| |||||
МЕНЮ
| Социально-экономический потенциал селагороде и на селе к созданию общих систем обслуживания городского и сельского населения. Развитие народнохозяйственного и территориальных АПК и агропромышленной интеграции создает ряд благоприятных пред посылок для интеграции социальной инфраструктуры города и села. Оно позволяет более рационально размещать по поселениям сеть предприятий и организаций отраслей обслуживания с учетом их доступности для населения, поскольку усиливаются взаимосвязи между поселениями разных типов, формируется дорожно-транспортная сеть. Соединение производственных структур и инфраструктуры города и села создает основы для интеграционных процессов в системах городского и сельского расселения, для формирования поселенческого и расселенческого потенциала системы «город-село». Характер расселения, поселенческая сеть и межселенные связи зависят прежде всего от уровня развития, структуры, степени концентрации производства, развитости сферы обслуживания и его форм, системы производственно-хозяйственных и социальных связей. В определённой мере характер расселения определяется специфическими технологическими особенностями различных отраслей производства. В частности, сельскохозяйственное производство, предполагающее организацию труда на обширной земельной площади, безусловно, существенно влияет на сельское расселение. Но по мере повышения общего уровня развития, создания дорожно-транспортной инфраструктуры, расширения системы межселенных связей влияние отраслевых факторов на расселение будет падать, а влияние системы общественного разделения труда и всей совокупности социально-экономических факторов будет возрастать. Это крайне важно с точки зрения преодоления социально-экономических различий между городом и селом, поскольку ранее сложившееся сельское расселение с недостаточно развитыми связями между самими сельскими поселениями и между ними и городами консервировало социально-экономическую автономность села, специфичность его социальной среды, усложняло развитие системы обслуживания и улучшения условий жизни населения. Поэтому в процессе сдвигов в производственной и непроизводственной структуре села должна планомерно меняться и система расселения. Развитие процессов преодоления социально-экономической обособленности села, формирование структурных подразделений и потенциала системы «город—село» в агропромышленной и всей производственной сфере и в социальной инфраструктуре свидетельствует о том, что основной путь совершенствования- расселения — это такое развитие разных аспектов поселенческих связей, которое включает расширение как связей между сельскими поселениями на базе их определенной функциональной специализации, так и связей между городом и селом. Развитие поселенческих связей в данных направлениях, по существу, означает, что городские и сельские поселения разных типов включаются в общие системы расселения и в этом смысле интегрируются. Принципиальное значение для упрочения и расширения поселенческих связей имеет уточнение функций каждого из поселений с учетом интересов развития производства, местонахождения поселения, обеспечения для населения за счет этих связей доступности разных видов общественного обслуживания и т. д. Рациональное разделение и сочетание функций, выполняемых рядом поселений, особенно небольших, при развитии взаимосвязей между ними является реальной основой, обеспечивающей совершенствование всей поселенческой сети и жизнедеятельность различных поселений независимо от их величины. Данные основы изменения сельского расселения и его интеграции с городским способствуют выработке конкретных расселенческих форм, в которых (в поселенческом аспекте) устраняется обособленность села, стираются социально-экономические границы и расширяются интеграционные процессы между городом и селом. Такими формами прежде всего являются общие системы расселения разных рангов (внутрирайонные, районные, межрайонные, областные, региональные), объединяющие городские и сельские поселения на основе Сочетания выполняемых ими функций и развития комплекса производственных, трудовых, социальных, культурных и т. п. связей между ними. Расселенческая система соответствующего уровня, например внутрирайонная или межрайонная, реализует лишь часть межселенных связей и является элементом более широкой, многоуровневой системы расселения. Поэтому расселенческие системы разных рангов представляют собой подразделения общего сельско-городского поселенческого потенциала. Только через взаимосвязь всех уровней системы расселения (например, в пределах области или более крупного региона) могут быть созданы условия для реализации совокупности межселенных производственных, трудовых, хозяйственных и социальных связей, являющихся обязательным условием комплексного развития города и села и использования их позитивных сторон. В этом и заключается основная функция расселенческой структуры системы «город—село». Общим критерием формирования систем расселения и включенности в них тех или иных поселений и их групп является, во-первых, перерастание случайных, эпизодических связей в связи устойчивые, возобновляющиеся и повторяющиеся, становящиеся органично необходимыми для организации жизнедеятельности в соответствующих поселениях, и, во-вторых, выделение взаимосвязанных уровней реализации каждого из основных видов связей. Интеграционные процессы в производственных сферах, социальной инфраструктуре и в системах расселения города и села обусловливают необходимость и создают предпосылки формирования трудоресурсного потенциала системы «город—село». Одной из сторон создания общих производственных и инфраструктурных подразделений, вообще усиления производственных и хозяйственных взаимосвязей между городом и селом является обеспечение комплексного формирования и использования трудовых ресурсов, позволяющего планомерно регулировать их подготовку, распределение и перераспределение в соответствии с изменениями в отраслевой и межотраслевой структуре, совершенствованием форм организации и с ростом производительности труда и т. д. Формирование общего трудоресурсного потенциала в рамках системы «город—село» включает несколько направлений: постепенное сближение структурных характеристик трудовых ресурсов города и села (профессионально-квалификационный состав, уровень образования и т. д.) на базе выравнивания уровня развития основных сфер производства и инфраструктуры; осуществление балансовой увязки потребностей в трудовых ресурсах (с учетом изменений в структуре отраслей увеличения объема производства и услуг, роста производительности и совершенствования организации труда) с их наличием и возможностями привлечения и подготовки дополнительного количества работников, в частности взаимо-увязки расширения производства и сферы обслуживания (при условии увеличения потребностей в трудовых ресурсах) с развитием трудоэкономии в других отраслях. Создание общего трудоресурсного потенциала предполагает также регулирование всех форм миграции трудовых ресурсов из села в город и из города в село (включая временные и сезонные перемещения работников) на основе приведения в действие системы стимулов, включающей изменение условий труда и жизни, разные формы воздействия на уровень дохода и т. д. и рационализации межселенных связей, обеспечивающих доступность мест приложения труда. Необходим также комплексный подход к подготовке трудовых ресурсов в соответствии с их потребностями в различных отраслях. Развитие интеграционных процессов между городом и селом в основных сферах жизнедеятельности означает в то же время ста комплексное развитие города и села предполагает учет местных особенностей, осуществление вневедомственного подхода к решению производственных и социальных вопросов. Обеспечить все это можно в границах определенных территорий. Поэтому территориальными подразделениями системы «город—село» должны стать регионы и административные единицы разных уровней. Регион в системе «город—село» —это не просто территория какой-либо административной единицы или нескольких таких единиц, объединяемых общностью экономико-географического положения. Это прежде всего совокупность развивающихся взаимоувязанных сельско-городских подразделений, отражающих интеграцию различных сторон города и села. Для того чтобы территориально-административные единицы и более крупные регионы развивались в качестве структурных подразделений системы «город—село», необходимо, чтобы органы управления ими имели достаточные хозяйственные права и материальные возможности, позволяющие комплексно развивать все основные стороны ее структуры с учетом местных условий и особенностей, привлекать к решению социально-экономических проблем все предприятия и организации, находящиеся на данной территории, мобилизовать местные ресурсы. Таким образом, развитие территориальной структуры 'системы «город—село» — это в то же время и процесс отработки территориального механизма управления социально-экономическим развитием, обеспечивающего реализацию общей стратегии продвижения к социальной однородности общества на базе наиболее полного использования производственных и ресурсных возможностей, всего многообразия конкретных форм решения социальных проблем с учетом региональных и вообще местных особенностей. Ряд значительных мер в этом направлении уже осуществлен. Расширены права местных Советов в области размещения и развития производства и социальной инфраструктуры, в целом использования территории, увеличиваются ресурсы местных бюджетов. Существенным шагом в совершенствовании механизма социально-экономического развития явилось создание районных и областных агропромышленных объединений, которые контролируют использование ресурсов на социальные цели, централизуют и перераспределяют их значительную часть в рамках территориальных АПК, разрабатывают и реализуют планы строительства объектов социальной инфраструктуры. Однако РАПО и другие подразделения Госагропрома не охватывают значительную часть предприятий и организаций различных ведомств, имеющихся в районах и областях, и не могут в полном объеме обеспечить и комплексного социально-экономического развития. Да это, строго говоря, и не является функцией производственных объединений.. Для решения данной задачи необходимы вневедомственные координация и кооперирование ресурсов всех производственно-хозяйственных подразделений данной территории, руководство развитием социальной инфраструктуры из единого территориального центра, создание и усиление материальных стимулов для предприятий, организаций и населения, заинтересовывающих их в осуществлении социальных преобразований. Таким центром управления комплексным социально-экономическим развитием территории по существу призваны быть местные Советы. Инструментом, позволяющим комплексно подходить к решению социально-экономических проблем, могут стать долгосрочные республиканские, региональные, областные, районные программы комплексного социально-экономического развития города и села, в которых бы с учетом местной специфики, остроты разных социальных проблем определялись пропорции в затратах ресурсов на производственные и социальные цели, источники ресурсов и их распределение по отраслям и объектам, перспективы развития и размещения производства и социальной инфраструктуры, развития поселенческой сети и межселенных связей, задачи всех производственно-хозяйственных подразделений по улучшению условий труда и жизни работников, выделялись приоритетные решения и т. д. На базе разработки и реализации таких программ организацию территориального управления социально-экономическими процессами можно будет дополнить планированием и управлением развития крупных регионов. Город и село имеют свои позитивные особенности в каждой группе условий труда и жизни, позволяющие в той или иной мере компенсировать менее благоприятные стороны условий данной группы. Это относится к сельскохозяйственному и промышленному труду и к сферам культуры, просвещения, здравоохранения и др. Поэтому, определяя приоритетные направления социальных преобразований на селе, следует сконцентрировать внимание на тех мерах, которые уже сейчас или в ближайшей перспективе позволят, возможно, более полно реализовать потенциальные преимущества села во всех сферах жизнедеятельности. Наконец, социальные компенсации могут использоваться как временная тактическая мера, снимающая остроту ряда социально-экономических проблем на селе. В этом случае они осуществляются предоставлением различного рода льгот и преимуществ в связи с неблагоприятными условиями труда и жизни. Эта форма компенсаций практически существует давно, хотя, вероятно, в настоящее время целесообразно усилить ее воздействие на решение вопросов обеспеченности сельского хозяйства и других сфер села квалифицированными кадрами, для регулирования миграции и решения других, острых социально- экономических проблем. Развитие системы социальных компенсаций ведет к расширению разнообразия конкретных форм условий труда и жизни в городе и на селе и к более полному использованию специфических особенностей города и села. Но этот процесс означает не сохранение, а преодоление их социально-экономической обособленности друг от друга. Позитивные особенности города и села сохраняются и развиваются в рамках интегрированной системы «город—село» и используются в качестве необходимой предпосылки достижения 1 социально равных условий труда и жизни городского и сельского населения на компенсационной основе. В результате образ жизни городского и сельского населения все в большей мере приобретает общие черты при одновременном возрастающем разнообразии конкретных форм организации жизнедеятельности. 4. Рационализация использования трудовых ресурсов села 4.1 Совершенствование формирования трудовых ресурсов села и их структуры Одним из важнейших элементов социально-экономического потенциала села являются трудовые ресурсы. Степень рационального использования трудовых ресурсов оказывает прямое и во многом определяющие влияние на все другие стороны сельского потенциала. Индустриализация сельскохозяйственного производства способствует в целом сокращению потребностей села в работниках, непосредственно занятых в сельском хозяйстве. В то же время развитие индустриализации сельского хозяйства и агропромышленной интеграции ведет к росту потребностей села в работниках, занятых в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство и осуществляющих переработку, транспортировку, хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее размещение и развитие на селе агропромышленных предприятий, организаций и объединений важно не только с точки зрения расширения отраслевой структуры занятости сельских трудовых ресурсов, но и с точки зрения формирования нового типа работника агропромышленного производства. Процесс качественных изменений в структуре работников особенно заметен в сельском хозяйстве, где постоянно растет потребность в механизаторских кадрах, причем широкого профиля, в работниках таких новых для сельского хозяйства профессий как слесари-ремонтники, мастера-наладчики, операторы различных технических установок и др. Посредством трудовой маятниковой миграции сельского населения покрывается часть потребности городов в рабочей силе в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи и способствует более полному использованию сельских трудовых ресурсов, что особенно важно в трудонасыщенных районах. В определенной мере маятниковая миграция ведет к повышению образовательного и культурного уровня сельского населения. Наряду с положительными сторонами маятниковая миграция сельских трудовых ресурсов имеет и ряд отрицательных сторон. Во-первых, среди сельских маятниковых мигрантов преобладают лица наиболее активного возраста (20—40 лет), а среди последних — мужчины, что способствует омоложению контингента городских трудящихся, но соответственно уменьшает трудовые ресурсы и ухудшает половозрастную структуру работников села. Во-вторых, работа в городе сопряжена у маятниковых мигрантов со значительными затратами времени на поездки к месту работы и обратно, что с учетом их занятости на приусадебном участке сокращает примерно в 1,5—2 раза их свободное время, по сравнению с горожанами и отрицательно сказывается на производительности их труда. Учитывая эти отрицательные стороны, нельзя считать рациональными все маятниковые трудовые перемещения сельского населения. Поэтому частично маятниковые мигранты могут рассматриваться как резерв рабочей силы, особенно в трудонедостаточных районах, который можно использовать в сельской местности в случае расширения там сфер приложения труда, значительного улучшения условий труда и его оплаты, усиления престижности труда в сельской местности. Полное и рациональное использование имеющихся в сельской местности резервов труда наряду с совершенствованием формирования трудовых ресурсов в рассмотренных направлениях является одним из важных условий интенсификации сельскохозяйственного производства и комплексного развития социально-экономического потенциала села. 4.2 Трудоэкономия – основа решения трудоресурсных проблем сельского хозяйства и села. Решение широкого круга задач, стоящих перед сельским хозяйством в области повышения производительности труда, рационального использования трудовых ресурсов, изменения характера труда связано с усилением трудоэкономии на базе технического прогресса. Практическая реализация трудоэкономящих тенденций предполагает изменение технического потенциала сельского хозяйства, как в количественном, так и в качественном отношении. Особенно велика в этом отношении роль внедрения отраслевых индустриальных технологий. Именно на такой базе создаются предпосылки рационального использования трудоресурсного потенциала, решения проблемы дефицита сельскохозяйственных работников, сокращения численности занятых в этой отрасли и повышение обеспеченности трудовыми ресурсами несельскохозяйственных отраслей в сельской местности. От реализации этих направлений в развитии научно-технического прогресса зависит ускорение сокращения потребности сельского хозяйства в рабочей силе, возможности и масштабы трудоэкономии. Прогрессивные формы организации труда в сельском хозяйстве, в основе которых лежит высокий уровень механизации, специализации и разделения труда, ориентированы на улучшение производственных показателей в использовании техники, земли, рост производительности труда, повышение конечных результатов производства. Формирование подрядных бригад и звеньев должно быть основано на принципах хозяйственного расчета, стабильности производственного коллектива, примерно равного уровня квалификации и единства оценки труда для всех, небольших размерах коллектива, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|