее

время с 38% до 43% и составила 330 000 человек. Недавнее социологическое

исследование Университета Цинциннати показало, что если среднедушевой доход

горожан -- $14420 за год, то в Рейне (где сконцентрировано черное

население) он только $5359, и 48 процентов его жителей живут за счет

социальных программ. Уровень безработицы в Цинциннати, составлял в среднем

лишь 3.8 процента на протяжении последних пяти лет. Но среди чернокожих в

Рейне уровень безработицы близок к 30 процентам, согласно тому же самому

исследованию. Власти пытались бороться с социальными последствиями

безработицы, создавая все новые подразделения полиции, которые зверски

проводят политику "расовой профилактики" против черного населения. Поэтому

недавний взрыв возмущения вряд ли будет последним. Всё так же, как и раньше

встреча черного с полицейскими не сулит первому ничего хорошего.

Власти говорят, что полиция необходима здесь для защиты, но кого она

защищает? Правильный ответ гласит, что репрессивные органы защищают лишь

капиталистическую систему с ее несправедливым распределением. То, что в

городе был объявлен комендантский час, а сотни людей были арестованы,

наглядно показывает суть американской демократии. Это демонстрирует, что

правящий класс готов использовать здесь, ту же самую репрессивную политику,

что и в остальной части мира, но уже против собственного народа. Буржуа

вздымает свои руки в ужасе при насилии со стороны угнетенного – и, в

особенности, если насилие направлено против их священной частной

собственности, но при этом каждый день они чинят еще большее насилие над

рабочими, безработными, меньшинствами, женщинами, и молодежью в собственной

стране.

Расовая проблема – прямое следствие капиталистических противоречий.

Как говорил Мальком Икс, рассматривая американское общество: "расизм

внедрен в капитализм". Везде где есть неравенство, люди будут делиться по

поверхностным признакам: расы, религии, рода и т.д.

Ясно, что капитализм никогда не решит стоящие перед ним проблемы.

Единственный способ изменить ситуацию – обеспечить приличное жилье,

образование, работу и т. д. для всех. Но это в принципе невозможно пока

существуют рыночные отношения, при которых важна только прибыль.

В многонациональной России сегодня сложились иные, "бытовые" формы

дискриминации по национальному признаку, связанные с устойчивой

ксенофобией, неприязнью и нетерпимостью к другой культуре, языку,

верованиям, традициям. Эти формы составляют причудливую смесь: отчасти они

достались нашему обществу в наследство от обширной Российской империи с ее

специфическими методами колонизации собственных окраин, отчасти были

обусловлены национальной дискриминацией, скрыто существовавшей внутри

единой общности "советский народ", отчасти отражают мировые тенденции

сегодняшнего дня: многие страны сейчас "заражаются" вирусом национализма из-

за притока рабочих-мигрантов и иммиграции в целом.

Эксперты сходятся на том, что эти "латентные" формы ксенофобии,

прорывающиеся наружу отдельными уродливыми вспышками (вроде недавнего

погрома еврейской школы в Рязани, драк "бритоголовых" с иностранцами или

убийства в Боровичах еврейской девочки 14-летним скинхедом), являются

самыми опасными: они "пропитывают" сознание людей, начинают восприниматься

как норма взаимоотношений с представителями других национальностей. Для

человека, находящегося вне ситуации, результаты бывают шокирующими. Как,

например, можно оценить действия краснодарских властей, "выдавливающих" с

территории края турок-месхетинцев путем систематического лишения их

элементарных гражданских и человеческих прав, даже права регистрировать

браки и давать свою фамилию детям? Как понять политику многих местных

властей, проводимую по отношению к беженцам из Чечни, когда им зачастую

отказывают в самом элементарном - регистрации самого факта их пребывания на

данной территории? "Это самый настоящий апартеид, - считает директор

старейшей в мире правозащитной организации "Международная лига прав

человека", консультант ООН Кэтрин Фицпатрик, занимающаяся проблемами России

уже 20 лет. - Больше всего в вашей ситуации меня поражает абсолютная

невозможность для большинства пострадавших защитить себя юридическим путем.

Ведь по статьям, карающим за возбуждение национальной розни, в вашем суде

дело не может быть возбуждено на основании заявления частного лица".

Опасность состоит и в другом: государство, которое никогда бы не

"подняло на флаг" классический "черно-белый" расизм, легко может

соблазниться возможностью использовать "латентную" ксенофобию в качестве

одной из форм национальной идеи.

В течение двух лет на северо-западе России регулярно проводились

российско-американские семинары для госслужащих по методам противодействия

национал-экстремизму и расизму. После убийства еврейской девочки в

Боровичах в этом городе по просьбе местной администрации впервые провели

специальный семинар для сотрудников правоохранительных органов -

впоследствии такие семинары проводились неоднократно. Однако недавно, когда

группа американских полицейских посетила МИД чтобы договориться о

дальнейшем сотрудничестве, им "дали от ворот поворот", объяснив, что

"расизм - это проблема Запада, а не России".

Далее мы приведем отрывок статьи, своего рода справки проявления

расизма в Эстонии.

«…У нас в Эстонии принято считать, что наше общество достаточно

толерантно, и проблемам дискриминации, как правило, очень мало отводится

места на страницах газет и в других средствах массовой информации. И это

несмотря на то, что «странички» Интернета пестрят не только расистскими, но

фашистскими высказываниями не только отдельных лиц, но и целых организаций!

Стоит лишь обратиться к порталу Delfi, где каждому, кому не лень, дается

право на выражение собственного, подчас не только некорректного, но и

чрезмерно агрессивного мнения! При этом отсутствуют какие-либо мало-мальски

профессиональные комментарии специалистов, не говоря уже о представителях

властей, призванных уже в силу своей принадлежности к продекларированным

демократическим ориентирам отстаивать и защищать общечеловеческие принципы

и нравственные нормы.

Я не буду повторять всю эту «ересь» и приводить многочисленные

оскорбительные прозвища, которыми награждают посетители эстоноязычных

«виртуальных гостиниц» «инородцев» («muulased» ), под которыми в первую

очередь подразумеваются русские. Достаточно привести лишь одно наиболее

распространенное – «tiblad», которое не имеет аналога в русском языке, но

выражает крайне негативное и в высшей степени пренебрежительное отношение

именно к русским, как представителям «низшей» расы или нации. Столь

популярные и ставшие почти «литературными» в силу широкого распространения

в СМИ определения проживающих по соседству представителей русского

национального меньшинства свидетельствуют о проявлении ничего иного, как

самой типичной формы ксенофобии, или точнее русофобии, в эстонском

обществе. Так как весьма удобный способ узнать настроения масс – это

предоставить этим массам возможность высказать самим свое мнение, это порою

бывает даже более показательно, чем результаты многих социологических

исследований. К сожалению, уровень культуры нашего эстонского общества, в

том числе и правовой, настолько низок, что пока отсутствует почва для

установления прочных демократических традиций. Вследствие всеобщего

невежества, при недостатке терпимости (или толерантности – кому как больше

нравится) и при наличии озлобленности, мстительности и агрессивности, в

общественном сознании и сознании эстонского обывателя господствуют

искаженные понятия, субъективные оценки исторических событий,

невежественный апломб и произвольное толкование общепринятых норм

международного права и стандартов в области прав человека. На этом

основании у большинства эстонцев сложилось слишком хорошее мнение о себе и

об обществе, в котором они живут. На самом деле, подобные самооценки весьма

далеки от истины, которая, как известно, познается в сравнении. А для

сравнения и информации к размышлению я хочу привести лишь один пример,

взятый из западных СМИ (Reuter): в Ирландии водитель автобуса был наказан

штрафом более чем на 900 фунтов лишь за то, что сказал пассажиру

неирландского происхождения, чтобы он «убирался к себе домой».

Меня могут обвинить в том, что я слишком предвзято сужу об эстонцах и

эстонском обществе по отдельным высказываниям. В качестве аргументов, как

правило, говорится, что «большинство» так не думает. Позвольте спросить это

молчаливое здравое большинство – а как вы думаете? Может быть, более здраво

и разумно мыслящие члены общества наконец-то «нарушат обет молчания»,

найдут время (или смелость!) поделиться своими мнением и знаниями по

вопросу о правах человека, общепринятых нормах морали, поведения и об

общечеловеческих ценностях. Именно так это происходило и происходит в

обществах, где сложились более-менее цивилизованные или «так называемые

демократические», а проще сказать - нормальные человеческие отношения, и

где восстановление справедливости не вызвано жаждой мести и ей не

сопутствует новая несправедливость. Ведь история человечества в сравнении с

историей эстонского государства соразмерна с вечностью и богата более

яркими примерами, которые повторяются снова и снова, и вследствие этого

все, что происходит сейчас в Эстонии, - не уникально: все давным-давно и

неоднократно уже испытано кем-то другим. Вот только на уроках истории, как

правило, никто не учится, особенно те, кто с такой беспечностью,

безответственностью и верой в безнаказанность берется за ее переписывание,

не обременяя себя ее предварительным, тщательным изучением».

На наш взгляд, проблема нетерпимости – это проблема не только эстонцев

по отношению к русским. Интолерантность встречается повсеместно во многих

странах. Именно в то время когда «здравое большинство» молчит, агрессивно

настроенное «меньшинство» действует.

Выводы

Причина расизма — не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и

исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует

искать прежде всего в избавлении от ложных представлений, которые на

протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о

превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди

человечества.

Расистское мышление пронизывает наше сознание. Мы все немножко

расисты. Мы верим в этнический баланс. Мы молчаливо одобряем ежедневные

унижения людей в метро и на улицах под предлогом “проверки паспортного

режима” — ведь те, кого проверяют, как-то неправильно выглядят. В нашем

сознании не укладывается, что общественный порядок возможен без института

прописки. Мы не видим, как, кроме рестриктивных мер, можно справиться с

угрозами, которые несет с собой миграция. Нами движет логика страха, в

которой причина и следствие поменялись местами.

Реальная коллизия, в которую попадают переселенцы “неславянской

национальности” в Краснодаре, Ставрополе или в Москве, достаточно ясна. Она

заложена системой регистрации, которая, как всем известно, есть лишь

эвфемизм прописки и которая, согласно Конституции, является

противозаконной. Получить регистрацию крайне трудно, а иногда и попросту

невозможно. Отсутствие регистрации влечет за собой отсутствие легального

статуса, что, далее, означает невозможность легального трудоустройства,

легального найма жилья и т.д. Понятно, что в чем более тяжелой ситуации

находятся люди, тем больше вероятность возникновения в их среде девиантных

форм поведения. Замыкает эту цепочку рост социальной напряженности и

ксенофобских настроений.

Расистское мышление выстраивает совсем другую цепочку. Склонность

нерусских переселенцев к девиантному поведению ’ рост социальной

напряженности ’ необходимость рестриктивных мер и, в частности, особых

правил регистрации для членов определенных групп.

Странновато бывает слышать, как уважаемые эксперты (и опирающиеся на

их данные представители власти) говорят о том, что в Москве и Московской

области “уже проживает порядка 1,5 млн. мусульман”. По всей видимости, эта

цифра взялась из суммирования татарского и азербайджанского населения

столицы и области, к которому присовокупили приезжих из Дагестана и других

северокавказских регионов. Логика, стоящая за этими исчислениями,

предполагает взгляд на мигрирующих в центр южан как на группу, отделенную

от основного населения огромной культурной дистанцией. Шутка ли:

христианство и ислам — тут и диалог не всегда, как свидетельствует история,

установить удавалось, а в ситуации социально-экономической нестабильности и

до межцивилизационного конфликта недалеко. Верят ли сами говорящие в то,

что они внушают своим слушателям?

Предположение о, якобы, имеющейся культурной несовместимости

славянского большинства и неславянских меньшинств нелепо. Оно нелепо уже

потому, что львиная доля нерусских мигрантов в России — выходцы из бывших

советских республик, а переселенцы с Северного Кавказа и вовсе российские

граждане. По своей культурной принадлежности они — советские люди. Их

“этничность” — советская, сколько бы нас ни убеждали в обратном специалисты

по этнопсихологии. Большинство этих людей прошли социализацию в тех же

условиях, в каких социализировалось остальное население страны. Они ходили

в ту же школу, служили в (или “косили” от) той же армии, были членами тех

же полудобровольных организаций. Они, как правило, прекрасно владеют

русским языком, а что касается религиозной идентичности, то большинство из

тех, кого называют мусульманами, вряд ли бывали в мечети чаще, чем бывали в

христианской церкви те, кого называют православными.

Разумеется, культурная дистанция между мигрантами и принимающим

населением существует. Но обусловлена она опять-таки особенностями

социализации и приобретенными в результате навыками поведения. Это

дистанция между сельскими жителями и горожанами, жителями маленьких

городков, привыкшими к плотным сетям межличностных контактов, и жителями

мегаполисов, в которых царит анонимность. Это дистанция между

малообразованными людьми с минимальной социальной компетенцией и окружением

с более высоким уровнем образования и, соответственно, более высокой

профессиональной подготовкой. Культурные отличия — лишь гарнир к

структурным и функциональным различиям.

Люди оказываются членами определенных групп в зависимости от того

социального ресурса, которым они обладают. У бюрократии, например, есть

ресурс, называемый властью. Члены данной группы реализуют его максимально

эффективно, обложив процедуру регистрации в крупных городах таким

количеством ограничений, что потенциальные взяткодатели выстраиваются в

очередь. Надо ли добавлять, что самые щедрые из них — те, кому

зарегистрироваться труднее всех. Эта группа — “нерусские”, которая, в свою

очередь, распадается на несколько подгрупп в зависимости от строгости по

отношению к ним негласных инструкций. У крупных собственников есть другой

ресурс — возможность давать работу. Опять же излишне напоминать, что

бесправные и беспаспортные “инородцы” готовы трудиться — и трудятся — на

самых жестоких условиях, когда о медицинском страховании и прочих

излишествах развитого капитализма никто и не помышляет. О том, какими

ресурсами обладает наша доблестная милиция, знает каждый, кто наблюдал, с

каким рвением ее работники останавливают прохожих определенной наружности и

какими недовольными бывают их физиономии, когда документы у этих прохожих

оказываются в порядке.

Так мигранты нерусского происхождения становятся членами той или иной

этнической группы. Мы не знаем, какую роль в этом процессе играет

“естественная” тяга к “своим”. Но мы знаем, что, даже если бы они горели

желанием полностью ассимилироваться, у них вряд ли бы что-то получилось.

Однако в глазах группы, не сталкивающейся с подобными проблемами (русского

большинства), такое поведение выглядит как культурный рефлекс — нежелание

нерусских мигрантов жить как все.

Нам кажется, пора перевести обсуждение проблем, связанных с миграцией,

из культурно-психологического в социально-структурный план. Не о

диалоге/конфликте культур и не о “толерантности” надо вести речь, а о

глубоких социальных — прежде всего правовых — изменениях, без которых все

инвективы в адрес расизма и все призывы к межэтнической терпимости

останутся пустым сотрясением воздуха.

Рекомендации

В данном разделе нашего исследования мы хотели бы предложить некоторые

рекомендации по предотвращению последствий расовой дискриминации.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди

рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый

человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней,

без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку

расы, цвета кожи или национального происхождения.

Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона от

всякой дискриминации и от всякого подстрекательства к дискриминации.

Всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в

научном отношении ложна, в моральном — предосудительна и в

социальном — несправедлива и опасна, и что не может быть оправдания для

расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике.

Дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического

происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям

между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди

народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того

же государства.

Существование расовых барьеров противоречит идеалам любого

человеческого общества.

Безусловно, государство должно играть ведущую роль в решении данной

проблемы. Именно государство должно обеспечить равноправие каждого человека

перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического

происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:

а) права на равенство перед судом и всеми другими органами,

отправляющими правосудие;

b) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от

насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными

должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами

или учреждениями;

с) политических прав, в частности права участвовать в

выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и

равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной,

равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также

права равного доступа к государственной службе;

d) других гражданских прав, в частности:

i) права на свободу передвижения и проживания в пределах

государства;

ii) права покидать любую страну, включая свою собственную, и

возвращаться в свою страну;

iii) права на гражданство;

iv) права на вступление в брак и на выбор супруга;

v) права на владение имуществом, как единолично, так и совместно

с другими;

vi) права наследования;

vii) права на свободу мысли, совести и религии;

viii) права на свободу убеждений и на свободное выражение их;

ix) права на свободу мирных собраний и ассоциаций;

e) прав в экономической, социальной и культурной областях, в

частности:

i) права на труд, свободный выбор работы, справедливые и

благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную плату за

равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение;

ii) права создавать профессиональные союзы и вступать в них;

iii) права на жилище;

iv) права на здравоохранения, медицинскую помощь, социальное

обеспечение и социальное обслуживание;

v) права на образование и профессиональную подготовку;

vi) права на равное участие в культурной жизни;

f) права на доступ к любому месту или любому виду обслуживания,

предназначенному для общественного пользования, как, например, транспорт,

гостиницы, рестораны, кафе, театры и парки.

Для осуществления вышеперечисленных прав необходимо уделять большее

внимание преподаванию, воспитанию, культуре и СМИ.

Чтобы не быть голословными, мы хотели бы привести несколько примеров

реально принятых мер.

Наиболее многочисленной группой меньшинств в Финляндии (5,71 процента

населения) являются финны, говорящие по-шведски. Эта группа населения

находится в гораздо более благоприятном положении по сравнению с другими

национальными меньшинствами ввиду того, что шведский язык наряду с финским

является официальным языком Финляндии. За последние годы правительство

активизировало усилия с целью решить вопрос с собственностью саами —

коренного народа Финляндии — на землю. Финский, шведский или саамский языки

преподаются учащимся как родные языки, и в соответствии с новым

законодательством дети, которые постоянно проживают в Финляндии, а

следовательно, и дети иммигрантов, как обязаны, так и имеют право посещать

единую среднюю школу.

К другим позитивным усилиям, предпринятым государствами, относятся:

законодательные меры, направленные на введение более суровых предельных мер

наказания за преступления на расовой почве; использование этнического

мониторинга с целью установить число лиц той или иной этнической и

национальной принадлежности в различных сферах занятости и установление

целевых заданий в целях создания дополнительных рабочих мест для

представителей меньшинств в тех сферах, где они недопредставлены;

учреждение новых консультативных органов, занимающихся вопросами, которые

связаны с борьбой с расизмом и нетерпимостью, в том числе развертывание и

осуществление кампаний информирования общественности, направленных на то,

чтобы предотвратить проявление расовой дискриминации и усиление терпимости;

и создание правозащитных институтов и назначение омбудсменов, занимающихся

проблемой этнического и расового равенства.

Органам власти в государствах необходимо обеспечивать осуществление

меньшинствами основополагающего права на равенство — как в рамках

законодательства, так и в обществе в целом. В этой связи важная роль

принадлежит местным органам управления, гражданским организациями и

неправительственным организациям (НПО). Сотрудники полиции, прокуроры и

судьи должны иметь более четкое представление о расовой дискриминации и

преступлениях на расовой почве, и в некоторых случаях, возможно,

целесообразно внести изменения в кадровый состав полицейских сил, с тем

чтобы лучше отразить многоэтнический характер общин, на службе которых они

находятся. Меньшинства также должны интегрироваться в жизнь своих общин.

Прочие рекомендации касаются контроля за высказываниями, проникнутыми

чувством ненависти, поощрения процесса расширения прав посредством

образования и обеспечения надлежащим жильем и доступом к услугам в сфере

здравоохранения.

Литература

1. http://www.nationalism.org/vvv/skinheads.htm – Виктория Ванюшкина

«Бритоголовые»

2. http://www.bahai.ru/news/old2001/racism.shtml – Заявление

Международного Сообщества Бахаи на Всемирной конференции против

расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними

нетерпимости (Дурбан, 31 августа – 7 сентября 2001г.)

3. http://www.lichr.ee/rus/statyi/9nov.htm – Лариса Семенова «Молчание

убивает»

4. http://www.un.org/russian/documen/convents/raceconv.htm –

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

5. http://ofabyss.narod.ru/art34.html – David Myatt «Почему расизм прав?»

6. http://www.ovsem.com/user/rasnz/ – Морис Олендер «Расизм, национализм»

7.

http://www.segodnya.ru/w3s.nsf/Archive/2000_245_life_text_astahova2.html

– Алла Астахова «Обыкновенный расизм»

8. http:// www.1917.com/Actions/AntiF/987960880.html – Расизм в США

9. http://www.un.org/russian/conferen/racism/indigenous.htm – Расизм и

коренные народы

10. http://iicas.org/articles/17_12_02_ks.htm – Владимир Малахов «Расизм и

мигранты»

11. http://www.un.org/russian/conferen/racism/minority.htm –

Многоэтнические государства и защита прав меньшинств

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.