реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа с инвалидами

затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают

при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся

недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для

инвалидов на кресло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с

выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга,

при заострении характерологических особенностей в результате развития

склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к

возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,

изменениям поведения.

Старость — особый период в жизни человека, когда либо вовсе не

строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются

витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих

недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием

хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в

основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется

психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего,

бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ,

присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая

перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ

реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с

особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте

"уход в болезнь". При подходе к процессам старения и старости

рассматриваются две стороны этой проблемы: — особенности психической

деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности,

то есть биологическими процессами старения; — психологические феномены,

представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или на

новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием

биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в

области психической сферы, наблюдаются на различных уровнях: личностном,

функциональном, органическом. Знание этих особенностей очень важно для

социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с

пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и

прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые

как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и

заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих,

собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений

проявляется в том, что, на- пример, бережливый становится скупым,

недоверчивый — подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений

выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении

всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к

нравоучительству, ранимости, обидчивости. Старческим изменениям личности

присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью

суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со

снижением эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность,

слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства

одиночества — нежелание контактировать с окружающими. Помимо личностных

изменений, связанных с процессами старения, важно также иметь в виду

изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания,

эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом —

нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами

старшего возраста приобретает знание социальным работником особенностей

расстройств памяти. При относительной сохранности памяти на события

многолетней давности в старости страдает память на недавние события,

нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться

на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником,

когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству

посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется

неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает

сниженный фон настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости,

фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов

психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена

способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма,

свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене

места жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления

контактов в непривычной обстановке и т.д.). При этом возникают реакции

дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности — от личностных

до клинически очерченных. Психические изменения в пожилом возрасте,

связанные с патологическими процессами, проявляются в различных

(нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого и старческого

возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и

аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой

врача. Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми

людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких

состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать помощь

специалиста.

Общественно-идеалогический аспект.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической

деятельности государственных институтов и формирования государственной

политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо

отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя

здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности

социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во

взаимодействии инвалида и общества.

Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой

социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали

создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в

состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно

новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания. Целью

организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для

пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.

Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а

вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность

находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время,

участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать

одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую

помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь

пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни,

наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа

жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания

показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание

общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения

бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии

мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие

мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и

неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего

положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти

у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в

отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их

"быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом",

"позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение

отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья

(урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.).

Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная

обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в

любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.

В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось

новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она

предназначена для оказания неотложной помощи разового характера,

направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в

социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением

социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением

большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей,

а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам,

оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и

т.д. В соответствии с нормативным документом[7], Служба срочной социальной

помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все

виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения

предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора

лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной

доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями

деятельности Службы являются: — предоставление необходимой информации и

консультаций по вопросам социальной помощи; — обеспечение бесплатным

горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном

предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно

посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий

потерпевшего сроком на месяц); — предоставление одежды, обуви и других

предметов первой необходимости; — оказание материальной помощи; —

содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с

иммиграционной службой); — направление граждан в соответствующие органы и

службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; — оказание

экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия"; —

оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в

том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов,

не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).

Производственно-экономический аспект.

Производственно-экономический аспект связан главным образом с

проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения и

рынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет

ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или

полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной

деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей в

реабилитационных средствах и услугах., а это в свою очередь будет

способствовать их интеграции в общество. Сохранение же государственной

монополии на обеспечение инвалидов реабилитационными изделиями приводит к

неоправданной экономической нагрузке на «активную» часть населения и служит

основанием для продолжения так называемой «льготной» политики, ведущей к

постоянному увеличению диспропорции между истинной потребностью инвалидов и

возможностями их удовлетворения.

Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование

такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая

выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию

реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного

понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой

проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление

его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной

акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону

реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы

компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов

заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению

способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной

деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и

социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального

окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как

процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими

дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями

возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения

реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и

выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Для этой цели есть дома-интернаты для детей с физическими

недостатками. В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент

детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих

учреждений — осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов

посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и

протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения,

профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства.

Дома-интернаты для детей с физическими недостатками расположены либо в

школьных зданиях, построенных по разным типовым проектам, либо в

приспособленных помещениях, что негативно сказывается на возможностях

развертывания в этих учреждениях реабилитационных мероприятий.

Большое значение в активизации детей-инвалидов с поражением опорно-

двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа,

которая не ограничивается пределами дома-интерната. Здесь необходимы

контакты с органами и учреждениями, которые организуют инвалидный спорт. В

продвижении инвалидов в участии в спортивных состязаниях может помочь

социальный работник. В домах-интернатах для детей с физическими

недостатками осуществляется трудовое обучение. Для его организации имеются

учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это

столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны

программы обучения профессиям бухгалтера, машинописи с основами

делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня

профессиональной подготовки во многом зависит последующая их адаптация и

трудоустройство.

Подростки, готовящиеся к выписке из дома-интерната, должны быть

осведомлены о различных житейских проблемах (трудоустройство, получение

жилья и др.) и вооружены знанием о путях их разрешения. Роль социального

работника состоит в том, чтобы помочь молодым инвалидам преодолеть

трудности интеграции в общество. Здесь важна не только информация, советы,

но и действенная помощь, участие в получении специализированного жилья,

установление вспомогательных приспособлений и устройств в квартирах для

инвалидов, помощь при трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный

работник становится истинным помощником инвалида, вступающего в открытое

общество.

Комплексное решение проблемы инвалидности.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд

мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в

государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры

потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их

потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных

информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной

реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой

жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и

подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия,

облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных

изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий

здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей

инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой

инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и

психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром.

И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами

реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей

инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами

форм3ирования механизмов макросоциального окружения с ним. Решение этих

задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в

настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и

реабилитации инвалидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области

обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все

большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по

отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда,

никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые

осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого

слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась

систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной

защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-

интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и

территориальных органов управления. Социальным работникам со времени

введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется

и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и

ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с

указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с

тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной

категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников

распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и

в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом

особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В

одних случаях она носит характер организации помощи различных служб

(медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она

приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер

коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что

помимо непосредственных "потребителей" (инвалидов, пожилых людей) сфера

деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий

персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам

приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость

уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание

психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими

и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых

людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем

образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые находятся

в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой

круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-

педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. Для

инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях,

деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от

социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией

инвалидов в общество. В данной реально существующей ситуации с

обслуживанием пожилых людей и инвалидов в разных условиях их проживания

существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных

учреждений социальных работников с целью совершенствования социальной

поддержки нетрудоспособных граждан.

Список используемой литературы

1. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное

обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах".

/ Методич. рекоменд. — М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН).

2. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной

реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

3. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-

методические аспекты деятельности социального работника. В кн.;

Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992,

(Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр

общечеловеческих ценностей).

4. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к

реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.

5. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ

действии. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17

февраля 1993.

6. Положение о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства

социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 27

декабря 1978 г №145.

7. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей

Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО

РСФСР от 6 апреля 1979 г. №35.

8. Положение о детском доме-интернате для детей с физическими

недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено

приказом МСО РСФСР от 5 ноября 1980 г. №122.

9. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с

выраженной умственной отсталостью. — М., 1993, 68 с. (ЦИЭТИН). »

10. Сборник программ трудового обучения глубоко умственно отсталых

детей в домах-интернатах. — М., 1985, 36 с. (ЦИЭТИН).

11. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. —

М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы' ассоциации работников

социальных служб).

12. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и

службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной

защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

-----------------------

[1] "Временное положение об отделении социальной помощи на дому

одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда

СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.

[2] Приказ Минсобеса РСФСР от 24 июля 1987 г. №81 "Об утверждении

Положения о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров,

Положения об отделении социальной помощи на дому одиноким престарелым и

нетрудоспособным гражданам и штатов центров социального обслуживания

пенсионеров (без стационаров)".

[3] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".

Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации

от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре

социального обслуживания".

Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений

специализированной помощи на дому".

[4] Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О

дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".

[5] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".

[6] Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-

методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная

работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем

семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

[7] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.