реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная реабилитация детей инвалидов

как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и

неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего

положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти

у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в

отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их

"быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом",

"позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение

отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья

(урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.).

Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная

обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в

любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.

В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось новое

структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она

предназначена для оказания неотложной помощи разового характера,

направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в

социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением

социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением

большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей,

а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам,

оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и

т.д. В соответствии с нормативным документом[4], Служба срочной социальной

помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все

виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения

предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора

лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной

доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями

деятельности Службы являются: — предоставление необходимой информации и

консультаций по вопросам социальной помощи; — обеспечение бесплатным

горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном

предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно

посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий

потерпевшего сроком на месяц); — предоставление одежды, обуви и других

предметов первой необходимости; — оказание материальной помощи; —

содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с

иммиграционной службой); — направление граждан в соответствующие органы и

службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; — оказание

экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия"; —

оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в

том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов,

не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).

Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование

такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая

выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию

реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного

понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой

проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление

его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной

акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону

реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы

компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов

заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению

способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной

деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и

социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального

окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как

процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими

дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями

возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения

реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и

выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Для этой цели есть дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением

опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений —

осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством

непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования,

психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной

подготовки и последующего рационального трудоустройства. Дома-интернаты для

детей с физическими недостатками расположены либо в школьных зданиях,

построенных по разным типовым проектам, либо в приспособленных помещениях,

что негативно сказывается на возможностях развертывания в этих учреждениях

реабилитационных мероприятий.

Большое значение в активизации детей-инвалидов с поражением опорно-

двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа,

которая не ограничивается пределами дома-интерната. Здесь необходимы

контакты с органами и учреждениями, которые организуют инвалидный спорт. В

продвижении инвалидов в участии в спортивных состязаниях может помочь

социальный работник. В домах-интернатах для детей с физическими

недостатками осуществляется трудовое обучение. Для его организации имеются

учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это

столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны

программы обучения профессиям бухгалтера, машинописи с основами

делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня

профессиональной подготовки во многом зависит последующая их адаптация и

трудоустройство.

Подростки, готовящиеся к выписке из дома-интерната, должны быть

осведомлены о различных житейских проблемах (трудоустройство, получение

жилья и др.) и вооружены знанием о путях их разрешения. Роль социального

работника состоит в том, чтобы помочь молодым инвалидам преодолеть

трудности интеграции в общество. Здесь важна не только информация, советы,

но и действенная помощь, участие в получении специализированного жилья,

установление вспомогательных приспособлений и устройств в квартирах для

инвалидов, помощь при трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный

работник становится истинным помощником инвалида, вступающего в открытое

общество.

Комплексное решение проблемы инвалидности.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий.

Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в

государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры

потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их

потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных

информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной

реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой

жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и

подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия,

облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных

изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий

здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей

инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой

инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и

психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром.

И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами

реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей

инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами

формирования механизмов макросоциального окружения с ним. Решение этих

задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в

настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и

реабилитации инвалидов.

Главная идея новой концепции – компенсация ограниченных возможностей

здоровья ребенка с помощью социальных служб и активной поддержке всего

совокупного потенциала окружающего социума.

Ведущие концептуальные идеи:

гуманистический характер отношения к ребенку с ограниченными возможностями

ребенка и воспитывающей его семье. Отказ от термина “ребенок-инвалид” как

дискриминационной идеи, отвергнутой мировым сообществом, в защиту

гуманистической категории “ребенок с ограниченными возможностями здоровья”,

“ребенок с отклонениями в развитии” и др.

личностно-деятельностный подход к ребенку с ОВЗ, который ставит его в

обязательную деятельностную позицию, мешающую овладеть синдромом

“приобретенной беспомощности”. Это осуществимо в условиях проявления

собственной активности ребенка, которая должна стимулировать близкими во

всех сферах его жизнедеятельности.

социальное видение ребенка и всемерной содействие раскрытию его

социальной сущности. Отказ от традиционного подхода к господством

медицинской модели инвалидности в пользу модели социально-педагогической

реабилитации.

2. Методы социальной реабилитации детей инвалидов.

Понятие "социальная реабилитация" характеризует в обобщенном виде

процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,

установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей

социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду

в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и

включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под

влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и

направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее

условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации

является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим

социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее

результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация

рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с

различными социальными группами, институтами, организациями, в результате

которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс,

продолженный в течение всей жизни человека.

В связи с этим обычно различают определенные этапы социальной

реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия

с социальной средой, в результате которого формируются качества человека,

как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление,

адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее

возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального

процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом

личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью.

Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из

них называется "конформизм" - пассивное, лишенное личностного содержания

принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм

характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным

следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.

Асоциальное значение конформизма состоит в том, что человек с конформным

сознанием создает себе алиби в различных жизненных ситуациях, объясняя

свои действия, или бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко

небезразлично для социального здоровья общества.

Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как

самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во

многих случаях и поддерживаемы.

В противном случае теряют смысл вопросы о социальных нормах, дисциплине,

организованности, и даже целостности общества.

Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее

социальной и нравственной ответственностью.

У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная

ответственность. Разумное устройство общества предполагает

взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности

общества перед личностью.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и

общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ

передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему

общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Эта трактовка является наиболее традиционной для современной

социологической литературы, где под социальной реабилитации понимается

процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение

индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек

формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс,

длящийся на протяжении всей жизни человека.

Виды жертв неблагоприятных условий социальной реабилитации

многочисленны. Это связано с тем, что процесс социальной реабилитации

осуществляется под воздействием различных факторов, влияние которых на

человека неоднозначно, порой противоречиво, таким образом, можно

говорить о наличии различных видов жертв социальной реабилитации.

Реальные жертвы неблагоприятных условий социальной реабилитации -

инвалиды.

Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям

характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к

уродству, но и таланту и даже к красоте. Все люди так или иначе,

отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе

отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной

структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее

сопротивление.

Знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать

от понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического

подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами

родителей, детей с … и специалистами, с которыми они имеют дело.

Под диагногенезом Гибсон понимает такой процесс "навешивания" ярлыков,

при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии или

расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или

расстройства.

Проявляемое обществом великодушие по большей части гарантирует адаптацию

новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной

дискриминации.

Способ классификации людей с ограниченными возможностями и слова,

которые употребляют при описании таких людей, отражают и определяют

состояние наших умов. Практика и структура предназначенных для них

учреждений, внедряясь в наше сознание, создают соответствующий настрой в

умах.

Примеры систематической борьбы с сегрегацией в отношении людей с низкими

способностями, крайне редки, хотя случаи успешной интеграции школьников с

самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности

включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине

недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках

обучения.

Знание о том, кто может быть принят в обычные школы, еще не определяет

решения о том, кто их должен посещать.

Почему же инвалиды относятся к жертвам неблагоприятных условий

социальной реабилитации? Какие проблемы возникают в процессе их социальной

реабилитации, вернее, детей-инвалидов? Прежде всего, это социальные

проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность

здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие

надлежащей архитектурной среды и т.д. Среди них можно выделить проблемы

различного уровня: макро-, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого

порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс

проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на

создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных

проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с

отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в

создании системы специального образования, обучения, в создании

архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т.д.

Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель

является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в

специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно -

иждивенческих жизненных ориентации.

Авторы проекта оспаривают такой подход, не соглашаются с ним. Мы

отказываемся от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина

"инвалид", который, в силу сложившейся традиции, несет в себе

дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалидам как к

социально бесполезной категории.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие

"человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще

использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории

взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения

социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается

медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной

проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -

государство". Суть этого изменения состоит в следующем:

- главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в

нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов

со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,

недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного

образования. Эта проблема является следствием не только субъективного

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.