реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социология как наука. Предмет и функции социологии. Контрольная Работа.

людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы

социологии — пред мет изучения философии. Специфические законы социологии

изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но

здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям

и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что

социология — наука о законах развития и функционирования общества, а

социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная

связь, характер которой определяет содержание и направление социального

развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь

социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не

существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь

описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем

пони мании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую

мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество

развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали

проверки.

Предвидение еще не означает пророчества. Если наблюдаем нечто, что

проявляется как историческая тенденция или направление, то не может знать

проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют

наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть,

идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или

. решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они формируют

тенденцию эволюции человечества. Объективность социального закона в том,

что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции,

сложившиеся без их участия. Объективность социального закона — это ряд

совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества

проявляются через деятельность людей — это ошибка. Возникает

представление, что есть закон, некая существенная связь, которая имеет

самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в

том, что эта сущность не проявляется — она и есть деятельность. Вот она то

и не зависит от индивида, потому что есть результат перекрещивающейся

деятельности масс. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не

вообще, а в конкретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный

чело век — осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества,

в условиях конкретной социально-политической или производственной

деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное

и социальное положение.

В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно

таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так,

индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в

сельском хозяйстве населения.

— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение

структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к

другому. Изменение характера производительных сил требует изменения

отношений производства.

— законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы

функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального

объекта, что определяет характер его функционирования.

— законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает

рациональное сочетание общественных и личных интересов.

— законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными

явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и

колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не вообще, а

в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек

осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология

исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет

не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных

сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и

устранять.

2.5. Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие

общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,

описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,

мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две

группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и

конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные

функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют

функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии —

теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого

мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию,

социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны

показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все

надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что

действительно требует радикальных преобразований.

Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том,

что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить

наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном

мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные

знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную

информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах

общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных

отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах,

происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей,

обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень

системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность

реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии — это систематизация, описание

исследований в виде аналитических записок, различного рода научных

отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную

картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При

исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и

порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов

делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти

материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений

человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку

внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что

преобразование общества — не само цель. И преобразования нужны лишь тогда,

когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению

благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная

социологами социальная информация, она автоматически не превращается в

решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит

продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов.

Обычно социологические исследования завершаются образованием

краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта.

Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального

явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора,

который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого

фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой

практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных

условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем

придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место -в

исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает

реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения,

естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат,

который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход

развития социального процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы,

рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального

субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.

Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не

только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование.

Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция

— разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения

реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.

Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и

полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию

современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,

нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что

приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже

раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность

выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования

в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и

возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности

социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека

от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее

эффективности. Задача социологии — теоретически обеспечить успешное

протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в

Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного

качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным

превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и

средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.

Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько

недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет

место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь

несколько лет назад), сколько несформированной у большинства

управленческих кадров потребности в социологическом обосновании

управленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и

накопление информации, полученной в результате исследований.

Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации.

В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее

могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились

исследования. В установленном порядке информацию получают государственные

и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно,

участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями

содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии

выражается в использовании действительно корректных выверенных

количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо

убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из

уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы,

мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История

свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и

реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или

иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические

взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при

установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа

Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую

роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала

ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала

основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место

социологии в системе общественных наук.

2.6. Социология в системе социальных наук

Каково же место социологии в системе общественных наук? Как соотносится

социология с другими, родственными ей науками? Место социологии в системе

общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что

социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую

социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех

других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения

человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые

социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того,

в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке

социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными.

Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои

функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным

общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая

биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям

знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для

ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит

фундаментом для специальных общественных наук.

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология

выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на

изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во

времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному

составу, христианство — уникальная религия, 30-летняя война — отличается

от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология

изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и

пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений —

для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д.

Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и

взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество.

История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами,

во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и

во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и

процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.

Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими

бедами для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей,

отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и

социологии.

Основная форма деятельности общества — это материальное производство и

экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение

роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает

огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно

поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической

экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом

развития самого человека как социального существа. А это исследует уже

социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает

гражданское общество, политология — политическую жизнь общества,

политические отношения. Взаимодействие двух наук — социология и

политологии породило новую отрасль науки — политическую социологию. Связь

социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить

закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности

общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять

и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические

структуры и различные политические ре жимы.

Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная

целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы

философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных

отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия

изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную

структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества

и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то

социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает

социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные

взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология

осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно

перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Важнейшей задачей в

разработке современной философской мысли выступает обоснование модели

формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей

огромное воз действие на состояние окружающей природной и космической

среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества,

осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со обществе,

понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических

процессов. Принципиально новое решение в современной философии и

социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой

ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием

принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии

становятся возможным, применительно к историческим определенным

пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако

переход человечества на качественно новый виток развития социально,

духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная

возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние.

Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы

философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного

управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

Литература

1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,

1990.

2. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.

3. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей

редакцией А. Эфендиева. М., 1993.

4. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

5. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

6. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. Социс, 1990.

Содержание

1. Социология — наука об обществе 3

1.1. Понятие социологии в структуре социальных 3

1.2. Социология — система знаний 6

1.3. Структура социологии 8

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 11

2.1. Социология — наука о социальных отношениях

общества 12

2.2. Социологические исследования — инструмент познания

социальной реальности 13

2.3. Методы социального познания 14

2.4. Законы и категории социологии 16

2.5. Функции социологии 18

2.6. Социология в системе социальных наук 21

Литература 24

4

Министерство образования РФ

Воронежский архитектурно-строительный университет

Кафедра ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИЯ

НА ТЕМУ: «Социология как наука.

Предмет и функции социологии»

+------------------------------------------------------------------------+

| | Выполнил: студент IV курса ФЗО |

| | |

| | Специальности ЭУС |

| | |

| | Сидоров Владимир |

|--------------------+---------------------------------------------------|

| | Проверил: _____________________ |

+------------------------------------------------------------------------+

Воронеж 2002 г

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.