реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная работа с детьми алкоголиков

действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны

отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из

семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает

осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в

другом человеке. На этом основании формируется требовательность, человека к

себе, к своему поведению и поступкам.

Вопросами социальной реабилитации детей начали заниматься совсем

недавно. Лишь два десятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков

заключалась в том, что-либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали

родительских прав, а детей отправляли в детские дома и интернаты, где

основной упор делают на обеспечение жизненно важных потребностей и

обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из алкогольных семей из-за

неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во

взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в

группе сверстников и испытывают большие трудности в общении. Это дало

стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиков должна носить

комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенности детей.

Е.М. Мастюкова считает, что коррекция нервно-психических нарушений у детей

из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и

психолого-педагогических мероприятий.

Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается

преемственность в работе различных служб и учреждений, в которых находится

ребенок.

Особенно важная роль принадлежит специализированному уходу и лечению в

раннем возрасте, когда имеет место наиболее интенсивное психическое

развитие ребенка. Именно в этот ответственный период ведущую роль в

становлении психики играет общение с взрослыми. Поэтому организация

эмоционально положительного окружения, в котором воспитывается ребенок,

является той основой, на которой осуществляется весь лечебно-коррекционный

и воспитательный процесс.

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию

правильного режима, полноценного питания, физического воспитания,

стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное

лечение и психотерапию.

Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста.

физического и нервно-психического состояния ребенка.

Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В

специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих

хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска

стен. расцветка штор, оформление игровых комнат и т. д.

Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие

пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко

можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции.

Важно, чтобы у ребенка было постоянное место для сна, приема пищи, а позже

- для личных вещей.

Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает

проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка,

вызывает у него положительные эмоции способствует развитию его речи.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является

предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также

патологического развития личности у данного контингента детей и подростков.

Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую,

но и лечебно-коррекционную направленность.

Необходимыми условиями успешности всей психолого-педагогической работы

является ее системность и регулярность.

Прежде чем проводить психолого-педагогическую коррекцию, надо иметь

представление об особенностях физического и нервно-психического состояния

каждого ребенка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить

возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется

определению уровня умственного развития детей. Опыт работы показывает, что

многие из детей, растущие и условиях семейного алкоголизма, особенно при

наличии у них педагогической запущенности из-за недостатка общения с

взрослыми, при первоначальном обследовании могут производить впечатление

умственно отсталых.

Однако правильный педагогический подход к этим детям, проведение

специальных коррекционных занятий в сочетании с медикаментозным лечением

дают положительные результаты, что говорит об отсутствии у них умственной

отсталости. Имеющиеся же трудности в обучении и поведении связаны с

задержкой психического развития по типу инфантилизма, но не с умственной

отсталостью.

Несмотря на большую частоту олигофрении у потомства при семейном

алкоголизме, необходимо отметить сложность постановки подобного диагноза.

Дифференциация умственной отсталости от других форм интеллектуальных

нарушений у этих детей особенно сложна и требует нередко длительного

наблюдения в процессе проведения коррекционно-педагогических мероприятий.

Крайне ответственным является начало их обучения. Несформированность целого

ряда предпосылок, составляющих готовность к школьному обучению, определяет

изначальную несостоятельность многих из них. Это, с одной стороны, может

способствовать постановке неправильного диагноза олигофрении. а с другой -

сразу же вызывать у ребенка отрицательное отношение к школе н приводить к

ухудшению его психического состояния в целом.

В связи с этим важной задачей является подготовка ребенка к обучению в

школе и правильная углубленная диагностика его психического развития.

Дети из семей больных алкоголизмом даже при наличии минимальных

признаков органической неполноценности центральной нервной системы в силу

грубейшей педагогической запущенности уже к дошкольных учреждениях часто

испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Не зная порой

как правильно вести себя за столом, в игровой ситуации, эти дети вызывают к

себе отрицательное отношение сверстников и, что является недопустимым.

Только терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям, неоднократный

показ, повторение и объяснение того, как надо выполнить то или иное

действие, как вести себя в той пли иной ситуации, позволит предупредить

отклонения в их психическом развитии, и в частности в развитии личности.

Удовлетворение так называемой сенсорной жажды Особенно необходимо в

раннем возрасте, так как нормальное психическое развитие возможно только

при наличии идущей извне информации. Мир, окружающий ребенка, должен быть

насыщен красками, звуками (особенно звуками человеческой речи), предметами

разных размеров и форм, с разными функциональными значениями.

Среди разнообразных видов сенсорной информации важное место занимает

информация, воспринимаемая на слух. При современном уровне развития теле- и

радиотехники одним из аспектов коррекционной работы может быть

воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок,

коротких рассказов в комнате, где играют дети.

В раннем возрасте положительную роль для закрепления необходимых

условных связей играет сочетание определенного действия с ежедневно

повторяющейся приятной мелодией или звуками пения птиц (например, утром при

пробуждении, перед зарядкой и т. п.), бодрого марша (при подготовке к

прогулке) и т. п. Также можно использовать демонстрацию мультфильмов,

диафильмов, кукольных и других спектаклей, концертов, приглашая, например,

самодеятельные детские коллективы из ближайших школ.

Дети должны иметь возможность наблюдать разнообразные явления,

происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т. п.) и живой (взаимодействия

и взаимоотношения людей между собой и с остальной живой природой) природе.

Не менее важную роль играют эмоциональные воздействия на ребенка.

Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах,

форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой

поступок ребенка.

Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние

психологического, а для младших детей— психофизиологического комфорта.

Надо, однако, учитывать, что для создания комфортного психического

состояния ребенка вовсе нет необходимости идти у него на поводу и угождать

ему. В случае неправильного поведения ребенка используются испытанные

приемы: переключение и отвлечение внимания от конфликтной ситуации на

нейтральную или доставляющую удовольствие.

Для доведения же до сознания ребенка неправильности его поступка можно

использовать оценку поведения другого ребенка или сказочного персонажа,

героя мультфильма и т, п. в аналогичной ситуации. Причем как хороший, так и

плохой поступок персонажа в этой же ситуации, при правильном и доступном

объяснении его воспитателем, обогащает социальный опыт ребенка и позволяет

ему усвоить понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Наглядный пример играет огромную роль в воспитании и обучении детей.

Но с формированием речи не менее, а иногда и более существенное воздействие

на развитие оказывает слово.

Большое место и системе работы с детьми, родители которых страдают

алкоголизмом, отводится психотерапии.

Психотерапия- это комплексное лечебное воздействие на психику человека

с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе,

своему состоянию и. окружающей среде. Психотерапия детского возраста имеет

свои специфические особенности, в ней большое внимание уделяется приемам

отвлечения и переключения. Важной задачей психотерапии детей родителей,

страдающих алкоголизмом, является развитие у них чувства уверенности в

своих силах, воспитание социальных, трудовых и этических установок.

Психотерапия и психолого-педагогическая коррекция у детей и подростков

тесно взаимосвязаны и составляют суть лечебной педагогики.

Процесс психотерапии осуществляется поэтапно. На первом этапе

устанавливается контакт с ребенком, на втором раскрывается сущность его

конфликтных переживаний, и на третьем этапе используются разнообразные

приемы, помогающие ребенку избавиться от этих переживаний, зависимости от

возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. С детьми

дошкольного возраста широко применяется игровая психотерапия, с младшими

школьниками используется также и рисование, а с детьми старше 10 лет

подключается планомерное проведение специальных бесед. Полезным является

также прием психотерапевтической кукольной драматизации.

Все приемы психотерапии с детьми 5- 6 лет и старше сопровождаются

разъясняющей психотерапией. Ребенку логически обоснованно объясняют причины

его трудных взаимоотношений с товарищам и. учителями, обсуждают с ним

различные жизненные проблемы: стремятся к тому, чтобы ребенок по

возможности адекватно оценил себя, свое состояние и характер взаимодействия

ею с окружающими.

В основе психотерапевтической работы с подростками из семей больных

алкоголизмом лежит длительное, сначала в условиях индивидуальной, а затем

групповой психотерапии обсуждение следующих проблем: в чем смысл жизни; что

может принести удовлетворение в жизни, почему одни люди идут по пути

самопожертвования и самоотдачи, а другие- потребления и корысти; почему

одни способны на подвиг, а другие на преступление и т. п. Обсуждение этих

вопросов предполагает большую просветительную работу, вызванную

необходимостью как ликвидации пробелов в знаниях таких подростков, так и

развития их самосознания.

В индивидуальных беседах психотерапевт обычно выясняет, какова система

ценностей подростка (что он считает для себя наиболее значимым, каковы его

интересы), какова его самооценка, и каких областях возникают у него

притязания и каков их уровень и г. д. В дальнейшем проводится работа по

выработке адекватной самооценки, формированию притязаний в социально

значимых и идах деятельности, изменению ценностных ориентации. Наряду с

этим психотерапевт принимает участие в создании нормальных взаимоотношений

подростков со сверстниками в учебном или трудовом коллективе.

Взаимодействие психотерапевта с детьми и подростками должно строиться

на основе глубокого понимания психологических механизм он поведения

ребенка. Как указывалось выше, в поколении детей и подростков из семей

больных алкоголизмом нередко отмечаются более или менее выраженные

расстройства, берущие начало в их характерологических реакциях. Последние

во взаимодействии с окружающей средой приобретают характер стойких

патологических форм реагирования, во многом предопределяя патологические

направления развития личности.

К сожалению, проблема детерминации поведения до сих пор является

недостаточно разработанной, что определяется в первую очередь чрезвычайной

сложностью объекта воздействия - ребенка. В связи с этим очень трудно

определить, какой будет реакция, если применить конкретный стимул. Тем не

менее, прогнозирование характера реагирования ребенка на ту или иную

ситуацию не является безнадежным делом.

Врач-психотерапевт А.И. Захаров считает, что сначала на основе данных,

полученных в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением

ребенка, необходимо составить программу оказания помощи. Цель такой

программы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют

их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. В первую очередь,

это переживание, возникшее в результате беспокойства, страха, обиды и

неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неспособности

контролировать свои чувства.

Коррекция поведения, по мнению А.И. Захарова, может успешно

осуществляться в процессе игры. Игра представляет собой естественный вид

творчества детей, в котором моделируется, отражается доступная пониманию

ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование

чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия,

развития воображения и расширения круга общения, приобретаются новые знания

и умения. Кроме этого, через игру, возможно, дать осознать ребенку

недостатки своего характера и найти оптимальные пути решения проблемных или

конфликтных ситуаций общения. Для этого можно использовать в виде игры

реальные условия.

Они имеют более определенный сценарий, заставляют ребенка вырабатывать

план действий. В процессе проигрывания различных ситуаций происходит

обучение приемам поведения, что значительно облегчает процесс адаптации.

В раннем возрасте, когда ребенок уже способен к самостоятельной

элементарной деятельности, необходимо полнее использовать возможности игры

с песком и водой.

Наблюдения за детьми родителей- алкоголиков показывают, что в играх с

водой и песком в значительной степени преодолевается их не

целенаправленность, хаотичность, быстрая пресыщаем ость. Воспитатель должен

привнести в игру ребенка определенный смысл или задать мотив деятельности.

Замечено, что игра с водой и песком способствуют снятию эмоционального

напряжения, раздражительности, возбудимости.

Сюжетно-ролевые игры могут использоваться психотерапевтом, как для

диагностических, так и коррекционных целей. В этих играх ярко проявляются

эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Правильное,

желательное поведение того или иного героя игровой ситуации обязательно

поощряется, оценивается и вознаграждается.

Музыка может способствовать созданию благоприятного фона для других

видов психотерапии. Рисование, рациональная и игровая психотерапия под

музыку открывают большие возможности для преодоления конфликтных

переживаний, нормализации эмоционального состояния.

Таким образом, вопрос реабилитации и коррекции психических и

личностных нарушений у детей из семей алкоголиков остается изученным не в

полной мере. Однако, учитывая комплексный характер патологических изменений

в эмоционально-волевой сфере, в личностном развитии и поведении для таких

детей можно с успехом применять общеизвестные методы психотерапии,

музыкотерапии.

Особенность психолого-педагогической работы с детьми является то, что

наиболее эффективными направлениями будут те, которые предполагают

активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игра,

рисование, лепка, пение, и другие формы работы ребенка позволяют ему

вынести во вне объекты самопознания. Кроме этого, большой упор необходимо

делать на удовлетворение сенсорной натуры ребенка и развития его речи.

2.2 Психологические основы социальной реабилитации

Выше отмечалось, что очень часто алкоголизм и прочие аддиктивные

проблемы становятся семейной традицией. Более пятидесяти процентов

сегодняшних алкоголиков являются детьми алкоголиков, кроме того, у

миллионов людей имеются иные серьёзные проблемы. Очень важно уберечь детей

от мучительных лет молчания, стыда, страданий. Социальные работники могут

сыграть важную роль в этом процессе посредством эффективных

профилактических мер. И индивидуально, и коллективно социальные работники

должны стать голосом и твёрдой силой для детей, которые не всегда могут

высказаться в собственную защиту. В этом процессе можно использовать

методы, которыми пользуются врачи-психологи, такие как: точная информация,

подходящая для детей данного возраста, обучение навыкам, установление

связей и привязанностей, вытекающих из здоровых отношений.

В семьях алкоголиков царит правило, сводящееся к отказу, обману

чувств, принципу “никаких разговоров”. Таким образом, дети алкоголиков

часто не понимают, что происходит у них в семье. Поэтому не удивительно,

что они во всём обвиняют себя. Преобладающее у многих детей чувство – это

не страх, гнев или обида; это – постоянное непреодолимое замешательство.

Детям алкоголиков нужна точная информация об алкоголе, о прочих

наркотиках, а также об алкоголизме как о болезни. Узнав об отрицании,

провалах памяти, рецидивах и исцелении, дети могут не только понять, что

происходит у них в семье, а также понять, что они не должны себя за это

винить, и что они не могут всё изменить к лучшему. Крайне важно преподнести

эти важные факты детям, учитывая их возраст, чтобы они не были более

потрясены, отягощены и не испытывали бы замешательство.

Вот то, что важно слышать детям алкоголиков:

. Алкоголизм-– это болезнь.

. Ты не можешь улучшить создавшегося положения.

. Ты достоин того, чтобы тебе помогли.

. Ты не один.

. Есть надёжные люди и организации, которые могут помочь.

. Есть надежда.

Дети алкоголиков попадают в группу повышенного риска в отношении

поведенческих и эмоциональных проблем. Давая детям возможность приобрести

разнообразные жизненные навыки, вы помогаете им справляться со многими

проблемами. Например, некоторые дети сталкиваются с тяжёлыми ситуациями,

связанными с избиениями в семье, с заброшенностью и прочими проблемами. Эти

дети могут обучиться разнообразным методам преодоления тяжёлой ситуации и

уходу за собой. Другие дети алкоголиков могут позволить своим отрицательным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.