реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальное управление и власть

В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются на основе

закона спроса и предложения, а также предельной производительности

факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня

благосостояния.

Распределение населения Украины по уровню доходов свидетельствует о

высокой поляризации в обществе. Если в 1993 году средний доход 10% самых

обеспеченных граждан превысил доход 10% самых малообеспеченных в 6,7 раз,

то в 1994 году этот разрыв составил 9 раз, а в 1995 году - 12 раз[1].

Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и

противоречивую историю как в экономической науке, так и в философии. Дебаты

по поводу установления равенства дохода сопровождали всю историю развития

цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В одних случаях

речь шла о равном отношении к "испеченному пирогу" всех слоев населения по

принципу "всем сестрам по серьге". В других случаях отстаивалась позиция

распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом

каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что

"стремление к равенству" подорвет любую экономическую систему, приведет к

ее гибели.

Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного

увеличения ежегодного выпекаемого "пирога" общество может надеется на

повышение общего уровня жизни. Но увеличение "пирога" не гарантирует уровня

жизни для всех. Это зависит от того, как товары и услуги распределяются

среди людей. Какая-то группа населения может постоянно повышать свой

уровень жизни за счет других.

В ХХ веке в развитых странах Запада и США все большее распространение

получали взгляды, возлагаемые на государство задачу обеспечения таких прав

человека, как право на определенный стандарт благосостояния. И в реальной

жизни населения этих стран распределение доходов осуществляется не только в

результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного

регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Социальная функция управления - одно из направлений его деятельности

по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть

заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями

общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения

благосостояния, уровня жизни членов общества.

Социальная функция управления направлена на создание социальных

гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном

производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу

уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными

группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству.

Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречиях между богатыми

и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактически исчерпало

себя.

Сущность политической власти

Власть - это специальный социальный институт, упорядовающий

социальные отношения и поведение индивида.

Власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп,

организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от

социального управления власть носит не личностно-непосредственный, а

общественно-опосреднованный характер. Политическая власть проявляется в

общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов

(президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти,

регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть

мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения

между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у

одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле,

идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти

являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий

в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами

взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может

быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или

даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти

имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются

индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее

высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях

различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры.

Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко

отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий. Субъект

определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение,

команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются

(или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или

невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем

требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей -

второго важнейшего элмента власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с

доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она

невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и

власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко

выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В

конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все

же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое

выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть сражаясь, чем жить на

коленях".

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от

ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,

воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического

властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения

одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В

широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или

группа могут использовать для влияния на других". Т.о. ресурсы власти - это

все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект

власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо

важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо

средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека

(телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых

можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно

считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших

оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или

убеждения.

Структурные основания власти - законы, суд, государственный аппарат,

отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и

региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом,

выделяют такие типы оснований как страх, интерес, убеждение.

Способы и механизмы функционирования власти

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты,

делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего

способами и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть

осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными

(единоличное правление с ограниченным контролем над подданными),

тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом),

конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие,

произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы личности, её

фундаментальных прав) и другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью

специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и

деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как

общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право,

политическая система в целом.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов

- могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько классификаций власти в зависимости от того, что

считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив,

субъект власти, режим правления и т.д.

1. По области функционирования: политическая, идеологическая,

социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная

(религиозная);

2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и

т.д.;

3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;

4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая,

бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная,

социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её

деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на

экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую

часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не

совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

Экономическая функция власти

Экономическая функция власти - это контроль над экономическими

ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В

обычные, относительно спокойные периоды общественного развития,

экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку

«экономический контроль - это не просто контроль одной из областей

человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль над

средствами достижения наших целей». [2]

С экономической властью тесно связана функция власти социальная. Если

экономическая функция предполагает распределение материальных благ, то

социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов,

должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью

социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв

населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих

государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это

возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной

власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении

собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять

ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять

условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются

законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с

участием профсоюзов, производственных советов, государственных и

общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других

государственных и общественных учреждений.

Духовно-информационная функция

Духовно-информационная функция - это власть над людьми,

осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном

обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания

используются как для подготовки правительственных решений, так и для

непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их

лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется

через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества

и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить

разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности

правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на

специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей

вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная функция власти

Принудительная функция власти определяется тем, что они опирается на

силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы.

Принудительная власть нередко отождествляется с политической функцией

власти. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества

является одним из важнейших отличительных признаков политической власти.

Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и

неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами

рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между главарём и

членами преступной группировки и т.д.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную,

партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения

выделяется мегауровень - международные организации, макроуровень -

центральные органы государства, мезоуровень - подчинённые центру

организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть

в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация власти по функциям её органов: например,

законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам

воздействия на субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и

т.д.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и

верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная

власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и

внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы,

контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных

органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено

принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы

находятся под контролем избирателей посредством системы народного

представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими

органами власти - судебными и исполнительными.

В демократических государствах носителем законодательной власти

выступает парламент, эффективность деятельности которого во многом зависит

от проверенных опытом государственного строительства структур. Парламенты

бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран

действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при

которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на

основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной

отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни.

Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество

вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры,

образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд

населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на

только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с

законодательной инициативой.

Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём

желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как

исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она

должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта

её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно

«за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии

надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и

законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые

меры.

Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе

и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия

и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не

предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством регулярной

подотчётности и ответственности перед народным представительством, которое

имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют

самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной

власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказывают

существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек

должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в к судебной

власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод

человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма

правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом,

ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную.

Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд,

Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране

обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих

законов.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают

важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть собственников

средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе,

где почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ

принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на

проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для

подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных

собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого

политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных

демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между

собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим

государством и общественностью.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти

экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней

первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее

влияние на общество может оказывать власть информационная. Её

монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на

выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на

неэффективность экономической и иной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так

называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он

проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую

элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность

способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного

влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия

лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах

имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств

является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть

полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо

разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои

полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а

также социальный прогресс общества.

Обобщение фактов, учёт имеющегося опыта позволяют охарактеризовать

общее назначение и место каждой ветви власти.

Законность (легитимность) власти

Власть - понятие правовое, означающее созидание и распределение

ценностей согласно общественным интересам. Власть - это законное право

принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать

принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать

впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе,

в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству,

требуются минимальные условия для принуждения. Там же, где законность

власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность

социальных потрясений.

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров

имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно

определить как степень естественного признания населением страны системы, к

которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане

чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием

у власти авторитета, верою подавляющего большинства населения в то, что

существующий порядок является лучшим для данной страны, с консенсусом в

области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как

«законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен.

Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним,

отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» -

близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный,

этический и политический характер, второе - юридический и этически

нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время

она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать

законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного

насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и

нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Объектами легитимности выступают: политические элиты,

административный персонал, нормы и структуры режима.

Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические

принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным

авторитетам.

Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый

для проведения политики в жизнь, наличие попыток свержения правительства

или лидера, сила проявления гражданского неповиновения, результаты выборов,

референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Политические отношения на определённых этапах могут привести к

кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в

обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу

основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные

требования основных групп общества не воспринимаются политической системой.

Кризис может возникнуть и в обновлённой общественной структуре, если

системе в течение длительного времени не удаётся оправдать надежды широких

общественных кругов.

Для поддержания законности власти используются различные средства и

методы:

изменение законодательства и государственного управления

создание такой политической системы, законность которой основана на

традициях

харизматические лидеры

успешное осуществление государственной политики и программы

поддержка законности и правопорядка в стране

Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все

они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых

укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает

стабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторые

государства исчезали с политической каты мира потому, что им не удавалось

справиться с проблемами легитимности.

В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальна и для

большинства посткоммунистических стран. Неспособность правящих в них

режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к

рационально-правовым способам легитимации.

Значение легитимности, отмечал Макс Вебер, в гарантии стабильности

общества. Легитимность состоит в длительном и как бы единодушном согласии

принять правление и власть данного класса, иерархии и т.д. Легитимность не

навязывается, она возникает из однородности политических установок, нравов,

традиций, экономической системы, общего духа данного типа общности. Следует

отметить, что добровольно, а тем более осознанно и единодушно принятая

власть - лишь один из вариантов легитимации, и притом сравнительно редкий.

Чаще всего легитимность власти оспаривается, и её легитимация, поиск

специальных способов легитимировать власть, оправдать её перед обществом

или отдельным классом являются предметом особой заботы правящих сил. Ведь

оценки действий властвующей группы могут стать важным аргументом в

политической борьбе, формируют общественное мнение, политический климат,

определяют поведенческую готовность масс. Так, Иранская революция предпочла

законной власти шаха власть религиозного вождя. В странах СНГ бездействие

ряда законов также объясняется не только отсутствием условий (рвущиеся

экономические связи, некомпетентность исполнительной власти и т.д.), но и

кризисом доверия народа к властным структурам на фоне неуклонного спада

производства, снижения жизненного уровня населения, сложной общественно-

политической обстановки, отсутствии точных прогнозов на ближайшее и

отдалённое будущее.

Но история знает и другие примеры, когда вера в справедливость

законов, доверие к политическим лидерам вызывало добровольную помощь власти

со стороны народа. Например, переход к НЭПу можно считать скорее

показателем доверия к политическому авторитету В.И. Ленина, чем выражением

основанной необходимости.

Способы властвования в различных странах разные и зависят они от

многих факторов. Процесс же властвования регулируется с помощью механизма,

то есть государственных органов, права и политической системы в целом.

Власть делится на виды в зависимости от основных сфер общественной жизни,

от субъектов властвования и функций. Стабильность и прочность власти

зависит от легитимности.

Заключение

Таким образом можно сделать выводы ,что функции социального

управления и власти в принципе совпадают, но направлены они на

совершенно разные объекты.

Осуществляя социально-экономическую функцию, социального управление

должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями,

интересами, ценностными ориентациями людей и существующей системой

экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовую

активность человека, его творческий потенциал на основе материальной

заинтересованности в конечных результатах своего труда. А у власти

экономическая функция предполагает распределение материальных благ и

социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов,

должностей, льгот и привилегий. То есть на государственном более

контролируемом уровне.

Политическая функция социального управления состоит в организации

системы политических отношений, взаимодействия между властью и народом,

таким образом, что бы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в

непрерывно меняющихся условиях. Принудительная функция власти определяется

тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с

помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с

политической функцией власти. Безусловно, легальное использование силы в

масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных

признаков власти.

Совокупность средств, способов, форм и методов идейно-политического

образования и воспитания, организации людей их активного включения в

общественную жизнь, составляет содержание духовно-идеологической функции

социального управления. У духовно - информационной функции власти же

способность служить разным целям: не только распространению объективных

сведений о деятельности правительства, положении общества, но и

манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении

сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Таким образом одни и те же функции социального управления и власти

имеют совершенно разные объекты и разные методы воздействия.

Список использованной литературы

1. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992.

2. Болл Т. Власть. Полис, 1993, №5.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М.,

1986.

4. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм

социального общения. Полис, 1996, №3.

5. Демидов В. И. Ценностные измерения власти. Полис, 1996, №3.

6. Ильин В. В. Власть. Вестник Московского Университета, серия 12,

1992, №3-7.

7. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-

политический журнал, 1994, №6.

8. Общая и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.

9. Силин А. А. Философия и психология власти. Свободная мысль, 1995,

№12.

10. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7.

-----------------------

[1] журнал "Экономика Украины", N 12, 1996 г.

[2] Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7, с.218.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.