реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социально-экономический потенциал села

городе и на селе к созданию общих систем обслуживания городского и

сельского населения.

Развитие народнохозяйственного и территориальных АПК и агропромышленной

интеграции создает ряд благоприятных пред посылок для интеграции социальной

инфраструктуры города и села. Оно позволяет более рационально размещать по

поселениям сеть предприятий и организаций отраслей обслуживания с учетом их

доступности для населения, поскольку усиливаются взаимосвязи между

поселениями разных типов, формируется дорожно-транспортная сеть.

Соединение производственных структур и инфраструктуры города и села

создает основы для интеграционных процессов в системах городского и

сельского расселения, для формирования поселенческого и расселенческого

потенциала системы «город-село». Характер расселения, поселенческая сеть и

межселенные связи зависят прежде всего от уровня развития, структуры,

степени концентрации производства, развитости сферы обслуживания и его

форм, системы производственно-хозяйственных и социальных связей. В

определённой мере характер расселения определяется специфическими

технологическими особенностями различных отраслей производства. В

частности, сельскохозяйственное производство, предполагающее организацию

труда на обширной земельной площади, безусловно, существенно влияет на

сельское расселение. Но по мере повышения общего уровня развития, создания

дорожно-транспортной инфраструктуры, расширения системы межселенных связей

влияние отраслевых факторов на расселение будет падать, а влияние системы

общественного разделения труда и всей совокупности социально-экономических

факторов будет возрастать. Это крайне важно с точки зрения преодоления

социально-экономических различий между городом и селом, поскольку ранее

сложившееся сельское расселение с недостаточно развитыми связями между

самими сельскими поселениями и между ними и городами консервировало

социально-экономическую автономность села, специфичность его социальной

среды, усложняло развитие системы обслуживания и улучшения условий жизни

населения. Поэтому в процессе сдвигов в производственной и

непроизводственной структуре села должна планомерно меняться и система

расселения.

Развитие процессов преодоления социально-экономической обособленности

села, формирование структурных подразделений и потенциала системы

«город—село» в агропромышленной и всей производственной сфере и в

социальной инфраструктуре свидетельствует о том, что основной путь

совершенствования- расселения — это такое развитие разных аспектов

поселенческих связей, которое включает расширение как связей между

сельскими поселениями на базе их определенной функциональной специализации,

так и связей между городом и селом.

Развитие поселенческих связей в данных направлениях, по существу,

означает, что городские и сельские поселения разных типов включаются в

общие системы расселения и в этом смысле интегрируются.

Принципиальное значение для упрочения и расширения поселенческих связей

имеет уточнение функций каждого из поселений с учетом интересов развития

производства, местонахождения поселения, обеспечения для населения за счет

этих связей доступности разных видов общественного обслуживания и т. д.

Рациональное разделение и сочетание функций, выполняемых рядом поселений,

особенно небольших, при развитии взаимосвязей между ними является реальной

основой, обеспечивающей совершенствование всей поселенческой сети и

жизнедеятельность различных поселений независимо от их величины.

Данные основы изменения сельского расселения и его интеграции с

городским способствуют выработке конкретных расселенческих форм, в которых

(в поселенческом аспекте) устраняется обособленность села, стираются

социально-экономические границы и расширяются интеграционные процессы между

городом и селом. Такими формами прежде всего являются общие системы

расселения разных рангов (внутрирайонные, районные, межрайонные, областные,

региональные), объединяющие городские и сельские поселения на основе

Сочетания выполняемых ими функций и развития комплекса производственных,

трудовых, социальных, культурных и т. п. связей между ними. Расселенческая

система соответствующего уровня, например внутрирайонная или межрайонная,

реализует лишь часть межселенных связей и является элементом более широкой,

многоуровневой системы расселения. Поэтому расселенческие системы разных

рангов представляют собой подразделения общего сельско-городского

поселенческого потенциала. Только через взаимосвязь всех уровней системы

расселения (например, в пределах области или более крупного региона) могут

быть созданы условия для реализации совокупности межселенных

производственных, трудовых, хозяйственных и социальных связей, являющихся

обязательным условием комплексного развития города и села и использования

их позитивных сторон. В этом и заключается основная функция расселенческой

структуры системы «город—село».

Общим критерием формирования систем расселения и включенности в них тех

или иных поселений и их групп является, во-первых, перерастание случайных,

эпизодических связей в связи устойчивые, возобновляющиеся и повторяющиеся,

становящиеся органично необходимыми для организации жизнедеятельности в

соответствующих поселениях, и, во-вторых, выделение взаимосвязанных уровней

реализации каждого из основных видов связей.

Интеграционные процессы в производственных сферах, социальной

инфраструктуре и в системах расселения города и села обусловливают

необходимость и создают предпосылки формирования трудоресурсного потенциала

системы «город—село». Одной из сторон создания общих производственных и

инфраструктурных подразделений, вообще усиления производственных и

хозяйственных взаимосвязей между городом и селом является обеспечение

комплексного формирования и использования трудовых ресурсов, позволяющего

планомерно регулировать их подготовку, распределение и перераспределение в

соответствии с изменениями в отраслевой и межотраслевой структуре,

совершенствованием форм организации и с ростом производительности труда и

т. д.

Формирование общего трудоресурсного потенциала в рамках системы

«город—село» включает несколько направлений:

постепенное сближение структурных характеристик трудовых ресурсов

города и села (профессионально-квалификационный состав, уровень образования

и т. д.) на базе выравнивания уровня развития основных сфер производства и

инфраструктуры;

осуществление балансовой увязки потребностей в трудовых ресурсах (с

учетом изменений в структуре отраслей увеличения объема производства и

услуг, роста производительности и совершенствования организации труда) с их

наличием и возможностями привлечения и подготовки дополнительного

количества работников, в частности взаимо-увязки расширения производства и

сферы обслуживания (при условии увеличения потребностей в трудовых

ресурсах) с развитием трудоэкономии в других отраслях.

Создание общего трудоресурсного потенциала предполагает также

регулирование всех форм миграции трудовых ресурсов из села в город и из

города в село (включая временные и сезонные перемещения работников) на

основе приведения в действие системы стимулов, включающей изменение условий

труда и жизни, разные формы воздействия на уровень дохода и т. д. и

рационализации межселенных связей, обеспечивающих доступность мест

приложения труда.

Необходим также комплексный подход к подготовке трудовых ресурсов в

соответствии с их потребностями в различных отраслях.

Развитие интеграционных процессов между городом и селом в основных

сферах жизнедеятельности означает в то же время ста комплексное развитие

города и села предполагает учет местных особенностей, осуществление

вневедомственного подхода к решению производственных и социальных вопросов.

Обеспечить все это можно в границах определенных территорий. Поэтому

территориальными подразделениями системы «город—село» должны стать регионы

и административные единицы разных уровней.

Регион в системе «город—село» —это не просто территория какой-либо

административной единицы или нескольких таких единиц, объединяемых

общностью экономико-географического положения. Это прежде всего

совокупность развивающихся взаимоувязанных сельско-городских подразделений,

отражающих интеграцию различных сторон города и села.

Для того чтобы территориально-административные единицы и более крупные

регионы развивались в качестве структурных подразделений системы

«город—село», необходимо, чтобы органы управления ими имели достаточные

хозяйственные права и материальные возможности, позволяющие комплексно

развивать все основные стороны ее структуры с учетом местных условий и

особенностей, привлекать к решению социально-экономических проблем все

предприятия и организации, находящиеся на данной территории, мобилизовать

местные ресурсы. Таким образом, развитие территориальной структуры 'системы

«город—село» — это в то же время и процесс отработки территориального

механизма управления социально-экономическим развитием, обеспечивающего

реализацию общей стратегии продвижения к социальной однородности общества

на базе наиболее полного использования производственных и ресурсных

возможностей, всего многообразия конкретных форм решения социальных проблем

с учетом региональных и вообще местных особенностей.

Ряд значительных мер в этом направлении уже осуществлен. Расширены

права местных Советов в области размещения и развития производства и

социальной инфраструктуры, в целом использования территории, увеличиваются

ресурсы местных бюджетов. Существенным шагом в совершенствовании механизма

социально-экономического развития явилось создание районных и областных

агропромышленных объединений, которые контролируют использование ресурсов

на социальные цели, централизуют и перераспределяют их значительную часть в

рамках территориальных АПК, разрабатывают и реализуют планы строительства

объектов социальной инфраструктуры.

Однако РАПО и другие подразделения Госагропрома не охватывают

значительную часть предприятий и организаций различных ведомств, имеющихся

в районах и областях, и не могут в полном объеме обеспечить и комплексного

социально-экономического развития. Да это, строго говоря, и не является

функцией производственных объединений.. Для решения данной задачи

необходимы вневедомственные координация и кооперирование ресурсов всех

производственно-хозяйственных подразделений данной территории, руководство

развитием социальной инфраструктуры из единого территориального центра,

создание и усиление материальных стимулов для предприятий, организаций и

населения, заинтересовывающих их в осуществлении социальных преобразований.

Таким центром управления комплексным социально-экономическим развитием

территории по существу призваны быть местные Советы. Инструментом,

позволяющим комплексно подходить к решению социально-экономических проблем,

могут стать долгосрочные республиканские, региональные, областные, районные

программы комплексного социально-экономического развития города и села, в

которых бы с учетом местной специфики, остроты разных социальных проблем

определялись пропорции в затратах ресурсов на производственные и социальные

цели, источники ресурсов и их распределение по отраслям и объектам,

перспективы развития и размещения производства и социальной инфраструктуры,

развития поселенческой сети и межселенных связей, задачи всех

производственно-хозяйственных подразделений по улучшению условий труда и

жизни работников, выделялись приоритетные решения и т. д. На базе

разработки и реализации таких программ организацию территориального

управления социально-экономическими процессами можно будет дополнить

планированием и управлением развития крупных регионов.

Город и село имеют свои позитивные особенности в каждой группе условий

труда и жизни, позволяющие в той или иной мере компенсировать менее

благоприятные стороны условий данной группы. Это относится к

сельскохозяйственному и промышленному труду и к сферам культуры,

просвещения, здравоохранения и др. Поэтому, определяя приоритетные

направления социальных преобразований на селе, следует сконцентрировать

внимание на тех мерах, которые уже сейчас или в ближайшей перспективе

позволят, возможно, более полно реализовать потенциальные преимущества села

во всех сферах жизнедеятельности.

Наконец, социальные компенсации могут использоваться как временная

тактическая мера, снимающая остроту ряда социально-экономических проблем на

селе. В этом случае они осуществляются предоставлением различного рода

льгот и преимуществ в связи с неблагоприятными условиями труда и жизни. Эта

форма компенсаций практически существует давно, хотя, вероятно, в настоящее

время целесообразно усилить ее воздействие на решение вопросов

обеспеченности сельского хозяйства и других сфер села квалифицированными

кадрами, для регулирования миграции и решения других, острых социально-

экономических проблем.

Развитие системы социальных компенсаций ведет к расширению разнообразия

конкретных форм условий труда и жизни в городе и на селе и к более полному

использованию специфических особенностей города и села. Но этот процесс

означает не сохранение, а преодоление их социально-экономической

обособленности друг от друга. Позитивные особенности города и села

сохраняются и развиваются в рамках интегрированной системы «город—село» и

используются в качестве необходимой предпосылки достижения 1 социально

равных условий труда и жизни городского и сельского населения на

компенсационной основе. В результате образ жизни городского и сельского

населения все в большей мере приобретает общие черты при одновременном

возрастающем разнообразии конкретных форм организации жизнедеятельности.

4. Рационализация использования трудовых ресурсов села

4.1 Совершенствование формирования трудовых ресурсов села и их структуры

Одним из важнейших элементов социально-экономического потенциала села

являются трудовые ресурсы. Степень рационального использования трудовых

ресурсов оказывает прямое и во многом определяющие влияние на все другие

стороны сельского потенциала.

Индустриализация сельскохозяйственного производства способствует в

целом сокращению потребностей села в работниках, непосредственно занятых в

сельском хозяйстве. В то же время развитие индустриализации сельского

хозяйства и агропромышленной интеграции ведет к росту потребностей села в

работниках, занятых в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство и

осуществляющих переработку, транспортировку, хранение и реализацию

сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшее размещение и развитие на селе агропромышленных предприятий,

организаций и объединений важно не только с точки зрения расширения

отраслевой структуры занятости сельских трудовых ресурсов, но и с точки

зрения формирования нового типа работника агропромышленного производства.

Процесс качественных изменений в структуре работников особенно заметен

в сельском хозяйстве, где постоянно растет потребность в механизаторских

кадрах, причем широкого профиля, в работниках таких новых для сельского

хозяйства профессий как слесари-ремонтники, мастера-наладчики, операторы

различных технических установок и др.

Посредством трудовой маятниковой миграции сельского населения

покрывается часть потребности городов в рабочей силе в промышленности,

строительстве, на транспорте и в связи и способствует более полному

использованию сельских трудовых ресурсов, что особенно важно в

трудонасыщенных районах. В определенной мере маятниковая миграция ведет к

повышению образовательного и культурного уровня сельского населения.

Наряду с положительными сторонами маятниковая миграция сельских

трудовых ресурсов имеет и ряд отрицательных сторон.

Во-первых, среди сельских маятниковых мигрантов преобладают лица

наиболее активного возраста (20—40 лет), а среди последних — мужчины, что

способствует омоложению контингента городских трудящихся, но соответственно

уменьшает трудовые ресурсы и ухудшает половозрастную структуру работников

села.

Во-вторых, работа в городе сопряжена у маятниковых мигрантов со

значительными затратами времени на поездки к месту работы и обратно, что с

учетом их занятости на приусадебном участке сокращает примерно в 1,5—2 раза

их свободное время, по сравнению с горожанами и отрицательно сказывается на

производительности их труда.

Учитывая эти отрицательные стороны, нельзя считать рациональными все

маятниковые трудовые перемещения сельского населения. Поэтому частично

маятниковые мигранты могут рассматриваться как резерв рабочей силы,

особенно в трудонедостаточных районах, который можно использовать в

сельской местности в случае расширения там сфер приложения труда,

значительного улучшения условий труда и его оплаты, усиления престижности

труда в сельской местности. Полное и рациональное использование имеющихся в

сельской местности резервов труда наряду с совершенствованием формирования

трудовых ресурсов в рассмотренных направлениях является одним из важных

условий интенсификации сельскохозяйственного производства и комплексного

развития социально-экономического потенциала села.

4.2 Трудоэкономия – основа решения трудоресурсных проблем сельского

хозяйства и села.

Решение широкого круга задач, стоящих перед сельским хозяйством в

области повышения производительности труда, рационального использования

трудовых ресурсов, изменения характера труда связано с усилением

трудоэкономии на базе технического прогресса.

Практическая реализация трудоэкономящих тенденций предполагает

изменение технического потенциала сельского хозяйства, как в

количественном, так и в качественном отношении. Особенно велика в этом

отношении роль внедрения отраслевых индустриальных технологий. Именно на

такой базе создаются предпосылки рационального использования

трудоресурсного потенциала, решения проблемы дефицита сельскохозяйственных

работников, сокращения численности занятых в этой отрасли и повышение

обеспеченности трудовыми ресурсами несельскохозяйственных отраслей в

сельской местности.

От реализации этих направлений в развитии научно-технического прогресса

зависит ускорение сокращения потребности сельского хозяйства в рабочей

силе, возможности и масштабы трудоэкономии.

Прогрессивные формы организации труда в сельском хозяйстве, в основе

которых лежит высокий уровень механизации, специализации и разделения

труда, ориентированы на улучшение производственных показателей в

использовании техники, земли, рост производительности труда, повышение

конечных результатов производства. Формирование подрядных бригад и звеньев

должно быть основано на принципах хозяйственного расчета, стабильности

производственного коллектива, примерно равного уровня квалификации и

единства оценки труда для всех, небольших размерах коллектива,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.